СТО Газпром 9013-2010

  Главная      Учебники - Газпром     

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТО Газпром 9013-2010


 

ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ


 

МОСКВА 2010

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»


 


 

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ


 

Системы менеджмента качества


 

ПОРЯДОК НОТИФИКАЦИИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА


 

СТО Газпром 9013-2010


 

Издание официальное


 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ГАЗПРОМ»


 

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром развитие»


 

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром экспо»


 

Москва 2010

Предисловие


 


 

  1. РАЗРАБОТАН


     

  2. ВНЕСЕН


     

  3. УТВЕРЖДЕН

    И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ


     

  4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


 

Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром развитие» с участием специалистов Открытого акционерного общества «Газпром» и его дочерних обществ и организаций


 

Управлением инновационного развития Департамента стратегического развития ОАО «Газпром»


 

приказом ОАО «Газпром» от 30 апреля 2010 г. № 104


 

© ОАО «Газпром», 2010

© Оформление ООО «Газпром экспо», 2010


 

Распространение настоящего стандарта осуществляется в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением правил, установленных ОАО «Газпром»

Содержание

  1. Область применения 1

  2. Нормативные ссылки 1

  3. Термины и определения 2

  4. Обозначения и сокращения 5

  5. Основные положения 6

  6. Критерии нотификации 7

  7. Предоставление заявления на нотификацию 8

  8. Подготовка к проведению нотификации 10

  9. Проверка и оценка документации 11

  10. Проведение аудита на месте 13

  11. Подготовка и принятие решения о нотификации 20

  12. Оформление и выдача Свидетельства о нотификации 22

  13. Мониторинг деятельности нотифицированного органа по сертификации 23

  14. Подтверждение, приостановление, аннулирование действия

    Свидетельства о нотификации, изменение области нотификации 26

  15. Повторная нотификация 28

    Приложение А (обязательное) Форма Свидетельства о нотификации

    Органа по сертификации 29

    Приложение Б (обязательное) Заявление на проведение нотификации 31

    Приложение В (рекомендуемое) Примерная структура соглашения на право проведения работ по сертификации Систем менеджмента качества на соответствие требованиям СТО Газпром 9001

    и Отчета о деятельности нотифицированного Органа

    по сертификации систем менеджмента качества 35

    Библиография 37


     

    III

    Введение

    Настоящий стандарт разработан в развитие требований СТО Газпром 9011-2006

    «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по оценке систем менеджмента качества».

    Целями настоящего стандарта являются:

    • установление единого подхода к проведению процедуры нотификации органов по сертификации систем менеджмента качества;

    • обеспечение прозрачности и открытости деятельности нотифицированных органов по сертификации.

      Настоящий стандарт разработан ООО «Газпром развитие» в соответствии с договором с ОАО «Газпром» от 29.10.2008 № 89 с участием АНО «Центр Квалитет» и специалистов ООО «Газпром комплектация».


       

      СТАНДАРТ ОАО «ГАЗПРОМ»


       

      image

      Cистемы менеджмента качества

      ПОРЯДОК НОТИФИКАЦИИ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА


       

      image


       

      Дата введения – 2010-12-10


       

      1. Область применения


         

        1. Настоящий документ устанавливает порядок проведения нотификации, а также критерии нотификации органов по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям комплекса стандартов ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества.

        2. Настоящий документ предназначен для применения:

    • Уполномоченной организацией по внедрению комплекса стандартов ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества и оценке систем менеджмента качества;

    • организациями, привлекаемыми по соответствующим договорам к работам по нотификации;

    • органами по сертификации систем менеджмента качества, нотифицированными и претендующими на проведение работ по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям СТО Газпром 9001, часть I и часть II (далее – СТО Газпром 9001).


     

    1. Нормативные ссылки


       

      1. В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

        ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента

        ГОСТ Р ИСО 19011-2003 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента


         

        image

        Издание официальное

        СТО Газпром 9000-2006 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь СТО Газпром 9001-2006 Системы менеджмента качества. Требования. Часть I. Общие

        требования

        СТО Газпром 9001-2006 Системы менеджмента качества. Требования. Часть II. Специальные требования

        СТО Газпром 9011-2006 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по оценке систем менеджмента качества

        Примечание– При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по соответствующим указателям, составленным на 1 января текущего года, и информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


         

    2. Термины и определения


 

В настоящем стандарте применены термины комплекса документов «Системы менеджмента качества» Системы стандартизации ОАО «Газпром» (далее – Стандарты СМК), ГОСТ Р ИСО 9000 и ИСО/МЭК 17000 [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:


 

3.1 аудит: Систематический, независимый и документированный процесс получения

свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).

[СТО Газпром 9000-2006, пункт 3.2.1]

 


 

    1. аутсорсинг: Передача организацией бизнес-процессов или функций на обслуживание другой организации, специализирующейся в соответствующей области.

    2. выборочный контроль нотифицированного органа по сертификации систем менеджмента качества: Форма периодического подтверждения соответствия нотифицированного органа по сертификации установленным критериям.

Примечание– Выборочный контроль проводится Уполномоченной организацией в течение всего срока действия Свидетельства о нотификации.


 

3.4 запись: Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осу-

ществленной деятельности.

[СТО Газпром 9000-2006, пункт 3.2.3]

 

3.5 заявитель нотификации: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации в качестве органа по сертификации систем менеджмента качества, претендующие на прохождение процедуры нотификации.


 

3.6 критерии аудита: Совокупность политики, процедур или требований.

[СТО Газпром 9011-2006, пункт 3.11]

 


 

    1. критерии нотификации органа по сертификации систем менеджмента качества: Совокупность требований, на соответствие которым проводится нотификация органа по сертификации систем менеджмента качества.

    2. мониторинг деятельности нотифицированного органа по сертификации систем менеджмента качества: Систематическая оценка соответствия нотифицированного органа по сертификации систем менеджмента качества установленным критериям посредством наблюдения за его деятельностью.


 

3.9 выводы (наблюдения) аудита: Результат оценки собранных свидетельств аудита на

соответствие критериям аудита.

[ГОСТ Р ИСО 19011-2003, пункт 3.4]

 


 

Примечание– Наблюдения аудита могут указывать на соответствие или несоответствие критериям аудита или возможности улучшения.


 

3.10 несоответствие: Невыполнение требования.

[СТО Газпром 9000-2006, пункт 3.2.8]

 


 

Примечание – Применительно к оценке компетентности органа по сертификации систем менеджмента качества термин «несоответствие» применяется, если имеет место невыполнение органом по сертификации критериев нотификации, установленных ОАО «Газпром», а также наличие других, подтвержденных объективными свидетельствами, недостатков, вызывающих сомнение в способности органа по сертификации систем менеджмента качества выполнять работы для нужд ОАО «Газпром».


 

3.11 нотификация органа по сертификации систем менеджмента качества: Официальное

признание со стороны ОАО «Газпром» компетентности аккредитованного органа по сертификации систем менеджмента качества в проведении работ по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта СТО Газпром 9001.

[СТО Газпром 9011-2006, пункт 3.13]

 


 

3.12 область аудита: Содержание и границы аудита.

[СТО Газпром 9011-2006, пункт 3.14]

 

Примечание – При определении области аудита обычно указывают место проведения, проверяемые подразделения, виды деятельности и процессы, а также сроки проведения аудита.

    1. область нотификации органа по сертификации систем менеджмента качества: Область деятельности нотифицированного органа по сертификации систем менеджмента качества, определенная при нотификации.

    2. объективное свидетельство: Данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо.

Примечание – Объективное свидетельство может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другим способом.


 

3.15 орган по сертификации: Юридическое лицо или индивидуальный предпринима-

тель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. [СТО Газпром 9011-2006, пункт 3.15]

 


 

3.16 освидетельствующий аудит: Аудит системы менеджмента качества организации,

выполняемый органом по сертификации под контролем Уполномоченной организации, в целях подтверждения компетентности проводить работы по сертификации на соответствие требованиям стандарта СТО Газпром 9001.

[СТО Газпром 9011-2006, пункт 3.16]

 


 

3.17 оценка компетентности органа по сертификации систем менеджмента качества: Оценка соответствия органа по сертификации систем менеджмента качества критериям нотификации для официального признания органа по сертификации систем менеджмента качества со стороны ОАО «Газпром» в проведении работ по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям СТО Газпром 9001.

