СТО Газпром 2-3.7-190-2008

  Главная      Учебники Газпром     

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

ДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ


 

ООО «Информационно-рекламный центр газовой промышленности»


 

Москва 2008

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»


 

image


 

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ


 

ДОКУМЕНТЫ НОРМАТИВНЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ОАО «ГАЗПРОМ»


 

РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕМОНТОМ ПОРТОВ, БАЗ И ТЕРМИНАЛОВ МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ

ОАО «ГАЗПРОМ»


 

СТО Газпром 2-3.7-190-2008


 

Издание официальное


 

image

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»


 

Общество с ограниченной ответственностью «Газпромэнергодиагностика»


 

Общество с ограниченной ответственностью

«Информационно-рекламный центр газовой промышленности» Москва 2008

Предисловие


 

  1. РАЗРАБОТАН


     

  2. ВНЕСЕН


     

  3. УТВЕРЖДЕН

    И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ


     

  4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Обществом с ограниченной ответственностью

«Газпромэнергодиагностика»


 

Управлением техники и технологии разработки морских месторождений Департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ОАО «Газпром»


 

Распоряжением ОАО «Газпром» от 28 декабря 2007 г. № 455 с 15 августа 2008 г.


 

© ОАО «Газпром», 2007

© Разработка ООО «Газпромэнергодиагностика», 2007

© Оформление ООО «ИРЦ Газпром», 2008


 

Распространение настоящего стандарта осуществляется в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением правил, установленных ОАО «Газпром»

Содержание

Введение IV

  1. Область применения 1

  2. Нормативные ссылки 1

  3. Термины и определения 2

  4. Общие положения 3

  5. Объекты корпоративного технического надзора за строительством

    и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» 5

  6. Ответственность участников строительства и ремонта 7

  7. Задачи и функции органа корпоративного технического надзора 10

  8. Организация корпоративного технического надзора 15

    1. Требования, предъявляемые к органу корпоративного технического надзора 15

    2. Требования, предъявляемые к специалистам, выполняющим работы

      по корпоративному техническому надзору 16

    3. Обязанности и права работников органа корпоративного технического надзора . . .17

    4. Требования, предъявляемые к порядку проведения корпоративного технического надзора в процессе строительства и ремонта 19

      Приложение А (рекомендуемое) Форма Журнала технического надзора 21

      Приложение Б (рекомендуемое) Форма Предписания 24

      Библиография 26


       

      III

      Введение


       

      Настоящий стандарт разработан на основании решения совещания по вопросу «Совершенствование организации технического надзора на объектах капитального строительства и капитального ремонта. О контроле качества и приемке материально-технических ресурсов для ОАО «Газпром» на предприятиях-изготовителях» (протокол от 24.07.2006 г. № 03-1357, пункт 6). Настоящий стандарт разработан в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», с учетом требований Положения о техническом надзоре заказчика за качеством строительства (реконструкции) и капитального ремонта объектов газовой промышленности, утвержденного РАО «Газпром» 20.12.1994 г., руководящих документов Федеральной службы по экологическому, технологиче-

      скому и атомному надзору (Ростехнадзор).

      СТАНДАРТ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

      «ГАЗПРОМ»


       


       

      image

      РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ И РЕМОНТОМ ПОРТОВ,

      БАЗ И ТЕРМИНАЛОВ МОРСКОГО БАЗИРОВАНИЯ ОАО «ГАЗПРОМ»


       

      image

      Дата введения – 2008-08-15


       

      1. Область применения


         

        1. Настоящий стандарт устанавливает требования к процедурам организации корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» в целях обеспечения их безопасного и качественного строительства, ремонта и соответствия требованиям уполномоченных органов федеральной исполнительной власти.

        2. Положения настоящего стандарта обязательны для применения структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО «Газпром», а также сторонними организациями, принимающими участие в совместных проектах с ОАО «Газпром», осуществляющими деятельность в области проектирования, строительства, ремонта, корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром».


           

      2. Нормативные ссылки


         

        В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь СТО Газпром 2-1.12-001-2006 Документы нормативные для проектирования, строи-

        тельства и эксплуатации объектов ОАО «Газпром». Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены

        Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по соответствующим указателям, составленным на 1 января текущего года, и информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


         


         

        image

        Издание официальное

      3. Термины и определения


         

        В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

        1. корпоративный технический надзор за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром»: Процедура проверки качества работ с определением соответствия требованиям нормативных документов уполномоченных органов федеральной исполнительной власти, стандартов ОАО «Газпром», договоров и проектным решениям при строительстве и ремонте портов, баз и терминалов морского базирования.

        2. орган корпоративного технического надзора: Специально уполномоченное ОАО «Газпром» юридическое лицо и/или специализированная служба заказчика, отвечающая требованиям 8.1.2 настоящего стандарта, осуществляющие технический надзор в определенной области деятельности.

        3. уполномоченные органы федеральной исполнительной власти: Федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит установление обязательных требований в области безопасного и качественного строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования.

        4. заказчик: Юридическое лицо, осуществляющее приемку и финансирование разработок проектной документации, строительства и корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом и/или осуществляющее эксплуатацию портов, баз и терминалов морского базирования.

          Примечание – Здесь и далее по тексту понятия «строительство» и «ремонт» включают строительно-монтажные, пусконаладочные работы, ремонт, в т.ч. капитальный, реконструкцию, техническое перевооружение и доведение оборудования повторного использования до состояния, пригодного к эксплуатации.

