СТО Газпром 2-2.3-344-2009

  Главная      Учебники - Газпром     

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..

 

«ГАЗПРОМ»

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»


 


 

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ


 

ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЗДУШНОМ ПАТРУЛИРОВАНИИ ТРАСС МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ОАО «ГАЗПРОМ»


 

СТО Газпром 2-2.3-344-2009


 

Издание официальное


 

 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»


 

Дочернее открытое акционерное общество «Оргэнергогаз»


 

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром экспо»


 

Москва 2009

Предисловие


 


 

  1. РАЗРАБОТАН


     

  2. ВНЕСЕН


     

  3. УТВЕРЖДЕН

    И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ


     

  4. ВЗАМЕН


 

ДОАО «Оргэнергогаз», ОАО «Газпром» с участием

ООО «Газпром трансгаз Самара» и ООО «Газпром трансгаз Ухта»


 

Управлением по транспортировке газа и газового конденсата Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром»


 

распоряжением ОАО «Газпром» от 04 мая 2009 г. № 115


 

Приложения 17* ВРД 39;1.10;006;2000* «Типовое положение о воздушном патрулировании трасс магистральных газопроводов и газопроводов;отводов»


 

© ОАО «Газпром», 2009

© Разработка ДОАО «Оргэнергогаз», 2009

© Оформление ООО «Газпром экспо», 2009


 

Распространение настоящего стандарта осуществляется в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением правил, установленных ОАО «Газпром»

Содержание

  1. Область применения 1

  2. Нормативные ссылки 1

  3. Термины, определения и сокращения 2

  4. Общие положения 3

  5. Содержание воздушного патрулирования 4

  6. Состав патрульных групп и подготовка специалистов

    по воздушному патрулированию 7

  7. Порядок организации работ по воздушному патрулированию 9

  8. Техническое обеспечение работ по воздушному патрулированию 13

  9. Охрана труда 17

    Приложение А (обязательное) Форма заявки на полет 20

    Приложение Б (справочное) Перечень документации, необходимой

    при выполнении воздушного патрулирования 22

    Приложение В (справочное) Табель оснащения воздушного

    судна техническими средствами для патрулирования

    магистральных трубопроводов и локализации аварий 23

    Приложение Г (рекомендуемое) Программа обучения операторов по проверке магистральных трубопроводов, содержанию и правилам ведения работ по воздушному патрулированию

    магистральных трубопроводов (при переаттестации) 24

    Приложение Д (обязательное) Журнал воздушного наблюдения

    за трассой магистрального трубопровода (газопровода) 25

    Приложение Е (обязательное) Журнал регистрации радиосообщений

    и телефонограмм 26

    Приложение Ж (справочное) Таблица основных летно;технических характеристик отечественных вертолетов, рекомендуемых

    для воздушного патрулирования магистральных трубопроводов 27

    Библиография 28

    Введение


     

    Настоящий стандарт определяет основные положения выполнения работ по воздуш-ному патрулированию трасс магистральных трубопроводов.

    Настоящий стандарт разработан в соответствии с Правилами технической эксплуата-ции магистральных газопроводов [1], Воздушным кодексом Российской Федерации [2], дей-ствующими строительными нормами и правилами [3], [4], ведомственными строительными нормами [5–7], а также с учетом опыта практического применения воздушного патрулирова-ния на воздушных судах гражданской авиации и изменений, внесенных в нормативную и тех-ническую документацию.

    СТАНДАРТ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ГАЗПРОМ»


     

    image

    ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЗДУШНОМ ПАТРУЛИРОВАНИИ ТРАСС МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОАО «ГАЗПРОМ»


     

    image

    Дата введения –2010;01;14


     

    1. Область применения


       

      1. Настоящий стандарт распространяется на воздушное патрулирование трасс маги-стральных трубопроводов.

      2. Настоящий стандарт устанавливает общие правила выполнения работ по воздуш-ному патрулированию трасс магистральных трубопроводов, правила безопасности и охраны труда при осуществлении воздушного патрулирования, а также регулирует взаимоотношения между ОАО «Газпром» и предприятиями гражданской авиации Российской Федерации.

      3. Настоящий стандарт предназначен для эксплуатирующих организаций ОАО «Газпром», а также специализированных организаций, занимающихся воздушным патрулированием трасс магистральных трубопроводов.


         

    2. Нормативные ссылки


       

      В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 9.602;89 Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подзем;

      ные. Общие требования к защите от коррозии

      ГОСТ 27.002;89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ Р 51164;98 Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите

      от коррозии

      СТО Газпром 2;3.5;032;2005 Положение по организации и проведению контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и обеспечением работоспособности объектов Единой системы газоснабжения ОАО «Газпром»


       

      image

      Издание официальное

      СТО Газпром 2;2.3;095;2007 Методические указания по диагностическим обследова-ниям линейной части магистральных газопроводов

      П р и м е ч а н и е – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие

      ссылочных стандартов по соответствующим указателям, составленным на 1 января текущего года, и информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться замененным (изме-ненным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


       

    3. Термины, определения и сокращения


       

      1. В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими опре-делениями:

        1. эксплуатирующая организация: Юридическое лицо, осуществляющее эксплуата-цию объектов транспорта газа ОАО «Газпром».

        2. специализированная организация: Организация, включенная в реестр организаций, допущенных к выполнению воздушного патрулирования линейной части магистральных тру-бопроводов ОАО «Газпром», или имеющая заключение по ее организационно;технической готовности к ведению работ по воздушному патрулированию, а также аттестованных специа-листов.

        3. авария на опасном производственном объекте ОАО «Газпром»: Разрушение сооруже-ний и/или технических устройств, применяемых на действующих опасных производственных объектах ОАО «Газпром», неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ (природно-го газа, конденсата и т.д.), находящихся в технологических системах указанных объектов.

        4. техническое состояние объекта: Состояние объекта, которое характеризуется в определенный момент времени при определенных условиях внешней среды значениями параметров, установленных нормативно;технической документацией.

        5. контроль технического состояния: Проверка соответствия технического состояния объекта требованиям нормативной документации и определение на этой основе одного из заданных видов технического состояния в данный момент времени.