Примечание – Оценка компетентности органа по сертификации систем менеджмента качества предусматривает анализ документации, наблюдения при проведении освидетельствующего аудита и аудита в офисе органа по сертификации систем менеджмента качества, другие действия, необходимые для получения объективных свидетельств, позволяющих принять решение о соответствии компетентности органа по сертификации систем менеджмента качества установленным критериям.


 

3.18 план аудита: Описание деятельности и мероприятий по проведению аудита.

[СТО Газпром 9011-2006, пункт 3.19]

 


 

3.19 привлекаемая организация: Сторонняя организация, привлекаемая Уполномоченной организацией для выполнения части своих функций на условиях аутсорсинга.


 

3.20 программа аудита: Совокупность одного или нескольких аудитов, запланирован-

ных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели. [ГОСТ Р ИСО 19011-2003, пункт 3.11]

 


 

3.21 свидетельства аудита: Записи, изложение фактов или другая информация, кото-

рые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены. [СТО Газпром 9011-2006, пункт 3.22]

 

3.22 технический эксперт: Лицо, предоставляющее экспертной группе свои знания и опыт по специальному вопросу.

Примечания

  1. Знания или опыт по специальному вопросу могут быть отнесены к организации, процессу или деятельности, подвергаемым аудиту, а также к вопросам языка или культуры.

  2. Технический эксперт не участвует в экспертной группе в качестве эксперта.


 

3.23 Уполномоченная организация по внедрению комплекса стандартов ОАО «Газпром»

на системы менеджмента качества и оценке систем менеджмента качества (Уполномоченная организация): Организация, уполномоченная высшим руководством ОАО «Газпром» на координацию работ по функционированию системы менеджмента качества ОАО «Газпром» и взаимодействие с внешними организациями по вопросам оценки систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов СТО Газпром серии 9000.

[СТО Газпром 9011-2006, пункт 3.27]

 


 

    1. учебный центр: Организация, осуществляющая специальную подготовку (переподготовку) и тестирование экспертов (экспертов-аудиторов), проводящих работы по оценке соответствия систем менеджмента качества требованиям СТО Газпром 9001.

    2. экспертная группа: Один или несколько экспертов (экспертов-аудиторов), осуществляющих аудит, с привлечением, при необходимости, технических экспертов.

Примечания

  1. Персональный состав экспертной группы определяется организационно-распорядительным документом организации, осуществляющей оценку соответствия. Один из экспертов назначается руководителем экспертной группы.

  2. Экспертную группу могут сопровождать наблюдатели, не принимающие участия в ее работе.


 

  1. Обозначения и сокращения


     

    В настоящем стандарте применяются следующие обозначения и сокращения: ОС – орган по сертификации систем менеджмента качества;

    СМК – система менеджмента качества; ЭГ – экспертная группа;

    Отчет – отчет органа по сертификации систем менеджмента качества о проведении корректирующих действий/коррекции по устранению несоответствий и замечаний, выявленных в ходе работ по нотификации;

    УО – Уполномоченная организация.


     

  2. Основные положения


     

    1. Нотификация ОС и мониторинг деятельности нотифицированных ОС осуществляются УО в соответствии с установленной сферой деятельности.

    2. Условием нотификации ОС является его соответствие критериям нотификации.

    3. Нотифицированным ОС предоставляется право проведения сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям СТО Газпром 9001.

    4. Работы по нотификации ОС и оценка систем менеджмента качества нотифицированными ОС осуществляются в целях обеспечения гарантии качества поставляемых материальнотехнических ресурсов, услуг (работ) для ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций.

    5. При необходимости часть работ по нотификации ОС, включая выборочный контроль ОС, может быть передана на аутсорсинг сторонним организациям (далее – привлекаемая организация). В этом случае УО направляет своих представителей для участия в проведении процедуры нотификации ОС.

      Привлекаемой организации может быть передана деятельность, указанная в разделах 8–10, 13.

    6. Процедура нотификации ОС включает следующие последовательно выполняемые

      этапы:


       

      • рассмотрение заявления на нотификацию ОС;

      • подготовка к проведению нотификации;

      • проверка и оценка документации ОС;

      • проведение аудита на месте, включающего проведение аудита в офисе органа по сер-

        тификации и наблюдение при освидетельствующем аудите;

        • принятие решения о нотификации;

        • оформление и выдача Свидетельства о нотификации;

        • мониторинг деятельности нотифицированного ОС. Нотификация ОС проводится на основе договора с УО.

    7. При положительных результатах оценки компетентности ОС УО принимает решение о нотификации ОС и заключает с ним Соглашение на право проведения работ по сертификации СМК на соответствие СТО Газпром 9001.

    8. Нотификация ОС подтверждается Свидетельством о нотификации, выданным УО по форме приложения А.

    9. Если УО приняла решение об отказе в продолжении процедуры нотификации (отказ в нотификации) по результатам какого-либо этапа нотификации ОС, повторное обращение с заявлением на нотификацию допускается не ранее, чем через год с даты принятия такого решения.

    10. УО (или привлекаемая организация) должна проводить выборочный контроль нотифицированных ОС в течение срока действия Свидетельства о нотификации. Если результат выборочного контроля отрицательный, Свидетельство о нотификации может быть приостановлено или аннулировано.


       

  3. Критерии нотификации


     

    1. Заявитель нотификации должен быть аккредитован в качестве органа по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 или ИСО/МЭК 17021 [2] для проведения сертификации СМК по ГОСТ Р ИСО 9001 или ИСО 9001 [3].

    2. Заявитель нотификации должен отвечать следующим требованиям:

        • отсутствие фактов приостановления деятельности заявителя нотификации или применения иных санкций, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

        • отсутствие процедуры проведения ликвидации или принятия арбитражным судом решения о признании заявителя нотификации банкротом и об открытии конкурсного производства;

        • отсутствие задолженностей по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя нотификации по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

        • отсутствие судебных решений об аресте имущества, балансовая стоимость которого превышает 25 процентов балансовой стоимости активов заявителя нотификации по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

        • отсутствие фактов применения санкций, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, в отношении должностных лиц заявителя нотификации;

        • за весь период действия аккредитации заявителя нотификации в качестве органа по сертификации систем менеджмента качества действие аттестата аккредитации не было

          приостановлено или аннулировано ни в одной из аккредитаций (исключением является инициатива заявителя нотификации).

    3. ОС должен иметь опыт проведения работ по сертификации СМК по ГОСТ Р ИСО 9001 или ИСО 9001 [3] не менее 1,5 лет.

    4. ОС должен иметь официальные актуализированные Стандарты СМК, касающиеся его деятельности.

    5. ОС должен иметь финансовые возможности и другие ресурсы (помещение, оборудование, персонал, фонд нормативной документации в соответствии с заявленной областью нотификации и др.) для выполнения обязательств, возникающих в процессе проведения сертификации СМК на соответствие требованиям СТО Газпром 9001.

    6. В ОС должна функционировать структура, обеспечивающая беспристрастность деятельности ОС на основе баланса интересов заинтересованных сторон.

    7. ОС должен иметь свидетельства, подтверждающие прохождение экспертами-аудиторами обучения по программе подготовки экспертов-аудиторов в признанных компетентными учебных центрах, и аттестации УО на право проведения сертификации по СТО Газпром 9001.

    8. ОС должен иметь не менее двух работающих на постоянной основе штатных экспертов-аудиторов в заявляемой области нотификации, один из которых отвечает требованиям, предъявляемым к главным экспертам-аудиторам и подтвердивших свою компетентность при проведении освидетельствующего аудита, в рамках нотификации ОС.

      Необходимость и периодичность аттестации определяется УО, но должна быть не реже одного раза в три года.

    9. ОС должен разработать и внедрить специальные процедуры сертификации по СТО Газпром 9001, соответствующие положениям СТО Газпром 9011.

    10. ОС должен установить критерии и процедуру приостановления действия и аннулирования сертификата соответствия СМК организации, прошедшей сертификацию СМК по СТО Газпром 9001.

    11. В ОС должна функционировать система менеджмента качества, обеспечивающая и демонстрирующая устойчивое выполнение всех требований, предъявляемых к ОС, в том числе поддерживающая компетентность руководства и персонала в проведении сертификации СМК по СТО Газпром 9001.


       

  4. Предоставление заявления на нотификацию


     

    1. Для инициирования процесса нотификации заявитель нотификации должен:

      1. Ознакомиться с настоящим стандартом и другими документами, определяющими критерии и процедуры нотификации ОС.