        5. проектировщик: Юридическое лицо, осуществляющее по техническому заданию заказчика разработку проектной документации на строительство и ремонт портов, баз и терминалов морского базирования.

        6. подрядчик: Юридическое лицо, осуществляющее строительство и ремонт портов, баз и терминалов морского базирования в соответствии с требованиями нормативной, технической и проектной документации.


           

          3.7 нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

          [СТО Газпром 2-1.12-001-2006, статья 3.1.2]

           

          3.8 освидетельствование: Проверка технического состояния объекта с целью определения возможности его эксплуатации.


           

          3.9. авторский надзор: Один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.

          [СП 11-110-99 [1], статья 3.1]

           


           

      4. Общие положения


         

        1. Настоящий стандарт определяет требования к порядку проведения, процедурам и организации корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром», а также к порядку взаимодействия между заказчиком, проектировщиком и подрядчиком, органом корпоративного технического надзора и уполномоченными органами федеральной исполнительной власти.

        2. Положения настоящего стандарта используются в процессе определения соответствия объектов строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» требованиям нормативных документов уполномоченных органов федеральной исполнительной власти, договоров и проектным решениям (в том числе при проверке технической документации поставщиков (изготовителей), подтверждающей качество оборудования и материалов, обоснованных проектом и применяемых на объекте строительства, капитального ремонта или реконструкции).

        3. Процедуры корпоративного технического надзора за соблюдением требований нормативных документов, проектных решений и качеством строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» включают:

          • анализ проектной документации на технологичность проектных решений;

          • проверку на соответствие нормам, правилам (в т.ч. проектным решениям), документации на оборудование и материалы, спецификаций на оборудование и материалы, а также документального подтверждения функционирования системы обеспечения качества на заводах-изготовителях;

          • технический (предпроизводственный) аудит поставщиков (изготовителей) для достоверной оценки их возможностей по обеспечению заказчика продукцией требуемого качества (по требованию заказчика);

          • техническое инспектирование поставщиков (изготовителей) материалов, изделий и оборудования (по указанию заказчика);

          • отслеживание по указанию заказчика хода производства и отправки продукции поставщиками (изготовителями);

          • надзор за проведением подрядчиком входного контроля качества материалов, изделий и оборудования, поступающих на объекты строительства (ремонта) и места складирования;

          • проверку по указанию заказчика готовности строительно-монтажных организаций к выполнению работ по реализации проекта;

          • проверку соответствия технологии проведения работ, качества работ требованиям нормативных и технических документов и выявление отклонений (далее – несоответствий) от проекта;

          • осуществление приемки скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций с оформлением соответствующей документации или соответствующих разрешений;

          • проведение в рамках технического надзора сплошного или выборочного контроля качества работ подрядчика с использованием визуального, инструментальных и физических методов контроля;

          • проведение выборочных контрольных испытаний материалов, используемых при строительстве и ремонте, на соответствие их характеристик показателям, заявленным поставщиками (изготовителями) и указанным в сертификатах;

          • взаимосвязь с проектировщиком при необходимости внесения изменений в проект и их рассмотрение;

          • подтверждение объемов работ, выполненных подрядчиком.

        4. Работы в области корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» проводит орган корпоративного технического надзора, действующий на основании соответствующих лицензий (если требуется действующим законодательством Российской Федерации), или специализированная служба технического надзора заказчика. В первом случае технический надзор осуществляется на основании договора между органом корпоративного технического надзора и заказчиком, во втором – на основании распоряжения заказчика и соответствующих лицензий заказчика.

        5. Лицензии на право осуществления технического надзора выдают уполномоченные органы федеральной исполнительной власти в соответствии с установленным действующим законодательством Российской Федерации порядком.

          Контроль за соблюдением органом корпоративного технического надзора требований и условий действия лицензии осуществляется уполномоченными органами федеральной исполнительной власти в соответствии с установленным порядком, действующим законодательством Российской Федерации, международными договорами и соглашениями.

        6. Порядок взаимодействия между участниками строительства и ремонта – заказчиком, проектировщиком, подрядчиком, органом корпоративного технического надзора, уполномоченными органами федеральной исполнительной власти, а также права и обязанности сторон в отношении друг друга определяются действующим законодательством, положениями, регламентирующими деятельность сторон, требованиями нормативных документов и существующими договорными отношениями.


           

      5. Объекты корпоративного технического надзора за строительством

        и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром»


         

        1. Основными объектами корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» являются следующие их системы и оборудование.

          1. Акватория порта:

            • внешние рейды (рейды отстоя и перегрузочные рейды);

            • внутренняя акватория (внутренние рейды, оперативная акватория, внутренние судовые ходы).

          2. Гидротехнические сооружения:

            • рейдовые стационарные причалы с технологической площадкой и палами;

            • плавучие рейдовые причалы на бочках;

            • одноточечные стационарные и плавучие рейдовые причалы;

            • внешние оградительные сооружения (молы, волноломы);

            • боны для предотвращения распространения нефти при разливе ее по прилегающей акватории;

            • берегоукрепительные сооружения;

            • береговые причалы (набережные стенки, пирсы);

            • грузовые и балластные стендеры.

          3. Средства навигационной обстановки:

            • маяки, створы;

            • буи, сигнальные огни и т.д.

