Московские часы (Радченко Борис Георгиевич) - 1980 год

 

  Главная      Книги - Часы (ремонт) 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московские часы (Радченко Борис Георгиевич) - 1980 год

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
Часы на башлях................................4

Первые па Руси..............................4

Кремлевские куранты........................17

Самые большие, самые высокие................34

У Ильинских ворот............................38

Часы-сказка................................41

Сокровища Оружейной палаты Кремля..............44

«Бахус»....................................44

Ровесники французской революции..............47

Шедевры русского ювелира....................52

«Храм славы»................................55

Чудодеи из вятских лесов ....................59
ИБ № 1462

Борис Георгиевич Радченко

МОСКОВСКИЕ ЧАСЫ

Заведующий редакцией Ю. Александров Редактор JI. Караванова Худояшпк JI. Виноградова Художественный редактор Т. Комзолова Техпическии редактор J1. Маракасова Корректоры 3. Комарова, И. Попкова

Сдано в набор 15.04.80. Подписано к печати 18.09.80. Л77588. Формат 70 X 100’/гг- Бумага типографская № 2. Печать высокая. Гарнитура «Обыкновенная новая». Уел. печ. л. 2,6. Уч.-изд. л. 2,68. Тираж 50 000 экз. Заказ 148. Цена 15 коп. Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Московский рабочий». 101854, ГСП, Москва, Центр, Чистопрудный бульвар, 8. Ордена Ленина типография «Красный пролетарий». 103473, Москва, И-473, Краснопролетарская, 16.

 

 

 

Радченко Б. Г.

Р15 Московские часы.—М.: Моск. рабочий, 1980.— G4 с., ил.

В своеобразном путеводителе автор рассказывает о наиболее интересных часах, находящихся на зданиях и сооружениях

Москвы, а также экспонирующихся в московских музеях.

Каждый наш новый день начинается и заканчивается боем часов Спасской башни. Ежедневно в полдень из репродукторов и радиоприемников с интервалом в одну секунду следуют сигналы точного времени. Последний из них звучит ровно в 12 часов по московскому времени. В остальное время суток такие сигналы мы слышим с наступлением каждого часа. В любом городе можно узнать время по башенным, уличным часам, по телефону...

Ныне в каждой семье есть несколько часов общего и индивидуального пользования. Часовая промышленность нашей страны полностью удовлетворяет спрос населения на высококачественные и точные часы самых различных моделей и назначений. На всех континентах планеты носят приборы времени, изготовленные на предприятиях Всесоюзного производственного объединения Союзчаспром, Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления. Но так было далеко не всегда. В дореволюционной России часовой промышленности вообще не существовало, хотя первые приборы времени на Руси появились в стародавние времена.

История московских часов уходит в самое начало XV века.

 

 

 ЧАСЫ НА БАШНЯХ
ПЕРВЫЕ НА РУСИ


«...А наречется сей часник «часомерье»,— старательно вывел жирным полууставом неведомый нам монах-летописец и поставил точку. Так в древней русской летописи под 1404 годом впервые появилась запись о первых в Московской Руси башенных часах. С тех пор минуло без четверти шесть столетий.

...История измерения времени и устройств, придуманных человечеством для этой цели, весьма любопытна. Первоначально часы были солнечные, водяные, песочные... и весь древний мир довольствовался этими первобытными способами определения времени — по положению тени или количеству вытекавшей из сосуда капля за каплей воды, высыпавшегося песчинка за песчинкой песка.

Часовое дело в разных странах возникло и развивалось по-разному, но появление башенных, колесных часов, в которых энергией хода служила тяжесть гири, относится примерно к одному времени. Западноевропейские историки считают первым создателем механических часов ученого монаха Герберта. Согласно их версии, он в 996 году нашей эры сделал башенные часы с гирями для города Магдебурга.

 

 

Первое литературное упоминание о европейских башенных часах можно встретить в «Божественной комедии» Данте, написанной между 1313 и 1321 годами. Из документальных источников известно, что в 1360 году башенные часы с колоколами были установлены в городе Майнце, в 1401 году — на соборе в Севилье и в 1405 году — в городе Любеке...

Когда русские люди впервые стали изготовлять приборы для измерения времени, пока точно не известно. Но следует отметить, что еще в XI веке летописцы Великого Новгорода указывали не только дни, но и часы наиболее значительных событий, свидетелями которых они были.