      2. Оформить и предоставить в УО заявление на проведение нотификации по форме приложения Б. К заявлению должны прилагаться следующие документы заявителя нотификации:

      а) документы о государственной регистрации юридического лица либо о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (копии с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом);

      б) Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (копия);

      в) учредительные документы (устав, учредительный договор и т.п.) организации – заявителя нотификации (копия);

      г) документы, подтверждающие аккредитацию(и) и область(и) аккредитации (копии); д) Положение(я) об органе по сертификации систем менеджмента качества и органи-

      зационно-распорядительный документ о функционировании ОС (копия); е) Руководство по качеству ОС;

      ж) перечень документации СМК ОС;

      и) процедура сертификации СМК на соответствие требованиям СТО Газпром 9001, разработанная на основе положений СТО Газпром 9011 и формы документов, применяемых при сертификации СМК;

      к) сведения об экспертах-аудиторах, аттестованных на право проведения сертификации по СТО Газпром 9001 в заявляемой области нотификации, и технических экспертах;

      л) сведения о реализации требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 в документации ОС; м) сведения о реализации ОС требований внешних нормативных документов в

      процедуре сертификации;

      н) заявляемая область нотификации ОС (в двух экземплярах); п) анкета заявителя нотификации.

    2. Формы документов, указанные в соответствии с перечислением к) – п) 7.1 2), устанавливаются УО и их актуальные версии должны быть доступны заявителям нотификации.

    3. Заявление, копии Устава (учредительного договора), Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, аттестатов аккредитации и другие документы, содержащие сведения о юридическом статусе и основных видах деятельности заявителя нотификации, должны быть предоставлены на бумажном носителе. Остальные документы заявителя нотификации могут быть предоставлены на бумажном или электронном носителе. Документы, исполненные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык, нотариальному заверению и легализации консульскими учреждениями Российской Федерации за границей или апостилем.

    4. Заявление и прилагаемые к нему документы заявителя нотификации анализируются УО на достоверность, полноту и соблюдение требований оформления. В процессе анализа необходимо убедиться в том, что:

        • комплект документов представлен в полном объеме, заявление и прилагаемые к нему документы содержат информацию, необходимую для оценки компетентности ОС;

        • представленные сведения отвечают критериям нотификации.

    5. УО в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления должна принять решение о целесообразности проведения процедуры нотификации ОС. Решение и результаты предварительного анализа заявления и прилагаемых документов должны быть доведены до ОС.


       

  5. Подготовка к проведению нотификации


     

    1. При положительных результатах предварительного рассмотрения заявления и прилагаемых документов УО регистрирует заявление, составляет проект договора на проведение нотификации ОС заявителя нотификации, определяющий содержание, основные этапы работ, включая проведение освидетельствующего аудита, сроки, стоимость и требование по предварительной оплате работ.

    2. УО формирует «дело» заявителя нотификации, в которое включает заявление и документы, разработанные по результатам проведенных процедур нотификации ОС.

    3. Документы по результатам процедуры нотификации (заключения, акты) разрабатываются в двух (или в трех – при наличии привлекаемой организации) экземплярах – для заявителя нотификации и УО.

    4. УО вправе отказать в проведении нотификации, если информация, содержащаяся в заявлении и прилагаемых документах, не подтверждает соответствие заявителя нотификации и его ОС критериям нотификации в заявляемой области нотификации.

    5. После оплаты заявителем нотификации работ по договору организационно-распорядительным документом УО назначается руководитель ЭГ по оценке компетентности ОС и определяется состав ЭГ.

    6. ЭГ по оценке компетентности должна формироваться таким образом, чтобы ее члены обладали в совокупности общими и специальными знаниями и навыками, необходимыми для организации и проведения процедуры нотификации и достаточными для достоверной оценки компетентности ОС в заявленной области нотификации. Члены ЭГ по оценке компетентности должны:

        • знать и понимать требования стандартов, применяемых в качестве критериев при оценке компетентности ОС;

        • обеспечивать полноту и системность оценки соответствия;

        • знать и применять методы оценок соответствия, включая опрос, наблюдение, анализ, а также методы проведения аудитов, выборочных проверок и формулирование заключений.

    7. Членами ЭГ не могут быть лица, предоставлявшие консультационные услуги заявителю нотификации или ОС в течение последних двух лет.

    8. На этапе проверки и оценки документации и на последующих этапах (аудит в офисе ОС и освидетельствующий аудит) состав ЭГ по оценке компетентности может быть различным.

    9. Каждый член ЭГ по оценке компетентности должен выполнять правила нотификации, а также условия сохранения конфиденциальности, независимости от коммерческого и иного интереса, влияющего на беспристрастность оценки компетентности ОС.


       

  6. Проверка и оценка документации


     

    1. Проверка и оценка документации, предоставленной в комплекте с заявлением на нотификацию, проводятся согласно Программе нотификации.

    2. Программа нотификации разрабатывается УО и содержит:

        • цель работ;

        • последовательность и наименование этапов нотификации;

        • нормативные документы, в соответствии с которыми проводится нотификация;

        • результаты проведения работ.

          Примечание – Программа нотификации может быть самостоятельным документом или составной частью договора на нотификацию.

    3. Руководитель ЭГ по оценке компетентности самостоятельно или с привлечением членов ЭГ:

        • проводит, в соответствии с Программой нотификации, проверку и оценку документации, представленной заявителем нотификации. Сроки проведения работ зависят от объема документации и не должны превышать одного месяца;

        • составляет заключение по результатам проверки и оценки документации.

    4. Заключение по результатам проверки и оценки документации должно содержать:

        • краткое изложение наблюдений, которые подтверждают выполнение требований, предъявляемых к ОС;

        • описание выявленных в документации несоответствий и замечаний.

          Примечание – При проверке осуществляется анализ полноты и правильности оформления документации, при оценке – анализ на соответствие нормативной документации (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021, СТО Газпром 9011 и др.).

    5. Наблюдение классифицируется как «несоответствие», если имеет место полное или частичное невыполнение ОС критериев нотификации, а также наличие других свидетельств, подтверждающих неспособность ОС выполнять работы для нужд ОАО «Газпром».

    6. Наблюдение классифицируется как «замечание», если имеет место упущение методического и/или технического характера при выполнении ОС требований, в соответствии с которыми проводится оценка документации. Замечание выставляется также в целях улучшения деятельности ОС или предотвращения возможного несоответствия.

    7. В заключении должно быть отражено одно из двух решений:

        • дальнейшие работы по нотификации ОС продолжить после устранения несоответствий и замечаний, выявленных в документации, и представления в УО Отчета и соответствующих доказательных материалов в срок не более одного месяца со дня получения заключения по результатам проверки и оценки документации;

        • продолжить дальнейшие работы по нотификации ОС. ОС подготовить проведение аудита на месте и представить в УО Отчет, а также соответствующие доказательные материалы в срок не более одного месяца со дня получения заключения.

          Форма Отчета устанавливается УО.

    8. Заключение по результатам проверки и оценки документации направляется заявителю нотификации.

    9. После получения от ОС Отчета, а также документальных свидетельств устранения несоответствий и замечаний (актуализированные документы и/или их выписки, копии извещений и другие подтверждающие документы) руководитель ЭГ по оценке компетентности рассматривает полученные материалы и составляет заключение о полноте информации, представленной в Отчете, устранении выявленных несоответствий и замечаний в документации. Заключение содержит оценку корректирующих действий или коррекции и выводы о возможности или невозможности продолжения работ по нотификации (проведение аудита на месте, включая освидетельствующий аудит).

    10. В том случае, если УО принимает решение о невозможности продолжать работы по нотификации ОС до устранения несоответствий и замечаний, выявленных в документации, ОС проводит дополнительную корректировку документации для устранения оставшихся несоответствий и замечаний и повторно представляет в УО Отчет. Дальнейшие действия – в соответствии с 9.9.

    11. При повторном отрицательном заключении ЭГ по оценке компетентности по результатам устранения несоответствий и замечаний, выявленных в документации ОС, или

      недостаточности информации, приведенной в Отчете, УО принимает решение об отказе в продолжении процедуры нотификации и доводит его до сведения заявителя нотификации.

    12. Общий срок устранения несоответствий и замечаний с момента получения ОС заключения по результатам проверки и оценки документации до принятия решения о продолжении работ по нотификации не должен превышать двух месяцев.

    13. Результаты проверки и оценки документации ОС, информация о реализации требований нормативных документов в документации ОС должны быть использованы ЭГ при оценке компетентности в период подготовки и проведения аудита на месте (аудит в офисе, освидетельствующий аудит).