          4. Перегрузочные комплексы, специализированные для сжиженных газов, нефти и нефтепродуктов:

            • система грузовых трубопроводов;

            • система трубопроводов для приема с судов балластных вод и передачи их на береговые очистные сооружения;

            • система бункеровочных трубопроводов и раздаточные устройства для выдачи на суда бункеровочного топлива, масел, пресной воды;

            • устройства для соединения береговых и судовых трубопроводов;

            • запорная арматура (задвижки, обратные клапаны, вентили);

            • контрольно-измерительные приборы, в том числе автоматические пробоотборники;

            • система автоматизированного управления технологическим процессом с операторским пультом;

            • устройства телефонной связи с судном и взаимодействующими береговыми объектами;

            • устройства для сбора и удаления пролитого груза и загрязненных нефтью вод;

            • устройства для проведения швартовых операций, подачи на суда предметов материально-технического снабжения и других вспомогательных операций;

            • устройства пожаротушения и пожарной сигнализации;

            • устройства для снятия статического электричества.

          5. Рельсовые пути:

            • железнодорожные пути;

            • крановые рельсовые пути.

          6. Хранилища для нефти и нефтепродуктов:

            • наземные хранилища для нефти и нефтепродуктов;

            • подземные хранилища для нефти и нефтепродуктов.

          7. Хранилища для сжиженных газов.

          8. Комплекс зачистки танкеров от нефтяных остатков:

            • сооружения и причалы зачистной станции;

            • очистные сооружения для осветления вод, загрязненных нефтепродуктами.

          9. Территория порта и портовое оборудование:

            • склады (крытые и открытые);

            • внутрипортовые транспортные устройства;

            • навигационное оборудование;

            • комплекс гидрометеорологического оборудования;

            • телекоммуникационные и охранные системы;

            • системы контроля окружающей среды;

            • системы пожарной и газовой сигнализации;

            • системы пожаротушения;

            • строительно-ремонтная база;

            • вспомогательные системы.

          10. Инженерные сети:

            • сети электроснабжения;

            • сети связи и сигнализации;

            • сети теплоснабжения;

            • сети водоснабжения и канализации.

              5.2 В зависимости от особенностей объекта строительства и ремонта перечень объектов корпоративного технического надзора может быть дополнен (сокращен).


               

      6. Ответственность участников строительства и ремонта


         

        1. Заказчик несет ответственность:

          • за обеспечение проведения экспертиз (экспертизы промышленной безопасности согласно Федеральному закону Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [2]; государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [3]) по строительству и ремонту портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» на соответствие нормативным документам;

          • качество и соответствие требованиям нормативных документов и проектным решениям объектов строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» в рамках прав и обязанностей, предоставленных ему договорными отношениями и действующим законодательством;

          • регистрацию проектной документации в уполномоченных органах федеральной исполнительной власти и получение разрешения на начало строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром»;

          • согласование с проектировщиком и уполномоченными органами федеральной исполнительной власти изменений проектных решений, проводимых при строительстве и ремонте портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром»;

          • обеспечение подрядчика и органа корпоративного технического надзора проектной документацией на строительство и ремонт портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром»;

          • своевременное получение разрешения уполномоченных органов федеральной исполнительной власти на применение импортного технологического оборудования;

          • организацию корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом с привлечением органа корпоративного технического надзора и/или эффективное функционирование специализированной службы технического надзора заказчика при наличии таковой;

          • организацию авторского надзора за ходом строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром»;

          • своевременное целевое и обоснованное использование финансовых и других материальных ресурсов и имущества заказчика.

        2. Проектировщик несет ответственность:

          • за обеспечение соответствия проектной документации на строительство и ремонт портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» техническому заданию на проектирование и требованиям нормативных документов уполномоченных органов федеральной исполнительной власти, корпоративных документов ОАО «Газпром»;

          • осуществление авторского надзора за ходом строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром»;

          • согласование с уполномоченными органами федеральной исполнительной власти проекта и изменений, внесенных при необходимости в проектную документацию.

        3. Орган корпоративного технического надзора несет ответственность:

          • за проверку (по указанию заказчика) и подтверждение готовности подрядчика к реализации целей проекта (наличие лицензий, оснащенность квалифицированным персоналом, техникой, соответствие лабораторий контроля качества работ определенным требованиям, укомплектованность участков строительства и ремонта нормативными и техническими документами и проектной документацией);

          • проверку и подтверждение соответствия требованиям нормативной и проектной документации материалов, строительных конструкций, оборудования, монтажных узлов, поступающих на место производства строительно-монтажных работ;

          • непрерывный надзор в процессе производства за качеством строительно-монтажных работ на соответствие требованиям нормативных и технических документов и проектной документации;

          • информирование заказчика о качестве работ, выполняемых подрядчиком, обоснованности предлагаемых им изменений проекта, а также нарушениях требований нормативных и технических документов, допущенных подрядчиком;

          • проверку наличия документально подтвержденных результатов работы лабораторий контроля качества подрядчика с осуществлением дублирующего (при необходимости) инструментального контроля физическими методами;

          • приемку скрытых работ (с подписанием актов на скрытые работы) и контроль за своевременным и правильным оформлением исполнительной документации;

          • выдачу подрядчику предписаний на устранение выявленных несоответствий требованиям нормативных и технических документов и проектной документации и последующий контроль за устранением выявленных несоответствий;

          • подтверждение (визирование актов) объемов работ, выполненных подрядчиком, в соответствии с требованиями договоров, нормативных и технических документов и проектной документации;

          • своевременное информирование заказчика о прекращении или приостановке корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» по любым причинам;

          • своевременное информирование уполномоченных органов федеральной исполнительной власти о прекращении или приостановке технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» по любым причинам.

