Р Газпром 2-6.1-603-2011

  Главная      Учебники Газпром     

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   231  232  233  234  235  236  ..

 

 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»


 

 


 

РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ


 

ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СИЛОВЫХ ЦЕПЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ОАО «ГАЗПРОМ»


 

Р Газпром 2-6.1-603-2011


 

Издание официальное


 

 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»


 

Общество с ограниченной ответственностью «Газпромэнергодиагностика» Общество с ограниченной ответственностью «Газпром экспо»


 

Москва 2012

Предисловие


 

  1. РАЗРАБОТАНЫ


     

  2. ВНЕСЕНЫ


     

  3. УТВЕРЖДЕНЫ


     

  4. ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ


     

  5. СРОК ДЕЙСТВИЯ

Обществом с ограниченной ответственностью «Газпромэнергодиагностика»


 

Управлением транспорта Департамента инвестиций и строительства ОАО «Газпром»


 

начальником Департамента инвестиций и строительства ОАО «Газпром» 21 июля 2011 года


 

3 года


 

© ОАО «Газпром», 2011

© Разработка ООО «Газпромэнергодиагностика», 2011

© Оформление ООО «Газпром экспо», 2012


 

Распространение настоящих рекомендаций осуществляется в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением правил, установленных ОАО «Газпром»

Содержание

  1. Область применения 1

  2. Нормативные ссылки 1

  3. Термины и определения 2

  4. Общие положения 3

  5. Состав, порядок и объем работ по техническому диагностированию электрических аппаратов силовых цепей железнодорожного тягового подвижного состава

    ОАО «Газпром» 3

  6. Оценка технического состояния тяговых электродвигателей 11

  7. Оформление и учет результатов технического диагностирования 13

  8. Требования безопасности 13

    Приложение А (рекомендуемое) Перечень работ по техническому диагностированию тягового электродвигателя 14

    Приложение Б (рекомендуемое) Форма программы работ 15

    Приложение В (справочное) Основные технические характеристики тяговых электродвигателей 16

    Приложение Г (справочное) Режимы испытаний тяговых электродвигателей 17

    Приложение Д (рекомендуемое) Форма паспорта технического состояния тягового электродвигателя 19

    Библиография 33


     

    III

    Введение


     

    Настоящие рекомендации разработаны с целью нормативно-методического обеспечения работ по техническому диагностированию железнодорожного тягового подвижного состава ОАО «Газпром», осуществляемых в рамках функционирования Системы обеспечения промышленной безопасности и качества сервисных работ объектов транспорта ОАО «Газпром».

    Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с договором на выполнение научно-исследовательских работ от 29.09.2010 № 2017-0930-10-5 между ОАО «Газпром» и ООО «Газпромэнергодиагностика».

    Настоящие рекомендации разработаны авторским коллективом в составе: С.В. Власов, С.А. Егурцов, Т.В. Скрынник, А.Е. Королев, А.В. Самодуров, А.М. Данильченко, А.Ю. Антропова, Е.В. Тимощук, Ю.В. Куликова (ООО «Газпромэнергодиагностика»).

    РЕКОМЕНДАЦИИ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ГАЗПРОМ»


     

    image

    ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СИЛОВЫХ ЦЕПЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ОАО «ГАЗПРОМ»


     

    image


     

    Дата введения – 2012-08-29 Срок действия – 3 года


     

    1. Область применения


       

      1. Настоящие рекомендации определяют порядок организации и проведения контроля качества ремонта электрических аппаратов силовых цепей железнодорожного тягового подвижного состава ОАО «Газпром», прошедших текущий или капитальный ремонт в условиях локомотиворемонтных заводов или депо.

      2. Настоящие рекомендации распространяются на тяговые электродвигатели железнодорожного подвижного состава ОАО «Газпром», находящиеся в эксплуатации и проходящие плановые виды технического обслуживания и ремонта.

      3. Настоящие рекомендации не распространяются на тяговые генераторы и вспомогательные электрические машины железнодорожного тягового подвижного состава ОАО «Газпром», которые проходят контроль технического состояния, техническое обслуживание и ремонт в установленном порядке.

      4. Настоящие рекомендации предназначены для применения дочерними обществами, организациями ОАО «Газпром» и организациями, осуществляющими работы по техническому диагностированию электрических аппаратов силовых цепей железнодорожного подвижного состава ОАО «Газпром».


         

    2. Нормативные ссылки


       


       

      дарты:

      В настоящих рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие стан-


       

      ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические

      условия

      ГОСТ 11828-86 Машины электрические вращающиеся. Общие методы испытаний ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и опре-

      деления


       

      image

      Издание официальное

      ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

      ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения

      ГОСТ Р ИСО 10816-1-97 Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Часть 1. Общие требования

      ГОСТ Р ИСО 10816-3-99 Вибрация. Контроль состояния машин по результатам измерений вибрации на невращающихся частях. Часть 3. Промышленные машины номинальной мощностью более 15 кВт и номинальной скоростью от 120 до 15000 об/мин

      ГОСТ Р 53480-2009 Надежность в технике. Термины и определения

      СТО Газпром 2-1.13-489-2010 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Положение о системе обеспечения промышленной безопасности и качества сервисных работ объектов транспорта ОАО «Газпром»

      СТО Газпром 2-2.3-141-2007 Документы нормативные для проектирования, строительства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения

      Примечание – При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по соответствующим указателям, составленным на 1 января текущего года, и информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


       

    3. Термины и определения


 

В настоящих рекомендациях применены термины в соответствии с ГОСТ Р 53480, ГОСТ 15467, ГОСТ 18322, ГОСТ 20911, СТО Газпром 2-1.13-489, СТО Газпром 2-2.3-141, в том

числе следующие термины с соответствующими определениями:


 

3.1 дефект: Каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

[ГОСТ 15467-79, пункт 38]

 


 

3.2 техническое диагностирование, диагностирование: Определение технического состояния объекта.