       

  7. Проведение аудита на месте


     

    1. Общие положения

      1. Последовательность работ устанавливается УО таким образом, чтобы обеспечить сбор информации, достаточной для принятия решения о соответствии ОС критериям нотификации, учитывая при этом необходимость минимизации дополнительных затрат заявителя нотификации и рисков сертифицируемой организации, связанных с получением ОС отрицательного результата освидетельствующего аудита.

      2. Время начала проведения аудита в офисе не должно превышать 10 рабочих дней после даты подписания положительного заключения по предыдущему этапу нотификации, а освидетельствующего аудита – 6 месяцев.

      3. ЭГ по оценке компетентности проводит аудит на месте в соответствии с программой нотификации.

      4. Освидетельствующий аудит проводится:

          • после получения УО официального согласия от заявителя сертификационного аудита СМК на проведение освидетельствующего аудита в рамках указанной оценки;

          • регистрации УО заявки на сертификацию СМК в Реестре УО и информирования об этом ОС.

      5. Руководитель ЭГ по оценке компетентности разрабатывает план аудита. План аудита направляется заявителю нотификации для согласования не позднее чем за неделю до начала аудита и затем утверждается руководителем УО. Допускается разработка единого плана аудита, предусматривающего проведение аудита в офисе, и освидетельствующего аудита, если определены все условия их проведения.

      6. По результатам аудита в офисе ОС и освидетельствующего аудита ЭГ по оценке компетентности оформляется акт по каждому из этапов и направляется в ОС для разработки корректирующих действий.

      7. ОС проводит корректирующие действия и/или коррекцию для устранения несоответствий и замечаний, выявленных при аудите в офисе и/или освидетельствующем аудите (в случае их наличия), и направляет в адрес УО Отчет вместе с доказательствами устранения несоответствий и замечаний (актуализированные документы и выписки из них, копии извещений об изменении, приказов, распоряжений и др.). Срок устранения выявленных несоответствий не должен превышать одного месяца со дня предоставления Акта по результатам аудита.

      8. По результатам рассмотрения Отчета об устранении несоответствий и замечаний, выявленных при аудите в офисе и/или освидетельствующем аудите, и доказательств их устранения руководитель ЭГ по оценке компетентности составляет заключение об устранении несоответствий и замечаний с выводами о соответствии компетентности ОС критериям нотификации.

      9. При отрицательном заключении ЭГ по оценке компетентности по результатам устранения несоответствий и замечаний ОС проводит дополнительные корректирующие действия и повторно представляет в УО Отчет. Дальнейшие действия в соответствии с 10.1.8.

      10. Срок устранения несоответствий и замечаний, выявленных при проведении аудита в офисе/освидетельствующего аудита, не должен превышать двух месяцев со дня предоставления соответствующего акта.

      11. При повторном отрицательном заключении или в случае несоблюдения сроков, указанных в 10.1.2, 10.1.7, 10.1.10, руководитель ЭГ по оценке компетентности составляет заключение о несоответствии компетентности ОС требованиям нотификации и готовит решение об отказе в продолжении процедуры нотификации.

    1. Проведение аудита в офисе органа по сертификации

      1. За две недели до проведения аудита в офисе ОС руководитель ЭГ по оценке компетентности разрабатывает план аудита, обеспечивающий оценку соответствия ОС критериям нотификации.

      2. План аудита в офисе ОС должен определять:

          • цели и область аудита;

          • критерии аудита;

          • время и место проведения аудита;

          • состав ЭГ по оценке компетентности;

          • перечень ключевых аспектов деятельности, подлежащих проверке и оценке (управление беспристрастностью, обеспечение ресурсами, управление персоналом, процесс сертификации, функционирование системы менеджмента ОС);

          • проверку реализации корректирующих действий или коррекций по устранению несоответствий и замечаний, выявленных на предыдущих этапах нотификации (если это необходимо);

          • обсуждение результатов освидетельствующего аудита, если он проведен ранее аудита в офисе.

      3. Продолжительность аудита в офисе, как правило, не превышает одного рабочего дня.

      4. Руководитель ЭГ по оценке компетентности должен определить полномочия и ответственность каждого члена ЭГ по оценке компетентности в реализации плана аудита.

      5. Руководитель и члены ЭГ по оценке компетентности готовят необходимые рабочие документы, обеспечивающие проведение аудита и документальное оформление его результатов. Все рабочие документы и записи должны сохраняться до завершения аудита.

      6. Для представления плана аудита и уточнения отдельных действий по его реализации должно проводиться предварительное совещание.

      7. Руководитель ЭГ по оценке компетентности проводит с членами ЭГ по сертификации предварительное совещание, включающее:

          • представление членов ЭГ по оценке компетентности;

          • подтверждение целей, области и критериев аудита;

          • согласование с ОС графика проверок, времени проведения заключительного совещания, изменений, возникших в плане аудита, и других вопросов, связанных с проведением аудита;

          • представление методов и процедур аудита;

          • определение порядка обеспечения членов ЭГ по оценке компетентности необходимыми ресурсами и услугами;

          • согласование вопросов, имеющих отношение к обеспечению конфиденциальности;

          • ознакомление с методами составления акта по результатам аудита;

          • информирование об условиях, при возникновении которых аудит может быть приостановлен.

      8. Основными источниками информации в процессе аудита являются:

          • результаты опроса персонала ОС;

          • записи и документы ОС;

          • наблюдение за выполнением работ.

      9. В процессе аудита в офисе должны быть собраны свидетельства, подтверждающие соответствие ОС критериям аудита, в том числе:

          • проведение ОС ежегодного анализа возможных конфликтов интересов, возникающих при проведении сертификации и вытекающих из его взаимоотношений (методика анализа, отчет и др.);

          • функционирование структуры, обеспечивающей беспристрастность деятельности ОС на основе баланса представительства заинтересованных сторон (состав, протоколы, решения);

          • обеспечение финансовой независимости ОС (оценка рисков, связанных с сертификационной деятельностью, финансовые планы, отчеты, источники доходов);

          • наличие в ОС компетентного персонала для реализации всех его функций, в том числе для проведения сертификации по СТО Газпром 9001, и документов, подтверждающих распределение ответственности и полномочий (положения о подразделениях, должностные инструкции, штатное расписание, планы обучения и аттестации персонала, личные дела сотрудников и др.);

          • наличие актуального фонда нормативной документации, в том числе Стандарты СМК, касающиеся его деятельности;

          • наличие процесса отбора, оценки компетентности, профессиональной подготовки экспертов-аудиторов и мониторинга их деятельности (процедуры, планы, отчеты, протоколы, личные дела экспертов-аудиторов и др.);

          • ведение реестра организаций – держателей сертификатов соответствия СМК, обеспечение открытого доступа к информации (реестры, интернет-сайт и др.);

          • реализация процедуры сертификации, инспекционного контроля, ресертификации СМК («дело» организации, где проводился аудит);

          • функционирование системы менеджмента качества ОС (политика в области качества, ответственность и полномочия представителя высшего руководства по качеству, процедура внутреннего аудита, реализация корректирующих и предупреждающих действий, проведение анализа со стороны руководства и др.).

      10. Наблюдения аудита о соответствии должны быть документально оформлены с указанием соответствующих подтверждающих свидетельств аудита.

      11. Свидетельства аудита, несоответствия и замечания должны обсуждаться с представителями ОС для подтверждения объективности и обеспечения понимания ОС выявленных несоответствий и замечаний.

      12. ОС может разработать и реализовать меры по устранению выявленных несоответствий и замечаний в процессе аудита.

      13. Для представления наблюдений аудита должно проводиться заключительное совещание.

      14. Перед проведением заключительного совещания ЭГ по оценке компетентности должна провести анализ свидетельств и наблюдений аудита.

      15. Заключительное совещание проводит руководитель ЭГ по оценке компетентности при участии всех членов ЭГ, руководства и ответственного персонала ОС.

        Заключительное совещание должно включать:

          • представление ОС всех наблюдений аудита и обобщающих выводов о соответствии ОС критериям аудита, включая результаты освидетельствующего аудита, если он был проведен до аудита в офисе ОС;

          • обсуждение и по возможности решение всех нерешенных вопросов;

          • информирование ОС о его правах, предусмотренных процедурами нотификации.

