Диспетчерское управление ЕСГ (СТО Газпром 2-3.5-454-2010)

  Главная      Учебники - Газпром     СТО Газпром 2-3.5-454-2010 (ПЭМГ)

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  ..

 

 

 

 

14             Диспетчерское управление ЕСГ (СТО Газпром 2-3.5-454-2010)

 

14.1         Организация диспетчерского управления

 

14.1.1   Диспетчерское управление ЕСГ Российской Федерации осуществляет ЦПДД ОАО «Газпром» через четырехуровневую систему:

I - ЦПДД ОАО «Газпром» – высший орган диспетчерского управления ЕСГ Российской Федерации.

II -Диспетчерские управления или ПДС ЭО ОАО «Газпром», ЦПДС ООО «Газпром ПХГ», центрально-производственная диспетчерская служба (ЦПДС) ООО «Газпром Переработка» (ПДС ЭО), оперативно-диспетчерская служба ООО «Межрегионгаз»  и оперативно-диспетчерские службы региональных компаний по реализации газа (ОДС ООО «Межрегионгаз»), диспетчерские центры независимых организаций.

III - ДС Филиалов ЭО.

IV - Персонал Филиалов ЭО, осуществляющий непосредственное управление режимом работы оборудования и находящийся в оперативном подчинении диспетчера Филиала ЭО.

 

14.2         Функциональные обязанности диспетчерского персонала

 

14.2.1 Оперативное и административное подчинение диспетчерского персонала

 

14.2.1.1          ЦПДД подчиняется заместителю Председателя Правления ОАО «Газпром» по направлению деятельности.

14.2.1.2    ПДС ЭО административно подчиняется определенному Положением о ПДС руководителю администрации ЭО, а оперативно – ЦПДД ОАО «Газпром».

14.2.1.3        ДС Филиала ЭО административно подчиняется определенному Положением о ДС Филиала ЭО руководителю Филиала ЭО, а оперативно – ПДС ЭО.

14.2.1.4        В оперативном подчинении диспетчера (сменного инженера) Филиала ЭО находится персонал, осуществляющий непосредственное управление газотранспортным оборудованием объектов МГ (КС и дожимных КС, ГРС, пунктов редуцирования газа, ГИС (пункт замера расхода газа), газораспределительных пунктов (ГРП), установок очистки и осушки газа, скважин ПХГ, автотранспортом и др.), административно подчиняющийся руководству подразделения Филиала ЭО.

 

14.2.2 Функциональные обязанности диспетчерского персонала

 

14.2.2.1     Диспетчерский персонал ЦПДД осуществляет диспетчерское управление ЕСГ в соответствии с функциональными обязанностями, которые определены в Положении о Департаменте, утвержденном Председателем Правления ОАО «Газпром», и должностными инструкциями. Основные функциональные обязанности ЦПДД доводят до ПДС ЭО.

14.2.2.2    Функции, права и ответственность работников ПДС ЭО устанавливают Положением о ПДС, разрабатываемым на основе Типового Положения о ПДС ЭО, и должностными инструкциями. ПДС ЭО разрабатывает Типовое Положение о ДС Филиалов ЭО.

14.2.2.3    Функции, права и ответственность диспетчера (сменного инженера) Филиала ЭО устанавливают  Положением о ДС Филиала, разрабатываемым на основе Типового Положения о ДС Филиалов ЭО, и должностными инструкциями.

14.2.2.4    Должностные инструкции персонала Филиалов ЭО, осуществляющего непосредственное управление режимом работы оборудования, согласуют с ДС Филиала ЭО.

 

14.3         Организация оперативного диспетчерского управления

14.3.1 Организация сбора и передачи диспетчерской информации

 

14.3.1.1          Порядок сбора и хранения данных о режиме работы объектов газотранспортных систем (ГТС) в ПДС ЭО устанавливает руководство ЭО с учетом необходимости осуществления контроля и управления режимами работы объектов ГТС.

Сбор данных осуществляют с интервалом не более двух часов.

14.3.1.2          В необходимых случаях диспетчер вышестоящего уровня даёт задание на сбор данных с более коротким интервалом времени.

14.3.1.3          ЭО обязана обеспечить сбор, обработку, хранение, подготовку и передачу информации в ЦПДД.

14.3.1.4          ЭО обеспечивают сбор диспетчерской информации:

-       по объектам ГТС через ДС своих Филиалов;

-       от граничащих объектов ГТС соседних ЭО;

-       от граничащих объектов ГТС зарубежных газовых компаний;

-       от региональных компаний по реализации газа;

-       от других поставщиков газа (независимых организаций);

-       от сторонних организаций (по согласованию).

14.3.1.5    Передачу в ЦПДД данных о режиме работы объектов ГТС осуществляют ЭО единовременно в соответствии с установленным ЦПДД регламентом. ЭО осуществляет передачу данных в ЦПДД специальными автоматизированными программно-техническими средствами по утвержденному протоколу и регламенту.

14.3.1.6    Направление в ЦПДД запросов на производство работ по ТОиР  осуществляет ПДС ЭО специальными автоматизированными программно-техническими средствами в соответствии с Порядком [61]. Выдачу разрешений на производство работ  по ТОиР осуществляет ЦПДД в соответствии с фактически сложившимся режимом работы ГТС с учетом среднесрочного прогнозирования потоков газа и поставок его потребителям.

14.3.1.7    Вышестоящий уровень диспетчерского управления имеет право получения информации от всех нижестоящих уровней.

14.3.1.8    Передача персоналом всех уровней управления диспетчерских данных организациям (сторонам), с которыми нет установленных регламентов обмена данными, осуществляется только в соответствии с утвержденными НД или непосредственно по разрешению руководства.

14.3.2 Организация передачи диспетчерских заданий

 

14.3.2.1          Диспетчерское управление ЕСГ осуществляют путем передачи диспетчерских заданий.

