Организация работы в производственном отделении автотранспортных предприятий (цех, участок). Методические указания по выполнению дипломного проекта (2013 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация работы в производственном отделении автотранспортных предприятий (цех, участок). Методические указания по выполнению дипломного проекта (2013 год)

 

 

Организация работы в производственном
отделении (цех, участок)
Методические указания по выполнению
дипломного проекта
В пособии рассматриваются основные положения по организации работы
в производственном участке автотранспортных предприятий различного назна-
чения. В пособии приведены справочные данные, необходимые при выполне-
нии расчетов.
Учебное пособие предназначено для студентов обучающихся по специ-
альности 190631 « Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транс-
портаª.
Содержание
Введение
4
1 Исходные данные для проектирования
4
Таблица 1 Исходные данные для проектирования зоны ТО-2
5
2 Выбор метода организации производства технического обслуживания и
текущего ремонта на АТП
5
3 Организация работы на объекте проектирования
7
3.1 Назначение и специализация отделения
7
3.2 Режим работы агрегатного участка
11
4 Выбор режима работы производственных подразделений
12
5 Подбор технологического оборудования
13
6 Расчет производственной площади объекта проектирования
16
7 Расчет количества линий и постов в производственных зонах и
отделениях
17
7.1 Расчет зон ЕО, ТО-1, ТО-2 и диагностики
17
7.2 Расчет количества постов текущего ремонта
19
8 Обоснование планировочного решения объекта проектирования
20
Справочные данные
22
Приложение А
22
Приложение Б
24
Приложение В
27
Приложение Г
28
Список литературы
29
Введение
Эффективность использования автотранспортных средств зависит от со-
вершенства организации транспортного процесса и свойств автомобилей со-
хранять в определенных пределах значения параметров, характеризующих их
способность выполнять требуемые функции. В процессе эксплуатации автомо-
биля его функциональные свойства постепенно ухудшаются вследствие изна-
шивания, коррозии, повреждения деталей, усталости материала, из которого
они изготовлены и др. В автомобиле появляются различные неисправности, ко-
торые снижают эффективность его использования. Для предупреждения появ-
ления дефектов и своевременного их устранения автомобиль подвергают тех-
ническому обслуживанию (ТО) и ремонту.
Выполнение работ по ТО и ремонту автомобиля предшествует оценка его
технического состояния (диагностирование). Диагностирование при ТО прово-
дят для определения его необходимости и прогнозирования момента возникно-
вения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений па-
раметров, измеренных при контроле, с предельными. Диагностирование при
ремонте автомобиля заключается в нахождении неисправности и установлении
метода ремонта и объема работ при ремонте, а также проверке качества выпол-
нения ремонтных работ. Своевременное проведение ТО и текущего ремонта
подвижного состава позволяет содержать автомобили в технически исправном
состоянии.
Несвоевременное техническое обслуживание создает благоприятные
условия для дорожно-транспортных происшествий и предельных износов и по-
ломок узлов и деталей автомобилей.
1 Исходные данные для проектирования
Основные исходные данные для проектирования отделения берутся из
технологического расчета, нормативно-технических документов и справочной
литературы.
4
Все данные, необходимые для проектирования, целесообразно предста-
вить в виде таблицы. В качестве примера приводится таблица с исходными
данными для проектирования зоны ТО-2.
Таблица 1 Исходные данные для проектирования зоны ТО-2
В зависимости от проектируемого участка, в таблицу вносятся соответ-
ствующие показатели.
2 Выбор метода организации производства технического обслужива-
ния и текущего ремонта на АТП
Одним из наиболее прогрессивных методов организации производства
ТО и ремонта в настоящее время является метод, основанный на формировании
производственных подразделений по техническому признаку (метод техноло-
гических комплексов) с внедрением централизованного управления производ-
ством (ЦУПа).
Основные организационные принципы этого метода заключаются в сле-
дующем.