      16. Руководитель ЭГ по оценке компетентности разрабатывает акт по результатам аудита в офисе, содержащий:

          • краткое изложение наблюдений о соответствии критериям аудита;

          • описание выявленных в процессе аудита несоответствий и замечаний, в том числе устраненных в ходе аудита, а также оценку возможностей ОС устранить другие выявленные несоответствия;

          • общую оценку соответствия ОС критериям аудита, включая результаты освидетельствующего аудита, если он был проведен до аудита в офисе ОС, рекомендации в части сужения или расширения области нотификации, в которой ОС соответствует критериям аудита;

          • заключение о необходимости (отсутствии необходимости) проведения повторного аудита в офисе;

          • рекомендации ЭГ по оценке компетентности для принятия решения о нотификации ОС или решения о возможности проведения освидетельствующего аудита.

      17. Акт подписывается членами ЭГ по оценке компетентности и в срок не более десяти рабочих дней после заключительного совещания направляется заявителю нотификации.

    1. Наблюдение при освидетельствующем аудите

      1. Проверку выполнения процедур сертификации СМК на соответствие требованиям СТО Газпром 9001 ЭГ по оценке компетентности проводит при выполнении экспертами-аудиторами ОС сертификационного аудита. Продолжительность освидетельствующего аудита в организации – заявителе сертификации должна быть не менее трех рабочих дней.

      2. Руководитель ЭГ по оценке компетентности с привлечением членов ЭГ проводит проверку и оценку выполнения ОС подготовительного этапа к освидетельствующему

        аудиту, а также результатов анализа документации СМК организации на соответствие требованиям СТО Газпром 9001.

        ОС в течение одного рабочего дня после утверждения(подписания), но не позднее чем за 10 рабочих дней до начала освидетельствующего аудита должен предоставить в УО следующую документацию:

          • договор с организацией-заявителем на проведение сертификации СМК на соответствие требованиям СТО Газпром 9001 (копия);

            Примечание – Договор между организацией-заявителем на проведение сертификации СМК и ОС должен содержать информацию:

            1. по возможным рискам организации-заказчика при проведении процедуры освидетельствующего аудита;

            2. по возврату в полном объеме денежных средств, полученных от организации-заявителя на проведение сертификации по требованиям СТО Газпром 9001, в случае выдачи ОС Уполномоченной организацией отрицательного заключения по результатам освидетельствующего аудита или получения ОС отказа в продолжении процедуры нотификации на предыдущих этапах.

          • приказ о назначении ЭГ по сертификации и сведения, подтверждающие информирование организации о составе ЭГ по сертификации;

          • перечень документации СМК организации-заявителя;

          • Руководство по качеству и другая документация СМК организации-заявителя (по выбору ЭГ по оценке компетентности);

          • отчет по результатам оценки соответствия документации СМК;

          • заключение главного эксперта об устранении несоответствий в документации (по требованию ЭГ по оценке компетентности – результаты устранения несоответствий в документации СМК);

          • план аудита СМК в организации – заявителе сертификации.

      3. Руководитель ЭГ по оценке компетентности разрабатывает план аудита, обеспечивающий оценку соответствия ОС критериям нотификации при проведении освидетельствующего аудита, который должен содержать:

          • цели и область аудита;

          • критерии аудита;

          • время и место проведения аудита;

          • состав ЭГ по оценке компетентности (наблюдателей);

          • перечень ключевых аспектов деятельности, подлежащих аудиту (организация и планирование аудита, знание экспертами-аудиторами СТО Газпром 9001 и технических особенностей объекта аудита, применение принципов и методов аудита, оформление результатов аудита и др.).

      4. ОС включает сведения о составе ЭГ по оценке компетентности в план аудита СМК организации – заявителя сертификации.

      5. До начала освидетельствующего аудита руководитель ЭГ по оценке компетентности проводит предварительное совещание с членами ЭГ по сертификации, на котором:

          • проводится представление членов ЭГ по оценке компетентности;

          • подтверждаются цели, область и критерии аудита;

          • сообщаются сведения о процессе наблюдения (принципы, методы, процедуры);

          • доводится информация о порядке представления замечаний, несоответствий и акта по результатам наблюдательного аудита.

      6. Организация – заявитель сертификации СМК должна быть проинформирована о том, что:

          • освидетельствующий аудит не имеет прямого отношения к аудиту СМК организации, поскольку имеет своей целью наблюдение за деятельностью экспертов ОС. Полномочия и ответственность за выполнение установленных процедур сертификации СМК и принимаемые решения несет ОС;

          • членами ЭГ по оценке компетентности приняты обязательства по соблюдению требований к конфиденциальности информации об организации – заявителе сертификации, полученной в процессе наблюдения.

      7. Члены ЭГ по оценке компетентности не должны оказывать какого-либо влияния на членов ЭГ по сертификации при формулировании результатов оценки соответствия СМК.

      8. Члены ЭГ по оценке компетентности имеют право участвовать в обсуждениях и запрашивать дополнительные материалы для подтверждения выводов о соответствии ОС критериям нотификации.

        Обмен информацией, разъяснения и другие аналогичные действия должны осуществляться во время плановых перерывов или совещаний в конце рабочего дня. При необходимости могут проводиться специальные совещания. Обсуждения проводятся без участия представителей организации.

        Члены ЭГ по оценке компетентности должны наблюдать за действиями аудиторов в течение всего освидетельствующего аудита.

      9. Для представления результатов наблюдений руководитель ЭГ по оценке компетентности проводит заключительное совещание.

        Заключительное совещание должно включать:

          • представление ЭГ по сертификации предварительных выводов и результатов освидетельствующего аудита и обобщающих выводов о соответствии компетентности ОС критериям аудита;

          • обсуждение и по возможности решение всех нерешенных вопросов;

          • определение при необходимости корректирующих действий;

          • информирование о последующих действиях ОС, предусмотренных процедурами нотификации.

      10. Руководитель ЭГ по оценке компетентности разрабатывает акт по результатам освидетельствующего аудита, содержащий:

          • краткое изложение наблюдений о соответствии критериям аудита;

          • описание несоответствий и замечаний, выявленных в процессе наблюдения, в том числе устраненных в ходе аудита, и условий устранения оставшихся несоответствий;

          • общую оценку соответствия компетентности ОС при проведении сертификации СМК на соответствие требованиям СТО Газпром 9001;

          • рекомендации ЭГ по оценке компетентности для принятия решения о нотификации ОС.

      11. Акт подписывается членами ЭГ по оценке компетентности и направляется заявителю нотификации в срок не более 10 рабочих дней после предоставления в УО органом по сертификации отчета по результатам сертификационного аудита.

      12. При отрицательной оценке результатов освидетельствующего аудита ОС, при условии устранения выявленных несоответствий и замечаний в установленные сроки и предоставления Отчета с приложением к нему доказательной документации, имеет возможность повторения данного этапа нотификации на базе другой организации-заявителя в срок, не превышающий трех месяцев с даты предоставления акта.

      13. При повторном отрицательном результате освидетельствующего аудита или при превышении срока, установленного 10.3.12 для проведения повторного освидетельствующего аудита, УО принимает решение об отказе в продолжении процедуры нотификации и доводит его до сведения ОС.


 

  1. Подготовка и принятие решения о нотификации


     

    1. Решение о нотификации (или отказе в нотификации) ОС принимает руководитель УО на основании:

        • акта по нотификации – в случае выполнения работ по нотификации УО;

        • отчета по оценке компетентности и рекомендаций коллегиального органа УО в случае, если работы по нотификации осуществлялись привлекаемой организацией.

          Решение о нотификации (или отказе в нотификации) оформляется организационнораспорядительным документом УО.

    2. Акт по нотификации должен содержать следующую информацию:

        • состав экспертной группы по нотификации;

        • наименование ОС;

        • основание для проведения работ по нотификации;

        • перечисление проведенных этапов и краткое заключение по каждому из этапов;

        • рекомендации о возможности принятия решения о нотификации (отказе в нотификации).