До самого начала ХV века па Руси не встречается механических часов, и в древности, надо полагать, народ узнавал время по природным показателям: с восходом солнца вставали, в полдень обедали, с закатом солнца кончали работу и спешили на ночлег. Ночное время определяли по луне, звездам да пению петухов. Позже пользовались солнечными и песочными часами.

Относительно механических башенных часов с достоверностью можно сказать, что уже в XV веке на Руси, и в частности в Москве и в Новгороде, было значительное число мастеров, изготовлявших такие приборы для измерения времени.

Об устройстве в Москве первых башенных часов сообщают наши летописи. В соответствии с принятым в те времена летосчислением писец указывает: «В лето 6912 (1404 год)... князь Василий замыслил часник (часы.— Б. Р.) и поставил их па своем дворе...» Смастерил часы ученый монах Лазарь Сербии. Этот инок пришел с гористого мыса Афон на восточном побережье Бал-канского полуострова, где находилось несколько православных монастырей, распространявших византийскую культуру среди славянского населения. Появление Лазаря при дворе московского великого князя объясняется

тем, что на рубеже XV века греки, сербы, болгары, теснимые на Балканах турками, часто искали приюта в единоверной им Москве...

Часы, созданные Лазарем Сербиным, считались невиданной диковинкой и были водружены умелыми московскими мастерами на самом видном месте одной из башенок белокаменного Кремля, недалеко от того места, где сейчас находится Благовещенский собор. Это были единственные тогда во всей Руси башенные часы. Да и само слово «часы» в смысле прибора для измерения времени в русских письменных источниках появилось впервые лишь в конце 1404 года. Для обозначения этого нового на Руси прибора употреблялись и другие слова — «часник» и «часомерье», по они в русском языке не удержались. Второе из них возникло, по-видимому, как буквальный перевод греческого слова «хронометр» (chronos — время + metreo — измеряю).

Изображение первой московской часозвони (башня с боевыми часами) есть в Лицевом своде (издан в Москве в третьей четверти XVI века, представляет собой шесть массивных томов иллюстрированной русской истории XII—XVI веков). Глядя на цветную миниатюру, мы будто смотрим в своеобразное окно на исчезнувший мир Древней Руси.

На переднем плане рисунка изображены стены, башни и ворота Кремля. Посреди двора на троне, с пышной подушкой, сидит сам великий князь Василий Дмитриевич. Перед ним в монашеской одежде стоит Лазарь Сербии. Судя по жестам, князь и монах оживленно беседуют, причем Лазарь, наверное, рассказывает князю о часах, которые находятся тут же рядом на башенке, напоминающей древнерусские звонницы.

Рисунок дает нам некоторое представление и о самом приборе времени. 

 

 

 

Пуск «часника». Миниатюра XVI века

 

 

Итак, перед нами голубой циферблат, центр которого орнаментирован, а по кругу обозначены цифры от 1 до 12. Стрелок на циферблате пет. Вероятно, вращался сам часовой круг, как это было в более поздних вариантах русских часов. Под циферблатом свешиваются три голубые гири. Средняя — большая и две маленькие по бокам.

Современник, выражая свое восхищение, писал, что часы эти «па всякий же час ударяют молотом в колокол, размеряя и считая часы нощные и дневные; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно (очень красиво — Б. Р.) некако сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено» (Троицкая летопись).

Рассказ о том, что часы ударяли (звонили) «человековидно», говорит о наличии при часах механизированной фигуры, которая и служила звонарем. Подобные механизированные фигурки людей, ударяющие молотом в часовой колокол, уже встречались в башенных часах крупных западноевропейских городов XV века и получили известность главным образом под французским словом «жакемары». По на миниатюре Лицевого свода мы видим иное приспособление для боя — простой вертикальный стержень с молотом, который острым концом направлен к колоколу, висящему в небольшой арочке.

Разницу в описании и изображении часов можно объяснить тем, что миниатюра создана не с натуры, а лет эдак 150 после установления «часника», когда ни Лазаря, ни князя, конечно, не было в живых, да и сами часы едва ли дошли до XVI века. По всей вероятности, эта сцена перерисована с другого, более древнего рисунка, а часы художник изобразил современные ему. Воскресенская же летопись добавляет, что часы Лазаря Сербина были «чюдно велики и с лупой», то есть показывали фазы луны. 