        4. Уполномоченные органы федеральной исполнительной власти несут ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации.

        5. Подрядчик несет ответственность:

          • за качество и выполнение строительно-монтажных работ безопасными методами в соответствии с проектной документацией и требованиями нормативных и технических документов;

          • входной контроль и приемку оборудования и материалов, их транспортирование, складирование и хранение;

          • обеспечение реализации проекта в установленной последовательности и в срок, предусмотренный графиком производства работ, согласованный с заказчиком, с применением оборудования и материалов, предусмотренных проектом и отвечающих требованиям нормативных и технических документов;

          • своевременное уведомление заказчика и проектировщика о выявленных в проектной документации несоответствиях требованиям нормативных документов;

          • обеспечение выполнения работниками предписаний уполномоченных органов федеральной исполнительной власти и органа корпоративного технического надзора в части

            соблюдения требований нормативных и технических документов и устранения несоответствий;

          • своевременное и качественное оформление исполнительной документации на выполненные строительно-монтажные работы;

          • передачу заказчику комплекта исполнительной документации на построенный объект.


             

      7. Задачи и функции органа корпоративного технического надзора


         

        1. Основными задачами органа корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» являются:

          • организация и осуществление контроля соблюдения подрядчиком требований нормативных и технических документов, проектной документации и сроков выполнения работ по строительству и ремонту;

          • осуществление объективного и надежного освидетельствования качества продукции и соответствия ее договорным документам;

          • осуществление проверки наличия документов, удостоверяющих качество используемых при строительстве и ремонте конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);

          • осуществление поэтапного или операционного контроля качества выполненных работ на всех объектах строительства и ремонта;

          • осуществление по указанию заказчика технического (предпроизводственного) аудита поставщиков (изготовителей) для достоверной оценки их возможностей по обеспечению заказчика продукцией требуемого качества;

          • осуществление по указанию заказчика технического инспектирования поставщиков (изготовителей) материалов, изделий и оборудования;

          • отслеживание по указанию заказчика хода производства и отправки продукции поставщиками (изготовителями);

          • осуществление контроля соблюдения подрядчиком технологий и рекомендаций фирм, производящих строительные материалы и оборудование;

          • осуществление контроля соответствия объемов выполненных работ условиям договора, нормативным документам и проектной документации;

          • осуществление контроля наличия и правильности ведения и оформления исполнительной документации;

          • осуществление контроля исполнения подрядчиком указаний и предписаний авторского надзора, требований корпоративного технического надзора;

          • осуществление контроля освидетельствования и оценки качества выполненных работ, предъявляемых подрядчиком, и своевременного устранения выявленных дефектов и недоделок;

          • осуществление промежуточной приемки ответственных конструкций и сооружений, по мере их готовности, с участием представителей заказчика и подрядчика, а также проектировщика, с оформлением соответствующих актов;

          • по указанию заказчика проведение переговоров с подрядчиком для защиты интересов заказчика;

          • осуществление контроля за соблюдением подрядчиком решений по вопросам охраны труда, промышленной и пожарной безопасности.

        2. Орган корпоративного технического надзора в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

          • осуществляет взаимосвязь с проектировщиком при необходимости внесения изменений в проект и согласования их с уполномоченными органами федеральной исполнительной власти;

          • контролирует соблюдение подрядчиком требований нормативных и технических документов;

          • участвует в рассмотрении программ и проведении приемосдаточных испытаний оборудования, систем и портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» в целом;

          • участвует в создании единой базы данных по оборудованию и системам портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» (проводится на основе результатов инструментального обследования портов, баз и терминалов в период строительно-монтажных, пусконаладочных и других работ и паспортизации оборудования);

          • выполняет по указанию заказчика проверку и подтверждение готовности подрядчика к реализации целей проекта (наличие лицензий, оснащенность квалифицированным персоналом, оснащенность техникой, соответствие лабораторий контроля качества работ определенным требованиям, укомплектованность участков строительства и ремонта проектной и другой нормативной, технической документацией);

          • принимает своевременные меры и осуществляет контроль за устранением выявленных дефектов в проектной документации, ее пересмотром и изменением (в случае необходимости) и недопущением необоснованного увеличения договорной стоимости строительства и ремонта;

          • проводит по указанию заказчика технический (предпроизводственный) аудит с целью оценки возможности поставщика (изготовителя) или кандидата в поставщики по обеспечению заказчика продукцией и материалами требуемого качества еще до размещения заказа. Технический (предпроизводственный) аудит проводится по двум направлениям. Первое направление – это соответствие поставщика (изготовителя) общим требованиям к системе качества: наличие базовой системы контроля качества; функционирование системы управления качеством; способности поставщика обеспечить требования заказчика к системе контроля качества. Второе – это соответствие поставщика (изготовителя) детализированным требованиям заказчика: возможности управления техническими процессами, маршрутизации процессов, контроля продукции, управления контрольно-измерительными средствами, планирования контроля и испытаний, технических возможностей и мощности производства, прослеживаемости продукции, специальных технологических процессов, управления;

          • проводит по указанию заказчика инспекции поставщиков (изготовителей), включая: а) анализ и оценку технологических и контрольных процедур поставщика на соот-

ветствие требованиям проекта и нормативной базы;

б) входной контроль материалов на соответствие требованиям проекта, их запасов под проект и условия хранения;

в) контроль обеспечения прослеживаемости материалов при изготовлении и испы-

таниях;


 

