Наполнительная, контрольно-предохранительная и запорная арматура для газобаллонных автомобилей

  Главная      Учебники - ГБО автомобиля     Техническая эксплуатация газобаллонных автомобилей (Певнев Н.Г.) - 2010 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

3.3.

Наполнительная, контрольно-предохранительная и запорная арматура для газобаллонных автомобилей

 



В состав арматуры для автомобильных газовых баллонов для ГСН в общем случае входят следующие устройства: заправочное устройство, наполнительный вентиль, обратный клапан, предохранительный клапан, устройство контроля или автоматического ограничения наполнения баллона, устройство для определения уровня жидкой фазы газа в баллоне, расходный вентиль жидкой фазы газа, расходный вентиль паровой фазы газа (наличие необязательно), скоростной (напорный) клапан расходной

магистрали.

В случае выполнения арматуры баллона в одном блоке, соединение с баллоном осуществляется посредством унифицированного фланцевого соединения с помощью шести винтов М5 х 30. Блок арматуры в этом случае называют мультиклапаном.

Мультиклапан (рис. 3.5) представляет собой комбинированное устройство, включающее в себя наполнительный и расходный вентили, указатель уровня газа, предохранительный клапан.

В мультиклапане также
установлены скоростной (напорный) клапан в расходной линии и обратный клапан в наполнительной линии. Заправочное устройство представляет собой специальный переходник (рис.

3.6), предназначенный для соединения газового баллона со специальным присоединительным устройством заправочного шланга АГНС.

 

 

 

 

Рис. 3.6. Выносное заправочное устройство для присоединения к заправочному шлангу АГНС на территории РФ:
1 - переходник; 2 - уплотнитель; 3 - заглушка

 

 

 

 

Заправочное устройство оснащается пробкой-заглушкой для предохранения от попадания грязи в процессе эксплуатации. В некоторых конструктивных исполнениях заправочное устройство оснащается фильтрующим элементом и обратным клапаном.

Целесообразность применения фильтрующего элемента и обратного клапана на заправочном устройстве не является бесспорной истиной. В составе АГНС и узлов ГБО, устанавливаемых на автомобиле, имеется достаточное количество фильтрующих элементов, чтобы не усложнять, снижая надежность, заправочное устройство. Установка обратного клапана непосредственно в заправочном устройстве может приводить к появлению длительной утечки газа из трубопровода, соединяющего заправочное устройство и наполнительный вентиль баллона, так как по нормативным требованиям, предъявляемым к обратным клапанам, допускается небольшое пропускание газа через закрытый

обратный клапан.

Более целесообразно выпускать газ из наполнительной магистрали до наполнительного вентиля при отсоединении заправочного шланга, а не при установке заглушки, как это предусмотрено в некоторых конструкциях заправочного устройства с обратным клапаном. Оптимальным расположением обратного клапана следует считать его расположение внутри мультиклапана, после наполнительного вентиля, то

есть со стороны полости баллона.

Наполнительный вентиль устанавливается на газовом баллоне (в мультиклапане) и предназначен для герметичного перекрытия канала сообщения газового баллона с заправочным устройством. Наполнительный вентиль, как правило, выполнен в виде механического запорного устройства с маховичком для его ручного закрытия без применения инструмента. Встречаются наполнительные

вентили с электромагнитным приводом.

Обратный клапан предназначен для исключения выхода газа из наполнительной линии газового баллона при случайном отсоединении (или обрыве) заправочного шланга при открытом наполнительном вентиле баллона. Обратный клапан представляет собой подпружиненный запорный элемент, способный, практически без сопротивления, пропускать газ в направлении от заправочного устройства в заправляемый баллон и ограничивать, практически до полного запирания, прохождение

газа из баллона в заправочное устройство.

Предохранительный клапан предназначен для автоматического стравливания газа из баллона при повышении давления газа в баллоне выше допустимого (для ГСН предохранительный клапан должен быть настроен на начало срабатывания при давлении 1,67 МПа). Предохранительный клапан, как правило, выполнен в виде подпружиненного запорного элемента, который удерживается в закрытом состоянии усилием пружины, а давление газа в баллоне стремится его открыть. Предохранительный клапан возвращается в исходное (закрытое) положение автоматически при достижении допустимого

значения давления газа.

