Рабочая тетрадь. МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь в хирургии) курс III, семестр 5,6 (2014 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая тетрадь. МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь в хирургии) курс III, семестр 5,6 (2014 год)

 

Медицинский колледж

 

 

Рабочая тетрадь
для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
по МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях,
в т. ч. Сестринская помощь в хирургии
Специальность: 060501 Сестринское дело, курс III, семестр 5,6
Обучающегося (щейся)___________________
Группы________________________________
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Тема практического занятия
Страницы
занятия
1.
Асептика и антисептика.
5
2.
Обезболивание.
10
3.
Кровотечения и гемостаз.
13
4.
Основы трансфузиологии.
15
5.
Оперативная хирургическая техника.
18
6.
Сестринский
процесс
в
предоперационном
и
24
послеоперационном периодах.
7.
Десмургия.
27
8.
Сестринская помощь при открытых повреждениях.
31
9.
Сестринская помощь при механических травмах.
33
10.
Сестринский процесс у пациентов с термическими
35
поражениями.
3
Оценка качества работы ____________________________________ в рабочей тетради
ФИО обучающегося
Тема практического занятия
Внеаудиторная
Роспись
самостоятельная
работа
1.
Асептика и антисептика.
2.
Обезболивание.
3.
Кровотечения и гемостаз.
4.
Основы трансфузиологии.
5.
Оперативная хирургическая техника.
6.
Сестринский процесс в предоперационном
и послеоперационном периодах.
7.
Десмургия.
8.
Сестринская помощь при открытых
повреждениях.
9.
Сестринская помощь при механических
травмах.
10.
Сестринский процесс у пациентов с
термическими поражениями.
4
Тема 1. Асептика и антисептика.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
роль микробной флоры в развитии гнойной инфекции;
входные ворота и их значение для развития гнойной инфекции;
пути проникновения инфекции в рану (экзогенный и эндогенный);
современные приказы и положения по профилактике госпитальной
инфекции;
основные группы химических антисептических средств и способы их
применения.
Должен уметь:
пользоваться терминами по теме;
проводить дезинфекцию и стерилизацию;
выполнять виды уборок операционной;
определять этапы обработки рук к операции;
определять этапы обработки перчаток;
проводить закладку в бикс операционного белья;
выполнять накрытие стерильного стола.
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Выберите один правильный ответ:
1.
Асептика - это комплекс мероприятий
А - по борьбе с инфекцией в ране
Б - по профилактике попадания инфекции в рану
В - по дезинфекции инструментов
Г - по стерилизации инструментов
2.
Асептика относится к мероприятиям
А - реабилитационным
Б - диагностическим
В - профилактическим
Г - лечебным
3.
Стерилизация - это
А - уничтожение всех микробов и спор
Б - уничтожение только спор
В - уничтожение патогенной флоры
Г - предупреждение попадания микробов в операционную рану
4.
Дезинфекция - это
А - профилактика инфицирования раны
Б - уничтожение стафилококков
В - уничтожение патогенных микробов
Г - механическое удаление микробов
5.
Антисептика - это комплекс мероприятий
А - для стерилизации инструментов
Б - для подготовки рук к операции
В - по борьбе с инфекцией в ране
Г - по профилактике инфицирования раны
6.
Подготовка рук к операции делает их
А - гигиенически чистыми
Б - дезинфицированными
В - стерильными
Г - хирургически дезинфицированными
5
7. Основоположник антисептики
А - Пирогов
Б - Пастер
В - Листер
Г - Бергман
8. Основоположник асептики
А - Бергман
Б - Листер
В - Спасокукоцкий
Г - Пирогов
Задание № 2
Отметьте:
1.
- пути экзогенного инфицирования операционной раны
- пути эндогенного инфицирования
1. Воздушный
2. Имплантационный
3. Гематогенный
4. Контактный
5. Капельный
6. Лимфогенный
Задание № 3
Соедините лучший метод стерилизации со стерилизуемыми предметами.