[ГОСТ 20911-89, пункт 4]

 


 

3.3 ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.

[ГОСТ 18322-78, пункт 2]

 

    1. подрядная организация: По СТО Газпром 2-1.13-489-2010.

    2. специализированное подразделение: Подразделение дочернего общества ОАО «Газпром» (филиал, управление, отдел, служба), осуществляющее эксплуатацию железнодорожного тягового подвижного состава.

    3. субъект железнодорожного транспорта ОАО «Газпром»: Дочернее общество или организация ОАО «Газпром», имеющие в собственности или владеющие на ином законном основании железнодорожным подвижным составом, а также железнодорожными станциями с инженерными коммуникациями, железнодорожными подъездными путями необщего пользования, депо по обслуживанию и ремонту подвижного состава, инфраструктурой для строительства и ремонта пути, хранения, заправки горюче-смазочными материалами и экипировки тягового подвижного состава.


 

  1. Общие положения


     

    1. Объектами технического диагностирования в рамках данных рекомендаций являются тяговые электродвигатели тепловозов.

    2. Цели работ по техническому диагностированию тяговых электродвигателей:

      • установление соответствия фактических и паспортных характеристик тягового электродвигателя (ТЭД);

      • повышение надежности работы ТЭД;

      • выявление дефектов и повреждений, способных вызвать аварийный выход из строя ТЭД;

      • контроль качества ремонта ТЭД в условиях локомотиворемонтных заводов и депо;

      • снижение эксплуатационных затрат.

    3. Работы по техническому диагностированию ТЭД осуществляются подрядными организациями, которые должны быть аттестованы в установленном порядке и иметь необходимый квалификационный уровень.


       

  2. Состав, порядок и объем работ по техническому диагностированию электрических аппаратов силовых цепей железнодорожного тягового подвижного состава ОАО «Газпром»

    1. Состав работ по проведению технического диагностирования тяговых электродвигателей в общем случае включает:

      • подготовительные работы;

      • техническое диагностирование ТЭД;

      • оценку технического состояния ТЭД;

      • выдачу заключения о дальнейшей эксплуатации ТЭД;

      • оформление результатов технического диагностирования.

    2. Подготовительные работы включают:

      • анализ технической документации;

      • ознакомление с условиями эксплуатации ТЭД;

      • подготовку программы работ, проведение инструктажей, оформление допуска к работе;

      • подготовку диагностического оборудования для проведения обследования и измерений;

      • внешний осмотр тяговых электродвигателей.

        1. Анализ технической документации

          1. Анализ технической документации проводится с целью изучения наработки, отказов, проведенных обслуживаний и ремонтов для всех диагностируемых тяговых электродвигателей.

          2. Анализу подлежат:

      • проектная документация;

      • нормальные схемы электроснабжения ТЭД;

      • технические паспорта;

      • производственные инструкции по эксплуатации ТЭД;

      • протоколы испытаний, измерений и наладок, акты ремонта ТЭД;

      • журнал или картотека дефектов и неполадок ТЭД.

        1. Ознакомление с условиями эксплуатации тяговых электродвигателей

          При ознакомлении с условиями эксплуатации ТЭД особое внимание следует уделять сведениям об их повреждениях и неисправностях.

        2. Подготовка программы работ, проведение инструктажей, оформление допуска к работе.

          1. Программу работ рекомендуется составлять с учетом контроля параметров, необходимых для определения технического состояния тяговых электродвигателей.

          2. Программа работ составляется подрядной организацией и утверждается ответственным представителем субъекта железнодорожного транспорта ОАО «Газпром».

          3. Рекомендуемый перечень работ по техническому диагностированию тяговых электродвигателей приведен в приложении А.

          4. Форма программы работ приведена в приложении Б.

          5. Инструктажи и оформление допуска к работе следует проводить в установленном в субъекте железнодорожного транспорта ОАО «Газпром» порядке.

      1. Подготовка диагностического оборудования

        Подготовка диагностического оборудования для проведения диагностирования и измерений проводится подрядной организацией в соответствии с требованиями, установленными в соответствующих технических инструкциях и руководствах по эксплуатации.

      2. Подготовительные работы перед выполнением технического диагностирования тяговых электродвигателей осуществляются специализированным подразделением субъекта железнодорожного транспорта ОАО «Газпром» и включают:

  • вывод тепловоза из эксплуатации;

  • выполнение организационных и технических мероприятий, обеспечивающих безопасность проведения работ со снятием напряжения, в соответствии с требованиями РД 153-34.003.150-00 [1];

  • частичную разборку ТЭД в объеме, необходимом для проведения технического диагностирования.

      1. Техническое диагностирование тяговых электродвигателей

        1. Внешний осмотр тяговых электродвигателей

          При проведении внешнего осмотра ТЭД следует проверять:

  • наличие поврежденных частей или деталей;

  • исправность и надежность крепления крышек коллекторных люков, крышек и пробок масляных камер, защитных сеток, кожухов, полюсных болтов, заглушек вентиляционных отверстий и других деталей;

  • чистоту коллекторов, конусов коллекторов, изоляторов и кронштейнов щеткодержа-

телей;


 

  • исправность щеткодержателей, правильность их установки;

  • состояние щеток, их притирку и нажатие на коллектор;

  • надежность крепления траверсы и щеткодержателей;

  • состояние и крепление межкатушечных соединений, перемычек и выводных прово-

    дов (в доступных для осмотра местах).