г) контроль метрологического обеспечения используемого технологического обору-

дования, регламента поверки и калибровки;

д) контроль технологических процессов производства, подготовки и использования материалов;

е) контроль аттестации персонала и проведения работ по неразрушающему контролю; ж) контроль проведения испытаний;

и) проведение окончательного визуально-измерительного контроля; к) контроль условий хранения, консервации, упаковки, отгрузки;

отслеживает ход производства и отправки продукции поставщиками (изготовителями) с целью получения достоверной информации о выполнении графика реализации ключевых стадий производства, к которым, по желанию заказчика, могут относиться:

а) проектирование;

б) размещение заказов на закупку материалов для изготовления продукции; в) поставка материалов;

г) запасы материалов на складе;

д) состояние технической документации;

е) различные стадии производства, испытания и контроля; ж) отгрузка готовой продукции заказчику и другие услуги;

  • выполняет проверку наличия документов, удостоверяющих качество используемых при строительстве и ремонте конструкций, изделий и материалов (технических паспортов, сертификатов, результатов лабораторных испытаний и др.);

  • проводит контроль документов, подтверждающих соответствие материалов, строительных конструкций, оборудования, монтажных узлов, поступающих на место производства работ, требованиям строительных норм и правил, стандартов, технических условий и другим нормативным и техническим документам и проектной документации;

  • осуществляет проверку наличия документально подтвержденных результатов работы лабораторий контроля качества подрядчика с использованием дублирующего (при необходимости) инструментального контроля физическими методами;

  • осуществляет непрерывный надзор в процессе строительства и ремонта за соответствием качества работ требованиям нормативных документов и проектной документации, включая:

а) приемку, транспортирование и хранение оборудования, конструкций и материалов строящихся объектов;

б) изготовление элементов конструкций (полотнищ, балок, связей, обечаек и т.д.); в) сварочно-монтажные работы, неразрушающий контроль сварных соединений

несущих конструкций;

г) монтаж оборудования и механизмов портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром»;

д) монтаж причальных и перегрузочных устройств, элементов судоходной обстановки и внешних оградительных сооружений;

е) выполнение работ по укладке технологических трубопроводов и их изоляции;

ж) проведение очистки и испытаний технологических трубопроводов на прочность и герметичность;

и) монтаж системы противопожарной защиты;

к) монтаж электрического и силового оборудования; л) монтаж технологических систем;

м) монтаж радиооборудования, навигационного оборудования и оборудования автоматизации;

н) прочие работы, выполняемые на объекте подрядчиком;

  • информирует заказчика о качестве работ, выполняемых подрядчиком, целесообразности предлагаемых им изменений проекта, а также о любых отказах подрядчика выполнять требования нормативных документов;

  • ведет учет посещаемости авторским надзором объекта и информирует об этом заказ-

чика;


 

  • проводит освидетельствование и оценку выполненных и предъявленных подрядчи-

    ком работ и конструктивных элементов, скрываемых при производстве последующих работ, а также обеспечивает требование по запрещению производства дальнейших работ до оформления актов на освидетельствование скрытых работ;

    • участвует в проверках, проводимых уполномоченными органами федеральной исполнительной власти, по оценке состояния и соответствия проекту поступающего на монтаж оборудования, в оценке качества его монтажа, комплексном опробовании и приемке;

    • осуществляет контроль соответствия объемов выполненных и предъявленных к оплате работ требованиям договора и проектной документации;

    • осуществляет учет объемов и стоимости принятых и оплаченных работ (ведет накопительную ведомость по форме КС-6а);

    • участвует в ежегодной инвентаризации выполненных работ;

    • контролирует наличие и правильность ведения и оформления исполнительной документации, и внесение в нее изменений в связи с выявленными недостатками и дефектами при производстве работ;

    • контролирует исполнение подрядчиком указаний и предписаний авторского надзора и уполномоченных органов федеральной исполнительной власти, а также требований органа корпоративного технического надзора, относящихся к вопросам качества выполняемых работ и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования, обеспечение своевременного устранения дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» и объектов в целом;

    • участвует в проведении приемочными комиссиями проверок качества отдельных конструкций и узлов, видов работ, оборудования и механизмов;

    • участвует в освидетельствовании объектов и сооружений портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром», подлежащих консервации, и оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства и ремонта объектов, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их подрядчику для продолжения работ;

    • своевременно информирует заказчика и уполномоченные органы федеральной исполнительной власти о прекращении или приостановке корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» по любым причинам.


       

      1. Организация корпоративного технического надзора


         

        1. Требования, предъявляемые к органу корпоративного технического надзора

          1. Для корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» рекомендуется привлекать организацию, являющуюся юридическим лицом (орган корпоративного технического надзора), обладающую соответствующим опытом, оборудованием и квалифицированным персоналом для надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования и имеющую лицензию на осуществление данного вида деятельности.

          2. К выполнению функций органа корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» разрешается привлекать специализированную службу заказчика, обладающую соответствующим опытом, оборудованием и квалифицированным персоналом для надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов. В этом случае специализированная служба заказчика должна отвечать следующему дополнительному требованию – наличию (в случае требований действующего законодательства Российской Федерации) у заказчика лицензий и свидетельств на право осуществления технического надзора, выданных уполномоченными органами федеральной исполнительной власти в соответствии с установленным порядком.

          3. Орган корпоративного технического надзора должен иметь организационную структуру, которая позволяет обеспечить квалифицированное выполнение его функций.