14.3.2.2          Диспетчерские задания определяют показатели режимов работы ГТС при перспективном (долгосрочном прогнозировании), среднесрочном и краткосрочном (оперативном) планировании.

14.3.2.3          Диспетчерские задания, корректирующие ранее определенные режимы работы ГТС, передают в виде оперативных распоряжений.

14.3.2.4          Диспетчерские задания фиксируют в журнале передающего и принимающего диспетчерского уровня. Допускают передачу и хранение диспетчерских заданий с использованием программно-технических средств АСДУ.

14.3.2.5          Передачу оперативных распоряжений осуществляют строго по уровням управления по селектору, телефону или в письменном виде (факс, телеграф и др.) с обязательным занесением их в оперативный журнал диспетчера.

14.3.3 Организация контроля и учета режимов работы объектов ЕСГ

 

14.3.3.1          Контроль режима работы объектов ЕСГ осуществляют на всех уровнях диспетчерского управления.

14.3.3.2          На каждом уровне диспетчерского управления организуют учет параметров режимов работы объектов ЕСГ, диспетчерских заданий и событий путем ведения диспетчерских журналов.

14.3.3.3          В ЦПДД и ПДС ЭО в обязательном порядке ведут диспетчерский журнал в электронном виде. Допустимо параллельно вести его на бумажном носителе.

14.3.3.4          В ДС Филиалов ЭО допустимо ведение диспетчерского журнала на бумажном носителе.

14.3.3.5          ЭО обеспечивает хранение информации о режимах работы объектов ЕСГ не менее десяти лет.

14.3.4 Оснащение диспетчерского центра на различных уровнях диспетчерского управления

 

14.3.4.1          Диспетчерский центр оборудуют местом, обеспечивающим сохранность  документации.

14.3.4.2          Руководитель диспетчерского подразделения должен иметь отдельный кабинет, оборудованный сейфом для хранения конфиденциальной документации.

14.3.4.3          Доступ в диспетчерский центр должен быть ограниченным и контролируемым.

14.3.4.4          Диспетчерские центры всех уровней управления оснащают:

-        технологической, нормативно-справочной, административной и другой документацией, необходимой для организации диспетчерского управления;

-        средствами коллективного отображения диспетчерской информации;

-        средствами стационарной и мобильной связи (технологической и федеральной);

-        необходимым компьютерным оборудованием, оргтехникой и расходными материалами, часами;

-        аварийным освещением, аккумуляторными фонарями;

-        бланками установленной отчетности (допускается в электронной форме);

-        медицинской аптечкой.

14.3.4.5    ПДС ЭО оснащают АРМ, включающими в себя средства получения, отображения и обработки информации от объектов ЕСГ, в том числе в режиме реального времени, позволяющими реализовывать управляющие воздействия на объекты, программные средства, реализующие журнал диспетчера, автоматизированными системами оповещения об аварийных ситуациях.

14.3.4.6    Диспетчерские центры (рабочие места) 3 и 4 уровней оснащают средствами телемеханики и системами автоматизации объектов транспорта газа, АСУ ТП, системами предупредительной и аварийной сигнализации об изменении режимных параметров работы технологического оборудования и другими средствами управления, приборами для регистрации атмосферного давления и температуры, образцовыми (контрольными) манометрами, газоанализаторами и иными средствами контроля.

14.3.4.7    В оперативном подчинении ПДС ЭО находится дежурный автотранспорт, предназначенный для решения задач диспетчерского управления объектами ГТС.

14.3.4.8     В диспетчерском управлении на всех уровнях используют АСУ.

 

14.4         Автоматизированная система диспетчерского управления

 

14.4.1   АСДУ выполняет функции, обеспечивающие осуществление специфических диспетчерских задач, которые не реализуются в АСУ ТП, как системе прямого управления технологическим оборудованием.

14.4.2   АСДУ обеспечивает выполнение следующих задач диспетчерского управления:

-       визуализация диспетчерской информации в виде диспетчерского журнала;

-       управление потоками газа;

-       оптимизационное моделирование технологического процесса транспорта газа;

-       планирование работ по ТОиР на объектах МГ и осуществление контроля их проведения;

-       мониторинг фактической и расчет технически возможной пропускной способности участков МГ, ГТС и ЕСГ;

-       формирование регламентированной отчётной информации;

-       реализация обмена информацией между различными уровнями диспетчерского управления и граничными ЭО.

14.4.3   На уровне ЦПДД АСДУ реализуют как самостоятельную информационно-управляющую систему.

14.4.4   На других уровнях диспетчерского управления АСДУ может выполняться как подсистема АСУ ТП ЭО и/или Филиала ЭО.

14.4.5   В состав АСДУ входят следующие информационные подсистемы:

14.4.5.1          На уровне ЦПДД:

-              электронный диспетчерский журнал;

-              комплекс моделирования и оптимизации режимов работы ГТС ЕСГ с архивами идентифицированных режимов газотранспортных ЭО;

-              система отображения регламентированных отчетов режимно-технологической, балансовой и планово-учетной информации;

-              информационно-аналитическая система анализа диспетчерских данных (в т.ч. подготовка произвольных отчетов);

-              информационная автоматизированная система формирования, передачи, хранения и анализа диспетчерских заданий ПДС ЭО;

-              система сбора, актуализации, хранения технологических схем ГТС ЕСГ различного назначения;

-              геоинформационная система;

-              автоматизированная система сбора и согласования заявок на производство работ  по ТОиР на объектах ЕСГ;

-              система расчета и отображения потоков по ГТС ЕСГ;

-              система нормативно-справочной информации по основным объектам ЕСГ;

-              другие программы поддержки принятия диспетчерских решений.