        1. Автоматизированная диагностика тяговых электродвигателей

          1. Автоматизированную диагностику ТЭД рекомендуется применять для контроля их технического состояния по вибрации, температуре, току и другим параметрам в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

          2. Для проведения автоматизированной диагностики ТЭД следует применять диагностические комплексы, позволяющие производить синхронные непрерывные измерения, регистрацию и отображение основных контролируемых параметров ТЭД в режиме реального

            времени, в том числе позволяющие осуществлять расчеты по вибрационным и токовым сигналам дополнительных характеристик, таких как спектры, спектры огибающей, эксцессы, пикфакторы, взаимные спектры и т.д. Основные технические характеристики тяговых электродвигателей приведены в приложении В.

          3. Рекомендуется применять автоматизированные диагностические комплексы (АДК), имеющие не менее 16 универсальных синхронных (измерения осуществляются параллельно) входов для подключения первичных преобразователей с интерфейсами наиболее распространенных типов, позволяющих измерять вибрацию, температуру, давление, расход, уровень, ускорение, уклон, динамическое давление, линейные перемещения, напряжение, ток и т.д.

          4. Автоматизированные диагностические комплексы следует применять для выявления следующих дефектов:

            а) дефекты электрической части:

            • дефекты обмоток ротора;

            • эксцентриситет зазора;

            • дефекты системы возбуждения;

            • дефекты щеточно-коллекторного узла;

            • дефекты обмоток статора.

              б) дефекты подшипников качения:

            • общий износ подшипника;

            • удары в подшипнике;

            • недостаточная смазка;

            • перекос наружного кольца;

            • перекос внутреннего кольца;

            • проскальзывание в посадочном месте;

            • неоднородный радиальный натяг;

            • износ наружного кольца;

            • раковины на наружном кольце;

            • износ внутреннего кольца;

            • раковины на внутреннем кольце;

            • сколы на телах качения.

              в) дефекты подшипников скольжения:

            • износ;

            • срыв масляного клина;

            • увеличенный зазор;

            • уменьшенный зазор;

            • перекос вкладышей.

              г) прочие виды механических неисправностей:

            • дисбаланс якоря электродвигателя;

            • неправильный монтаж;

            • перекос подшипникового щита.

          5. Рекомендуется применять АДК, оснащенные клавиатурой, мышью для ввода данных и принтером для печати протоколов.

          6. Оператору АДК в режиме реального времени следует наблюдать параметры диагностируемого ТЭД на общей схеме или, вызвав окно с детализированным представлением измерений, в той или иной точке в виде трендов и каскадов спектров.

          7. Необходимо применять программное обеспечение АДК, содержащее структурированный каталог моделей ТЭД, модули экспертной диагностики с возможностью корректировки диагностических критериев и правил, а также модули протоколирования.

          8. Диагностическую информацию следует сохранять и накапливать в электронной базе данных.

        1. Испытания тяговых электродвигателей

          1. Перед испытанием ТЭД следует произвести проверку состояния рабочей поверхности коллектора, щеточного аппарата, качества притирки щеток, правильность маркировки и расположения выводных кабелей и проводов.

          2. Проворачиванием вручную следует убедиться в свободном вращении якоря, нет ли касания обмотки о подшипниковый щит и стуков в подшипниках при крайних положениях якоря.

          3. Испытания ТЭД рекомендуется проводить с учетом требований ГОСТ 2582, с соблюдением режимов и норм, приведенных в приложении Г.

          4. Проверку сопротивления изоляции ТЭД следует производить с учетом требований ГОСТ 11828 мегаомметром на 500 В ТЭД с номинальным напряжением до 500 В и мегаомметром не менее чем 1000 В ТЭД с номинальным напряжением свыше 500 В.

          5. Сопротивление изоляции обмоток на стенде при рабочей температуре, измеренное мегаомметром на 60-й секунде приложения напряжения, должно быть не менее указанного в приложении Г.

          6. Испытание электрической прочности изоляции ТЭД относительно корпуса рекомендуется производить переменным током в течение 1 мин в соответствии с требованиями ГОСТ 2582 и ГОСТ 11828.

          7. Омическое сопротивление обмоток ТЭД, измеренное в холодном состоянии и приведенное к температуре +20 С, не должно отклоняться от номинального значения более чем на +9 %  –3 %.

          8. Испытание ТЭД на нагревание рекомендуется производить методом взаимной нагрузки по режимам, приведенным в приложении Г.

          9. Разрешается испытывать ТЭД без подачи охлаждающего воздуха при открытых люках в течение 1 ч при номинальном напряжении и токе, дающем повышение температуры при номинальном режиме.

          10. Проверку скоростных характеристик ТЭД рекомендуется проводить в обоих направлениях вращения якоря. Отклонение действительной частоты вращения от номинальной не должно превышать ±3 %. Разность между частотами вращения в одну и другую сторону при токе, соответствующем номинальной мощности, и при номинальном возбуждении, выраженная в процентах от среднего арифметического обеих частот вращения, должна быть не более 4 %.

          11. Испытание ТЭД на повышенную частоту рекомендуется производить при частоте вращения, превышающей на 25 % максимальную, а для постоянно соединенных последовательно тяговых двигателей на 35 %.

          12. Проверку электрической прочности межвитковой изоляции следует проводить на холостом ходу ТЭД в течение 5 мин по режимам, указанным в Приложении Г.

          13. Биение коллектора и контактных колец на нагретом ТЭД допускается не более 0,06 мм. Разница между биением в холодном и горячем состоянии должна быть не более 0,03 мм.

          14. Проверку работы ТЭД на холостом ходу с приработкой щеток следует проводить в течение 30 мин при частоте вращения 585 об/мин для ЭД-107А, ЭД-118А, ЭД-118Б; 600 об/мин – для ЭДУ-133.

          15. После проведения испытаний в последовательности, предусмотренной приложением Г, измерение сопротивления изоляции рекомендуется проводить после испытания ТЭД на нагревание.