    3. Отчет по оценке компетентности должен включать или содержать ссылки:

        • на сведения об ЭГ по оценке компетентности;

        • сведения о времени и месте(ах) проведения аудита;

        • перечень нормативных документов, на соответствие которым проводилась оценка компетентности ОС;

        • подтверждение выполнения целей и плана аудита на месте в пределах всей установленной области аудита;

        • сведения о результатах освидетельствующего аудита (см. 10.3.11);

        • сведения о функционировании системы менеджмента качества ОС и ее соответствии требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 или ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021 (см. 10.2.9, 10.2.16);

        • наблюдения аудита, содержащие сведения о выявленных несоответствиях и замечаниях, в том числе устраненных в ходе аудита (см. 10.2.16, 10.3.10);

        • заключение об устранении несоответствий и замечаний, выявленных в процессе нотификации;

        • заключение о соответствии ОС критериям нотификации, в том числе требованиям компетентности в проведении работ по сертификации СМК на соответствие требованиям СТО Газпром 9001 (см. 10.2.16, 10.3.10);

        • рекомендации по сужению или расширению области нотификации, при необходимости;

        • адреса рассылки отчета.

    4. Информация, полученная в процессе оценки компетентности ОС и представленная в отчете, должна быть достаточной для принятия решения относительно официального признания (нотификации) со стороны ОАО «Газпром» компетентности ОС проводить сертификацию СМК организаций на соответствие требованиям СТО Газпром 9001.

    5. УО в течение десяти рабочих дней осуществляет проверку отчета по оценке компетентности в части:

        • соблюдения ЭГ по оценке компетентности процедуры нотификации;

        • соответствия отчета установленной форме и содержанию.

          При наличии замечаний отчет возвращается руководителю ЭГ по оценке компетентности на корректировку.

    6. В случае выполнения работ по нотификации привлекаемой организацией подготовку рекомендаций для принятия решения осуществляет коллегиальный орган УО на основании анализа отчета по результатам оценки компетентности.

    7. Продолжительность принятия решения о нотификации ОС не должна превышать одного месяца после представления отчета по оценке компетентности.

    8. Основаниями для принятия решения о нотификации ОС являются:

        • соблюдение установленных критериев и процедур нотификации ОС;

        • положительная оценка результатов освидетельствующего аудита;

        • устранение в установленные сроки всех выявленных несоответствий;

        • заключение ЭГ по оценке компетентности о соответствии ОС критериям нотификации, в том числе требованиям компетентности в проведении работ по сертификации СМК на соответствие требованиям СТО Газпром 9001.

    9. Основаниями для принятия решения об отказе в нотификации являются:

        • отрицательная оценка результатов освидетельствующего аудита;

        • наличие неустраненных несоответствий, выявленных в процессе нотификации.

    10. УО уведомляет заявителя нотификации о принятом решении, в случае отказа в нотификации указываются причины отказа.

    11. Результаты проведенной оценки компетентности ОС, отраженные в отчетной документации, учитываются при планировании и проведении мониторинга деятельности нотифицированных ОС. Основной формой мониторинга является выборочный контроль ОС.


       

  2. Оформление и выдача Свидетельства о нотификации


     

    1. После принятия решения о нотификации УО направляет заявителю нотификации проект соглашения на право проведения работ по сертификации СМК на соответствие СТО Газпром 9001 по форме приложения В. Приложением к соглашению является форма ежеквартального отчета о деятельности нотифицированного ОС.

    2. После подписания заявителем нотификации соглашения УО оформляет Свидетельство о нотификации ОС и область нотификации, являющуюся приложением к Свидетельству о нотификации.

      Срок действия Свидетельства о нотификации три года.

    3. УО регистрирует Свидетельство о нотификации в Реестре УО и выдает его заявителю нотификации.

    4. В случае утраты Свидетельства о нотификации заявитель нотификации имеет право на получение дубликата указанного документа, оформляемого УО на основании письменного заявления на имя руководителя УО.

    5. Переоформление Свидетельства о нотификации ОС осуществляется в случае преобразования юридического лица – заявителя нотификации, изменения его наименования или места нахождения, не оказывающих влияния на деятельность ОС.

    6. Для переоформления Свидетельства о нотификации ОС юридическое лицо – заявитель нотификации (его правопреемник) подает в УО заявление о переоформлении Свидетельства о нотификации, в котором указывает:

        • новые сведения о юридическом лице (его правопреемнике);

        • сведения, подтверждающие внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

    7. Срок действия переоформленного Свидетельства о нотификации не может превышать срок действия ранее выданного Свидетельства о нотификации.

    8. После переоформления Свидетельства о нотификации ОС УО вносит соответствующие записи в Реестр УО.


       

  3. Мониторинг деятельности нотифицированного органа по сертификации


     

    1. УО проводит мониторинг деятельности нотифицированного ОС, включающий:

        • анализ ежеквартальных отчетов, представляемых ОС в соответствии с порядком, установленным в соглашении на проведение сертификации по СТО Газпром 9001;

        • плановый и внеплановый выборочный контроль ОС;

        • анализ рекламных материалов и интернет-сайта ОС для проверки соответствия заявлений и действий нотифицированного ОС.

          По результатам мониторинга ОС УО может предоставлять рекомендации по совершенствованию документации и практической деятельности ОС.

    2. Результаты анализа ежеквартальных отчетов и другой периодически поступающей информации о деятельности нотифицированного ОС учитываются при планировании выборочного контроля.

    3. Выборочный контроль не должен повторять в полном объеме оценку компетентности ОС, проводимую при нотификации. Для достижения целей выборочного контроля достаточно провести оценку определенной части (выборки) различных аспектов деятельности нотифицированного ОС, используя при этом различные формы оценки соответствия по 13.5.

    4. После первичной нотификации выборочный контроль проводится ежегодно не менее двух раз за период действия Свидетельства о нотификации. Первый выборочный контроль проводится не более чем через 12 месяцев со дня предоставления акта по результатам аудита в офисе, если иное не указано в акте.

    5. Для проведения выборочного контроля могут применяться следующие формы:

      1. Анализ и оценка информации о деятельности нотифицированного ОС.

        В этом случае ОС предоставляет в УО следующую информацию (на бумажном или электронном носителе):

          • отчеты по результатам проведенных процедур сертификации СМК на соответствие требованиям СТО Газпром 9001;

          • результаты мониторинга деятельности экспертов-аудиторов, аттестованных УО, и оценки их работы при проведении аудитов СМК;

          • сведения об изменениях в системе менеджмента (организационная структура, штатный и внештатный персонал, документация и др.);

          • результаты внутренних аудитов, анализ СМК со стороны руководства ОС;

      2. Аудит в офисе для подтверждения соответствия ОС критериям нотификации. План аудита в офисе при проведении выборочного контроля включает:

          • проверку функционирования комитета по обеспечению беспристрастности, результаты ежегодного анализа конфликтов интересов, представляемых комитету для анализа;

          • проверку реализации процедуры рассмотрения апелляций, претензий и жалоб;

          • проверку всех изменений в системе менеджмента (организационная структура, штатный и внештатный персонал, документация и др.);

          • выборочную проверку ведения ОС «дел» организаций-заявителей (оформление результатов сертификации – отчетов, актов, рабочих материалов аудита и др.);

          • проверку записей о персонале и их актуализацию (записи, подтверждающие компетентность, результаты мониторинга работы, и др.);

          • анализ действий по устранению несоответствий, выявленных в процессе предыдущего аудита;

          • процессы СМК и результаты внутреннего аудита, анализ со стороны руководства, предупреждающие, корректирующие и улучшающие действия;

      3. Наблюдение за аудитом СМК на соответствие требованиям СТО Газпром 9001, проводимым нотифицированным ОС, для проверки практической деятельности ОС с целью:

        • подтверждения того, что установленные ОС процедуры сертификации на соответствие требованиям СТО Газпром 9001 выполняются результативно и в полном объеме;

        • подтверждение компетентности экспертов-аудиторов при проведении и оформлении результатов аудитов.

    6. За период действия Свидетельства о нотификации один выборочный контроль должен быть проведен в форме наблюдения за аудитом СМК на соответствие требованиям СТО Газпром 9001.

    7. Планы аудитов выборочного контроля должны разрабатываться таким образом, чтобы в течение срока действия Свидетельства о нотификации ОС были проверены организационная структура и все процессы ОС, обеспечивающие его соответствие критериям нотификации в установленной области нотификации.

    8. Форма и сроки проведения каждого выборочного контроля определяются отдельным договором между УО и ОС.

    9. УО проводит внеплановый выборочный контроль нотифицированного ОС в случаях:

        • получения апелляций, претензий и жалоб, имеющих отношение к деятельности ОС;

        • имевших место или предстоящих изменений в деятельности ОС, которые могут повлиять на соответствие ОС критериям нотификации.