Методы могут быть использованы один или несколько раз, или ни разу:
Стерилизуемый предмет
Лучший метод стерилизации
1. Операционное поле
А - автоклавирование
2. Операционное белье
Б - кипячение
3. Перчатки
4. Шприцы
5. Шовный материал
В - сухожаровая
обработка
6. Руки хирурга
7. Эндоскопы и оптика
Д - обжигание
8. Хирургические
инструменты
9. Изделия из резины
и полимеров
Г - химическая
обработка
10. Перевязочный материал
6
Задание № 4
Подберите соответствие:
Вид уборки операционной
Время проведения
1. Предварительная
А - между операциями
2. Окончательная
Б - один раз в неделю
3. Текущая
В - в конце рабочего дня
4. Генеральная
Г - в начале рабочего дня
5. Промежуточная
Д - во время операции
Задание № 5
Поставьте буквы соответствующие виду инфекции:
Вид инфекции:
А - гематогенная Б - капельная
В - контактная
Г - воздушная
Д - имплантационная
Мероприятие в операционной:
1. Влажная
12. Стерили-
уборка
13. Стерили-
зация эндо-
зация пере-
протезов
вязочного
мате-
риала
2. Ношение
масок
11. Стерили-
зация пер-
14.Не опери-
чаток
ровать б-го с
гнойничками
на
3.Подготов-
коже
10. Стерили-
ка рук к
зация шелка
опера-
и кетгута
ции
7. Саниро-
вать боль-
4.
ному по-
9. Подготов-
Проветри-
лость
ка опера-
вание
рта
ционного
поля
5. Спец.
6. Не допус-
одежда
кать людей
8. Стерили-
с ОРЗ
зация хир-х
инстру-
мен-
тов
7
Задание № 6
Заполните таблицу:
Определите этапы выполняемой манипуляции по подготовке рук к операции и
его цель:
Очередность
Этапы
Цели
выполнения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Этапы:
а - мытье теплой водой и мылом
б - надевание перчаток
в - обработка стерильной салфеткой
г - обработка химическим антисептиком
д - обработка антисептиком другого назначения
е - обработка спиртом
Цели:
А - уничтожить оставшихся на коже микробов
Б - защитить себя и операционную рану
В - снять остатки талька
Г - удалить микробов с поверхности кожи
Д - провести дубление кожи
Е - удаление влаги
Задание №7
Обозначьте стрелками:
Соедините виды стерилизации хирургических инструментов с нужным режимом
стерилизации. Цифры могут быть использованы нужное количество раз или ни разу:
1 атм
10 мин
Сухой
1,1 атм
жар
20 мин
1,5 атм
30 мин
2 атм
Пар под
45 мин
давлени
ем
2,5 атм
60 мин
100 о
132 о
160 о
120 о
180 о
220 о
8
Задание №8
Впишите в ячейки соответствующие цифры:
Установите последовательность выполнения манипуляции «закладка в бикс
операционного бельяª:
1. выстлать изнутри простыней
2. осуществить закладку
3. положить контрольное вещество
4. открыть боковые отверстия
5. проверить исправность бикса
6. прикрепить бирку
7. поставить в автоклав
8. плотно закрыть крышку
Задание № 9
Дезинфекция инструментов в емкости проводится:
Физическим
и
Химическим
методом
методом
это
это
химические
вещества
А.
Б.
В.
Г.
Задание № 10
Если перчатки стерильны, то индикатор стерильности в биксе:
9
Задание № 11
Впишите в ячейки соответствующие цифры:
Установите последовательность выполнения манипуляции «накрытие
стерильного столаª. Цифры можно использовать несколько раз:
1. Застелить простынь, свисающую от края стола на 20 см
2. Застелить простынь, свисающую от края стола на 10 см
3. Застелить стол клеенкой
4. Застелить простынь как можно ниже
5. Застелить простынь, прикрывающую цапки
6. Наложить цапки
7. Наложить корнцанги
8. Отметить время накрытия
Тема 2. Обезболивание.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
подготовку пациента к наркозу;
функциональные обязанности медсестры анестезистки;
понятие о местной анестезии и об участии медсестры в её проведении;
возможные осложнения и их распознавание при проведении общего и
местного обезболивания;
основные группы местных и общих анестетиков и способы их применения.
Должен уметь:
пользоваться терминами по теме;
составлять план премедикации к операции;
выполнять алгоритм оказания первой медицинской помощи при развитии
осложнений.