          16. Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса ТЭД в горячем состо-

            янии при температуре 100-10 С должно быть не менее указанного в приложении Г.

          17. Тяговые электродвигатели имеют удовлетворительную коммутацию при всех токах, соответствующих их рабочим характеристикам при обоих направлениях вращения для реверсивных ТЭД и при рабочем направлении вращения для нереверсивных ТЭД. Для реверсивных ТЭД испытание рекомендуется проводить в течение 30 с при вращении в каждую сторону, для нереверсивных – в течение 1 мин при рабочем направлении вращения.

          18. При изменении направления вращения допускается холостой ход в течение 5–15 мин для притирки щеток.

          19. Режимы проверки коммутации следует устанавливать с учетом требований ГОСТ 2582 (приведены в приложении Г).

          20. При классе коммутации не более 11/разрешается направление ТЭД в эксплуатацию.

          21. Степень искрения следует записывать в протокол испытаний. При перебросах или искрении во время испытаний следует выявлять их причину.

          22. Тяговый электродвигатель следует считать выдержавшим испытания, если он не получил никаких механических повреждений или кругового огня, коллектор пригоден к дальнейшей работе без очистки или какого-либо исправления.

          23. Испытание на нагрев от трения щеток и работы подшипников следует проводить на холостом ходу, при максимальной частоте вращения, в течение 1 ч – без подачи охлаждающего воздуха. При этом температура подшипников и коллектора не должна превышать 95 С.

          24. Проверку уровня вибрации рекомендуется проводить на жестко закрепленном на стенде ТЭД. Измерение вибрации следует проводить с учетом требований ГОСТ Р ИСО 10816-1 и ГОСТ Р ИСО 10816-3 на подшипниковых щитах со стороны привода и коллектора в направлении, перпендикулярном оси вращения (вертикальном).

          25. Контроль уровня вибрации следует производить при работе ТЭД в режиме холостого хода при установившейся максимальной частоте вращения.

          26. При неудовлетворительной коммутации ТЭД следует проверить:

            • притирку щеток по коллектору, нажатие на щетки, зазор между корпусом и щеткой, а также между щеткодержателем и коллектором. Площадь прилегания щеток к коллектору должна быть не менее 75 %;

            • биение коллектора (местное биение, выступание или западание одной пластины или группы пластин не допускаются);

            • правильность расстановки щеткодержателей относительно коллектора;

            • соответствие типа установленного якоря типу магнитной системы, зазор между якорем и полюсами, количество прокладок под сердечниками добавочных полюсов, надежность крепления траверсы, совпадение меток на щите и остове, поставленных при предыдущих испытаниях.

          27. Если указанные параметры соответствуют норме, а искрение более допустимого, следует проверить правильность установки нейтрали, а при необходимости и зону безыскровой коммутации.

        1. Проверка правильности установки нейтрали

          1. В неподвижном ТЭД к двум соседним щеткодержателям следует подключить гальванометр или милливольметр, имеющий двустороннюю шкалу с нулем в середине.

          2. От постороннего источника питания в обмотку главных полюсов следует подать ток, равный 5–10 % номинального тока возбуждения. При включении тока стрелка прибора будет отклоняться. Поворотом траверсы в ту или иную сторону необходимо добиться наименьшего отклонения стрелки. Чтобы не повредить прибор при повороте траверсы, его следует отключать.

          3. Для проверки правильности найденного нейтрального положения необходимо повернуть якорь в направлении его нормального вращения и снова проверить нейтраль. Если отклонение стрелки прибора будет при этом незначительное, траверсу следует закрепить окончательно, после чего произвести проверку еще раз. Если проведенные работы не улучшили коммутацию, следует определить зону безыскровой работы ТЭД и провести необходимую регулировку.

        2. Определение зоны безыскровой работы тягового электродвигателя методом подпитки добавочных полюсов

          1. При правильно подобранных добавочных полюсах границы безыскровой коммутации располагаются симметрично относительно горизонтальной оси нагрузки ТЭД. В большинстве случаев при настройке коммутации рекомендуется ограничиваться определением границ искрения при номинальной нагрузке.

          2. Если коммутация ТЭД не улучшается после изменения зазора под добавочными полюсами по номинальному режиму, необходимо проверить расположение зоны безыскровой работы на различных режимах нагрузки ТЭД (5–6 точек). При этом вся зона безыскровой работы сместится вниз от горизонтальной оси нагрузок, если добавочные полюсы сильные, и, наоборот, сместится вверх, если добавочные полюсы слабые. В первом случае зазор под добавочными полюсами следует увеличить, во втором уменьшить.

          3. Определение зоны безыскровой работы ТЭД рекомендуется начинать со сборки последовательной электрической цепи из обмотки якоря и обмоток добавочных полюсов, амперметра постоянного тока с нулем в середине шкалы и выключателя.

          4. К обмотке одного из дополнительных полюсов через переключатель, позволяющий изменять направление тока, следует подключить вспомогательный генератор, последовательно соединенный с амперметром постоянного тока.

          5. Ток подпитки следует регулировать реостатом, включенным последовательно в цепь независимой обмотки возбуждения вспомогательного генератора.

          6. Ток подпитки необходимо изменять до тех пор, пока не исчезнет искрение. Если искрение исчезнет при подпитке, то добавочные полюсы слабые и зазор между якорем и добавочным полюсом следует уменьшить. Если искрение исчезнет при отпитке, то зазор следует увеличить.

          7. После проведения испытаний ТЭД рекомендуется повторить операции, предусмотренные п. 5.2.1 настоящих рекомендаций.

          8. Полный перечень работ по техническому диагностированию ТЭД принимается в соответствии с таблицей А.1 приложения А.