          3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения: ВЛЭК – врачебно;летная экспертная комиссия;

          ВС – воздушное судно;

          ВСН – ведомственные строительные нормы-ГА – гражданская авиация;

          ЕСГ – единая система газоснабжения;

          ЛЧ МГ – линейная часть магистральных газопроводов-ЛЭП – линия электропередачи;

          МГ – магистральный газопровод-НД – нормативный документ;

          ПОЭМГ – производственный отдел по эксплуатации газопроводов (конденсатопрово-дов) или отдел, совмещающий его функции;

          ПТЭ МГ – правила технической эксплуатации магистральных газопроводов-РЛЭ ВС – руководство по летной эксплуатации воздушных судов;

          СНиП – строительные нормы и правила-УДЗ – установка дренажной защиты-УКЗ – установка катодной защиты.


           

    4. Общие положения


       

      1. Настоящий стандарт определяет вопросы планирования, организации, ведения и учета работ по воздушному патрулированию объектов магистральных газопроводов, конден-сатопроводов, нефтепроводов и продуктопроводов (далее по тексту – магистральные трубо-проводы).

      2. Воздушное патрулирование является составной частью регулярного осмотра и обследования трасс магистральных трубопроводов, одним из способов предупреждения отка-зов на трубопроводах, выявления нарушений охранных зон и зон минимальных расстояний и входит в систему технического обслуживания и ремонта объектов транспорта газа и жидких углеводородных продуктов.

      3. Воздушное патрулирование заключается в контроле состояния трасс магистраль-ных трубопроводов. Обследование производится с борта воздушного судна (ВС) с помощью специальной аппаратуры и/или методом визуального наблюдения. Периодичность выполне-ния облетов по маршрутам планируется эксплуатирующими организациями с учетом техни-ческих характеристик трубопроводов, условий их эксплуатации и других факторов, но не реже двух раз в месяц.

      4. Целью воздушного патрулирования является обеспечение надежной эксплуатации магистральных трубопроводов за счет выявления утечек и предотвращения потерь транспор-тируемых продуктов, контроль технического состояния участков трубопроводов, охранных зон, зон минимальных расстояний и окружающей среды, качественного выполнения ремонт;

        ных работ на трубопроводах, а также недопущения несанкционированного проникновения на производственные объекты.

      5. Задачей воздушного патрулирования является контроль соблюдения требований действующих стандартов, руководящих документов ВРД 39;1.10;006;2000* [1], ВРД 39;1.14;021;2001 [8], ВРД 39;1.10;049;2001 [9], СНиП 2.05.06;85* [3], СНиП 111;42;80* [4]-ВСН 51;1;97 [5], ВСН 012;88 [6], ВСН 009;89 [7], СП 108;34;97 [10] на линейной части маги-стральных трубопроводов:

        • в части обнаружения утечек;

        • выявления участков трубопроводов, находящихся в непроектном и/или потерявшем устойчивое положение;

        • поиска и обнаружения повреждений обваловки, засыпки на трубопроводах;

        • обеспечения оперативной локализации аварий на трубопроводах, эвакуации постра-давших с места аварии;

        • визуального определения отклонений от требований Правил [11] и выявления нару-шений, возникших на сооружениях сторонних организаций и реально угрожающих целостно-сти трубопровода;

        • сбора и систематизации сведений о состоянии охранных зон, зон минимальных рас-стояний, объектов трубопроводов.

      6. Техническое, методологическое руководство и оперативное управление воздуш-ным патрулированием возлагается на производственные отделы в эксплуатирующих органи-зациях, осуществляющих техническое и методологическое руководство эксплуатацией маги-стральных трубопроводов.


         

    5. Содержание воздушного патрулирования


       

      1. Состав работ при воздушном патрулировании регламентируется действующими нормативными документами, настоящим стандартом, действующими в гражданской авиации на территории Российской Федерации нормами и правилами, а также планами диагностики магистральных трубопроводов, мероприятиями по повышению надежности и безопасной эксплуатации трубопроводов, утвержденными ОАО «Газпром».

      2. При обследовании линейной части магистральных трубопроводов в процессе воз-душного патрулирования производятся следующие работы:

        • осмотр охранных зон и зон минимальных расстояний трубопроводов с целью выявле-ния несанкционированных действий на поднадзорных объектах;

        • осмотр воздушных переходов, переходов через водные преграды и овраги;

        • осмотр крановых узлов, узлов запуска и приема очистных устройств;

        • осмотр установок электрохимической защиты, линий связи и электропередачи, пло-щадок хранения аварийного запаса труб, вдольтрассовых проездов, подъездов к трубопрово-дам, мостов, дамб через ручьи и овраги, переездов через трубопроводы, водопропускных сооружений и других объектов магистральных трубопроводов;

        • выявление мест утечек транспортируемого продукта и непроектного положения участков трубопровода;

        • осмотр проходящих в одном техническом коридоре газо;, нефте-и продуктопрово-дов, водоводов, линий электропередачи, автомобильных и железных дорог, линий связи и других сооружений, мест пересечения указанных сооружений с патрулируемыми объектами в пределах зоны минимальных расстояний согласно СНиП 2.05.06;85* [3];

        • контроль технического состояния трасс магистральных трубопроводов при помощи бортовой аппаратуры;

        • контроль и координация проведения ремонтных работ на трубопроводах;

        • регистрация всех нарушений и повреждений на трубопроводах в Журнале воздушно-го наблюдения за трассой магистрального трубопровода (газопровода) в соответствии с при-ложением Д;

        • оповещение диспетчера филиала эксплуатирующей организации об обнаруженных нарушениях, авариях и повреждениях на трубопроводе;

        • обеспечение оперативной локализации аварийных ситуаций на трубопроводах;

        • транспортные перевозки специалистов и технических средств для выполнения работ по предотвращению и ликвидации аварий на объектах магистральных трубопроводов.