    10. Выборочный контроль, в том числе принятие решения по результатам выборочного контроля, осуществляется в соответствии с порядком, представленным в разделах 9, 10 настоящего стандарта, и включает следующее:

        • утверждение руководителя и состава ЭГ по оценке компетентности;

        • разработку плана аудита;

        • разработку заключения по результатам анализа и оценки информации о деятельности нотифицированного ОС;

        • разработку акта по результатам аудита в офисе или акта по результатам наблюдения за аудитом СМК;

        • проведение корректирующих действий/коррекций по устранению выявленных несоответствий и замечаний и предоставление в УО информации о выполнении предпринятых корректирующих действий;

        • оценку корректирующих действий/коррекций, разработку заключения;

        • подготовку и принятие решения по результатам выборочного контроля.

    11. Несоответствия и замечания, выявленные в процессе выборочного контроля, должны быть устранены ОС в течение одного месяца после предоставления акта по результатам выборочного контроля.

  4. Подтверждение, приостановление, аннулирование действия Свидетельства о нотификации, изменение области нотификации

    1. Решение по результатам выборочного контроля относительно подтверждения, приостановления, возобновления действия и аннулирования Свидетельства о нотификации, а также изменения области нотификации ОС принимает руководитель УО на основании:

        • представленных отчетных документов ЭГ по оценке компетентности в случае выполнения работ УО;

        • отчета ЭГ по оценке компетентности и рекомендаций коллегиального органа УО в случае, если работы осуществлялись привлекаемой организацией.

    2. По результатам выборочного контроля могут быть приняты следующие решения:

        • подтвердить действие Свидетельства о нотификации;

        • приостановить действие Свидетельства о нотификации;

        • возобновить действие Свидетельства о нотификации;

        • расширить область нотификации с оформлением нового Свидетельства о нотификации;

        • сузить область нотификации с оформлением нового Свидетельства о нотификации;

        • аннулировать Свидетельство о нотификации.

    3. Решение о подтверждении действия Свидетельства о нотификации УО принимает, если результаты выборочного контроля подтверждают, что:

        • все несоответствия и замечания, выявленные в процессе выборочного контроля, устранены ОС в сроки, согласованные с ЭГ по оценке компетентности;

        • отсутствуют нарушения условий соглашения с УО на проведение сертификации по СТО Газпром 9001;

        • дана положительная оценка результатов выборочного контроля;

        • ОС соответствует критериям нотификации в установленной области нотификации.

    4. Решение о приостановке действия или аннулировании Свидетельства о нотификации УО принимает, если в результате выборочного контроля:

        • выявлены факты неоднократного нарушения ОС требований, предъявляемых к нотифицируемому ОС;

        • имеются неоднократные официальные претензии со стороны потребителей/заказчиков к качеству продукции, услуг (работ) организаций, прошедших сертификацию СМК в нотифицированном ОС;

        • выявлены факты нарушения условий соглашения с УО на проведение сертификации по СТО Газпром 9001;

        • дана отрицательная оценка результатов выборочного контроля (аудита в офисе или наблюдательного аудита).

    5. При приостановлении действия Свидетельства о нотификации ОС должен провести согласованные с УО корректирующие действия в срок не позднее одного месяца с даты приостановления. В противном случае Свидетельство о нотификации аннулируется.

    6. После устранения ОС в установленные сроки причин, вызвавших приостановление действия Свидетельства о нотификации, и проверки ЭГ по оценке компетентности выполнения корректирующих действий УО принимает решение о возобновлении действия Свидетельства о нотификации.

    7. Срок действия Свидетельства о нотификации не изменяется в случае возобновления его действия.

    8. Свидетельство о нотификации аннулируется, если не устранены в установленный срок и/или в полном объеме причины, вследствие которых было приостановлено его действие.

    9. В случае аннулирования Свидетельства о нотификации выданные ОС сертификаты соответствия требованиям СТО Газпром 9001 признаются недействительными с даты очередного планового инспекционного контроля, следующего за датой аннулирования Свидетельства о нотификации.

    10. Расширение области нотификации ОС (по видам экономической деятельности и/или продукции, услуг) осуществляется по заявлению организации – держателя Свидетельства о нотификации в соответствии с договором или дополнительным соглашением к договору на проведение выборочного контроля.

    11. Решение о расширении области нотификации ОС Уполномоченная организация принимает по результатам планового или внепланового выборочного контроля, а также при нотификации ОС на новый срок.

    12. Сужение области нотификации ОС осуществляется:

        • по заявлению организации – держателя Свидетельства о нотификации;

        • в случаях, когда выборочный контроль или повторная нотификация ОС выявили, что изменения в организации деятельности ОС (отсутствие необходимых ресурсов и менеджмента, взаимодействия с внешними организациями, создающие конфликты интересов, и др.) требуют сужения области нотификации.

    13. При расширении и сужении области нотификации УО оформляет новое Свидетельство о нотификации, аннулировав ранее действующее. Срок действия нового Свидетельства устанавливается равным ранее действующему.

    14. Решение по результатам выборочного контроля (14.2) оформляется организационно-распорядительным документом УО.

    15. УО уведомляет нотифицированный ОС о принятом решении в случае приостановления действия, аннулирования Свидетельства о нотификации и сужения области нотификации, указывает причины соответствующего решения и направляет ОС акт по результатам проведенных процедур выборочного контроля или утвержденный отчет в случае выполнения работ привлекаемой организацией.

    16. ОС в течение 3 рабочих дней обязан вернуть в УО Свидетельство о нотификации и область нотификации в случаях аннулирования или окончания срока действия.


       

  5. Повторная нотификация


     

    1. Повторная нотификация ОС проводится по заявлению организации – держателя Свидетельства о нотификации. Заявление должно быть подано в УО не позднее чем за 3 месяца до окончания действия Свидетельства о нотификации. Повторная оценка компетентности должна быть завершена до окончания действия Свидетельства о нотификации.

    2. Повторная нотификация ОС проводится аналогично процедуре первичной нотификации, представленной в разделах 7–11. При повторной нотификации учитываются результаты первичной нотификации и выборочного контроля.

    3. На основании результатов повторной нотификации ОС, при условии устранения всех выявленных несоответствий и замечаний, УО принимает решение о продлении действия Свидетельства о нотификации, оформляет новое Свидетельство о нотификации и область нотификации.


 

Приложение А

(обязательное)


 

Логотип УО

 

Форма Свидетельства о нотификации Органа по сертификации


 

Уполномоченная организация по внедрению комплекса стандартов ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества и оценке систем менеджмента качества

СВИДЕТЕЛЬСТВО О НОТИФИКАЦИИ

Органа по сертификации систем менеджмента качества


 

Настоящее свидетельство выдано

Действительно по « » 20 г.


 

image

(наименование заявителя нотификации)


 

image

(адрес юридического лица)

и свидетельствует о том, что

(наименование органа по сертификации)

нотифицирован на проведение работ по сертификации систем менеджмента качества дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» и поставщиков услуг (работ)/поставщиков материально-технических ресурсов для ОАО «Газпром» на соответствие требованиям СТО Газпром 9001-2006, часть I и часть II.

СТО Газпром 901372010

 

Свидетельство выдано на основании приказа Уполномоченной организации от « » 20 г. №

(наименование УО)

Область нотификации определена приложением к настоящему Свидетельству

Зарегистрировано в Реестре

29

 

Уполномоченной организации: « » 20 г.

Руководитель Уполномоченной организации

image image

М.П. подпись фамилия, инициалы


 

СТО Газпром 901372010

 

30

 

Приложение к Свидетельству о нотификации №

от « » 20 г.


 

ОБЛАСТЬ НОТИФИКАЦИИ

Органа по сертификации систем менеджмента качества


 

image

(наименование органа по сертификации)


 


 

№ п/п

Виды экономической деятельности, включенные в область нотификации

 

Наименование видов экономической деятельности

(указать наименование классификатора)

Код

1

2

3

     
     
     


 

Руководитель Уполномоченной организации


 


 

image image


 

м.п.

« »

20 г.