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Дать определение, пользуясь учебником и лекционным материалом:
1. Боль ______________________________________________________________________
2. Обезболивание _____________________________________________________________
3. Вводный наркоз ____________________________________________________________
4. Базис-наркоз _______________________________________________________________
5. Ингаляционный наркоз ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Неингаляционный наркоз ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 2
Перечислить стадии ингаляционного наркоза:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
Задание № 3
Перечислить осложнения общего наркоза:
а) ___________________________________________________________________________
б) ___________________________________________________________________________
10
в) ___________________________________________________________________________
г) ___________________________________________________________________________
д) ___________________________________________________________________________
Задание № 4
Перечислить контуры (методы) проведения ингаляционного наркоза в зависимости
от степени изолированности дыхательной системы наркозного аппарата:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
Задание № 5
Составить план премедикации к плановой операции:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
Задание № 6
Решить ситуационную задачу:
Во время наркоза у больного изо рта появилось обильное слюнотечение.
Больной стал задыхаться.
1. О каком осложнении наркоза можно подумать? __________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Составить план неотложных доврачебных мероприятий в данной ситуации с
мотивацией действий медицинской сестры
Тактика медицинской сестры
Мотивация
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Задание № 7
Дать определение:
Местная анестезия - это ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 8
Перечислить виды местной анестезии и их принципы воздействия на организм,
пользуясь учебником и лекционным материалом:
1. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11
Задание № 9
Заполнить таблицу:
Вид блокад
Назначение
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задание № 10
Выписать рецепты на препараты:
1. Новокаин __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Дикаин ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Лидокаин __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Тримекаин _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Совкаин ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 11
Решить ситуационную задачу:
В травматологическое отделение поступил больной с размозжением обеих нижних
конечностей, разрывом мочевого пузыря. Из-за фолликулярной ангины ингаляционный
наркоз противопоказан.
1. Назвать методы обезболивания, которые следует выбрать в данной ситуации?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 12
Установите соответствие:
Автор
Вклад в анестезию
1. В 1923-1928 гг. А.В.
А - использовал закись азота для экстракции
Вишневский
зубов
2. В 1845 г. Уэллс
Б - предложил ректальный наркоз
3. В 1846 г. зубной врач У.
В - обнаружил обезболивающие свойства
Мортон
эфира
4. В 1947 г. Н.И. Пирогов
Г - публично использовал эфирный наркоз
12
5. В 1540 г. Парацельс
Д - осуществил синтез эфира
6. А.И. Лукашевич
Е - создал метод местного обезболивания
новокаином
Ж - использовал кокаин для анестезии пальца
Ответ: 1____, 2_____,3____, 4____, 5_____,6_____
Тема 3. Кровотечения и гемостаз.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
причины, вызывающие кровотечение;
виды кровотечений;
методы временной и окончательной остановки кровотечения;
осложнения при кровотечениях.
Должен уметь:
пользоваться терминами по теме;
выполнять алгоритм оказания первой медицинской помощи при
кровотечениях.
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Перечислить кровотечения по виду кровоточащего сосуда:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
Задание № 2
Дать специальные названия кровотечений в полости:
а) плевральную _______________________________________________________________
б) брюшную __________________________________________________________________
в) перикард __________________________________________________________________
г) сустав _____________________________________________________________________
Задание № 3
Перечислить частые осложнения при кровотечениях:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
Задание № 4
Решить ситуационную задачу:
Мальчик упал с велосипеда и получил ушибленные раны в области коленного и
локтевого суставов, ссадины, из которых вытекает кровь.
1. Вид кровотечения ___________________________________________________________
2. Ваши действия _____________________________________________________________
Задание № 5
Перечислить типичные места для пережатия артерий на протяжении:
13
1 _______________________________
1
2 _______________________________
2
3 _______________________________
3
4 _______________________________
4
5 _______________________________
5
6 _______________________________
6
7 _______________________________
8 _______________________________
7
9 _______________________________
8
10_______________________________
11_______________________________
Задание № 6
Выписать рецепты:
1. Раствор Хлористого кальция __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Раствор Дицинона ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Раствор Аминокапроновой кислоты ______________________________________
Задание № 7
Установите соответствие:
Повреждённая артерия
Место прижатия артерии к кости
1. Сонная
А - выше и кпереди от ушной раковины
2. Подключичная
Б- поперечному отростку VI шейного позвонка
3. Плечевая
В - к головке плечевой кости
4. Подмышечная
Г - выше ключицы к 1-ому ребру
5. Височная
Д - к лобковой кости ниже паховой складки
6. Бедренная
Е - внутреннему краю двуглавой мышцы
Ж - кулаком к позвоночному столбу выше пупка
Ответ: 1____, 2_____,3____, 4____, 5_____,6_____
14
Тема 4. Основы трансфузиологии.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
обязанности среднего медицинского персонала при проведении
инфузионной терапии и переливании крови и плазмозаменителей;
пути и способы введения;
профилактику осложнений при переливании крови;
осложнения при переливании крови.