 

Восхищение новой диковинкой, какой до сих пор еще не знала Русь да и мало кто знал тогда и во всем мире, было столь велико, что летописцы буквально не находили слов, чтобы его выразить. Великий же князь не поскупился на громадную по тому времени сумму и за установку часов уплатил «полувтораста рублей» — около тридцати фунтов серебра (150 рублей начала XV века равнялись примерно 20 тысячам золотых рублей начала XX века).

Часы Лазаря Сербина долгое время были единственными не только в Москве, по и па всей Руси. Лишь десятилетия спустя башенные часы появились и в других городах Русской земли.

В 1435 году часы были водружены на каменном столпообразном сооружении — знаменитой Евфимьевской часозвони в Великом Новгороде.

Несколько позже, в 1476 году, часы устроили в Святогорском монастыре города Пскова. По свидетельству летописца, «владыко Феофил приехал во Псков декабря 24 и часы повеле своим мастерам самозвонные поставить во Святогорском дворе, а тыя часы сам же владыко со своим боярином Автономом присла в дом Живоначальныя Троицы».

Все эти часы устанавливались талантливыми русскими мастерами, но, к сожалению, в источниках нет точных указаний о строителях часозвонь и часов. Изредка промелькнет в летописях имя пли прозвище основоположников русского часостроения, и только редкостные произведения механического искусства XVI — XVIII веков, сохранившиеся до наших дней, рассказывают нам о высоком мастерстве русского народа.

Образцы некоторых из сохранившихся приборов времени прошлых веков находятся в Органной палате музея-заповедника «Коломенское».

Самые древние из дошедших до нас — это часы бывшего Соловецкого монастыря, который находился на большом острове недалеко от Онежской губы холодного Белого моря. Часы изготовлены в 1539 году новгородским мастером Семеном Часовиком. Об этом свидетельствует надпись, идущая вокруг среднего большого колеса механизма: «Зделаны бысть сии часы на Соловки, а делал архиепископов мастер Семен Часовик». Здесь же указан и год изготовления столь редких часов. Интересно отметить, что все многочисленные детали механизма — кузнечной работы, на них хорошо видны следы ковки.

Исследование кузнечного дела показывает, что русские кузнецы уже к XII. веку достигли высокого мастерства и научились работать виртуозно. Тонкие кружевные кольчуги, великолепные защитные шлемы, художественные украшения, острые клинки, кинжалы, даже пушки вырабатывали русские кузнецы. Они изготовляли и тщательно отделывали предметы быта: хитроумные замки, ключи, дверные ручки, скобы и даже шляпки гвоздей украшали узорами. Древние кузнецы были первыми ювелирами. Путем тонкой ковки они выделывали различные украшения.

Мастер-кузнец каждое изделие делал с начала и до конца сам. Он подбирал материал, ковал заготовки, отделывал и собирал части в единое целое. Только впоследствии изготовление сложных изделий — замков и часовых механизмов, разделилось на отрасли. Но до тех пор пока ремесленник все основывал на силе и ловкости своих рук, число механических изделий было весьма незначительно, как и число искусных мастеров. Изготовляемые ими часы стоили до такой степени дорого, что их могли приобретать только государственные учреждения, наиболее крупные монастыри и кафедральные соборы. Такие часы и были приобретены в первой половине XVI века Соловецким монастырем у Семена Часовика.

Вероятно, Часовик — это не фамилия мастера, а прозвище. Можно предположить, что мастер изготовил не один часовой механизм, коль за ним закрепилось прозвище, вошедшее в старинные записи.

Механизм, изготовленный Семеном Часовиком, интересен не только тем, что он железный, кованый. Система колес в этих часах приводилась в движение силой тяжести многопудовых гирь. А как регулировался равномерный ход часов? Специалисты предполагают, что в соловецких часах не было привычного нам регулятора хода — маятника. Его роль выполнял «билянец» — своеобразный балансир, похожий на коромысло, которым на Руси испокон веков переносили тяжести. На плечи «билянца», жестко насаженного па вертикальную ось,

 

Башенные часы Семена Часовика

 

 

Коломенское. Часы кузнечной работы

Коломенское. Механизм башенных часов 

 

 

 

Коломенское. Часы Ивана Юрина

 

тоже вешали груз, и если часы спешили, то его двигали в одну сторону, отставали — перемещали в другую.