14.4.5.2    На уровне ПДС ЭО:

-        электронный диспетчерский журнал;

-        комплекс моделирования и оптимизации режимов работы ГТС ЭО с архивом идентифицированных режимов;

-        система отображения регламентированных отчетов режимно-технологической и планово-учетной информации ЭО;

-        информационно-аналитическая система анализа диспетчерских данных (в т.ч. для подготовки отчетов в произвольных формах);

-        информационная автоматизированная система получения, хранения и анализа диспетчерских заданий ЦПДД;

-        система разработки, хранения и передачи технологических схем различного назначения ГТС ЭО;

-        геоинформационная система;

-        автоматизированная система передачи в ЦПДД и получения согласованных заявок на производство работ по ТОиР на объектах ЭО;

-        система расчета и отображения потоков газа по ГТС ЭО;

-        программа расчета запаса газа и его изменения в ГТС ЭО;

-        программа расчетов суточных балансов газа по ГТС ЭО;

-        программа сбора, хранения информации о переключениях запорной арматуры (журнал переключений) и отображения её текущего положения на ЛЧ МГ и КС;

-        программный комплекс автоматизированного расчета товаротранспортной работы;

-        программный комплекс планирования и учета расхода газа на собственные технологические нужды ЭО;

-        программы расчета скорости прохождения ВТУ, прогноза гидратообразования, времени стравливания участка газопровода и т.д.);

-        программный комплекс сопровождения корпоративной нормативно-справочной информации по основным объектам ЕСГ.

14.4.5.3    На уровне Филиалов ЭО:

-              электронный диспетчерский журнал;

-              программа расчета работы КС  (отображение рабочей точки на характеристиках ЦБН, расчета мощности и коэффициента технического состояния ГПА по фактическим данным и др. задачи);

-              система разработки, хранения и передачи технологических схем различного назначения (ГТС, КС, ГРС и др. объектов);

-              программы специализированных режимно-технологических расчетов (гидравлических и тепловых расчетов ЛЧ МГ, скорости прохождения ВТУ, прогноза гидратообразования, времени стравливания участка газопровода и т.д.);

-              программа сбора, хранения информации о переключениях запорной арматуры (журнал переключений) и отображения её текущего положения на ЛЧ МГ и КС Филиала ЭО;

-              программный комплекс расчета и учета расхода газа на собственные технологические нужды.

 

14.5         План транспорта газа

 

14.5.1  Диспетчерское управление ЕСГ осуществляют на основе плана транспорта газа по ГТС ОАО «Газпром».

14.5.2   Годовые планы транспорта газа с квартальной разбивкой разрабатывают с учетом:

-        договорных объемов поставки газа потребителям Российской Федерации;

-        заключенных контрактов на экспорт, импорт и транзит газа;

-        ресурсной базы ОАО «Газпром» и других поставщиков газа (независимых организаций);

-        технически возможной производительности ГТС ЕСГ;

-        требуемых объемов газа для собственных технологических нужд газодобывающих и газотранспортных ЭО.

 

14.6         Планирование, моделирование и оптимизация режимов работы газотранспортной системы

 

14.6.1   В диспетчерском управлении применяют перспективное (долгосрочное прогнозирование), среднесрочное и краткосрочное (оперативное) планирование режимов работы ГТС.

14.6.2   Перспективное планирование осуществляют для получения прогнозных расчетов режимов работы ГТС, необходимых для выполнения плана транспорта газа, определения загрузки газотранспортных мощностей, энергетических затрат на собственные нужды, возможных объемов транспортировки при проведении работ по ТОиР.

14.6.3   Среднесрочное планирование осуществляют для расчетов режимов работы ГТС при планируемых на ней переключениях и изменениях объемов потоков газа, связанных с проведением работ по ТОиР.

14.6.4   Краткосрочное (оперативное) планирование осуществляют для расчета суточных режимов работы ГТС при получении от ЦПДД диспетчерских заданий.

14.6.5   Плановые режимы формируют на основе оптимизационных гидравлических и тепловых расчетов.

14.6.6   Проведение расчетов выполняют с использованием ПВК моделирования и оптимизации режимов работы ГТС.

14.6.7   При разработке режимов необходимо учитывать фактические и прогнозируемые расчетные технические и технологические ограничения рабочих параметров оборудования КС и ЛЧ, объектов ПХГ, развитие и реконструкцию газопроводов, статистические данные, необходимость обеспечения надежности газоснабжения потребителей и работы оборудования.

14.6.8    Для организации планирования режимов работы ГТС ДС обеспечивает хранение данных о расчетных и фактически достигнутых значениях ТВПС и ТВП участков ГТС (МГ), коэффициентов технического состояния газоперекачивающего и другого оборудования КС и ПХГ, фактической загрузке газопроводов-отводов и ГРС,  возможных объемах отбора газа из ПХГ с учетом  пластовых давлений, неравномерности отбора газа потребителями, показателях гидравлической эффективности участков МГ, температуре грунта и наружного воздуха (статистические или из климатологических справочников).

14.6.9   ПДС ЭО каждый режимный час (не менее одного  раза в два часа) при помощи ПВК обеспечивает проведение идентификационного расчета фактического режима работы ГТС и один раз в сутки до 12 час. московского времени идентификационного расчета по данным закрытия суточного баланса и передачу данных в ЦПДД в установленном порядке. Для ЭО с реверсивными потоками газа допустимо не производить идентификационный расчет по данным закрытия суточного баланса за сутки, когда  изменялось направление потока газа. При отсутствии средств автоматизированного сбора оперативной информации о режимах работы объектов ГТС (ГИС, ГРС, линейная телемеханика и т.д.) в полном объеме, решение о проведении идентификационных расчетов фактического режима работы ГТС на каждый режимный час принимается по согласованию с ЦПДД.

14.6.10      ПДС ЭО обеспечивает постоянный контроль фактического режима транспорта газа, производит оптимизационные расчеты, выявляет причины отклонения фактического режима от оптимального и принимает меры для восстановления расчетного оптимального заданного режима.