          9. По результатам технического диагностирования ТЭД подготавливается заключение, содержащее результаты обследования, предварительные выводы, рекомендации по дальнейшей эксплуатации.

          10. После окончательного анализа и обработки полученных результатов технического диагностирования подготавливается новый или корректируется существующий паспорт технического состояния ТЭД. Рекомендуемая форма паспорта приведена в приложении Д.

    5.3.5.11 Наоснованиизаключенияотехническомсостоянииирекомендацийподальнейшей эксплуатации ТЭД, представленных в паспорте технического состояния, специализированным подразделением субъекта железнодорожного транспорта ОАО «Газпром» принимается решение о порядке и условиях эксплуатации ТЭД, проведении ремонтно-восстановительных работ или выводе его из эксплуатации.


     

    1. Оценка технического состояния тяговых электродвигателей


       

      1. Оценку технического состояния ТЭД следует проводить на основе анализа информации, включающей результаты технического диагностирования, и требований нормативной и эксплуатационной документации.

      2. По результатам оценки технического состояния ТЭД может находиться в исправном, работоспособном или неработоспособном состоянии.

      3. При соответствии параметров, полученных при техническом диагностировании ТЭД, требованиям организации-изготовителя и нормативной документации техническое состояние ТЭД оценивается как «исправное».

      4. При отклонении параметров, полученных при техническом диагностировании ТЭД, от требований организации-изготовителя и нормативной документации и наличии на ТЭД дефектов, не влияющих на выполнение им заданных функций и не препятствующих дальнейшей эксплуатации, техническое состояние ТЭД оценивается как «работоспособное».

        К дефектам, не препятствующим дальнейшей эксплуатации ТЭД, относятся:

        • ослабление крепления клиньев обмоток статора;

        • распушение зубцов стали сердечника статора, в результате которого не повреждена изоляция обмотки статора;

        • механические повреждения поверхности расточки статора (забоины, царапины, затертые места и пр.) без наличия признаков видимого перегрева стали статора;

        • истирания или повреждения изоляции, не оголяющие токоведущие части обмоток;

        • механические повреждения поверхности тела ротора (забоины, царапины, затертые места и пр.);

        • начальная стадия дефекта болтового контактного соединения вводов по результатам тепловизионного обследования;

        • коррозия и окисление болтового контактного соединения вводов электродвигателя;

        • трещины и сколы на электрографитовых щетках;

        • механические повреждения изоляции щеткодержателя;

        • царапины и повреждения на поверхности контактных колец.

      5. При наличии дефектов, не совместимых с эксплуатацией ТЭД, техническое состояние оценивается как «неработоспособное».

        К дефектам, препятствующим дальнейшей эксплуатации ТЭД, относятся:

        • пониженное сопротивление изоляции обмотки статора (ниже нормы);

        • расцентровка двигателя с механизмом или дисбаланс, приводящие к повышенной вибрации (свыше 4,5 мм/с);

        • распушение или разрушение зубцов сердечника статора, вызывающее повреждение изоляции обмотки;

        • видимый перегрев электротехнической стали статора при работе под нагрузкой, вызвавший локальный нагрев корпуса электродвигателя;

        • наличие трещин корпуса электродвигателя;

        • обрыв хотя бы одного стержня короткозамкнутой обмотки ротора;

        • наличие трещин в короткозамыкающем кольце обмотки ротора;

        • выпадение (отсутствие) элементов крепления обмоток ротора;

        • значительные (до меди) разрушения витковой изоляции обмоток статора и ротора;

        • истирание 0,5 толщины изоляции лобовых частей секций обмотки статора (требуется перемотка);

        • междуфазное короткое замыкание в обмотках электродвигателя (требуется перемотка);

        • следы пробоя изоляции щеткодержателя.

    2. Оформление и учет результатов технического диагностирования


       

      1. Оформление результатов технического диагностирования включает:

        • анализ результатов технического диагностирования и составление предварительного заключения;

        • составление паспорта технического состояния ТЭД.

      2. Предварительное заключение о техническом состоянии ТЭД должно содержать:

        • состав бригады специалистов, проводившей техническое диагностирование;

        • перечень используемых приборов и оборудования с указанием даты следующей поверки средств измерений;

        • результаты измерений;

        • предварительные выводы;

        • рекомендации по ремонту и дальнейшей эксплуатации;

        • заключение о техническом состоянии ТЭД.

    1. После окончательного анализа и обработки результатов, полученных при техническом диагностировании ТЭД, следует составить паспорт технического состояния (приложение Д).


       

  1. Требования безопасности


     

    1. Работы по техническому диагностированию ТЭД выполняются подрядными организациями, специалисты которых должны быть обучены и аттестованы в соответствии с ПБ 03-440-02 [2] и ИСО 9712:2005 [3].

    2. При проведении технического диагностирования ТЭД необходимо соблюдать требования РД 153-34.0-03.150-00 [1] и Правил [4].

Приложение А

(рекомендуемое)


 

Перечень работ по техническому диагностированию тягового электродвигателя


 

Таблица А.1 – Перечень работ по техническому диагностированию тягового электродвигателя


 

Номер п/п

Наименование работ

Объем работ

Подготовительные работы

1

Изучение работы оборудования, анализ его технического состояния

1 единица оборудования

2

Обработка, анализ и экспертиза комплекта документации

1 комплект документации

3

Подготовка программы работ, проведение инструктажей, оформление допуска к работе

1 комплект документации

4

Подготовка диагностического оборудования

1 комплект аппаратуры

Техническое диагностирование

5

Визуально-измерительный контроль и выбраковка деталей с видимыми дефектами

10 дм2

6

Определение наличия стуков в подшипниках при крайних положениях якоря

2 узла

7

Определение сопротивления изоляции обмоток статора

3 узла

8

Определение электрической прочности изоляции

3 узла

9

Проверка скоростных характеристик

1 единица оборудования

10

Испытание на повышенную частоту

1 единица оборудования

11

Проверка электрической прочности межвитковой изоляции

3 узла

12

Определение величины биения коллектора и контактных колец

2 узла

13

Проверка коммутации

1 узел

14

Испытание подшипников и коллектора на нагрев

3 узла

15

Определение уровня вибрации в контрольных точках с помощью переносного виброизмерительного прибора