Рядом с соловецкими часами в Органной палате заняли место часы с крепостной звонницы Пафнутьев-Боровского монастыря Калужской области. Они на сто лет моложе своих соседей, но тоже выполнены вручную, как говорят документы, мастером Рязанцевым. Механизм этих часов уже несколько сложнее, регулятором хода служит маятник, и есть колокола для часового боя. Тщательная работа мастера свидетельствует о том, что он был хорошо знаком с законами механики, физики и методики обработки металла. Его часы раза в три меньше соловецких, у них тоньше валы, чище шестерни. Судя по конструкции механизма, мастер часов применил математические расчеты при изготовлении специального счетного колеса, необходимого не только для подачи звукового сигнала, но и для отбивания полного часа.

Здесь же показан часовой механизм, который в XVIII веке находился над въездными воротами коломенского дворца.

Впервые башенные часы появились в Коломенском в 1673 году, когда деревянные ворота были заменены каменными с двумя проездами и часовой башней над ними. Часы изготовил мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий, который жил в нищете и бесправии и писал царю в челобитной: «...а годового денежного и хлебного жалования не дают ничего, и оттого я, холоп твой, оскудел и одолжал великие долги».

Сохранилось известие, что тот же Петр Высоцкий изготовил и установил перед воротами фигуры больших деревянных львов в бараньих шкурах. Внутри львов находились часовые механизмы, пружины которых заставляли львов дико вращать глазами и по временам издавать страшный рев. Воспитатель царских детей, ученый, писатель Симеон Полоцкий, записал: «...яко живые львы, глас испущают, глазами движут, зияют устами, кажется, хощут ходити ногами».

Подобно львам были искусно сделаны и часы над воротами. Это были часы-куранты, обращенные циферблатом в сторону дворца. Голубой диск—«указной круг» — имел буквенное обозначение и вращался под неподвижно укрепленной стрелкой. В шатровой восьмигранной башне над часами висели восемь перечасных колоколов, вызванивающих четверти, и один колокол боевой, по которому на исходе каждого часа ударял молот, укрепленный на специальной подставке. Здесь же висел большой сполошный колокол, извещавший народ о пожарах, набегах врагов.

В конце XVIII века механизм часов Петра Высоцкого был заменен новым, который имел большой синий циферблат с двойным диском. Меньший, внутренний диск вращался в течение лунного месяца и через специальную фигурную прорезь показывал фазы луны. На большом диске были римские золоченые цифры, мимо которых скользили ажурно-копьевидные стрелки. Этот механизм действовал более ста лет. В начале XX века он был сильно поврежден и теперь находится в Органной палате музея.

Интересен часовой механизм из Перервы уже заводского производства. Часы изготовлены в 1863 году мастером Иваном Юриным. Это часы-куранты. Всякому, наверное, известен принцип действия обыкновенной музыкальной шкатулки, изобретенной несколько столетий назад, но особенное распространение получившей в XVIII и XIX столетиях, когда даже карманные часы, портсигары и табакерки воспроизводили какую-нибудь мелодию или небольшую пьеску.

Музыкальный механизм шкатулки имеет так называемый программный цилиндр, на поверхности которого укреплены в соответствующем для данной мелодии порядке короткие штифты. При вращении цилиндра они 



поднимают и опускают тонкие металлические пластинки, заставляя их звучать.

В часах И. Юрина тоже есть программный цилиндр, даже целых четыре. На поверхности цилиндров сделаны выступы. Задевая за них, приводы от колоколов оттягивали молоточки, которые в определенной последовательности ударяли по колоколам и вызванивали мелодию.

Мы рассказали о часовых механизмах XVI—XIX веков. Все они экспонаты и, конечно, не работают. Но за время осмотра их над нами через каждые 15 минут раздавался перезвон колоколов и по истечении полного

 

 

часа отбивал удар за ударом большой колокол. Это исправно несли службу времени современные часы Коломенского, хотя современными их назвать можно лишь условно. Механизм часов изготовлен в конце прошлого века и стоял на третьем ярусе Сухаревой башни, которую снесли в 1933 году в связи с реконструкцией Садового кольца. Часы в течение нескольких лет служили на кафедре точной механики Московского инженерно-физического института, а потом долго и исправно — в Московском машиностроительном институте. Наконец изрядно поизносившийся механизм передали в музей «Коломенское» и поместили в Органную палату в качестве экспоната. В 1964 году состарившийся механизм был реставрирован и установлен над передними, въездными воротами коломенского музея.