 

14.7         Управление потоками в Единой системе газоснабжения 
и режимами работы газотранспортной системы

 

14.7.1   ЦПДД на основании утвержденного баланса газа, плана транспорта газа, графика поставок газа на экспорт, фактически сложившейся оперативной обстановки, выполняемых работ по ТОиР на объектах ГТС, технически возможной пропускной способности участков ГТС, определяет (рассчитывает) суточные объемы транспорта газа по ГТС, объемы отбора/закачки газа в ПХГ, величину изменения запаса газа в газопроводах ЕСГ, объемы подачи газа за пределы Российской Федерации.

14.7.2   ЦПДД определяет диспетчерские задания на сутки для каждой газотранспортной ЭО.

14.7.3   ПДС ЭО на основании полученных из ЦПДД диспетчерских заданий производят расчет режимов работы ГТС ЭО на сутки.

14.7.4   ПДС ЭО передают диспетчерские задания по загрузке газотранспортного оборудования в Филиалы ЭО, контролируют их выполнение и, при необходимости, вносят корректировки.

14.7.5   ЦПДД контролирует выполнение диспетчерских заданий, фактическое распределение потоков по ГТС, загрузку объектов ЕСГ и корректирует режимы их работы путем передачи оперативных диспетчерских заданий.

14.7.6   Диспетчерский персонал всех уровней при управлении потоками и режимами работы ГТС ЕСГ руководствуется принципами:

-       обеспечения надежности газоснабжения потребителей и работы ГТС;

-       минимума стоимостных затрат топливно-энергетических ресурсов при осуществлении режимов транспортировки газа;

-       обеспечения возможности проведения работ по ТОиР на объектах ГТС.

14.7.7   Оперативный диспетчерский персонал Филиала ЭО при управлении работой объектов транспорта газа контролирует:

-       не превышение давлений в газопроводах и оборудовании выше установленных РРД;

-       не превышение скорости газа в ЛЧ МГ, газопроводах-отводах и газопроводах технологической обвязки КС выше 20 м/с;

-       не превышение температуры газа на выходе газотранспортного оборудования выше установленной производителем, а также по условиям целостности защитного покрытия и устойчивости МГ в зонах многолетнемерзлых грунтов;

-       эффективность работы аппаратов очистки, осушки и охлаждения газа (СОГ, пылеуловителей, скрубберов, фильтров, сепараторов, адсорберов, АВО газа и др.).

 

14.8         Правила взаимодействия диспетчерских служб

 

14.8.1   ОАО «Газпром», как оператор ЕСГ Российской Федерации, для  централизованного диспетчерского управления ЕСГ и выполнения основных обязанностей Общества по поставке газа потребителям Российской Федерации и по импорту, транзиту, экспорту, обеспечивает  взаимодействие ДС дочерних обществ ОАО «Газпром» с ДС сторонних организаций.

14.8.2   Диспетчерские взаимодействия ДС дочерних обществ ОАО «Газпром» с ДС организаций поставщиков и потребителей газа оформляют документально (техническое соглашение, положение, регламент двустороннего или многостороннего взаимодействия между сторонами и др.).

14.8.3   В положении (регламенте) о взаимодействии отражают:

-        информацию о контактных лицах (должности, Ф.И.О, почтовый адрес, телефоны, факсы, адреса электронной почты, другие контактные данные);

-        полное наименование объектов и технологических мест (точек) передачи параметров;

-        перечень, размерность и периодичность передаваемых параметров;

-        место и способ передачи информации;

-        порядок передачи заявляемых объемов транспортируемого газа;

-        порядок взаимодействия и согласования при проведении работ по ТОиР на объектах сторон;

-        порядок взаимодействия при авариях и инцидентах на объектах сторон;

-        перечень и способы передачи оперативной балансовой информации.

14.8.4    Диспетчерские взаимодействия оформляют  документально:

-       ЦПДД ОАО «Газпром» с:

а) ООО «Межрегионгаз»;

б) Диспетчерскими центрами производителей и поставщиков газа (независимых организаций;

в) зарубежными Диспетчерскими центрами ОАО «Газпром»;

г) Диспетчерскими центрами газовых компаний стран, осуществляющих транзит российского газа.

-       ПДС  газотранспортных ЭО с:

а) региональными компаниями по реализации газа;

б)Диспетчерскими центрами газовых компаний стран, осуществляющих прием/передачу газа на границах с ЭО;

в) граничащими ЭО;

г) Диспетчерским центром ООО «Газпром ПХГ»;

д) Диспетчерским центром ООО «Газпром переработка».

14.9         Организация диспетчерского управления при возникновении аварийных или нештатных ситуаций

 

14.9.1     Оперативный диспетчерский персонал всех уровней управления при возникновении нештатных ситуаций обязан:

-       принять необходимые меры по обеспечению транспортировки и поставки газа потребителям Российской Федерации и на экспорт в максимально-возможных установленных объемах;

-       в любое время суток вызывать работников других служб, необходимых для ликвидации возникших инцидентов или аварий;

-       немедленно прекратить любые виды работ на управляемых объектах ГТС при получении информации о нарушении  заданных режимов работы ГТС, производственных инструкций, правил технической эксплуатации объектов, норм промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности, создающих возможность получения травм или гибели людей, возникновения аварий, пожаров, выбросов вредных веществ, отравлений и других опасных последствий, с обязательным последующим сообщением об этом административному и оперативному руководству.