 

 

 

 

Предохранительный клапан должен быть установлен таким образом, чтобы сброс газа происходил из зоны паровой фазы газа в баллоне. При этом происходит быстрое снижение давления в баллоне при

минимальном количестве сбрасываемого газа.

Снижение давления в баллоне при сбросе газа из паровой фазы происходит за счет снижения температуры газа в баллоне, которое, в свою очередь, происходит из-за интенсивного испарения газа, переходящего из жидкой фазы в зону паровой фазы, освобождающуюся при сбросе предохранительным клапаном паровой фазы.

Предохранительный клапан является обязательным для установки на баллоны емкостью 100 и более

литров.

Устройство контроля или автоматического ограничения наполнения баллона жидкой фазой газа. Ограничение необходимо для гарантированного обеспечения наличия в полностью заправленном баллоне пространства, заполненного паровой фазой газа, для возможности расширения

жидкой фазы при нагреве баллона.

Устройство контроля наполнения баллона может быть выполнено в виде дополнительного вентиля, с отбором газа с определенного уровня (высоты) баллона, на котором находится граница жидкой фазы газа при 85.90 %-ном заполнении баллона. В процессе заправки осуществляется сброс газа из этого вентиля в атмосферу. По началу выхода жидкой фазы газа (белый плотный туман) определяется максимально допустимая степень заполнения баллона.

Устройство автоматического ограничения наполнения баллона, как правило, приводится в действие от поплавка, который, всплывая по мере заполнения баллона жидкой фазой газа, приводит в действие механизм, запирающий наполнительную линию под действием напора поступающего в баллон газа. После окончания заправки этот механизм, как правило, при начале расходования газа из баллона автоматически переходит в исходное (открытое) положение.

Устройство для определения уровня жидкой фазы газа в баллоне предназначено для определения количества (запаса) сжиженного газа в баллоне автомобиля в процессе эксплуатации. Это устройство, получившее наибольшее распространение, имеет привод от поплавка. Датчиком в большинстве случаев служит магнит, перемещаемый (поворачиваемый) приводом от поплавка, передающий усилие на другой магнит, находящийся снаружи, за герметичной перегородкой. Наружный магнит, в свою очередь, связан со стрелкой на указателе. Известны варианты, когда внутренний магнит воздействует на контакты (или другие чувствительные элементы), находящиеся снаружи баллона, которые преобразуют это воздействие в электрические сигналы для индикации их на указателе, находящемся в салоне автомобиля (на панели приборов).

Датчики в виде реостата, находящегося внутри баллона, не получили распространения из-за сложности обеспечения надежного уплотнения выводов проводников и низкой надежности самого

реостата.

Расходный вентиль жидкой фазы газа предназначен для отбора газа из баллона в процессе эксплуатации автомобиля. При этом обеспечивается равномерность использования всех фракций газа, находящегося в баллоне. Отбор газа из баллона в этом случае производится с самого нижнего

уровня.

Расходный вентиль паровой фазы газа (наличие необязательно) предназначен для отбора паровой фазы газа из баллона при запуске холодного двигателя и начальной стадии прогрева. Длительная работа на паровой фазе не рекомендуется в связи с тем, что при этом происходит интенсивное расходование легких фракций газа с одновременным охлаждением баллона из-за испарения газа с поверхности жидкой фазы. Это может привести к недопустимому падению давления газа в баллоне, что сделает невозможной дальнейшую работу двигателя на газовом топливе до

появления необходимого давления.

Скоростной (напорный) клапан расходной магистрали предназначен для ограничения (возможно, до полного перекрытия) выхода газа в расходную магистраль при резком возрастании скорости проходящего по магистрали газа. Возрастание скорости прохождения газа возможно при обрыве магистрали или при открытии магистрали при отсоединенном трубопроводе. Возможно срабатывание скоростного клапана также при резком открытии расходного вентиля при пустой магистрали. Конструктивно скоростной клапан чаще всего выполнен в виде подпружиненного элемента, стремящегося перекрыть магистраль под действием потока проходящего по магистрали газа, пружина стремится удержать элемент в открытом положении. Как правило, должен быть обводной канал ограниченного сечения для перехода клапана в открытое состояние после выравнивания давления до клапана и после него. Очень часто клапан не переходит в открытое состояние в связи с обмерзанием обводного канала и самого клапана, при наличии частичек влаги или льда в газовом топливе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..