Часы, экспонируемые в музее-заповеднике «Коломенское», дороги нам не только как музейные редкости, но и как живой пример технического мастерства русских людей. Эти механизмы, каждый по-своему, говорят о жизни народа, заставляют с уважением вспоминать о делах золотых рук российских мастеров.

Снова, как и встарь, каждые четверть часа колокола отбивают московское время. Снова разносится над окрестностями перезвон возрожденных курантов. Бьют часы. Коломенское встречает гостей.
 

КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ

Нет человека, который, приехав в столицу Советского государства Москву, не побывал бы на Красной площади. Он приходит сюда, чтобы увидеть древний Кремль, посетить Мавзолей В. И. Ленина, полюбоваться знаменитой Спасской башней, которая со всеми окружающими ее постройками составляет один из самых красивых и своеобразных ансамблей в мире.

 

 

Стрелки старинных башенных часов 

 

Башню эту знает весь мир. А по перезвону ее курантов каждый невольно спешит бросить взгляд на свои «Славы», «Полеты», «Рекорды», «Омеги», «Лонжины» и другие прославленные марки часов и если нужно, то тут же переведет стрелки. Ведь Спасские часы всегда показывают точное время.

Двенадцать ночи... Торжественный бой курантов разносится над Красной площадью и, подхваченный радиоволнами, проникает во все уголки нашей необъятной Родины, звучит над всеми континентами планеты. Это бьют «главные часы государства» на Спасской башне. Эти замечательные часы неразрывно связаны с историей Кремля, историей Москвы, историей нашей Родины. А все ли знакомы с их биографией? Между тем она очень интересна.

В XVI веке часы были на Спасской, Троицкой и Тайницкой башнях Кремля. Но до самого конца XVII века русские часы отличались от современных приборов времени. Их циферблат был разделен не на 12, как обычно, а на 17 делений. Отбивание часов начиналось от восхода солнца, с заходом же солнца часы переводились на ночной счет времени.

Поскольку в разные времена года продолжительность дневного и ночного времени различна, то в дни летнего солнцестояния (21—23 июня), когда бывают самые долгие дни, часы отбивали 17 раз, а на ночное время на широте Москвы приходилось всего лишь 7 часов.

...Почти 280 лет назад декабрьским морозным утром па Красной площади раздался барабанный бой. Толпы хлынули к Кремлю. Басовитый голос дьяка читал народу указ Петра: «Нам ведомо стало, что не только многие европейские страны, но и народы славянские лета свои счисляют с генваря 1 числа. А потому повелевается...» с 1 января 1700 года и впредь «лета счислять от рождения Христова, а по от создания мира». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один экземпляр деревянных карманных часов, вывезенных из вятских лесов, находится в физико-математическом салоне музейного комплекса Цвингер в Дрездене. Туристы, приезжающие со всех континентов земли в этот немецкий город, с восхищением рассматривают бесценный экспонат с надписью на крышке: «М. С. Бронников в Вятке». Часы эти, прославляющие нашу русскую березу и мастеров-чудодеев, лежат рядом с другими оригинальными часами из знаменитой коллекции физико-математического салона.

О часах, попавших за границу, никаких сведений долгое время не было. Но вот в начале 1966 года в каталогах английских торговых фирм «Кристи» и «Сотби» сообщалось, что в Лондоне продаются с аукциона двое деревянных часов мастеров Бронниковых. Но на этих часах нет надписи, которую обыкновенно ставили вятские мастера на своих изделиях. Это заставляет сомневаться в том, что часы, поступившие на лондонский аукцион, принадлежат работе Бронниковых. Во всяком случае, это требует тщательной проверки.

Но не только в Вятской губернии были мастера, изготовлявшие деревянные часы. Их делали и в других местах России, и не только из капа. Издававшийся в Петербурге журнал «Дело» во втором номере за 1894 год сообщал читателям, что в городе появились изготовленные одним из охтенских резчиков по дереву карманные часы, весь механизм которых сделан из карельской березы.

Подобные же часы, но целиком изготовленные из кости, находятся в Политехническом музее. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////