      3. При визуальном обследовании охранных зон и зон минимальных расстояний маги-стральных трубопроводов производится:

        • выявление мест производства строительных, монтажных и взрывных работ, плани-ровки грунта;

        • выявление мест производства работ, связанных с бурением скважин и шурфов, при-менением открытого огня;

        • выявление мест сооружения переездов и проездов через трубопроводы, несанкциони-рованных стоянок автотракторной техники без соответствующих, согласованных с эксплуа-тирующей организацией и оформленных в установленном порядке документов;

        • выявление мест разбивки садов, дачных участков, расположения полевых станов, устройств загонов для скота, возведения зданий и сооружений;

        • выявление посторонних лиц и транспортных средств, находящихся в охранных зонах;

        • визуальное и/или инструментальное обнаружение мест утечек газа и жидких углево-дородов по следам выхода продукта на поверхность с использованием бортовых систем обна-ружения утечек;

        • выявление повреждений земляного покрова, степени зарастания трасс трубопрово-дов древесно;кустарниковой растительностью, размывов и оголений трубопроводов, участков трубопроводов с непроектной глубиной заложения;

        • выявление наличия изоляционного покрытия на открытых участках трубопроводов;

        • выявление динамики роста и изменения размеров оврагов, карстов, оползней и оцен-ка степени воздействия на трубопровод;

        • выявление движения паводковых и ливневых вод, мест скопления и проникновения их в траншеи, состояние водопропускных сооружений;

        • определение состояния километровых знаков, указателей пересечений, углов, пово-ротов и других знаков обозначения на трубопроводах;

        • обнаружение возгорания лесных массивов, торфяников, сельскохозяйственных уго-дий в районах прохождения трубопроводов;

        • выборочный осмотр запорной арматуры.

      4. При выборочном осмотре линейной запорной арматуры производится:

        • контроль внешнего состояния запорной арматуры (положение затвора крана, нали-чие привода, узла управления, автомата закрытия крана, отсутствие видимых деформаций и разрушений металлоконструкций в месте установки крана и т.д.);

        • выявление утечек газа или транспортируемого продукта (по фонтанированию газа или продукта, желтизне снежного покрова или растительности, обмерзанию отдельных частей крана и т.д.).

      5. При осмотре подводных и воздушных переходов определяется:

        • состояние береговых и пойменных участков, переходов трубопроводов через реки;

        • состояние берегоукрепительных сооружений, предупредительных знаков, плакатов, све-тосигнальных устройств и реперных знаков на переходах трубопроводов через судоходные реки;

        • состояние водной поверхности (контроль отсутствия выхода газа или жидких углево-дородов и т.д.).

      6. При осмотре воздушных переходов через водные преграды, реки, овраги, ручьи определяется:

        • состояние береговых и промежуточных опор, мачт, тросов, вантов;

        • состояние берегоукрепительных сооружений и берегов в полосе перехода;

        • состояние мест выхода трубопровода из земли.

      7. При осмотре линий электропередачи и связи определяются:

        • отсутствие мест обрывов линий электропередачи и воздушных линий связи;

        • состояние изоляторов, столбов и стоек, трансформаторов на линиях электропереда-чи, промежуточных усилительных станций на линиях связи.

      8. При надзоре за соблюдением требований Правил [11] производится:

        • выявление несанкционированных и необорудованных переездов через трубопроводы;

        • выявление захламлений вдольтрассового проезда порубочными остатками;

        • выявление нарушений технологии производства земляных работ;

        • выявление несанкционированных мест складирования строительных материалов и труб в охранных зонах.

      9. При выборочном осмотре установок катодной и дренажной защиты (УКЗ и УДЗ) в местах, оборудованных посадочными площадками, производится:

        • оценка непрерывности работы УКЗ по специальному счетчику электрической энер-гии (при необходимости измеряется потенциал в точках дренажа);

        • проверка состояния предупредительных знаков и ограждений.

      10. При осмотре трубопровода определяется состояние вдольтрассовых проездов и подъездных дорог, мостов и земляных дамб через ручьи и овраги, переездов через трубопро-воды, аварийного запаса труб, состояния водопропускных устройств, отводных каналов и дру-гих сооружений.

      11. При осмотре проходящих в одном техническом коридоре сооружений сторонних организаций или мест их пересечения с патрулируемым трубопроводом производится визу-альное выявление неисправностей и повреждений на них, могущих повлечь за собой возни-кновение аварийной ситуации.

      12. При прохождении в одном технологическом коридоре двух и более ниток трубо-провода осмотр производится с обеих сторон (туда и обратно).

      13. Выполнение работ по 5.3–5.8, 5.10–5.12 настоящего стандарта возможно с приме-нением беспилотных летательных аппаратов.


         

    6. Состав патрульных групп и подготовка специалистов по воздушному патрулированию


       

      1. Воздушное патрулирование объектов магистральных трубопроводов визуальным и инструментальным способом может осуществляться группами воздушного патрулирования

        эксплуатирующей организации (филиала эксплуатирующей организации) и/или специализи-рованными организациями, занимающимися воздушным патрулированием трасс маги-стральных трубопроводов по договору услуг.

      2. Группы воздушного патрулирования формируются на основании приказа по эксплуатирующей организации или ее филиалу. Приказом назначается ответственный пред-ставитель эксплуатирующей организации (филиала эксплуатирующей организации) из соста-ва групп воздушного патрулирования или службы авиаперевозок, фамилия и должность кото-рого сообщается авиапредприятию.

        Группы воздушного патрулирования, в состав которых включается оператор патрули-рования газопроводов, осуществляют свою деятельность на основании Положений о группах воздушного патрулирования, разрабатываемых эксплуатирующими организациями или их филиалами. Для работников групп воздушного патрулирования разрабатываются должност-ные инструкции.

        Операторы патрулирования газопроводов – специалисты дочерних обществ и органи-заций ОАО «Газпром», прошедшие специальную подготовку для выполнения воздушного патрулирования трасс магистральных газопроводов на воздушных судах, осуществляют свои функции в качестве служебных пассажиров, выполняя все требования командира воздуш-ного судна по соблюдению мер безопасности полета.

      3. Количество патрульных групп и их состав определяется оптимальной загрузкой специалистов исходя из способа наблюдения с учетом санитарных норм налета часов.

        Контроль за качеством, фактическими объемами, соблюдением технологии производ-ства работ, а также обслуживание и контроль за средствами телемеханики и другим спецобо-рудованием на трассе трубопровода осуществляют специалисты соответствующих служб, которые также включаются в список служебных пассажиров на общих основаниях. Полет в этом случае выполняется как аэровизуальный.