14.9.2     При возникновении аварии или инцидента (нештатной ситуации, ЧС на объектах ГТС:

14.9.2.1    Диспетчер (сменный инженер) Филиала ЭО в соответствии с ПЛА и инцидентов на объектах Филиала ЭО:

-        обеспечивает локализацию места аварии, нормальную работу исправного оборудования, принимает меры по обеспечению транспортировки и поставки газа потребителям в максимально-возможных установленных объемах;

-        осуществляет необходимые действия по восстановлению заданного режима работы оборудования, ГТС;

-        в соответствии со схемой оповещения согласно приложению Ж сообщает об аварии или инциденте в ПДС ЭО, в ДС сопредельных Филиалов ЭО,  администрации Филиала ЭО и др. заинтересованным лицам, предусмотренным схемой оповещения;

-        обеспечивает сбор аварийных бригад в соответствии с приложением Ж и схемой оповещения сбора и выезда аварийных бригад.

14.9.2.2    Диспетчер ПДС ЭО в соответствии с ПЛА и инцидентов на объектах ГТС:

-        производит оценку ситуации, принимает необходимые меры по восстановлению режима работы оборудования и объектов ГТС;

-        обеспечивает транспортировку и поставку газа потребителям в максимально-возможных установленных объемах;

-        сообщает об аварии или инциденте в соответствии со схемой оповещения в ЦПДД, администрации ЭО и др. заинтересованным лицам, предусмотренным схемой оповещения;

-        обеспечивает сбор специалистов.

14.9.3    Диспетчерский персонал ЦПДД при возникновении аварии или инцидента (нештатной ситуации, ЧС) на объектах ЕСГ сообщает о них в соответствии с утвержденной схемой оповещения, производит оценку ситуации, принимает меры для обеспечения запланированных поставок газа потребителям Российской Федерации и выполнения экспортных обязательств.

14.9.4     При недостаточности ресурсов газа (в период резких похолоданий, либо в случае возникновения аварии или инцидента) ЦПДД вводит сокращение или прекращение поставок газа потребителям, имеющим резервное топливо, в соответствии с Графиком № 1 «Перевода промышленных предприятий на резервные виды топлива в период резких похолоданий» или Графиком № 2 «Ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии». Список потребителей, для которых вводится сокращение/прекращение поставок газа, согласовывается с ОДС ООО «Межрегионгаз».

14.9.5     Диспетчерскому персоналу (второй, третий и четвертый уровень диспетчерского управления) запрещена передача смены во время переключений, пуска и останова оборудования, ликвидации аварийных ситуаций без разрешения оперативного персонала вышестоящего уровня управления.

 

14.10     Документация (технологическая, нормативно-справочная, административная и другая), необходимая для организации 
диспетчерского управления

 

14.10.1 Документация ЦПДД ОАО «Газпром»:

-  Положение о ЦПДД, его Управлениях и Отделах;

-  должностные инструкции сотрудников Департамента;

-  указы, постановления Правительства Российской Федерации, приказы федерального органа России, отвечающего за энергообеспечение  по вопросам газоснабжения, документы по работе Межведомственной рабочей группы федерального органа России Федерации, отвечающего за энергообеспечение;

-  законодательные и нормативные акты по добыче, переработке, транспортировке, подземному хранению и распределению газа;

-  порядок оповещения руководства ОАО «Газпром» и ответственных работников при аварийных и нештатных ситуациях на объектах ОАО «Газпром»;

-  технологические схемы МГ и промысловых коллекторов ГТС ЭО;

-  технические характеристики МГ и отводов, КС, ГРС, месторождений, ПХГ, замерных узлов и других объектов;

-  газодинамические характеристики ЦБН ГПА и ГМК;

-  расчетно-технологические паспорта участков ГТС ЕСГ Российской Федерации;

-  договоры, контракты и  технические соглашения между ОАО «Газпром» и поставщиками газа;

-  договоры на транспортировку газа независимых организаций;

-  межгосударственные контракты на поставку и транзит газа;

-  диспетчерские соглашения по взаимодействию с операторами и поставщиками газа;

-  балансы транспорта газа (годовые, квартальные) ОАО «Газпром» по ЭО;

-  планы поставок газа потребителям Российской Федерации с разбивкой в территориально-отраслевом разрезе;

-  фактические и перспективные балансы газа по Российской Федерации;

-  планы работ по ТОиР на объектах ЕСГ Российской Федерации;

-  планы подготовки ЭО ОАО «Газпром» к эксплуатации в осенне-зимний период;

-  другую нормативную, оперативную и техническую документацию по решению руководства ЦПДД и администрации ОАО «Газпром».

14.10.2      Документация ПДС ЭО:

-       положение о ПДС ЭО;

-       должностные инструкции персонала ПДС;

-       настоящий стандарт, Положение по технической эксплуатации ГРС МГ, типовые и производственные инструкции;

-       утвержденный ЭО порядок приёмки в эксплуатацию законченных строительством объектов;

-       НД и методики расчетов, связанных с диспетчерской деятельностью;

-       технологическую схему газопроводов, выполненную в соответствии с требованиями НД и отображающую действительное состояние ГТС ЭО и граничных объектов соседних ЭО;

-       схемы технологической обвязки КС, ГРС, узлов замера и редуцирования газа, установок подготовки газа, выполненные в соответствии с НД;

-               принципиальные технологические схемы объектов месторождений и ПХГ;

-       карты с нанесенными объектами в границах ГТС ЭО;

-       основные технические характеристики и рабочие параметры (отчетные и текущие) газокомпрессорного оборудования, ЛЧ, ГРС, ПХГ, объектов добычи, ГИС, электростанций собственных нужд, резервных электростанций и др. объектов;

-       утвержденную схему в границах ЭО для расчета потоков и товаро-транспортной работы, разрабатываемую на основании отчетных и фактических данных о состоянии ЛЧ;

-       принципиальные схемы систем электроснабжения КС и средств защиты МГ от коррозии;

-       принципиальную схему технологической связи ЭО;

-       утвержденный График № 1 «Перевода промышленных предприятий на резервные виды топлива в период резких похолоданий»;

-       утвержденный График № 2 «Ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии»;

-               диспетчерский журнал (в электронном виде);

-               перечень действующих РРД по всем объектам ЛЧ, КЦ и ГРС ЭО;

-       паспорта  качества газа (копии);

-       утвержденные схемы оповещения об авариях, инцидентах или аварийных (чрезвычайных) ситуациях;

-               ПЛА;

-       журнал учета аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;

-       дополнительную нормативно-справочную, оперативную и техническую документацию по решению ЦПДД и руководства ЭО.