1 Управление процессом ТО и ТР подвижного состава на АТП осу-
ществляется централизованно отделом (центром) управления про-
5
изводством.
2
Организация ТО и ремонта на АТП основывается на технологиче-
ском принципе формирования производственных подразделений
(комплексов), при котором каждый вид технического воздействия
(ТО-1, ТО-2, ТР автомобилей, ремонт агрегатов) выполняется спе-
циализированными подразделениями.
3
Подразделения (бригады, участки и исполнители), выполняющие
однородные виды технических воздействий, для удобства управле-
ния ими объединяются в производственные комплексы (комплекс
диагностики и технического обслуживания, комплекс текущего ре-
монта, комплекс ремонтных участков).
4
Подготовка производства - комплектование оборотного фонда, до-
ставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие места и с рабочих
мест, мойка агрегатов, узлов и деталей перед отправкой в ремонт,
обеспечение рабочим инструментом, перегон автомобилей в зонах
ожидания, ТО и ремонт - осуществляется централизованно ком-
плексом подготовки производства.
5
Обмен информацией между отделом управления и всеми производ-
ственными подразделениями базируется на двухсторонней диспет-
черской связи, средствах автоматики и телемеханики.
Начальник АТП - осуществляет управленческие функции на АТП.
Главный инженер - является заместителем начальника АТП и осуществ-
ляет непосредственное управление участками и отделами.
Отдел управления производством
(ОУП) - планирует, организует и
управляет производством технического обслуживания и текущего ремонта;
осуществляет непосредственный контроль, регулирование хода и выполнение
работ; осуществляет необходимые меры по предупреждению и устранению от-
клонений в работе комплекса; осуществляет учет и анализ технико-
механических показателей всех подразделений АТП, учет технического состоя-
6
ния и работы подвижного состава; совершенствует систему оперативного пла-
нирования и диспетчеров.
Начальник ОУП - осуществляет управление функции ОУП и регулирует
его работу.
Комплексный участок подготовки производством - управляет и регули-
рует работу комплексной бригады рабочих.
Отдел снабжения - обеспечивает материально-техническое снабжение в
АТП, обеспечивает правильную работу складского хозяйства.
Отдел главного механика (ОГМ) - обеспечивает работоспособность ин-
женерных сетей (электроэнергии, водоснабжения, отопления, канализации).
Отдел топливно-энергетических ресурсов - обеспечивает работу склада
горюче-смазочных материалов, контролирует и регулирует их расход.
Технический отдел (ТО) - ведет разработку перспективных планов тех-
нического перевооружения, разработку нормативно-технической документа-
ции, обучает и готовит кадры.
Отдел технического контроля (ОТК) - осуществляет контроль за каче-
ством работ. Проводит контроль транспортного средства (автомобиля) при его
выпуске на линию. Анализирует причины возникновения неисправностей ав-
томобиля.
Комплексные участки ТО и ТР - управляют и регулируют работу участ-
ков технического обслуживания, текущего ремонта и диагностики.
3 Организация работы на объекте проектирования
В соответствии с принятой организацией ТО и ТР на предприятии разра-
батывается технологический процесс на объекте проектирования.
В качестве примера приводится организация технологического процесса
в агрегатном отделении.
3.1 Назначение и специализация отделения
Агрегатный участок предназначено для выполнения текущего ремонта
7
всех агрегатов, узлов и деталей, снятых с автомобилей за исключением си-
стемы питания и электрооборудования.
Отделение непосредственно взаимодействует с зоной ТО и ТР, и в зави-
симости от вида и объема работ по текущему ремонту автомобилей, ре-
монтные рабочие отделения могут принимать участие по восстановлению
работоспособности автомобилей непосредственно на постах ТО и ТР.
Технологический цикл ремонта в отделении состоит из разборки агре-
гатов и узлов, мойки деталей, их контроля и сортировки на годные, требую-
щие ремонта и выбракованные. Сборки агрегатов с использованием отре-
монтированных или новых деталей или узлов. Последующей регулировке и про-
верке отремонтированной продукции и передаче ее на участок текущего ре-
монта или на склад запасных частей.