        Координацию и оперативное управление работой групп воздушного патрулирования эксплуатирующих организаций и/или специализированных организаций, занимающихся воздушным патрулированием трасс магистральных трубопроводов, осуществляет производ-ственный отдел по эксплуатации магистральных газопроводов эксплуатирующей организа-ции.

      4. При наличии на борту ВС нескольких операторов по проверке магистральных тру-бопроводов один из них назначается старшим ответственным представителем эксплуатирую-щей организации (филиала эксплуатирующей организации), который в процессе патрулиро-вания, кроме своих функциональных обязанностей, руководит работниками, оформляет жур;

        налы воздушного наблюдения и регистрации радиосообщений и телефонограмм в соответ-ствии с приложениями Д, Е.

      5. Операторы, выполняющие работы по воздушному патрулированию, должны прой-ти подготовку к работе по специальным программам обучения по проверке магистральных трубопроводов, приведенным в приложении Г, содержанию и правилам ведения работ по воз-душному патрулированию трубопроводов с применением специальной аппаратуры обнару-жения мест утечек транспортируемого продукта. Подготовка проводится в два этапа:

        1;й этап – на базе аккредитованных центров обучения и переподготовки по програм-ме линейного трубопроводчика III разряда с присвоением квалификации линейного трубо-проводчика III разряда;

        2;й этап – на базе сертифицированных авиационных учебных центров ГА по програм-ме, разработанной авиационным учебным центром и утвержденной специально уполномо-ченным органом в области ГА.

        Отбор кандидатов на учебу по курсу подготовки операторов по проверке магистраль-ных трубопроводов производят эксплуатирующие организации. Кандидаты на учебу проходят медицинское освидетельствование во врачебно;летных экспертных комиссиях (ВЛЭК) для установления годности к работе в качестве оператора по проверке магистральных трубопрово-дов. Для проведения ВЛЭК эксплуатирующая организация заключает договор на проведе-ние освидетельствования операторов по проверке магистральных трубопроводов.

        Для проведения второго этапа обучения эксплуатирующая организация заключает договор с авиационным учебным центром ГА на проведение теоретической подготовки операторов по проверке магистральных трубопроводов по второму разделу программы, при-веденной в приложении Г. В договоре должны быть определены сроки подготовки, пред-полагаемое количество кандидатов, порядок оплаты услуг обучения и другие вопросы вза-имной ответственности. На основании договора составляется двухсторонний график;план подготовки операторов по проверке магистральных трубопроводов.

      6. Специализированные организации, занимающиеся воздушным патрулированием трасс магистральных трубопроводов, должны иметь соответствующие лицензии и аккредитации.


         

    7. Порядок организации работ по воздушному патрулированию


       

      1. Работы по воздушному патрулированию проводятся в соответствии с настоящим стандартом, утвержденными ОАО «Газпром» планами диагностики, определяющими содер-жание работ по охране и контролю за состоянием магистральных трубопроводов, схемами и

        годовыми графиками воздушного патрулирования линейной части магистрального трубопро-вода, утвержденными главным инженером эксплуатирующей организации.

      2. Летная эксплуатация, техническое обслуживание ВС проводятся в соответствии с Воздушным кодексом [2], НТЭРАТ ГА – 93 [12], Инструкцией [13], Правилами [14], Руковод-ством [15], а также Руководством по летной эксплуатации (РЛЭ) конкретного ВС и другими руководящими документами, регламентирующими данный вид авиационных работ.

      3. Схема воздушного патрулирования представляет собой план трассы трубопровода с нанесенными на него маршрутами полетов, местами заправки воздушного судна, посадоч-ных площадок, ЛЭП, вышек и других искусственных препятствий.

      4. График воздушного патрулирования представляет собой календарный план патрульных полетов, который устанавливает периодичность и время облета маршрутов. При этом более частые облеты должны быть запланированы над участками трубопроводов, кото-рые сложно или невозможно контролировать другими способами.

      5. Схемы и график воздушного патрулирования разрабатывает производственный отдел по эксплуатации магистральных газопроводов эксплуатирующей организации с учетом нормативной и технической документации по обслуживанию трубопроводов.

        Схемы и график патрулирования должны быть согласованы с выполняющим данные работы авиапредприятием. Если воздушное патрулирование выполняется над территориями национальных парков или заказников, схемы и график воздушного патрулирования также должны быть согласованы с дирекциями национальных парков или заказников, копии этих документов представляются авиапредприятию.

        Информация о планируемых облетах трассы согласно утвержденному графику включа-ется эксплуатирующей организацией в годовой График осмотра магистральных трубопрово-дов (газопроводов).

        Эксплуатирующая организация обязана предусмотреть выполнение плановых осмо-тров трубопроводов, не вошедших в маршруты облетов, наземными способами.

      6. В соответствии с утвержденными схемами и графиком воздушного патрулирова-ния эксплуатирующая организация в установленном законодательством порядке заключает договор с авиапредприятием на выполнение данного вида авиационных работ.

        Правила планирования и заключения договоров на авиационное обслуживание, орга-низации авиационных работ и перевозок, контроля за их выполнением, а также организация расчетов между заказчиками и исполнителем определены Приказом [16].

      7. Полеты для выполнения работ по патрулированию производятся по заявкам, оформленным в соответствии с приложением А, направленным авиапредприятию ответ;

        ственным представителем эксплуатирующей организации накануне дня вылета, не позднее 12 часов местного времени. Срочные заявки в исключительных случаях (стихийные бедствия, аварии на трубопроводе, оказание помощи пострадавшим, несанкционированные проникнове-ния и т.д.) могут оформляться оперативно в день полета. В заявке указывается цель и маршрут полета, время и место вылета, пункты посадок, количество пассажиров и вес перевозимого груза. Заявка должна быть подписана ответственным представителем эксплуатирующей орга-низации и заверена печатью. Заявка на выполнение патрульного полета оформляется в 3;х (трех) экземплярах и подается ответственным представителем эксплуатирующей организации:

        • при работе ВС в аэропорту постоянного базирования – в профильную службу авиа-предприятия;

        • при работе с временного аэродрома или посадочных площадок – командиру ВС, выполняющему патрулирование.