Должен уметь:
пользоваться терминами по теме;
выполнять алгоритм оказания первой медицинской помощи при развитии
осложнений при переливании компонентов крови и кровезаменителей.
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Заполнить таблицу:
Агглютинины
Агглютиногены
Группа крови
плазмы
эритроцитов
Задание № 2
Зарисовать красным карандашом:
Реакция агглютинации со стандартными
сыворотками
Группа крови
Оαβ (I)
Аβ (II)
Вα (III)
О (I)
А (II)
В (III)
АВ (IV)
Контроль с сывороткой АВО (IV)
Задание № 3
Перечислить способы определения резус-принадлежности крови в лаборатории:
1. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
15
____________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
Задание № 4
Пользуясь учебником и лекционным материалом, перечислить препараты крови:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________________
7. ___________________________________________________________________________
8. ___________________________________________________________________________
Задание № 5
Выписать компоненты для проведения пробы:
1. На индивидуальную совместимость по системе АВО
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. На совместимость по резус - фактору с использованием 33 % раствора полиглюкина
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Биологической
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 6
Перечислить гемотрансфузионные реакции, пользуясь учебником и лекционным
материалом:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
Задание № 7
Перечислить гемотрансфузионные осложнения:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________________
7. ___________________________________________________________________________
8. ___________________________________________________________________________
16
Задание № 8
Составить план оказания доврачебной неотложной помощи при
гемотрансфузионном шоке с мотивацией:
Тактика медицинской сестры
Мотивация
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Задание № 9
Перечислить:
1. Плазмозамещающие растворы
а) ___________________________________________________________________________
б) ___________________________________________________________________________
в) ___________________________________________________________________________
г) ___________________________________________________________________________
2. Дезинтоксикационные растворы
а)____________________________________________________________________________
б)____________________________________________________________________________
3. Препараты для парентерального питания
а)____________________________________________________________________________
б)____________________________________________________________________________
в)____________________________________________________________________________
4. Регуляторы водно-солевого обмена и кислотно-основного состояния
а)____________________________________________________________________________
б)____________________________________________________________________________
в)____________________________________________________________________________
г)____________________________________________________________________________
Задание № 10
Решить ситуационную задачу:
При осмотре ампулы консервированной крови обнаружено, что плазма тёмно-
вишневого цвета.
1. Ваше заключение ____________________________________________________________
2. Ваше действие ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 11
Установите соответствие:
Осложнения при
Профилактика
переливании крови
1. Воздушная эмболия
А - тщательный сбор анамнеза, индивидуальный
донор
2. Тромбозы и эмболии
Б - подготовка антигистаминных препаратов
17
3. Пирогенные реакции
В - правильная заготовка, хранение и переливание
крови через фильтры
4. Антигенные реакции
Г - соблюдать асептику
5. Гемотрансфузионный шок
Д - тщательное обследование донора, профилактика
инфицирования крови
6. Шок от резус -
Е - соблюдение правил заполнения капельницы и
несовместимости
проведения вливания
7. Цитратная интоксикация
Ж - соблюдение основного правила переливания
крови
8. Передача инфекции
З - определение Rh , проба на Rh- совместимость,
(СПИД, гепатит, малярия)
акушерский анамнез
9. Аллергическая реакция
И - медленное введение крови с другим
стабилизатором, иметь 10% раствор хлористого
кальция
Ответ: 1____, 2_____,3____, 4____, 5 ___,6_____,7_____,8_____,9_____
Тема 5. Оперативная хирургическая техника.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
названия хирургических операций;
назначение хирургического инструментария.
Должен уметь:
пользоваться терминами по теме;
проводить стерилизацию инструментария;
составлять наборы инструментария для различных операций.
