Главная Учебники - Туризм Экскурсоведение (учебное пособие, 2007 год)
|
|
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
1.9. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИКА ЭКСКУРСИЙ
Одинаковых экскурсий не существует, они различаются прежде всего по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания: – какому именно кругу явлений посвящается данное произведение; – к чему стремится автор (привлечь внимание читателей, слушателей, зрителей); – что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении. Цель связана с понятиями цель и идея и предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея – замысел экскурсии , ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения (экскурсии). Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии – предмет показа и рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Подготовка новой темы, содержания экскурсии – это многомесячный напряженный труд коллектива работников. Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть подан в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе объектов. Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется – как показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в данном случае. Некоторые объекты показываются в нескольких экскурсиях. Например, Кремль и Красная площадь показываются в обзорных экскурсиях. И в каждой из них об одном и том же объекте дается разный объем информации, в рассказах он освещается в различных ракурсах. Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ должен «работать» на ее основную тему. По пути следования группы в экскурсию могут «вторгаться» объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Сведения о таких объектах могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно рассматриваемой теме. Поэтому экскурсовод может сообщить о них экскурсантам только в качестве ответов на вопросы. Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции. Композицией экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии. Ведущая подтема — композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся. Многотемье обзорной экскурсии не дает возможности достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее подтема может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии. Название экскурсии — это языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования. У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия «Москва – столица России» может иметь и другое название: «Москва вечерняя» и др.).
Выводы.
Главная задача развития тематики экскурсий – наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги. Для выполнения этой задачи следует рассматривать тематику в трех планах: как тематику экскурсионного учреждения, которая построена на сумме специальностей экскурсоводов; как тематику конкретной методической секции, построенную на усилиях работников одной специальности (исторической, литературной, искусствоведческой, природоведческой и др.) и как тематику конкретного экскурсовода, которая построена на максимальном использовании его знаний и опыта, как специалиста определенной отрасли. Постоянная разработка новых интересных тем, совершенствование действующей тематики являются одним из главных резервов роста объема экскурсионных услуг, предоставляемых потребителю.
Контрольные вопросы:
1. Тема. Сущность понятия. 2. Тематика экскурсий как совокупность тем. 3. Что такое тематическая экскурсия? 4. Что такое композиция экскурсии? 5. Что такое ведущая подтема? Какую роль она играет в экскурсии?
|
|
|