7 точек, 1 канал

в трех направлениях

16

Проверка правильности установки нейтрали

1 узел

17

Определение зоны безыскровой работы

1 узел

Заключительный этап

18

Составление заключения о техническом состоянии тягового электродвигателя

1 документ

19

Разработка технических и организационных предложений

по повышению эффективности работы тягового электродвигателя

1 тип оборудования

20

Разработка или корректировка паспорта технического состояния тягового электродвигателя

1 лист формата А4

21

Перенос данных из формуляра на бумажном носителе на электронный носитель, ввод в базу данных

1 формуляр

Приложение Б

(рекомендуемое)


 

Форма программы работ


 

СОГЛАСОВАНО

Ответственный представитель от подрядной организации (наименование организации)

УТВЕРЖДАЮ

Ответственный представитель от субъекта железнодорожного транспорта ОАО «Газпром» (наименование организации)


 

image image

(Ф.И.О.) (Ф.И.О.)

« » 20 г.

« » 20 г.


 


 

ПРОГРАММА РАБОТ

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ДИАГНОСТИРОВАНИЮ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВОВ


 

Цель проведения технического диагностирования Серии и номера локомотивов Типы и номера тяговых электродвигателей Срок проведения технического диагностирования


 

Номер этапа

Наименование работ

Ответственный исполнитель

Срок выполнения

Результат

1

2

3

4

5

         


 


 

Представитель от подрядной организации

(наименование организации)


 


 

image

(Ф.И.О.)

« » 20 г.

Приложение В

(справочное)


 

Основные технические характеристики тяговых электродвигателей


 

Таблица В.1 – Основные технические характеристики тяговых электродвигателей, согласно Правилам [5]


 

Параметр

Тип тягового электродвигателя

ЭД-107

ЭД-107А, ЭД-107М

ЭД-118А, ЭД-118Б

ЭДУ-133

Мощность, кВт

305

305

305

411

Класс нагревостойкости изоляции:

       

главных полюсов

Н

F

F

F

добавочных полюсов

B

F

F

F

якоря

B

F

F

Н

Расход воздуха для вентиляции, м3

1,25

1,25

1,25–1,33

1,25–1,33

Продолжительный режим:

       

напряжение, В

463

463

463

506

ток, А

720

720

720

890

Частота вращения, об/мин

580

585

585

600

КПД (полное поле), %

91,5

91,5

91,6

92

Максимальное напряжение при токе 476 А, В

700

700

700

780

Максимальная частота вращения, об/мин

2290

2290

2290

2320

Максимальная частота вращения для испытания на стенде в течение 2 мин, об/мин

2750

2750

2860

2860


 

Примечание – Возбуждение тяговых электродвигателей последовательное, вентиляция принудительная.

Приложение Г

(справочное)


 

Режимы испытаний тяговых электродвигателей


 

Таблица Г.1 – Режимы испытаний тяговых электродвигателей, согласно Правилам [5]


 

Номер п/п


 

Вид испытания

Тип тягового электродвигателя

ЭД-107

ЭД-107А, ЭД-107М

ЭД-118А, ЭД-118Б

ЭДУ-133

1

Измерение сопротивления изоляции обмоток в холодном состоянии, МОм, не менее

20

20

20

20


 

2

Измерение омического сопротивления обмоток при температуре +20 С, Ом (±10 %):

       

якоря

0,013

0,013

0,0135

0,0135

главных полюсов

0,0105

0,0105

0,0105

0,0105

добавочных полюсов

0,00821

0,00821

0,00821

0,00821


 

3

Испытание на нагревание:

       

напряжение, В

463

470

470

470

ток, А

575*

575*

575*

575*

Превышение температуры обмотки, С, не более:

       

якоря

120

140

140

120

главных полюсов

180

155

155

155

добавочных полюсов

130

130**

155

155

коллектора

95

95

95

95

4

Проверка частоты вращения и реверсирования по ГОСТ 2582, об/мин

580

585

585

585

5

Испытание на повышенную частоту вращения продолжительностью 2 мин, об/мин

2750

2860

2860

2860

6

Пятиминутное испытание электрической прочности межвитковой изоляции обмоток напряжение, В

1050

1050

1050

1050

7

Проверка биения коллектора (на нагретой машине), мм, не более

0,06

0,06

0,06

0,06


 

8

Проверка коммутации:

       

I режим (4 по ГОСТ 2582)

       

напряжение, В, при полном поле

303

303

303

303

ток перегрузки, А

1100

1100

1100

1100

II режим (5 по ГОСТ 2582)

       

напряжение, В

700

700

700

700

ток, А

476

476

476

476

частота вращения, об/мин

2290

2290

2290

2290

степень возбуждения, %

36

36

36

36

Окончание таблицы Г.1


 

Номер п/п


 

Вид испытания

Тип тягового электродвигателя

ЭД-107

ЭД-107А, ЭД-107М

ЭД-118А, ЭД-118Б

ЭДУ-133


 

8

III режим (6 по ГОСТ 2582)

       

напряжение, В

463

463

463

463

ток при полном поле, А

720

720

720

720

частота вращения, об/мин

585

585

585

585

время испытаний в каждом направлении, с

30

30

30

30

9

Измерение сопротивления изоляции обмоток в горячем состоянии, МОм, не менее

2

2

2

2

10

Определение омического сопротивления обмоток в горячем состоянии1


 