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Дать определение, пользуясь учебником и лекционным материалом:
1. Операция___________________________________________________________________
2. Ампутация _________________________________________________________________
3. Анастомоз __________________________________________________________________
4. Аппендэктомия______________________________________________________________
5. Выскабливание______________________________________________________________
6. Гастростомия________________________________________________________________
7. Гастрэктомия________________________________________________________________
8. Инцизия ___________________________________________________________________
9. Колостомия_________________________________________________________________
10. Некрэктомия_______________________________________________________________
11. Протезирование ____________________________________________________________
12. Пластические операции _____________________________________________________
13. Резекция __________________________________________________________________
18
14. Реконструкция______________________________________________________________
15. Спленэктомия______________________________________________________________
16. Стомия ___________________________________________________________________
17. Трахеостомия______________________________________________________________
18. Трепанация ________________________________________________________________
19. Томия ____________________________________________________________________
20. Холецистэктомия___________________________________________________________
21. Цистостомия_______________________________________________________________
22. Цистэктомия_______________________________________________________________
23. Эктомия ___________________________________________________________________
24. Экстирпация _______________________________________________________________
25. Экзартикуляция ____________________________________________________________
Задание № 2
Выписать названия инструментов, пользуясь учебником:
а) разъединяющие ткани
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
6._________________________________________
7._________________________________________
8._________________________________________
9._________________________________________
10.________________________________________
11.________________________________________
12.________________________________________
13.________________________________________
14.________________________________________
15.________________________________________
19
16.________________________________________
17.________________________________________
18.________________________________________
19.________________________________________
20.________________________________________
21._________________________________________
22._________________________________________
23._________________________________________
24._________________________________________
25._________________________________________
26._________________________________________
27._________________________________________
28._________________________________________
29._________________________________________
30._________________________________________
31._________________________________________
32._________________________________________
33._________________________________________
20
б) инструменты, захватывающие ткани
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
6._________________________________________
7._________________________________________
8._________________________________________
9._________________________________________
10.________________________________________
11.________________________________________
12.________________________________________
13.________________________________________
14.________________________________________
15.________________________________________
16.________________________________________
17.________________________________________
18.________________________________________
19.________________________________________
20.________________________________________
21.________________________________________
22.________________________________________
23.________________________________________
24.______________________________________
21
в) инструменты, расширяющие раны
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
6._________________________________________
7._________________________________________
8._________________________________________
9._________________________________________
10.________________________________________
11.________________________________________
12.________________________________________
13.________________________________________
14.________________________________________
22
г) инструменты для соединения ткани
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
6._________________________________________
7._________________________________________
д) инструменты для защиты ткани
1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
23
Тема 6. Сестринский процесс в предоперационном и послеоперационном
периодах.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
понятие о периоперативном периоде;
основные задачи при подготовке пациента к операции;
критерии оценки функционального состояния органов и систем;
виды предоперационной подготовки: психологическая, соматическая,
специальная;
особенности предоперационной подготовки пациентов разного возраста;
роль среднего медицинского персонала в уходе за пациентами в
послеоперационный период;
особенности сестринского ухода после операции в разных возрастных
группах.
Должен уметь:
пользоваться терминами по теме;
выполнять алгоритм оказания первой медицинской помощи при развитии
ранних послеоперационных осложнений;
осуществлять сестринский процесс в пред- и послеоперационном периодах.
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Дать определение, используя лекционный материал:
Предоперационный период - это _________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 2
Ответить на вопросы, пользуясь учебником и лекционным материалом:
1.
Цель предоперационного периода - это
а) ___________________________________________________________________________
б) ___________________________________________________________________________
2.
Подготовка нервной системы включает
а)
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.
Подготовка сердечно-сосудистой системы включает
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.
Подготовка расстройств органов дыхания включает
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5.
Подготовка желудочно-кишечного тракта включает_________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 3
1.
Назвать абсолютные показания к плановой операции
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2.
Назвать абсолютные противопоказания к плановой операции
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.
Назвать абсолютные показания к экстренной операции
24
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Назвать абсолютные противопоказания к экстренной операции
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 4
Перечислить положения больного на
операционном столе:
а) ________________________________
б) ________________________________
в) ________________________________
г) ________________________________
Задание № 5
Дать определение, пользуясь учебником и лекционным материалом:
Послеоперационный период - это _______________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 6
Перечислить послеоперационные осложнения, пользуясь учебником и лекционным
материалом:
а) со стороны системы дыхания
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) сердечно-сосудистой системы
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
в) органов пищеварения
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
г) органов мочеиспускания
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
д) операционных ран
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
25
Задание № 7
Указать на какие сутки снимаются швы:
а) на туловище ________________________________________________________________
б) на голове ___________________________________________________________________
в) на конечностях ______________________________________________________________
г) у детей _____________________________________________________________________
д) у лиц пожилого возраста ______________________________________________________
Задание № 8
На какие сутки можно вставать больным после операции:
а) аппендэктомии ______________________________________________________________
б) грыжесечении ______________________________________________________________
в) холецистэктомии ____________________________________________________________
г) на органах грудной полости ___________________________________________________
Задание № 9
Решить ситуационную задачу:
В хирургическом отделении в послеоперационной палате пациентка, через 15 минут
после операции, проведенной по-поводу острого аппендицита неожиданно стала
задыхаться, дыхание редкое, прерывистое, кожные покровы синюшные. Операция
проводилась под общим наркозом.