          4. Орган корпоративного технического надзора должен определить и документально оформить виды ответственности, структуру отчета и порядок отчетности своих структурных подразделений перед руководством органа корпоративного технического надзора. Орган корпоративного технического надзора, имеющий службы неразрушающего контроля и испытаний, должен четко определить и разграничить функции этих служб по проведению каждого вида неразрушающего контроля и испытаний в процессе технического надзора.

            Служба неразрушающего контроля и испытаний должна быть аттестована в порядке, установленном ПБ 03-372-00 [4], РДС 10-234-94 [5] и СДА-15 [6].

          5. Орган корпоративного технического надзора должен:

    • иметь технического руководителя, обладающего опытом работы в области технического надзора, который несет полную ответственность за деятельность организации в соответствии с требованиями нормативных документов; технический руководитель должен являться постоянным сотрудником органа корпоративного технического надзора;

    • быть укомплектован квалифицированным персоналом;

    • применять оборудование и средства неразрушающего контроля по своим техническим характеристикам не ниже, чем у организации-подрядчика;

    • иметь документированную систему обеспечения качества, соответствующую требованиям ГОСТ Р ИСО 9000, либо иные документы, подтверждающие качественное ведение технического надзора до 2001 года;

    • иметь определенные действующим законодательством Российской Федерации лицензии и свидетельства на право осуществления технического надзора, выданные уполномоченными органами федеральной исполнительной власти в соответствии с установленным порядком.

          1. Орган корпоративного технического надзора при заключении договора с заказчиком должен согласовать перечень услуг по организации технического надзора, учитывающий сложность проекта строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром». Перечень услуг по организации корпоративного технического надзора является неотъемлемой частью договора и оформляется в виде обязательного приложения к договору.

          2. Для реализации сложных проектов заказчик вправе привлекать к осуществлению корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» несколько организаций с различными технологическими специализациями, отвечающих требованиям 8.1.1–8.1.6 настоящего стандарта.

        1. Требования, предъявляемые к специалистам, выполняющим работы по корпоративному техническому надзору

          1. К работам по осуществлению корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» допускаются специалисты, которые в соответствии с РД 03-19-2007 [7], Положением о техническом надзоре заказчика за качеством строительства (реконструкции) и капитального ремонта объектов газовой промышленности [8] и Положением о порядке проведения профессиональной аттестации работников, осуществляющих контроль за качеством строительства объектов [9], прошли обучение и аттестацию на знание общих и специальных требований

            нормативных и технических документов в области проектирования, строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» и осуществления контроля качества и приемки отдельных видов и законченных этапов строительно-монтажных и скрытых работ.

          2. Специалисты, выполняющие работы по корпоративному техническому надзору, руководствуются действующими законодательством Российской Федерации, федеральными и корпоративными нормативными документами, проектной документацией, принятой подрядчиком к производству работ, условиями договора на строительство объекта и договора с заказчиком на выполнение услуг по техническому надзору, а также настоящим стандартом.

          3. Работники, осуществляющие неразрушающий контроль, должны быть аттестованы не ниже II уровня квалификации в порядке, установленном ПБ 03-440-02 [10], и в соответствии с требованиями уполномоченных органов федеральной исполнительной власти.

        1. Обязанности и права работников органа корпоративного технического надзора

          1. Работники органа корпоративного технического надзора обязаны:

    • контролировать результаты проведения подрядчиком входного контроля проектной документации на строительство и ремонт, предоставленной заказчиком, следить, чтобы эти документы, а также разрешения на строительство и ремонт, выданные уполномоченными органами федеральной исполнительной власти, постоянно находились у подрядчика на строительной площадке для предъявления их контролирующим органам;

    • осуществлять корпоративный технический надзор за своевременностью и качеством выполнения работ и их соответствием утвержденной проектной документации, точным соблюдением требований нормативных документов по приемке работ;

    • проверять наличие технических паспортов деталей и конструкций, а также результатов лабораторных анализов и испытаний материалов, применяемых при строительстве и ремонте;

    • требовать от подрядчика постоянной проверки соответствия качества материалов, деталей и конструкций паспортным данным, следить за получением результатов лабораторных испытаний и участвовать в отборе образцов;

    • контролировать оформление актов на рекламацию и предъявление претензий поставщикам при поставке ими недоброкачественных материалов, изделий, конструкций, оборудования, не отвечающих требованиям проекта и нормативных документов, а также давать предложения в уполномоченные органы федеральной исполнительной власти о запрещении применения недоброкачественных материалов, изделий, конструкций, оборудования;

    • освидетельствовать и подписывать акты скрытых и специальных работ, не допуская выполнения следующего вида работ до подписания актов. Акты на скрытые работы должны

      быть составлены немедленно после их окончания, если в дальнейшем ходе строительства и ремонта этот вид работ или конструкций должен быть скрыт;

    • контролировать объем выполненных подрядчиком работ и участвовать в их предъявлении заказчику при условии соответствия качества выполнения требованиям проектной документации и нормативным документам;

    • контролировать своевременность и правильность ведения и оформления исполнительной документации, а также своевременность фиксации на отдельном комплекте рабочих чертежей данных об изменениях, внесенных в процессе строительства и ремонта;

    • записывать результаты корпоративного технического надзора за строительством и ремонтом в журнал технического надзора (приложение А), составлять акты и предписания (приложение Б), в которых должны быть указаны:

      а) отступления от проекта, дефекты и нарушения требований, установленных нормативными документами, с указанием виновного лица;