 

лист , листов

Приложение Б

(обязательное)


 

Заявление на проведение нотификации


 

рег. №*

Руководителю

« » 20 г. Уполномоченной организации

* заполняется Уполномоченной организацией

image

наименование Уполномоченной организации


 


 

image

и.о. фамилия


 


 

image

почтовый адрес Уполномоченной организации


 


 

image


 

ЗАЯВЛЕНИЕ

на проведение нотификации – официального признания со стороны ОАО «Газпром» компетентности органа по сертификации систем менеджмента качества


 

image


 

полное наименование заявителя нотификации (сокращенное наименование), адрес юридического лица


 


 

image


 

в лице ,

должность и фамилия, имя, отчество руководителя заявителя нотификации

действующего на основании Устава

просит признать компетентность в качестве органа по сертификации, оказывающего услуги по сертификации систем менеджмента качества дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром» и поставщиков услуг (работ)/поставщиков материально-технических ресурсов для ОАО «Газпром»,

(выбрать необходимое)

на соответствие требованиям СТО Газпром 9001-2006, часть I и часть II


 


 

image


 


 

и заявляет:

полное наименование органа по сертификации (сокращенное наименование)

  1. является органом по сертификации

    сокращенное наименование органа по сертификации

    систем менеджмента качества на основании Аттестата аккредитации, выданного


     


     

    image

    полное и сокращенное наименование органа по аккредитации и системы сертификации (аккредитации)

    ;

  2. обеспечено и поддерживается соответствие требованиям стандартов ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008, ГОСТ Р ИСО 19011-2003, в том числе обеспечена беспристрастность на основе баланса представительства заинтересованных сторон;

  3. практический опыт работ в области сертификации систем менеджмента качества составляет ;

  4. располагает персоналом, включая экспертов по сертификации (экспертов-аудиторов), финансовыми и другими ресурсами, необходимыми для деятельности по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям СТО Газпром 9001-2006, часть I и часть II (далее – СТО Газпром 9001 ) в заявляемой области нотификации;

  5. в организации отсутствуют признаки банкротства, деятельность не приостановлена и не приостанавливалась в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В организации отсутствует задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов,

обязуется:

  1. заключить договор на оценку компетентности в проведении работ по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям СТО Газпром 9001 и полностью оплатить работы по данному договору независимо от результатов оценки компетентности;

  2. в целях подтверждения компетентности обеспечить проведение освидетельствующего сертификационного аудита по СТО Газпром 9001;

  3. при положительных результатах нотификации заключить соглашение на проведение сертификации по СТО Газпром 9001 и принять на себя затраты по данному соглашению;

  4. обеспечить обучение экспертов-аудиторов по программе специальной подготовки в части требований комплекса стандартов ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества для прохождения аттестации на право проведения сертификации по СТО Газпром 9001;

  5. поддерживать соответствие требованиям к нотифицированным органам по сертификации систем менеджмента качества, установленным в документах Уполномоченной организации и комплексе стандартов ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества, а

    также в международных стандартах в области оценки соответствия, включая стандарты, которые будут введены в действие в течение срока действия нотификации;

  6. во всех случаях, не урегулированных документами комплекса стандартов ОАО «Газпром» на системы менеджмента качества, международными и национальными стандартами, действовать на основе принципа добросовестности, разумности и справедливости;

  7. обеспечивать защиту конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну сертифицируемых дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром», поставщиков услуг (работ)/поставщиков материально-технических ресурсов.

Приложения:

  1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (копия).

  2. Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (копия).

  3. Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (копия).

  4. Учредительные документы (устав, учредительный договор и т.п.) заявителя нотификации (копия).

  5. Аттестат(ы) аккредитации и область(и) аккредитации (копии).

  6. Положение об органе по сертификации и распорядительный документ о функционировании органа по сертификации систем менеджмента качества.

  7. Сведения об экспертах-аудиторах, аттестованных на право проведения сертификации по стандарту СТО Газпром 9001 в заявляемой области деятельности (нотификации), и технических экспертах.

  8. Руководство по качеству органа по сертификации систем менеджмента качества.

  9. Сведения о реализации требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2008 в документации органа по сертификации систем менеджмента качества.

  10. Сведения о реализации органом по сертификации систем менеджмента качества требований внешних нормативных документов в процедуре сертификации.

  11. Перечень документации СМК ОС.

  12. Процедура сертификации системы менеджмента качества на соответствие требованиям СТО Газпром 9001, разработанная на основе положений СТО Газпром 9011-2006, и формы документов, применяемых при сертификации систем менеджмента качества.

  13. Анкета заявителя нотификации.

  14. Заявляемая область нотификации.

Руководитель


 

м.п.


 

image

наименование заявителя нотификации


 


 

image

image

подпись инициалы, фамилия


 


 

image


 


 

Руководитель органа по сертификации

дата

(если функции и полномочия руководителя органа по сертификации возложены на лицо, не являющееся руководителем организации)


 

image image

подпись инициалы, фамилия


 


 

image


 


 

Главный бухгалтер

дата

image

подпись инициалы, фамилия


 


 

image

дата

Приложение В

(рекомендуемое)


 

Примерная структура соглашения на право проведения работ по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям СТО Газпром 9001 и отчета о деятельности нотифицированного органа по сертификации

систем менеджмента качества


 

В.1 Примерная структура соглашения на право проведения работ по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям СТО Газпром 9001


 

[место заключения Соглашения] [дата заключения Соглашения]


 

[Полное наименование юридического лица, включая организационно-правовую форму], находящееся по адресу: [адрес местонахождения юридического лица], в лице [наименование и Ф.И.О. лица, подписывающего Соглашение], действующе[го/ей] на основании Устава [Доверенности/иного документа, в случае, отличном от Устава, указываются реквизиты документа], с одной стороны, и [Полное наименование компании, включая организационноправовую форму], находящееся по адресу: [адрес местонахождения юридического лица], в лице [наименование и Ф.И.О. лица, подписывающего Соглашение], действующе[го/ей] на основании Устава [Доверенности/иного документа, в случае, отличном от Устава, указываются реквизиты документа], с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем Стороны, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

  1. Предмет Соглашения.

  2. Права и обязанности сторон.

  3. Порядок оказания Услуг.

  4. Срок действия соглашения.

  5. Стоимость Услуг и порядок расчетов.

  6. Порядок сдачи и приемки Услуг.

  7. Условия конфиденциальности.

  8. Ответственность Сторон.

  9. Права на результаты работ.

  10. Порядок разрешения споров.

  11. Порядок и последствия расторжения Соглашения.

  12. Непреодолимая сила (форс-мажор).

  13. Заключительные положения.

К настоящему Соглашению прилагается и является его неотъемлемой частью приложение 1 – Форма отчета о деятельности нотифицированного органа по сертификации систем менеджмента качества на [*] листах.


 

* Юридические адреса, реквизиты и подписи Сторон.


 

В.2 Примерная структура отчета о деятельности нотифицированного органа по сертификации систем менеджмента качества

Отчет о деятельности нотифицированного органа по сертификации систем менеджмента качества [наименование органа по сертификации] за период с [дата начала отчетного периода] по [дата окончания отчетного периода]

  1. Сведения об изменениях за отчетный период:

    1. В регистрационных и учредительных документах.

    2. В аккредитации органа по сертификации.

    3. В документах системы менеджмента качества.

    4. В организационной структуре органа по сертификации.

    5. В штатном составе сотрудников органа по сертификации.

    6. Статус экспертов-аудиторов по сертификации систем менеджмента качества.

  2. Результаты мониторинга работы экспертов-аудиторов.

  3. Информация о повышении квалификации сотрудников за отчетный период.

  4. Результаты деятельности по оценке соответствия систем менеджмента качества.

    1. Данные о проведенных за отчетный период сертификационных аудитах систем менеджмента качества организаций-заявителей.

    2. Данные о проведенных за отчетный период инспекционных контролях систем менеджмента качества организаций – держателей сертификатов соответствия.

    3. Данные о планируемых в следующем отчетном периоде сертификационных аудитах и инспекционных контролях систем менеджмента качества.

    4. Сведения об апелляциях, жалобах, претензиях на деятельность нотифицированного органа по сертификации.

Библиография


 

[1] ИСО/МЭК 17000:2004 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы


 

[2] ИСО/МЭК 17021:2006 Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента

[3] ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования


 

image


 

ОКС 03.120.10


 

Ключевые слова: порядок нотификации, критерии нотификации, системы менеджмента качества


 


 

image


 

Корректура А.В. Казаковой

Компьютерная верстка Ю.Е. Шипилова


 

image

Подписано в печать 11.10.2010 г.

Формат 60х84/8. Гарнитура «Ньютон». Тираж 48 экз. Уч.-изд. л. 4,4. Заказ 1465.


 

image

ООО «Газпром экспо» 117630, Москва, ул. Обручева, д. 27, корп. 2. Тел.: (495) 719-64-75, (499) 580-47-42.


 

Отпечатано в ООО «Макспринт»