1.
Какое осложнение раннего послеоперационного периода развилось у пациентки?
2.
Составить план неотложных мероприятий в данной ситуации с мотивацией действий
медицинской сестры.
Тактика медицинской сестры
Мотивация
п/п
1.
2.
3.
Задание № 10
Установите соответствие:
Системы организма
Возможные осложнения в послеоперационном периоде
1. Дыхания
А - острый психоз, поздний шок
2. Кровообращения
Б - ателектаз легкого, отек гортани, бронхит, ларингит,
фарингит, аспирационная пневмония, застойная пневмония
3. Пищеварения
В - нагноение, инфильтрат, расхождение, лигатурный свищ,
расхождение с выпадением внутренних органов (эвентрация)
4. Нервная
Г- тромбофлебит, ТЭЛа, острый коллапс, отек легких
5. Кожа
Д- паротит, икота, рвота, метеоризм, парез кишечника,
перитонит
6. Мочеполовая
Е - острая задержка мочи
7. Послеоперационная
И - пролежни
рана
Ответ: 1_______, 2________,3_______, 4_______, 5 ________,6________,7________
26
Тема 7. Десмургия.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
понятие десмургия;
основные требования к перевязочному материалу;
составные части повязки;
цели и принципы наложения повязок.
Должен уметь:
пользоваться терминами по теме;
выполнять алгоритм наложения повязок.
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Дать определение:
1. Десмургия - это _____________________________________________________________
2. Повязка - это _______________________________________________________________
3. Перевязка - это _____________________________________________________________
Задание № 2
Выписать виды повязок по назначению, пользуясь учебником:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________________
7. ___________________________________________________________________________
8. ___________________________________________________________________________
9. ___________________________________________________________________________
10. __________________________________________________________________________
11. __________________________________________________________________________
Задание № 3
Выписать виды повязок по способу закрепления перевязочного материала пользуясь
учебником:
а) _____________________
д) _______________________
б) _____________________
е) _______________________
в) _____________________
ё) _______________________
г) _____________________
Задание № 4
По типу бинтования различают следующие повязки:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________________
7. ___________________________________________________________________________
Задание № 5
По характеру и цели иммобилизации повязки бывают:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
27
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________________
7. ___________________________________________________________________________
Задание № 6
Опеределить вид повязки и её применение (подпишите название повязки)
а)
б)
в)
г)
28
д)
е)
ПОВЯЗКАНАОБЛАСТЬПЛЕ
ё)
ж)
29
з)
к)
Задание № 7
Установите соответствие:
Без бинтовые
Недостатки повязки
повязки
1. Клеоловая
А - непрочная фиксация перевязочного материала
2. Пращевидная
Б - недостаточно прочная фиксация на подвижных частях тела
3.
В - разрушается при мытье с использованием СМС
Лейкопластырная
4. Трубчатый
Г- недостатков нет
эластический бинт
5. Косыночная
Д- аллергия к веществам, содержащимся в липком слое
Ответ: 1_______, 2________,3_______, 4_______, 5________
30
Тема 8. Сестринская помощь при открытых повреждениях.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
понятие и классификацию ран;
фазы течения раневого процесса и виды заживления ран;
меры профилактики раневых осложнений.
Должен уметь:
пользоваться терминами по теме;
выполнять алгоритм оказания первой медицинской помощи при ранениях.
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Дать определение:
1. Рана - это _________________________________________________________________
2. ПХО раны - это____________________________________________________________
3. Туалет раны - это __________________________________________________________
4. Асептические раны - это____________________________________________________
5. Инфицированные раны - это _________________________________________________
Задание № 2
По характеру повреждения раны бывают:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
6. ___________________________________________________________________________
7. ___________________________________________________________________________
8. ___________________________________________________________________________
9. ___________________________________________________________________________
Задание № 3
По отношению к полостям организма раны различают:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
Задание № 4
Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу:
Во время драки молодой человек получил ранение брюшной полости. Определите вид
ранения. Составьте план оказания неотложной помощи пострадавшему.