14.10.3      Документация ДС Филиала ЭО:

-       положение о ДС Филиала ЭО;

-       должностные инструкции работников ДС Филиала ЭО;

-       утвержденный перечень должностей оперативного подчиненного персонала Филиала ЭО и их должностные инструкции;

-       настоящий стандарт, Положение по технической эксплуатации ГРС МГ, типовые и производственные инструкции по охране труда  и промышленной безопасности, ПБ 08-183-98 [13], распоряжения, приказы и т.д.;

-       нормативно-правовые акты, нормативные отраслевые и др. руководящие документы, относящиеся к деятельности службы;

-       ПЛА на объектах Филиала ЭО;

-       утвержденную схему оповещения об авариях и инцидентах (ЧС);

-       перечень огневых и газоопасных работ на объектах Филиала ЭО и журнал их учета;

-       журнал учета работ, выполняемых в электроустановках по перечню, распоряжению и наряду;

-       технологическую схему участка ГТС ЭО в границах Филиала ЭО;

-       карты в границах Филиала ЭО с нанесенными объектами (допускается в электронном виде);

-       технологические схемы КЦ, КС, ПХГ, ГРС, объектов месторождений, установок подготовки газа, пунктов редуцирования газа, ГИС, а также других основных объектов;

-       принципиальные схемы средств защиты МГ от коррозии;

-       технические характеристики и рабочие параметры (отчетные и текущие) ЛЧ, КС,  ГРС, ПХГ, объектов добычи, ГИС, электростанций собственных нужд, резервных электростанций и других объектов;

-       перечень действующих РРД по всем объектам ЛЧ, КС, ГРС, АГНКС;

-       основные характеристики крупных потребителей и поставщиков газа (давление, расход газа, основные характеристики газопотребления и т.д.);

-       плановые месячные, суточные и часовые объемы поставки газа с выходов  ГРС, приема газа от поставщиков, ПХГ, объектов добычи и их оперативные изменения (диспетчерские задания, суточные графики поставки);

-       номера телефонов всех ГРС, домов операторов, линейных обходчиков и оперативных газовых служб поставщиков, потребителей и пр.;

-       схемы водо-, тепло-, и электроснабжения объектов КС, ПХГ и др. промышленных площадок;

-       диспетчерский журнал оперативного учета изменений режимов работы и состояния оборудования, диспетчерских заданий (оперативных распоряжений) ПДС ЭО и руководства Филиала ЭО, фактических и плановых параметров работы объектов в электронном виде (допускается в виде исключения ведение журнала на бумажном носителе);

-       журнал или иные средства регистрации и отображения положения и времени перестановки запорно-регулирующей арматуры;

-       журнал учета воздушного патрулирования трассы и выявленных дефектов;

-       журнал учета аварий и инцидентов;

-       план оповещения, сбора и выезда аварийной бригады;

-       схемы проезда и длины расстояний от промплощадок Филиала ЭО до ГРС и др. основных объектов Филиала ЭО;

-       дополнительную оперативную и техническую документацию по решению ПДС ЭО и руководства Филиала ЭО.

 

 

 

15       Защита окружающей среды (СТО Газпром 2-3.5-454-2010)

 

15.1         Общие требования

 

15.1.1 ЭО является субъектом хозяйственной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды. ПХД ЭО регулируется требованиями федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, НД в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения, восстановления и осуществляется в соответствии с экологическими требованиями нормативной, технической и инструктивно-методической документации ОАО «Газпром».

При реализации международных проектов необходимо учитывать нормы международного права в области охраны окружающей среды, природопользования и положения международных договоров Российской Федерации.

15.1.2 ЭО при осуществлении ПХД оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду и загрязнение компонентов природной среды (земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир). ЭО предусматривает мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению компонентов природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

15.1.3   Приостановление и прекращение в полном объеме эксплуатации объектов и сооружений МГ при нарушении требований в области охраны окружающей среды происходит на основании решений суда и/или арбитражного суда.

15.1.4 Экологическая служба ЭО обеспечивает контроль соблюдения производственными подразделениями требований в области охраны окружающей среды в соответствии с Р Газпром 039-2008 [62].

15.1.5   Экологическая служба ЭО разрабатывает или привлекает Специализированные организации для разработки Проектов нормативов ПДВ или ВСВ, Проектов организации СЗЗ, ПНООЛР, нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.

Проекты нормативов ПДВ (ВСВ), ПНООЛР утверждают территориальные органы  надзор и контроля Российской Федерации.

Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей в соответствии с Приказом [63] согласовывают территориальные органы надзора и контроля Российской Федерации управления государственного экологического надзора.

15.1.6         Экологическая служба ЭО разрабатывает и осуществляет производственный экологический мониторинг – систему экологических наблюдений и измерений за уровнем техногенной нагрузки, динамикой состояния компонентов природной среды, функционированием инженерных объектов – в соответствии с СТО Газпром 1.19-217, СТО Газпром 2-1.19-275 и СТО Газпром 2-1.19-297, а также составляет заявки на материально-техническое обеспечение мониторинга.

15.1.7         Экологическая служба ЭО осуществляет формирование статей бюджета ЭО для обеспечения природоохранной деятельности.

 

15.2          Охрана атмосферного воздуха

 

15.2.1    Разрешение на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ для ЭО выдается по объекту в целом или по его отдельным производственным территориям на основании утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ в атмосферу, рассчитанных с соответствии с СТО Газпром 2-1.19-307  на срок действия указанных нормативов ПДВ.