11

Испытание в течение 1 мин при частоте 50 Гц электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками напряжением, В


 

2000/

2400


 

2000/

2400


 

2000/

2400


 

2000/

2400


 

12

Проверка уровня вибрации (в режиме холостого хода на упругом стенде):

       

номинальная частота вращения, об/мин

580

585

585

585

максимальная частота вращения, об/мин

2290

2290

2290

2290

эффективная виброскорость, мм/с, не более

4

4

4

4


 

13

Испытание в течение 1 ч на нагрев от трения щеток и подшипников на холостом ходу без вентиляции при частоте вращения, об/мин


 

2290


 

2290


 

2290


 

2290


 

Примечания

1 – Определяется по таблицам, рассчитанным по формуле

rг rx[1 + (tг – tx)],

где rг – сопротивление испытуемой обмотки в горячем состоянии, Ом;

rx – сопротивление испытуемой обмотки в холодном состоянии, Ом;

 = 0,004 – температурный коэффициент расширения меди;

tг – температура нагрева обмоток в результате испытаний;

tx – температура, при которой измерено сопротивление rx.

*Испытание в течение 1 ч без вентиляции.

**Для катушек с изоляцией «Монолит-2» 155 С.

Приложение Д

(рекомендуемое)


 

image

Форма паспорта технического состояния тягового электродвигателя


 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»

 


 


 

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

 


 


 

(Должность)

(Должность)

 


 

(Ф.И.О.)

« » 20 г.

(Ф.И.О.)

« » 20 г.

 


 


 

ПАСПОРТ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

 


 

СЕРИЯ ТЕПЛОВОЗА:

НОМЕР ТЕПЛОВОЗА: ТИП ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ:

 


 

Дата обследования: « » 20 г.

 


 

От Исполнителя:

От Заказчика:

 


 


 

(Должность)

(Должность)

 


 

(Ф.И.О.)

« » 20 г.

(Ф.И.О.)

« » 20 г.

 

image


 


 

СОДЕРЖАНИЕ Стр.


 

ЧАСТЬ I ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

ФОРМУЛЯР № 1 Регистрация работ ФОРМУЛЯР № 2 Техническая документация

ФОРМУЛЯР № 3 Паспортные данные электродвигателя ФОРМУЛЯР № 4 Данные заводских и приемо-сдаточных

измерений и испытаний

ФОРМУЛЯР № 5 Общий вид тягового электродвигателя ФОРМУЛЯР № 6 Сведения об испытаниях и ремонтах


 

ЧАСТЬ II РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ

ФОРМУЛЯР № 7 Результаты измерений ФОРМУЛЯР № 8 Результаты теплового контроля

ФОРМУЛЯР № 9 Выводы, рекомендации, заключение


 

ФОРМУЛЯР № 1 Регистрация работ

ВИД РАБОТ

Техническое диагностирование


 

ДАТА НАЧАЛА


 

« » 20 г.


 

ДАТА ОКОНЧАНИЯ


 

« » 20 г.


 

СОСТАВ БРИГАДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ

Фамилия И.О. Должность

Руководитель бригады

Член бригады


 

РАЗРЕШЕНИЕ


 

Свидетельство об аккредитации Выдано « » 20 г.

Регистрационный номер Действительно до « » 20 г.


 

ПОДПИСИ ЧЛЕНОВ БРИГАДЫ

 


 

image

Ф.И.О.


 

image

Ф.И.О.

 
 
 


 

ФОРМУЛЯР № 1 Регистрация работ

Список сертифицированных членов бригады

Номер

п/п


 

Фамилия И.О.

Номер квалификационного

удостоверения


 

Виды контроля, уровень

1

     

2

     
 

Перечень приборов

Номер

п/п


 

Тип прибора

Заводской номер

прибора

Свидетельство

o поверке

Дата следующей

поверки

1

       

2

       

3

       

4

       

5

       

6

       

7

       
 


 

ФОРМУЛЯР № 2 Техническая документация

 

Вид документации

Отметка о наличии

   
   
   
   
   
   
   
 


 

ФОРМУЛЯР № 3 Паспортные данные электродвигателя

Тип

 

Заводской номер

 

Организация-изготовитель

 

Год изготовления

 

Класс нагревостойкости изоляции:

 

главных полюсов

 

добавочных полюсов

 

якоря

 

Расход воздуха для вентиляции, м3

 

Продолжительный режим:

 

напряжение, В

 

ток, А

 

Частота вращения, об/мин

 

КПД (полное поле), %

 

Максимальное напряжение при токе 476 А, В

 

Максимальная частота вращения, об/мин

 

Максимальная частота вращения для испытания на стенде

в течение 2 мин, об/мин

 
 


 

ФОРМУЛЯР № 4 Данные заводских и приемо-сдаточных измерений и испытаний

Показатели

Заводские испытания

и измерения

Приемо-сдаточные

испытания

Примечание

Сопротивление изоляции обмоток

в холодном состоянии, МОм

     

Омическое сопротивление обмоток при температуре +20 С, Ом:

     

якоря

     

главных полюсов

     

добавочных полюсов

     

Испытание на нагревание:

     

напряжение, В

     

ток, А

     

Превышение температуры обмотки, С:

     

якоря

     

главных полюсов

     

добавочных полюсов

     

коллектора

     

Испытание на повышенную частоту вращения продолжительностью

2 мин, об/мин

     

Пятиминутное испытание электри-

ческой прочности межвитковой изоляции обмоток напряжением, В

     

Биения коллектора (на нагретом

ТЭД), мм

     

Проверка коммутации:

     

I режим (4 по ГОСТ 2582):

     

напряжение, В, при полном поле

     

ток перегрузки, А

     

II режим (5 по ГОСТ 2582):