План работы медицинской сестры
Проблемы пациента
План сестринского
Мотивация
Оценка
вмешательства
Настоящие
Потенциальные
Приоритетная
31
Цели: краткосрочная -
долгосрочная -
Задание № 5
Выберите один правильный ответ:
1.
Характеристика резаной раны
А - кровотечение капельное
Б - кровотечение слабое
В - кровотечение сильное
Г - кровоточит вся раневая поверхность
2.
Характеристика ушибленной раны
А - кровотечение капельное
Б - кровотечение слабое
В - кровотечение сильное
Г - кровоточит вся раневая поверхность
3.
Характеристика краёв огнестрельной раны
А - слипшиеся
Б - неровные
В - зияющие
Г - обожжённые
4.
Признак, характерный для рубленной раны
А - необильное кровотечение
Б - слипшиеся края раны
В - края раны зияют
Г - незначительная инфицированность
5.
Ранения, протекающие наиболее благоприятно
А - нанесённые топором
Б - осколочные
В - пулевые
Г - нанесённые острыми, режущими предметами
6.
Признак, характерный для фазы гидратации
А - побледнение краёв раны
Б - отёчность краёв раны
В - грануляции на дне раны
Г - грануляции на стенках раны
7.
Признак, характерный для фазы дегидратации
А - отёчность краёв раны
Б - резкая гиперемия краёв раны
В - дно раны покрыто фибрином
Г - появление а ране грануляции
8.
Биологический способ лечения гнойной раны
А - применение антисептических средств
Б - применение вакцин и сывороток
В - обработка кожи йодонатом
Г - создание хорошего оттока гноя из раны
32
Тема 9. Сестринская помощь при механических травмах.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
понятие и классификацию травм;
основные клинические проявления механических повреждений;
правила наложения транспортных шин.
Должен уметь:
пользоваться терминами по теме;
выполнять алгоритм оказания первой медицинской помощи при
механических повреждениях.
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Дать определение:
1. Травма - это ________________________________________________________________
2. Травматизм - это____________________________________________________________
3. Остеосинтез - это __________________________________________________________
4. Шины - это________________________________________________________________
5. Гипс - это _________________________________________________________________
Задание № 2
Заполнить таблицу:
Относительные признаки перелома
Абсолютные признаки перелома
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задание № 3
Составить план оказания доврачебной неотложной помощи при травматическом
шоке с мотивацией:
Тактика медицинской сестры
Мотивация
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Задание № 4
Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу:
Под обвалами здания обнаружен мужчина лет 30. Объективно: пострадавший без
сознания, тоны сердца ритмичные. Пульс 100 уд. В мин., нитевидный. АД систолическое
50 мм. рт. ст. Кожа правой нижней конечности бледная с синюшным оттенком, имеются
пузыри с серозно-геморрагическим содержимым, мышцы плотные, деревянистые.
33
1. Ваш предварительный диагноз?
2. Ваша тактика и неотложная помощь?
План работы медицинской сестры
Проблемы пациента
План сестринского
Мотивация
Оценка
вмешательства
Настоящие
Потенциальные
Приоритетная
Цели: краткосрочная -
долгосрочная -
Задание № 5
Установите соответствие:
Локализация
Участок фиксации шинами или способ транспортировки
перелома
1. Голова
А - пальцы - средняя треть бедра
2. Кости
Б - голеностопный, коленный и тазобедренный суставы
предплечья
3. Плечевая кость
В - на щит на спине в положении «лягушкиª
4. Шейный отдел
Г- пальцы - средняя треть плеча
позвоночника
5. Ребра
Д - на спине на мягких носилках
6. Кости голени
Е- пальцы - лопатка здоровой стороны
7. Бедро
Ж - шина Еланского
8 . Кости таза
З - ватно-марлевый воротник Шанца
И - полусидя
Ответ: 1______, 2________,3_______, 4______, 5 _______,6_______,7_____,8_____
34
Тема 10. Сестринский процессу пациентов с термическими поражениями.
В результате изучения данной темы обучающийся должен знать:
понятие и классификацию термических поражений;
основные клинические проявления холодовой и тепловой травмы;
алгоритм оказания первой медицинской помощи при термических
поражениях.