          К заявке прилагается оформленный в установленном порядке список пассажиров, опись груза и справка о массе перевозимого груза. Указанные документы составляются в 3;х (трех) экземплярах: один экземпляр этих документов остается у ответственного предста-вителя эксплуатирующей организации, второй передается в профильную службу авиапред-приятия, оговоренную договором, третий – командиру ВС, выполняющему патрулирование.

      8. На основании заявки полномочная служба авиапредприятия:

        • уточняет содержание и условия проведения заявленного патрульного полета (при необходимости);

        • в установленном порядке подает заявку на использование воздушного пространства;

        • подтверждает ответственному представителю эксплуатирующей организации приня-тие заявки и выполнение патрульного полета.

      9. После выполнения полета ответственный представитель эксплуатирующей орга-низации подтверждает выполнение заявки на полет: проставляет время полета, количество перевезенных пассажиров и груза, заверяет заявку своей подписью и печатью.

        Отметка о выполнении заявки на полет (обратная сторона) является первичным доку-ментом для учета выполненной работы при составлении ежемесячного акта о налете часов по договору и может использоваться при оформлении актов о простоях.

      10. В случае задержки вылета или простоя сверх допустимых норм по договору соста-вляется акт о простоях ВС.

        Акт о простоях подписывают ответственный представитель эксплуатирующей органи-зации или лицо, его заменяющее, и командир воздушного судна и направляют для предъявле-ния санкций к стороне, допустившей нарушение обязательств по договору.

      11. Запрещается:

        • выполнение полетов, не предусмотренных договором или полетным заданием;

        • нахождение на борту воздушного судна пассажиров, не внесенных в список, а также грузов, не внесенных в опись;

        • совмещение воздушного патрулирования (с применением технических средств) с другими видами работ (перевозка пассажиров, аварийных бригад, грузов, специалистов, не связанных с эксплуатацией применяемых технических средств, а также выполнение транс-портно;связных работ).

      12. При необходимости патрульное ВС разрешается использовать на транспортно-связных работах для переброски аварийных бригад, специалистов и грузов на трассу маги-стральных трубопроводов. Пассажиры оформляются отдельным списком в соответствии с требованиями инструкций ГА.

      13. При базировании воздушного судна на удаленных посадочных площадках эксплу-атирующая организация или ее филиал обязаны предоставить в установленном порядке эки-пажу ВС жилищно;бытовые условия в соответствии с санитарными нормами, а при их уда-ленности от жилья более чем на 500 м – автотранспорт.

      14. Эксплуатирующая организация или ее филиал обеспечивают охрану ВС и имуще-ства авиакомпании на посадочных площадках (кроме мест постоянного базирования ВС).

      15. Контроль за осуществлением патрулирования ведет диспетчерская служба филиа-ла эксплуатирующей организации по согласованию с диспетчерской службой авиационного предприятия, на которую возложена организация полетов.

      16. Воздушное патрулирование при нештатных ситуациях (разрыв трубопровода, паводок, стихийные бедствия) определяется эксплуатирующей организацией по согласова-нию с авиапредприятием.

        При необходимости выполнения воздушного патрулирования трасс магистральных тру-бопроводов в запретных зонах, приграничных зонах, а также в зонах ограничения режима полетов (полигонах), заявки на полет подаются заблаговременно, за 15–20 дней. Уполномо-ченные службы филиалов ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» (других эксплуатационных предприятий гражданской авиации) запрашивают разрешение на полет в Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации, согласовывают разрешение на полет с территориаль-ными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, командирами пограничных частей (полигонов) и подают заявки в адрес военных секторов Федерального госу-дарственного унитарного предприятия «Госкорпорация ОРВД Министерства транспорта Рос-сийской Федерации».

    8. Техническое обеспечение работ по воздушному патрулированию


       

      1. Для воздушного патрулирования трасс магистральных трубопроводов рекоменду-ется применять ВС, имеющие не менее двух двигателей, которые при отказе одного двигате-ля могут продолжить полет или совершить аварийную посадку.

        Наиболее рациональными параметрами полета при патрулировании трасс газопрово-дов являются:

        • скорость 100–120 км/ч, истинная высота полета 50–100 м;

        • скорость подлета к трассе трубопровода не менее 150 км/ч, истинная высота полета не менее 150 м.

        При необходимости проведения более тщательного контроля объектов патрулирова-ния полет по указанию оператора по проверке магистральных трубопроводов можно выпол-нять с меньшими значениями скорости, не выходя за пределы ограничений действующего Руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) конкретного воздушного судна.

      2. Размеры, элементы постоянных (временных) вертодромов и посадочных площа-док, располагаемых вдоль патрулируемых трубопроводов, воздушные подходы к ним должны соответствовать требованиям РЛЭ воздушного судна, на котором выполняется воздушное патрулирование.

      3. При необходимости возможна посадка ВС вблизи трассы трубопроводов вне обо-рудованных площадок путем подбора посадочной площадки с воздуха.

      4. При организации воздушного патрулирования ВС комплектуется оборудованием и снаряжением, предусмотренным Табелем оснащения ВС техническими средствами для патру-лирования магистральных трубопроводов и локализации аварий, приведенным в приложении В. Все технические средства должны быть надежно зашвартованы с целью исключения их переме-щения в процессе полета.

      5. Связь оператора по проверке магистральных трубопроводов с диспетчером филиа-ла эксплуатирующей организации осуществляется с использованием средств связи, входящих в комплект оснащения ВС.

        Выбор типа радиостанций, необходимых для поддержания оперативной связи с операто-ром по проверке магистральных трубопроводов при патрулировании трубопроводов, осущест-вляется исходя из конкретной оснащенности эксплуатирующей организации радиосвязью.

        В экстренных случаях при необходимости передачи срочной информации об ава-рийных ситуациях на трубопроводе возможно использование каналов связи гражданской авиации.

        Такими случаями являются:

        • несанкционированные проникновения и действия на поднадзорной территории;

        • обнаружение утечек транспортируемого продукта;

        • выявление изменений на трассе трубопровода, грозящих аварией или срывом нор-мальной работы трубопровода.

      6. Связь оператора по проверке магистральных трубопроводов с диспетчером филиа-ла эксплуатирующей организации должна быть установлена за 5–10 минут до подхода ВС к границе зоны деятельности филиала эксплуатирующей организации.