Схема технологического процесса представлена на рисунке 1.
В отделении выполняются следующие основные работы:
- ремонт двигателей с заменой шатунно-поршневой группы и деталей
системы газораспределения;
- ремонт сцеплений с заменой изношенных накладок ведущих дисков, из-
ношенных или поврежденных деталей и узлов;
- ремонт коробок передач с заменой подшипников, сальниковых уплот-
нений, валов и шестерен, деталей механизма управления переключением пере-
дач;
- ремонт передних и задних мостов с заменой деталей главной переда-
чи, тормозных механизмов, ступиц колес, шкворней и рулевого привода;
- карданных передач с заменой неисправных деталей;
- ремонт рулевых механизмов с заменой изношенных или поврежденных
деталей и узлов и выполнением регулировочных работ.
8
Мойка агрегата
Разборка агрегата
Мойка деталей
Детали, требующие
Негодные детали
Годные детали
ремонта
Утиль
Ремонт деталей
Сборка агрегата
Новые детали
Регулировка , обкатка и ис-
пытание
Склад оборотных агрегатов
Рисунок 1 - Пример схемы технологического процесса выполнения работ
в агрегатном отделении
Кроме перечисленных работ выполняются и другие операции, связанные
с текущим ремонтом автомобилей.
Агрегат или узел для ремонта поступает в отделение после слива масла
и наружной мойки.
В зависимости от объема работ по ремонту, его разбирают полностью
или частично. Снятые детали моют в ванне для мелких деталей и подвергают
контролю и сортировке на годные, требующие ремонта и выбракованные.
Детали, требующие ремонта, восстанавливаются на соответствующих
рабочих местах на других участках и направляются на сборку или на склад.
Разборка и сборка агрегатов и выполняется на специализированных по-
стах с использованием стендов, обеспечивающих удобство разборочно-
9
сборочных работ.
Холодная и горячая обкатка двигателя, после замены шатунно-
поршневой группы, осуществляется непосредственно на автомобиле после его
установки.
При выполнении разборочно-сборочных операций используется специали-
зированный инструмент и оснастка, обеспечивающая высокое качество вы-
полняемых работ.
В отделении организован пост по ремонту двигателей, на котором мо-
гут выполняться следующие работы:
- замена поршневых колец;
- замена поршней и гильз в сборе;
- замена и ремонт клапанов и втулок клапанов газораспределительного
механизма;
- ремонт головок блоков;
- замена вкладышей (шатунных и коренных) коленчатого вала;
- замена коленчатого вала с вкладышами в сборе;
- замена распределительного вала;
- замена шестерен привода системы газораспределения;
- замена масляного насоса;
- ремонт и замена водяного насоса.
Кроме этих работ могут выполняться и другие операции по восстанов-
лению работоспособности двигателя.
На посту по ремонту коробок передач выполняются следующие работы:
- замена подшипников и сальниковых уплотнений;
- замена валов и шестерен, имеющий недопустимый износ;
- ремонт механизма переключения передач;
- ремонт стояночного тормоза.
Могут выполняться и другие работы, связанные с устранением неис-
правностей.
На посту по ремонту передних и задних мостов выполняются следую-
щие основные операции:
10
- замена редукторов задних мостов;
- ремонт и замена тормозных колодок;
- ремонт ступиц колес;
- ремонт тормозных барабанов;
- ремонт и замена полуосей;
- ремонт и замена шкворней, управляемых мостов;
- ремонт рулевых тяг управляемых мостов.
На этом посту могут выполняться и другие работы по устранению вы-
явленных неисправностей.
На посту по ремонту рулевых механизмов и карданных валов выполня-
ются работы по ремонту, регулировке и замене:
- рулевого механизма;
- гидроусилителя рулевого механизма;
- замена подшипников и крестовин карданного вала;
- замена сальниковых уплотнений шлицевого соединения карданного ва-
ла.