15.2.2    Размеры СЗЗ для объектов и сооружений ЭО определяют в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [64].

15.2.3    Контроль за выбросами на КС основных загрязняющих атмосферу компонентов отходящих продуктов сгорания (оксидов азота и оксида углерода) проводят в соответствии с СТО Газпром 2-3.5-038 непосредственно на источниках выбросов и в атмосфере района расположения КС в контрольных точках (постах) на границе СЗЗ и/или в селитебной зоне по проектным решениям в соответствии с СТО Газпром 2-1.19-297.

15.2.4    Контроль вредных выбросов с отходящими газами котлоагрегатов проводят в соответствии с  РД 51-167-92 [65].

Объемы, сроки, порядок и методы контроля топливоиспользующего оборудования и атмосферы разрабатывают в проектах нормативов ПДВ и согласовывают в установленном порядке с территориальными органами надзора и контроля Российской Федерации.

15.2.5    Мероприятия по регулированию газовых выбросов в периоды НМУ предусматривают комплекс технических решений, направленных на кратковременное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу с целью предотвращения экстремально высокого уровня загрязнения. Экологическая служба ЭО разрабатывает перечень комплекса мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ, эффективность каждого мероприятия оценивают заранее. Объемы сокращения выбросов при НМУ для ЭО в каждом конкретном районе устанавливают и корректируют местные органы охраны природы в зависимости от специфики выбросов, особенностей рельефа, застройки жилых зон в соответствии с Методическим пособием [66].

Для объектов и сооружений ЭО, расположенных в районах, по которым не разработаны схемы прогноза наступления НМУ, такие мероприятия не разрабатывают.

 

15.3           Охрана поверхностных и подземных вод

 

15.3.1    Предоставление водных объектов в пользование ЭО производят на основании Договора водопользования/Решения о предоставлении водного объекта в пользование, в том числе и в части размещения подводных переходов газопроводов.

Пользование подземными водными объектами осуществляют в соответствии с Лицензией на пользование недрами для добычи подземных вод.

15.3.2    Нормы и нормативы потребления и отведения воды, используемой ЭО на технологические, вспомогательные и хозяйственно-питьевые нужды, рассчитывают в соответствии с СТО Газпром РД 1.13-152, СТО Газпром 2-1.19-307 и Методикой [67].

Расчет текущих индивидуальных балансовых норм водопотребления и водоотведения ЭО осуществляет и утверждает по направлениям использования воды.

15.3.3    ЭО как водопользователь осуществляет контроль:

-       состава сточных вод в отдельных звеньях технологической схемы очистки сточных вод и их соответствия технологическим регламентам;

-       состава и свойств возвратных вод и их соответствия установленным нормам.

15.3.4    Рациональное использование водных ресурсов и сокращение сбросов загрязненных сточных вод ЭО осуществляет в соответствии с СТО Газпром РД 1.13-152.

15.3.5    В системах технологического контроля работы очистных сооружений сточных вод предусматривают средства и приборы постоянного и периодического контроля качества сточных вод и работы очистных сооружений.

15.3.6    Перечень контролируемых компонентов в составе сточных вод, а также регламент на качество вод, сбрасываемых из очистного сооружения, устанавливают для каждого объекта контролирующие органы. Они же осуществляют контроль качества сбрасываемых вод на основе анализов, проводимых самим предприятием, и анализов контрольных проб, отбираемых при инспекторских проверках.

15.3.7    Контроль за состоянием водоводов, скважин, установок предварительного сброса воды и других объектов осуществляют по изменениям расхода воды с помощью приборов по объектам с фиксацией данных в специальном  журнале.

Сброс в поверхностные водоемы попутных вод, добываемых с природным газом, откачиваемых соленых вод и промышленных рассолов, а также вод, содержащих токсичные вещества в концентрациях, превышающих предельно допустимые величины, без предварительной очистки запрещен в соответствии с Правилами [68]. Такой сброс производят в исключительных случаях по согласованию с территориальными органами надзора и контроля Российской Федерации.

15.3.8    Канализационные очистные сооружения входят в санитарную классификацию, установленную СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [64].

15.3.9          Экологические наблюдения, методы и порядок их проведения на участках действующих подводных переходов осуществляют согласно РД 51-2-95 [69].

15.3.10      Защита территорий и сооружений ЭО от затопления и подтопления включает комплекс инженерных мероприятий, разработанных с соблюдением требований СНиП 2.06.15-85 [70].

15.3.11      Мероприятия по охране водных объектов должны включать мероприятия по предотвращению загрязнения водных объектов, засорения и истощения вод, а также мероприятия по ликвидации последствий указанных явлений в соответствии с Кодексом [71].

 

15.4          Охрана почв, недр

 

15.4.1    При эксплуатации МГ ЭО критерием степени загрязнения почв является превышение содержания в них предельно допустимых концентраций и ориентировочно допустимых количеств загрязняющих веществ.

15.4.2    Размеры полос земель, отводимых под МГ, и земельных участков для размещения запорной арматуры устанавливают в соответствии с  СН 452-73 [72].

15.4.3    Экологическая служба ЭО в необходимых случаях организует контроль за физико-химическими и биологическими характеристиками состояния почв на землях, отведенных во временное и постоянное пользование в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.01, ГОСТ 17.4.3.02, ГОСТ 17.4.3.03, ГОСТ 17.4.3.04, ГОСТ 17.4.4.02 и ВРД 39-1.13-036-2001 [73].

15.4.4    Режим наблюдений за экологическим состоянием почв (объемы и периодичность контроля) определяет экологическая служба в соответствии с частотой проведения технологических операций, воздействующих на почву.

15.4.5    Прогнозные значения основных показателей размыва искусственных отсыпных сооружений (длина, объем, продолжительность), оценки устойчивости почвенно-растительного покрова и обоснование мер инженерной защиты в условиях криолитозоны устанавливают расчетным путем в соответствии с СТО Газпром РД 1.13-153, СТО Газпром 2-1.19-199 и СТО Газпром 2-1.19-280.