      7. Для эффективной работы операторов по проверке магистральных трубопроводов филиалы эксплуатирующей организации обеспечивают своевременное представление информации о выдаче и сроках действия разрешений на производство работ в охранных зонах трубопроводов и отводов с указанием участков трассы патрульным группам воздушного патрулирования.

      8. В соответствии с задачами воздушного патрулирования на оператора по проверке магистральных трубопроводов возлагается:

        • выполнение регулярного облета (по графику) маршрутов патрулирования с ведением журнала воздушного патрулирования;

        • выполнение обязанностей в соответствии с содержанием работ, описанных в разделе 3 настоящего стандарта, при патрулировании трубопроводов;

        • представление регулярных сведений с периодичностью, определенной эксплуати-рующей организацией, о состоянии охранных зон, зон минимальных расстояний и объектов линейной части в производственные отделы по эксплуатации магистральных газопроводов для разработки мероприятий по повышению надежности линейной части магистральных тру-бопроводов.

      9. Перед вылетом оператор по проверке магистральных трубопроводов обязан уточ-нить у ответственного представителя эксплуатирующей организации конкретное задание на облет определенных участков трассы с указанием маршрута полета, пунктов отдыха экипажа и заправки ВС горючим, перечня мероприятий, выполняемых на объектах, патрулируемых участков трубопроводов-проверить на борту ВС наличие и состояние необходимой при патрулировании аппаратуры и приспособлений в соответствии с Табелем оснащения ВС тех-ническими средствами для патрулирования магистральных трубопроводов и локализации аварий, приведенным в приложении В.

      10. В полете оператор по проверке магистральных трубопроводов обязан заполнять Журнал воздушного наблюдения за трассой магистрального трубопровода (газопровода), в котором указываются:

        • должность и фамилия оператора по проверке магистральных трубопроводов, марш-рут, время взлета и посадки;

        • продолжительность облета трассы;

        • метеорологические условия во время полета;

        • места и причины посадок ВС;

        • неисправности объектов линейной части трубопроводов и различного рода наруше-ния в пределах охранной зоны.

          Каждый облет трассы в журнале регистрируется в отдельности с полной характеристи-кой выполненных работ.

          Результаты патрульного облета должны заноситься в журнал не позднее следующего дня после его проведения.

          Журнал воздушного наблюдения за трассой магистрального трубопровода оформляет-ся в соответствии с приложением Д.

      11. Во время патрульного облета оператор по проверке магистральных трубопроводов должен фиксировать все передаваемые им в адрес диспетчеров сообщения и переданные ему распоряжения в Журнале регистрации радиосообщений и телефонограмм в соответствии с приложением Е.

      12. При обнаружении места нахождения дефектов и повреждений трубопровода или нарушений состояния окружающей среды, способных привести к их появлению, во время облета трассы оператор по проверке магистральных трубопроводов обязан:

        • тщательно осмотреть с воздуха место дефектов и повреждений и прилегающую терри-торию;

        • сообщить командиру ВС о необходимости посадки (в случае возможности) для обсле-дования обнаруженных дефектов и повреждений;

        • по радиостанции связаться с диспетчером филиала эксплуатирующей организации и передать ему радиосообщение с указанием точного места с фиксацией координат по GPS-приемнику, характера повреждения, наличия ближайших населенных пунктов, предприятий, состояния погоды, подъездных путей и проездов;

        • зафиксировать ситуацию с ВС на фотоаппарат;

        • при отсутствии радиосвязи совершить посадку на промплощадке ближайшей ком-прессорной станции, откуда передать телефонограмму диспетчеру или совершить посадку на

          трассе, подключиться к вдольтрассовой линии связи и передать телефонограмму диспетчеру филиала эксплуатирующей организации по полевому телефону;

        • зафиксировать номер и время приема;передачи радиограммы или телефонограммы в Журнале регистрации радиосообщений и телефонограмм;

        • по указанию диспетчера эксплуатирующей организации или ее филиала обеспечить доставку группы рабочих аварийной бригады из ближайшего аварийно;восстановительного пункта для перекрытия арматуры и организации работ по ликвидации утечек транспортируе-мого продукта или локализации аварии.

      13. При обнаружении посторонних лиц, транспортных средств, а также несанкциониро-ванных работ, ведущихся в охранной зоне трубопроводов и зоне минимальных расстояний или в направлении охранной зоны, оператор по проверке магистральных трубопроводов обязан:

        • по радиостанции связаться с диспетчером филиала эксплуатирующей организации и передать ему радиосообщение о нахождении посторонних лиц, транспортных средств или несанкционированных работах в охранной зоне;

        • при очевидной опасности повреждения трубопроводов сообщить командиру ВС о необходимости (в случае возможности) приземления вблизи места производства работ;

        • зафиксировать координаты по GPS;приемнику и запечатлеть ситуацию с ВС на фотоаппарат;

        • после приземления запросить у ответственного производителя работ разрешение на их производство и условия выполнения, предупредить его об опасности повреждения трубо-провода;

        • при отсутствии разрешения на проведение работ потребовать у ответственного про-изводителя прекращения работ;

        • проинформировать диспетчерскую службу филиала эксплуатирующей организации о ведущихся работах на трассе и принятых мерах.

      14. При обнаружении аварии или выявлении ситуационных изменений на трассе тру-бопровода, грозящих отказом или срывом бесперебойной транспортировки перекачиваемых продуктов, оператор по проверке магистральных трубопроводов должен немедленно наладить связь с диспетчером филиала эксплуатирующей организации и сообщить ему сведения о фак-тической ситуации на трассе (характер повреждения, время и место обнаружения инцидента, кем обнаружено, краткие сведения о пострадавших, угрозе ближайшим населенным пунктам, предприятиям, железным и шоссейным дорогам, ЛЭП и др.).

      15. При отсутствии или неисправности корпоративных средств связи оператор по проверке магистральных трубопроводов должен передать данные об аварии через командира

        ВС диспетчеру ближайшего аэропорта, а тот по имеющимся средствам связи – в соответ-ствующую диспетчерскую службу эксплуатирующей организации или ее филиала.

      16. Для передачи необходимой информации, при отсутствии радиосвязи или невоз-можности посадки ВС, могут служить письменные сообщения, сбрасываемые с помощью вымпелов.