     

напряжение, В

     

ток, А

     

частота вращения, об/мин

     

степень возбуждения, %

     

III режим (6 по ГОСТ 2582):

     

напряжение, В

     

ток при полном поле, А

     

частота вращения, об/мин

     

время испытаний в каждом

направлении, с

     


 

ФОРМУЛЯР № 4 Данные заводских и приемо-сдаточных измерений и испытаний

Показатели

Заводские испытания

и измерения

Приемо-сдаточные

испытания

Примечание

Измерение сопротивления изоляции обмоток в горячем состоянии, МОм,

не менее

     

Определение омического сопротив-

ления обмоток в горячем состоянии

     

Испытание в течение 1 мин

при частоте 50 Гц электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса машины

и между обмотками напряжением, В

     

Проверка уровня вибрации (в режиме

холостого хода на упругом стенде):

     

номинальная частота вращения,

об/мин

     

максимальная частота вращения,

об/мин

     

эффективная виброскорость,

мм/с, не более

     

Испытание в течение 1 ч на нагрев от трения щеток и подшипников на холостом ходу без вентиляции

при частоте вращения, об/мин

     
 

image

ФОРМУЛЯР № 5 Общий вид тягового электродвигателя


 


 


 

Фотография тягового электродвигателя

 


 


 

Тип электродвигателя


 

ФОРМУЛЯР № 6 Сведения об испытаниях и ремонтах

 

Сведения о ремонтах

Дата

Вид

Содержание

Заключение

       
       
       
 

Сведение об испытаниях

Дата

Вид

Краткие результаты

     
     
     
 


 

ФОРМУЛЯР № 7 Результаты измерений

Показатели

Контрольные испытания

Примечание

Сопротивление изоляции обмоток в холодном

состоянии, МОм

   

Омическое сопротивление обмоток при температуре

+20 С, Ом:

   

якоря

   

главных полюсов

   

добавочных полюсов

   

Испытание на нагревание:

   

напряжение, В

   

ток, А

   

Превышение температуры обмотки, С:

   

якоря

   

главных полюсов

   

добавочных полюсов

   

коллектора

   

Испытание на повышенную частоту вращения

продолжительностью 2 мин, об/мин

   

Пятиминутное испытание электрической прочности

межвитковой изоляции обмоток напряжением, В

   

Биения коллектора (на нагретом ТЭД), мм

   

Проверка коммутации:

   

I режим (4 по ГОСТ 2582):

   

напряжение, В, при полном поле

   

ток перегрузки, А

   

II режим (5 по ГОСТ 2582):

   

напряжение, В

   

ток, А

   

частота вращения, об/мин

   

степень возбуждения, %

   

III режим (6 по ГОСТ 2582):

   

напряжение, В

   

ток при полном поле, А

   

частота вращения, об/мин

   

время испытаний в каждом направлении, с

   


 

ФОРМУЛЯР № 7 Результаты измерений

Показатели

Контрольные испытания

Примечание

Измерение сопротивления изоляции обмоток

в горячем состоянии, МОм, не менее

   

Определение омического сопротивления обмоток

в горячем состоянии

   

Испытание в течение 1 мин при частоте 50 Гц электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками

напряжением, В

   

Проверка уровня вибрации (в режиме холостого хода

на упругом стенде):

   

номинальная частота вращения, об/мин

   

максимальная частота вращения, об/мин

   

эффективная виброскорость, мм/с, не более

   

Испытание в течение 1 ч на нагрев от трения щеток и подшипников на холостом ходу без вентиляции

при частоте вращения, об/мин

   
 


 

ФОРМУЛЯР № 8 Результаты теплового контроля

 

Условия проведения обследования:

Температура среды, С

 
 

Фотографии и термограммы:

Корпус электродвигателя


 

Фото № 1


 

Термограмма № 1

Заключение:

Клеммы выводов обмоток статора


 

Фото № 2


 

Термограмма № 2

Заключение:

image

Формуляр № 9 Выводы, рекомендации, заключение


 

Выводы

По результатам анализа технической документации. По результатам визуального обследования.

По результатам электрических измерений.

По результатам вибрационного обследования. По результатам тепловизионного обследования.


 

Заключение

Электродвигатель находится в исправном/работоспособном/неработоспособном


 

Рекомендации

  1. Общие.

  2. По объему ремонтно-восстановительных работ.

  3. По условиям и срокам дальнейшей эксплуатации.

  4. По срокам проведения очередных обследований.

  5. Другие.

Библиография


 


 

[1] Руководящий документ Минэнерго России

РД 153-34.0-03.150-00, ПОТ РМ-016-2001


 

Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок

[2] Правила Ростехнадзора

ПБ 03-440-02

Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля

[3] Стандарт Международной организации по стандартизации ИСО 9712:2005*

(ISO 9712:2005)

Контроль неразрушающий. Квалификация и аттестация персонала


 

[4] Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6)

[5] Правила ремонта электрических машин тепловозов (утверждены МПС СССР от 15.03.89

№ ЦТ-ЦТВР/4677)


 

image

*Официальный текст стандарта находится во ФГУП «Стандартинформ».


 

image

ОКС 75.180.99.29.280

Ключевые слова: диагностика, электрические аппараты, силовые цепи, железнодорожный тяговый подвижной состав

image


 

Корректура А.В. Казаковой

Компьютерная верстка Н.А. Владимирова


 

image

Подписано в печать 00.00.2012 г.

Формат 6084/8. Гарнитура «Ньютон». Тираж 94 экз. Уч.-изд. л. 4,0. Заказ 000.


 

image

ООО «Газпром экспо» 117630, Москва, ул. Обручева, д. 27, корп. 2. Тел.: (495) 719-64-75, (499) 580-47-42.


 

Отпечатано в