Должен уметь:
пользоваться терминами по теме;
выполнять алгоритм оказания первой медицинской помощи при
термических поражениях.
С целью самоподготовки к практическому занятию выполните задания.
Задание № 1
Дать определение:
1. Ожогами называют - ________________________________________________________
2. Отморожения - это__________________________________________________________
3. Электротравма - это _________________________________________________________
Задание № 2
Заполнить таблицу:
По глубине поражения (4 степени)
По глубине поражения (4 степени)
п/п
ожогов
отморожения
1.
2.
3.
4.
Задание № 3
Решите ситуационную задачу по теме занятия и заполните таблицу:
На прием к участковому хирургу обратился пациент с жалобами на боль, чувство
жжения и покалывания в пальцах рук. В течение 5 часов он работал на открытом воздухе
при температуре 20 градусов. При осмотре: отмечается резкая бледность пальцев рук,
движения в суставах пальцев затруднены, кожа пальцев на ощупь холодная.
Задания:
1. Определите степень отморожения.
2. Перечислите, удовлетворение, каких потребностей нарушено у пациента.
3. Сформулируйте проблемы пациента, определите приоритетную проблему,
сформулируйте цели.
4. Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
5. Назовите вид повязки.
35
План работы медицинской сестры
Проблемы пациента
План сестринского
Мотивация
Оценка
вмешательства
Настоящие
Потенциальные
Приоритетная
Цели: краткосрочная -
долгосрочная -
Задание № 4
Выберите один правильный ответ:
1. Характерный признак термического ожога 1 степени:
А. обратимая сосудистая реакция
Б. некроз сосочкового слоя
В. некроз всей толщи кожи
Г. образование пузырей
2. Характерный признак ожога крепкими кислотами:
А. образование пузырей
Б. гиперемия кожи
В. коагуляционный некроз
Г. колликвационный некроз
3. Характерный признак отморожения 3-й степени:
А. необратимая сосудистая реакция
Б. некроз эпидермиса и образование пузырей
В. некроз всей толщи кожи
Г. некроз всей толщи кожи и костей
4. Доврачебная помощь при отморожениях:
А. растирание пораженной части тела водкой или спиртом
Б. удаление пузырей
В. растирание участков тела чистым снегом
Г. футлярная новокаиновая блокада
5. Характеристика пульса при электротравме:
А. пульс в пределах нормы
Б. пульс замедлен, напряжен
В. пульс учащенный, удовлетворительного наполнения
Г. пульс слабый, частый
6. Укажите площадь поверхности верхних конечностей:
А. 1%
Б. 9%
36
В. 18%
Г. 27%
7. Назовите 1 период ожоговой болезни:
А. токсемия
Б. реконвалесценция
В. ожоговый шок
Г. септикотоксемия
8. При оказании неотложной помощи пациенту с ожогом медицинская сестра должна
приготовить все кроме:
А. перевязочный материал
Б. пузырь со льдом
В. 50% раствор анальгина
Г. аппарата ИВЛ
37
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Барыкина Н.В., Зарянская В.Г. Сестринское дело в хирургии. - Ростов-на-Дону
«Фениксª , 2012 г.
2. Дмитриева З.В., Кошелев А.А., Теплова А.И. Хирургия с основами реаниматологии. -
СПб., «Паратетª, 2010 г.
3. Кузнецова В. Сестринское дело в хирургии/ - Ростов-на-Дону «Фениксª, 2011 г.
Дополнительная литература:
4. Отвагина Т.В. Неотложная медицинская помощь. - Ростов-на-Дону «Фениксª, 2010 г.
5. Пособие по хирургии/ под редакцией Аванесьянц Э.М., Цепунов Б.В., Французов М.М.
ООО «АНМИª, 2010 г.
6. Стецюк В.Г. Сестринское дело в хирургии (учебное пособие для медицинских училищ и
колледжей) - Москва, Издательский дом ГЭОТАР-МЕД, 2012 г.
7. Стецюк В.Г. Пособие по хирургическим манипуляциям.— М.: Медицина, 2010 г.
8. Справочник медицинской сестры по уходу / под ред. Н.Р. Палеева,- М., Альянс - В, 2010
г.
9. Хирургия: пер. с англ. Главный редактор. Лопухин Ю.М., Савельев В.С.— М.: ГЭОТАР
Медицина, 2009 г.
38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////