        Вымпел представляет собой разноцветную ленту длинной 1,5–2 м, шириной 7–10 см с двумя карманами на конус. В один карман в качестве балласта засыпается песок, в другой – закладывается письменное сообщение. При сбрасывании с ВС лента раскручивается, и вым-пел становится хорошо видимым с земли.

        Перед сбросом вымпела для привлечения внимания работников командир ВС выпол-няет облет места сброса по круговому маршруту.

      17. После оповещения диспетчера филиала эксплуатирующей организации об аварии дальнейшее патрулирование прекращается, и выполняются распоряжения дис-петчера.

      18. При обнаружении аварий на сооружениях сторонних организаций оператор по проверке магистральных трубопроводов также сообщает о них в диспетчерскую филиала эксплуатирующей организации.

      19. После облета трассы оператор по проверке магистральных трубопроводов должен расписаться в Журнале воздушного наблюдения за трассой магистрального трубопровода (газопровода) и результаты облета доложить ответственному представителю эксплуатирую-щей организации.

      20. Патрульные группы обязаны проводить обработку, систематизацию и анализ результатов патрулирования и оперативно доводить их до сведения производ-ственного отдела по эксплуатации магистральных газопроводов эксплуатирующей орга-низации.


         

    9. Охрана труда


       

      1. Оператор по проверке магистральных трубопроводов обязан знать и соблюдать требования охраны труда и техники безопасности, включенные в Инструкцию [13], а также требования Инструкции по охране труда при воздушном патрулировании, которая должна быть разработана, утверждена и введена в действие в установленном порядке в эксплуатирую-щих организациях и их филиалах, а также другие нормативные документы, регламентирую-щие безопасное выполнение работ при воздушном патрулировании.

      2. Организация обучения и проверка знаний, допуск к самостоятельной работе опе-ратора осуществляется в соответствии с п. 4.3. «Организация проведения обучения и провер-ки знаний у руководителей и специалистов» Системы [8].

      3. Оператор по проверке магистральных трубопроводов, обеспечивающий инстру-ментальный контроль магистральных трубопроводов с применением установленного на борту ВС спецоборудования, должен выполнять свои функциональные обязанности с учетом требо-ваний инструкции и эксплуатационной документации при работе с данным спецоборудова-нием, допущенным к эксплуатации в установленном порядке.

      4. Операторы по проверке магистральных трубопроводов обеспечиваются спецодеж-дой согласно требованиям Постановления [17].

      5. Работники эксплуатирующей организации и ее филиалов, участвующие в работах по воздушному патрулированию, а также пассажиры ВС должны быть застрахованы в соот-ветствии с законодательством. Страховая сумма на каждого пассажира ВС устанавливается в соответствии со ст. 133 пункта 2 Воздушного кодекса [2].

      6. Операторам по проверке магистральных трубопроводов устанавливается дополни-тельный отпуск и сокращенный рабочий день за работу во вредных условиях труда в соответ-ствии с пунктом 181 XLIII раздела Списка [18] за фактические часы полета за рабочий год. При этом следует иметь ввиду, что при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные отпуска суммируются с ежегодным основным опла-чиваемым отпуском полностью (ст. 120 Трудового кодекса [19]).

        П р и м е ч а н и е – При осуществлении воздушного патрулирования силами специализиро;

        ванной организации обязанности по 9.2, 9.4, 9.6 возлагаются на данную организацию.

      7. Авиапредприятие на основании заключаемого договора обеспечивает комплекта-цию и исправность на ВС средств техники безопасности и пожаротушения, а также выполне-ние мероприятий по устранению нарушений требований охраны труда и правил промышлен-ной безопасности.

      8. От момента запуска двигателя в пункте вылета и до полной остановки двигателя (несущего винта) в пункте посадки участвующие в полете лица должны подчиняться коман-диру ВС и беспрекословно выполнять его указания.

      9. Перед запуском двигателя ВС по команде командира ВС или другого члена экипа-жа все лица, находящиеся вблизи ВС, должны отойти от него на безопасное расстояние, опре-деленное РЛЭ ВС.

        Посадка (высадка) в ВС при вращающихся винтах должна осуществляться по устано-вленной РЛЭ схеме под наблюдением (руководством) одного из членов экипажа.

      10. При полетах в труднодоступных и в малонаселенных районах эксплуатирующая организация должна предусматривать в договоре с авиапредприятием и обеспечивать в соот-ветствии с ним операторов по проверке магистральных трубопроводов неприкосновенным запасом продуктов, комплектом одежды и снаряжения в зависимости от климатических усло-вий.

        При аварийном покидании ВС в малонаселенной местности оператор по проверке магистральных трубопроводов совместно с экипажем ВС и по его команде должен взять сиг-нальный пистолет с ракетами, аварийную радиостанцию, неприкосновенный запас продук-тов, одежду и снаряжение, а также, после покидания, немедленно информировать по рации о месте нахождения высаженных людей.

      11. Курить на стоянках разрешается только в специально отведенных для этой цели местах или на расстоянии не менее 50 м от ВС.

      12. При заправке ВС горючесмазочными материалами, производстве других работ нахождение пассажиров на борту, их посадка и загрузка ВС запрещается.

Приложение А

(обязательное)


 

Форма заявки на полет


 

Заказчик

Введена в действие указанием

Наименование организации–заказчика МГА от 02.12.86 г. № 777;у;2

Командиру

Авиапредприятия, воздушного судна


 

ЗАЯВКА НА ПОЛЕТ №

на « » 200 г. согласно договору от « »

200 г. № Цель полета №

Вид, особенности, способ (технология) выполнения авиаработ


 

Время вылета часов мин.


 

Маршрут и загрузка воздушного судна по этапам полета


 

 


 

В состав экипажа включите Пассажиры «заказчика» с правилами по технике безопасности ознакомлены.

Основные договорные обязательства выполнены, площадки в эксплуатационном состоянии. Заявка выдана « » 200 г.

Заявку получил, соответствие условиям договора проверил

Представитель «заказчика»

Представитель «авиации»


 

М. П.

Должность, подпись, Ф.И.О. Должность, подпись, Ф.И.О.


 

image


 

ри перевозке пассажиров «заказчика» список прилагается.

**Грузы, относящиеся к категории опасных, перевозятся по существующим правилам перевозки опас-ных грузов воздушным транспортом.