      б) конкретные требования, направленные на устранение выявленных дефектов, отступлений от проекта и нарушений требований, установленных нормативными документами, с указанием сроков их устранения (план-график корректирующих мероприятий);

    • следить за своевременным выполнением всех требований и указаний, записанных в журнале работ корпоративным техническим и авторским надзором, работниками уполномоченных органов федеральной исполнительной власти;

    • следить за правильным проведением подрядчиком индивидуальных испытаний смонтированного оборудования с надлежащим оформлением их результатов в соответствии со СНиП 3-01-04-87 [11];

    • проводить сплошной (для скрытых работ и ответственных конструкций согласно СНиП 3.03.01-87 [12]) и выборочный контроль качества работ подрядчика по строительству и ремонту портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» в период строительно-монтажных, пусконаладочных и других работ с использованием визуального, измерительных и физических методов контроля и внесение результатов в единую базу данных;

    • входить в состав комиссии по приемке заказчиком от подрядчика объектов, законченных строительством;

    • совместно с заказчиком не допускать приемки от подрядчика объектов, незаконченных строительством (в случае обнаружения незаконченных работ составлять перечень выявленных недоделок и дефектов, устанавливать сроки их устранения с последующим проведением повторной приемки объекта);

    • участвовать совместно с представителями подрядчика в ежегодной инвентаризации выполненных работ;

    • контролировать обеспечение своевременной доставки и приемки оборудования на объектах, а также надлежащего его хранения на приобъектных складах;

    • вести учет посещаемости объектов проектировщиком по авторскому надзору и представлять соответствующую информацию руководству заказчика для расчетов с ним.

          1. Работники органа корпоративного технического надзора имеют право:

    • требовать от подрядчика выполнения работ в полном соответствии с утвержденной проектной документацией, точного соблюдения требований нормативных документов на производство и приемку работ;

    • не разрешать подрядчику применять материалы, детали и конструкции, не отвечающие требованиям нормативных и технических документов и проектной документации;

    • вносить в журналы работ, технического надзора обязательные для подрядчика требования и указания о качестве работ, применяемых материалов, деталей и конструкций, а также о соблюдении требований утвержденной проектной документации;

    • не принимать работы, выполненные с нарушением утвержденного проекта, требований нормативных и технических документов, выполненные с применением недоброкачественных материалов, деталей и конструкций; требовать немедленного устранения обнаруженных дефектов за счет организаций, виновных в их допущении;

    • при возникновении признаков деформации или угрозы разрушения конструкций строящегося или ремонтируемого объекта безотлагательно сообщать об этом руководству заказчика и подрядчика, а также требовать от подрядчика и проектировщика принятия немедленных мер для предотвращения аварии.

    1. Требования, предъявляемые к порядку проведения корпоративного технического надзора в процессе строительства и ремонта

      1. Орган корпоративного технического надзора обеспечивает предоставление услуг по техническому надзору за строительством и ремонтом портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» в объеме, соответствующем процедурам корпоративного технического надзора, указанным в настоящем стандарте, и в соответствии с планом контроля качества работ. В процессе строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» орган корпоративного технического надзора отчитывается перед заказчиком по объему и качеству предоставленных услуг по техническому надзору.

      2. Уполномоченные органы федеральной исполнительной власти проверяют процесс реализации проекта строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» на соответствие проектной документации и требованиям нормативных документов, и выполнение органом корпоративного технического надзора функций по над-

        зору, указанных в настоящем стандарте. При обнаружении грубых систематических нарушений в процессе реализации проекта строительства и ремонта портов, баз и терминалов морского базирования ОАО «Газпром» и/или в выполнении органом корпоративного технического надзора функций по надзору уполномоченные органы федеральной исполнительной власти могут направить заказчику представление на замену подрядчика и/или органа корпоративного технического надзора.

      3. Подрядчик должен своевременно устранять недостатки, нарушения, несоответствия проектным решениям и требованиям нормативных документов, выявленные органом корпоративного технического надзора.

      4. В случае необходимости внесения в проект изменений заказчик (при необходимости совместно с органом корпоративного технического надзора) проводит их согласование у проектировщика и представляет в уполномоченные органы федеральной исполнительной власти согласованные изменения с приложением к последним заключениям по экспертизе промышленной безопасности в объеме изменений проекта.

      5. По окончании строительства, ремонта и завершения испытаний объекта подрядчик в присутствии органа корпоративного технического надзора представляет готовый объект заказчику (приемочной комиссии). Подрядчик должен представить в приемочную комиссию необходимую документацию согласно СНиП 3-01-04-87 [11], СНиП 12-01-2004 [13] и ВСН 34-91 [14].

        Создание приемочной комиссии входит в обязанности заказчика.

        Приемочная комиссия руководствуется действующими нормативными актами.

        В состав приемочной комиссии включаются представители заказчика, генподрядчика, генпроектировщика, местных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственного контроля (технического, экологического, газового, пожарного, санитарного, архитектурного надзоров, органов охраны труда), местных организаций технической инвентаризации, организации-пользователя объекта (в случае, если заказчик не является пользователем объекта).

      6. По окончании работы приемочной комиссии, согласно СНиП 3-01-04-87 [11] заказчику должна быть передана вся документация, составленная в процессе строительства и ремонта (акты на скрытые работы, акты приемки инженерных коммуникаций и др.).

      7. После подписания акта приемки комиссией законченного строительством объекта всеми членами приемочной комиссии обязательства органа корпоративного технического надзора перед заказчиком считаются выполненными полностью, а оформление ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта осуществляется в соответствии с установленным в ОАО «Газпром» порядком.