15.4.6    ЭО производит рекультивацию нарушенных земель (техническую и биологическую) в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.3.05,  ВРД 39-1.13-056-2002 [74], РД 39-0147105-006-97 [75].

Рекультивацию земель краткосрочной аренды производят до истечения срока возвращения их владельцу, долгосрочной аренды – по окончании функционирования ЭО.

15.4.7    Объектный мониторинг недр при эксплуатации ПХГ в рамках горного отвода проводят в соответствии с требованиями ПБ 08-621-03 [46].

15.4.8    В случае аварии с утечкой химических реагентов, вод высокой минерализации или содержащих токсичные компоненты, приведшей к загрязнению почв, грунтов и подземных вод, принимают меры к локализации и последующей ликвидации очага загрязнения и информируют о случившемся и принимаемых мерах государственные органы по охране природы.

Очистку почвы, как компонента природной среды проводят в соответствии с действующими нормативными и методическими документами.

15.4.9    При разработке мероприятий по охране почв и недр учитывают такие аспекты сфере охраны почв и недр, как загрязнение, агрессивность и коррозионная активность почв и недр; разрабатывают также мероприятия, направленные на устранение последствий загрязнения почв и недр.

 

15.5          Охрана окружающей природной среды от отходов производства и потребления

 

15.5.1    ЭО ведет учет наличия, образования, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отходов собственного производства и потребления  отходов, завозимых со стороны.

Подготовку отчетности по отходам производства и потребления проводят в соответствии с СТО Газпром 12 и Методическими указания [76].

15.5.2    Экологическая служба ЭО определяет класс опасности отходов, не включенных в Каталог [77], в соответствии с Критериями [78] оформляет и представляет на экспертизу материалы на получение лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

15.5.3    ЭО осуществляет обращение с отходами в соответствии с требованиями НД, современными методами и технологиями утилизации и обезвреживания производственных и бытовых отходов, исключающими их накапливание на промплощадках, а также загрязнение атмосферного воздуха, подземных вод и недр.

15.5.4    Для отходов производства и потребления, подлежащих временному хранению на территории организации, до вывоза их на объекты конечного размещения или в Специализированные организации по утилизации, определяют способы и порядок выполнения операций по обращению с отходами, обеспечивающими требования экологической безопасности и техники безопасности.

15.5.5    При проведении технологических операций по очистке полости и испытаниях трубопроводов, выполняемых как ЭО, так и Специализированными организациями, осуществляют запроектированный комплекс мероприятий по охране окружающей среды. Контроль за его выполнением осуществляет экологическая служба ЭО.

 

15.6          Защита от шума

 

15.6.1    При эксплуатации МГ критерием степени неблагоприятного воздействия физических факторов является превышение их допустимых величин, регламентированных СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [79], СН 2.2.4/2.1.8.566-96 [80], СН 2.2.4/2.1.8.583-96 [81], СанПиН 2.2.4.1191-03 [82], СНиП 23 – 2003 [83].

15.6.2    Для объектов и сооружений ЭО, являющихся источниками шума, вибрации и других вредных физических факторов и не вошедших в санитарную классификацию, размеры СЗЗ определяют расчетом уровней шума как основного вредного физического фактора в соответствии с СТО Газпром 2-3.5-040, СТО Газпром 2-3.5-041, СТО Газпром 2-3.5-042, СТО Газпром 2-3.5-043, СТО Газпром 2-2.1-127, СТО Газпром 2-3.5-177, СТО Газпром 2-2.3-238, СТО Газпром 2-2.1-264.

Уровни звукового давления внешнего шума оборудования измеряют шумомерами 1 и 2 класса точности в соответствии с требованиями ГОСТ 17187.

15.6.3    Экологическая служба ЭО принимает непосредственное участие в проведении мероприятий, снижающих неблагоприятное воздействие физических факторов.

 

15.7          Мероприятия по сохранению растительности и животного мира

 

15.7.1    Экологическая служба ЭО принимает непосредственное участие и ведет контроль по сохранению растительности и животного мира.

 

15.8         Техническая документация

 

15.8.1   ЭО использует в работе и обеспечивает систематическую актуализацию следующей документации:

-       проект нормативов ПДВ (ВСВ);

-       нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;

-       проект нормативов ПНООЛР;

-       лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

-       форма № 1- воздух (инвентаризация выбросов);

-       разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, на размещение отходов, выданные территориальными органами надзора и контроля Российской Федерации;

-       журналы учета стационарных источников и их характеристик (форма номер ПОД-1), выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха (форма номер ПОД-2), работы газоопасных и пылеулавливающих установок (форма номер ПОД-3), заполняемые согласно утвержденным формам;

-       журналы учета водопотребления (водоотведения) СИ (формы ПОД-11), водопотребления (водоотведения не инструментальным методом (форма ПОД-12), качества сточных вод  (форма ПОД-13);

-       план мероприятий по охране окружающей среды по разделам – воздух, вода, почва и недра, отходы, физические факторы, растительный и животный мир;

-       формы федеральной государственной статистической отчетности, заполняемые в установленном порядке и подаваемые в органы государственной статистики и охраны природы:

-       № 2-тп (воздух) Сведения об охране атмосферного воздуха (полугодовая и годовая);

-       № 2-тп (водхоз) Сведения об использовании воды (годовая);

-       № 2-тп (рекультивация) Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы (годовая);

-       № 2-тп (отходы) Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления (годовая);

-       № 2-ос Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах (годовая);

-       № 4-ос Сведения  о  текущих  затратах  на  охрану окружающей среды и экологических платежах (годовая);

-       № 6-ос Сведения о загрязнении окружающей среды при авариях на магистральных трубопроводах (полугодовая);

-       № 18-кс Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (годовая).

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  ..