***При изменении «заказчиком» маршрута полета и загрузки воздушного судна (до начала выполнения заявки) в графе Примечание указывается причина изменения и заверяется подписью ответственного представителя «заказчика».

Приложение А

(обязательное)


 

Форма заявки на полет Обратная сторона АКТ-ОТЧЕТ


 

o выполнении заявки на полет от « » 200_ г. № Заявка выполнена « » 200_ г. на вертолете самолете тип №


 

image


 

Представитель заказчика

подпись, Ф.И.О,


 

Командир (пилот) воздушного судна

подпись, Ф.И,О,


 

М.П.

Приложение Б

(справочное)


 

Перечень

документации, необходимой при выполнении воздушного патрулирования


 


 

судов.

  1. Свидетельство о регистрации ВС в Государственном реестре гражданских воздушных


     

  2. Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) ВС.

  3. Разрешительные документы на установку и эксплуатацию спецоборудования для

    инструментального контроля магистральных трубопроводов при наличии такого оборудова-ния на борту ВС (изменение к РЛЭ, акт испытаний спецоборудования на борту ВС, разреши-тельные документы на спецоборудование).

  4. Сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

  5. Лицензия на выполнение воздушного патрулирования.

  6. Нормативные и технические, организационные и иные документы эксплуатанта, необходимые для выполнения полетов.

Приложение В

(справочное)


 

Табель

оснащения воздушного судна техническими средствами для патрулирования магистральных трубопроводов и локализации аварий


 

image


 

Примечание – Данный табель является ориентировочным и может быть дополнен другими техническими средствами и оборудованием в зависимости от конкретных задач и условий на месте работ.


 

Приложение Г

(рекомендуемое)


 

Программа

обучения операторов по проверке магистральных трубопроводов, содержанию

image

и правилам ведения работ по воздушному патрулированию магистральных трубопроводов (при переаттестации)

Приложение Д

(обязательное)


 

Журнал

воздушного наблюдения за трассой магистрального трубопровода (газопровода)


 


 

Дата


 

Метеоусловия

Маршрут воздушного патрулирования

Тип ВС

Бортовой номер ВС

Командир ВС Бортоператор по проверке

Ф.И.О. магистральных трубопроводов

Ф.И.О.


 

image


 

Налет за день: час мин. Подпись лица, проводившего патрулирование


 

Приложение Е

(обязательное)


 

Журнал

image

регистрации радиосообщений и телефонограмм


 


 

№ радиосообще-ний или телефонограмм


 

Дата

Время передачи и приема

Содержание радиосообщений и телефонограмм


 

Кто принял


 

Кто передал

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           


 


 

Приложение Ж

(справочное)

СТО Газпром 2-2.3-344-2009

 

27

 

Таблица основных летно-технических характеристик отечественных вертолетов, рекомендуемых для воздушного патрулирования магистральных трубопроводов


 

 


 

Библиография


 

[1] Ведомственный руководящий документ ОАО «Газпром» ВРД 39;1.10;006;2000*

Правила технической эксплуатации магистраль-ных газопроводов

[2] Воздушный кодекс Российской Федерации


 

[3] Строительные нормы и правила СНиП 2.05.06;85*

Магистральные трубопроводы


 

[4] Строительные нормы и правила СНиП III;42;80*

Магистральные трубопроводы


 

[5] Ведомственные строительные нормы

ВСН 51;1;97

Правила производства работ при капитальном ремонте магистральных газопроводов


 

[6] Ведомственные строительные нормы

ВСН 012;88

Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ. Часть II


 

[7] Ведомственные строительные нормы

ВСН 009;89

Строительство магистральных и промысловых трубопроводов


 

[8] Ведомственный руководящий документ ОАО «Газпром» ВРД 39;1.14;021;2001

Единая система управления охраной труда и про-мышленной безопасности в открытом акционер-ном обществе «Газпром»


 

[9] Ведомственный руководящий документ ОАО «Газпром» ВРД 39;1.10;049;2001

Правила технической и безопасной эксплуатации конденсатопродуктопроводов


 

[10] Свод правил

СП 108;34;97

Свод правил по сооружению подводных переходов


 

[11] Правила охраны магистральных трубопроводов (утверждены постановлением Госгор-технадзора России от 22.04.1992 г. № 9)

[12] Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в граж-данской авиации России (НТЭРАТ ГА – 93) (утверждено приказом Минтранса Рос-сии от 20.06.1994 г. № ДВ;58)


 

[13] Инструкция по технике безопасности для работников предприятий, использующих авиацию для перевозки служебных пассажиров, при транспортировке грузов на внеш-ней подвеске и строительно;монтажных работах (утверждена Министерством ГА)1)


 

[14] Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (утверждены приказами от 31.03.2002 г. Минобороны России № 136, Минтранса России № 42, Росавиакосмоса № 51)


 

[15] Руководство по производству полетов ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» (утвер-ждено ООО Авиапредприятие «Газпром авиа» 17.05.2006 г.)


 

[16] Приказ ОАО «Газпром» от 13.12.2003 г. № 128 «Об утверждении порядка организации авиационного обслуживания ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций»


 

[17] Постановление Министерства труда Российской Федерации от 29.12.1997 г. № 68

«Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специаль-ной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты»


 

[18] Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г.

№ 298/П;22)


 

[19] Трудовой кодекс Российской Федерации


 

[20] Наставление по производству полетов в гражданской авиации (НПП ГА – 85) (утверждено приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. № 77)


 

image

1Официальное издание документа [13] находится в ООО Авиапредприятие «Газпром авиа»


 

image


 

ОКС 49.020-49.090


 

Ключевые слова: положение, воздушное патрулирование, трасса, магистральный трубопровод

image


 

Корректура И.А. Шишковой

Компьютерная верстка C.Н. Демьяновой


 

image


 

Подписано в печать 11.11.2009 г.

Формат 60х84/8. Гарнитура «Ньютон». Тираж 173 экз. Уч.;изд. л. 3,2. Заказ 980.


 

image

ООО «Газпром экспо» 117630, Москва, ул. Обручева, д. 27, корп. 2. Тел.: (495) 719;64;75, (499) 580;47;42.


 

Отпечатано в ООО «Полиграфия Дизайн»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  ..