Приложение А

(обязательное)


 

Форма Журнала технического надзора


 

ЖУРНАЛ

ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА


 

Город (район)


 

Объект

(наименование)


 

Адрес объекта


 


 

image

Собственник объекта


 


 

image

(наименование организации, фирмы, адрес)


 

Начат « » 200 г. Окончен « » 200 г.


 


 

image

(населенный пункт)


 

200 г.

image

СОСТАВ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР НА ОБЪЕКТЕ


 

Должность

Ф.И.О. специалиста

Наименование услуги по техническому надзору

Дата начала и окончания этапов услуг

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       


 

Организации, осуществляющие проектные, монтажные и пусконаладочные работы:


 

1.

(наименование)


 

2.

(наименование)


 

3.

(наименование)


 

Субподрядчики-исполнители отдельных видов работ:


 

1.

(наименование)


 

2.

(наименование)


 

3.

image

(наименование)


 


 

Дата

Наименование этапа технического надзора, краткие результаты

№ документа (акта, отчета, предписания и др.)

Ф.И.О. специалиста, производившего запись

Отметка об устранении недостатков

(№ письма, акта, извещения и др.)

         
         
         
         
         
         
         
         
         

Приложение Б

(обязательное)


 

Форма Предписания


 


 

image

ОАО «Газпром»


 


 

image

(наименование организации (службы) – органа технического надзора)


 

Орган технического надзора

(наименование организации–заказчика)


 


 

image

(населенный пункт)

« » 200 г.


 

ПРЕДПИСАНИЕ №


 


 

image

(наименование организации–генподрядчика)


 

Органом технического надзора в составе:

(наименование организации–заказчика)


 

image

(Ф.И.О. представителей организации (службы) – органа технического надзора)


 

в присутствии:

image

представителя

(наименование организации–заказчика) (Ф.И.О. и должность представителя)


 

руководителей подразделений

(наименование организаци – генподрядчика и его подразделений)


 

Субподрядные организации

(наименование организаций–субподрядчиков)


 

с « » 200 г. по « » 200 г. на основании договора с

по оказанию услуг по техническому надзору произведено

(наименование организации–заказчика)


 

оперативное обследование выполнения работ по строительству .

(наименование объекта)


 

Выявлены следующие нарушения:


 


 

№ п/п

Признак нарушения

Квалификация нарушения

Документ, требования которого нарушены

Требования по устранению выявленных нарушений

Срок исполнения

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

image

Информацию о выполнении каждого пункта настоящего предписания с перечислением конкретных мер, принятых по устранению выявленных нарушений, представить:

один экз. –

(наименование организации–заказчика)


 

по адресу: ; один экз. –

(наименование организации (службы) – органа технического надзора)


 

по адресу:


 

Предписание выдал

(подпись, Ф.И.О. представителя организации (службы) – органа технического надзора)


 

С предписанием ознакомлен и один экземпляр для исполнения получил


 


 

image

(подпись, Ф.И.О. представителя организации–генподрядчика)

Библиография

[1] Свод правил по проектированию и строительству

СП 11-110-99

Авторский надзор за строительством зданий и сооружений

[2]


 

[3]

Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»


 

Градостроительный кодекс Российской Федерации

[4] Правила Госгортехнадзора России ПБ 03-372-00


 

[5] Руководящий документ по строительству Минстроя России

РДС 10-234-94

Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля

Система сертификации ГОСТ Р. Требования к испытательным лабораториям (центрам) в строительстве и порядок их аккредитации

[6] Требования к испытательным лабораториям. СДА-15 (приняты решением Наблюдательного совета Ростехнадзора от 20.09.2006 г. № 5/42)

[7] Руководящий документ Ростехнадзора

РД 03-19-2007

Положение об организации и проверке знаний специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору

[8]


 

[9]

Положение о техническом надзоре заказчика за качеством строительства (реконструкции) и капитального ремонта объектов газовой промышленности (утверждено РАО «Газпром» 20.12.1994 г.)


 

Положение о порядке проведения профессиональной аттестации работников, осуществляющих контроль за качеством строительства объектов (утверждено приказом Госстроя России от 25.02.1999 г. № 39)

[10] Правила Госгортехнадзора России ПБ 03-440-02

Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля


 

[11] Строительные нормы и правила СНиП 3-01-04-87

Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Общие положения


 

[12] Строительные нормы и правила СНиП 3.03.01-87

Несущие и ограждающие конструкции


 

[13] Строительные нормы и правила СНиП 12-01-2004

[14] Ведомственные строительные нормы Минтрансстроя CCCР

ВСН 34-91

Организация строительства


 

Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений


 

image

ОКС 47.020

Ключевые слова: строительство, ремонт, порт, база, терминал морского базирования, надзор, корпоративный технический надзор, орган корпоративного технического надзора, уполномоченные органы федеральной исполнительной власти, заказчик, проектировщик, подрядчик, нормативный документ, освидетельствование


 

image


 

Корректура О.Я. Проскуриной

Компьютерная верстка Е.А. Ковешниковой


 

image

Подписано в печать 07.06.2008 г.

Формат 60x84/8. Гарнитура «Ньютон». Тираж 50 экз. Уч.-изд. л. 3,2. Заказ 172


 

image

ООО «ИРЦ Газпром», 117630, Москва, ул. Обручева, д. 27, корп. 2. Тел.: (495) 719-64-75, 719-31-17.


 

Отпечатано в ЗАО «Издательский Дом Полиграфия»