На оборудовании, установленном в агрегатно-механическом отделении
выполняется ремонт других деталей и узлов, снятых с автомобиля. В том
числе:
- ремонт и регулировка редукторов задних мостов;
- шлифовка фасок клапанов;
- ремонт резьбовых соединений;
- ремонт тормозных камер, в том числе и с энергоаккумулятором;
- замена тормозных накладок;
- проверка деталей на биение в центрах;
- запрессовка и выпрессовка подшипников, сальниковых уплотнений,
втулок, шестерен и других деталей.
3.2 Режим работы агрегатного участка
Работа отделения организована в одну смену, это обусловлено тем, что
производственные площади и оборудование будут загружены наиболее рацио-
нально.
11
Планирование работы отделения осуществляется из расчета потребно-
стей в текущем ремонте агрегатов и узлов, с учетом объемов работ, выпол-
ненных за предыдущие годы.
Учет работы производственных рабочих осуществляется на основе
контрольного талона, который выписывается на снятый с автомобиля агре-
гат или узел и поступает в отделение.
Если ремонт агрегата или узла не может быть выполнен за время
нахождения автомобиля в зоне ТО-2 или ТР, то на него устанавливается агре-
гат или узел из резервного фонда. В этом случае отремонтированные агрега-
ты и узлы сдаются на склад готовой продукции.
Учет расхода запасных частей на текущий ремонт агрегатов и меха-
низмов осуществляется на основе требований стандартной формы.
4 Выбор режима работы производственных подразделений
Работа производственных подразделений, занятых на АТП текущим ре-
монтом, должна согласовываться с режимом работы автомобиля на линии. При
выборе режима работы надо установить:
- количество рабочих дней в году;
- сменность работы;
- время начала и окончания работы.
Сменность объекта проектирования устанавливается с учетом режима ра-
боты автомобиля на линии в зависимости от времени начала и окончания рабо-
чих смен.
Ниже приводится пример выбора режима работы
Время начала выезда автомобиля с 6:30 до 7:30 определено заданием, а
время нахождения автомобиля на линии составляет 10,2 ч.
Режимы работы ЕО и ТО-1, поскольку они, как правило, приводятся в
межсменное время, устанавливаются по результатам анализа графика рабо-
ты подвижного состава на линии и времени их пребывания на АТП. ТО-2 так-
же целесообразно проводить в межсменное время, так как это позволяет зна-
12
чительно повысить коэффициент технической готовности автомобилей. При
работе производства в одну первую смену достигается наилучшее использова-
ние рабочего времени специалистов, однако в это время также требуется и
наибольшее количество автомобилей на линии.
Ремонтные участки при наличии оборотного склада практически не за-
висимы от работы автомобилей на линии, поэтому наиболее эффективно они
могут работать в первую смену.
Все это наглядно представлено в совмещенном графике работы автомо-
биля на линии и производственных подразделений на АТП.
Рисунок 2 - Совмещенный график работы автомобиля на линии и произ-
водственных подразделений на АТП
5 Подбор технологического оборудования
Прежде чем перейти к определению площади объекта проектирования,
необходимо подобрать технологическое оборудование, оснастку и инструмент.
На АТП применяют универсальное оборудование, изготавливаемое ма-
шиностроением (металлорежущие и деревообрабатывающие станки, прессы,
кран-балки, сварочные трансформаторы и др.), а также специализированное,
(моечные машины, подъемники, диагностические приборы, смазочно-
заправочные устройства и др.). Кроме того, широко используют нестандартное
13
оборудование, изготавливаемое собственными силами (стеллажи, верстаки, те-
лежки и др.)
При выборе технологического оборудования всегда следует учитывать
наличие возможности поддержания его работоспособности ремонтными служ-
бами потребителя или за счет сервисного обслуживания производителем и его
дилерами. Это зависит не только от ремонтопригодности конструкции обору-
дования, но и наличия соответствующей выбранному оборудованию производ-
ственной базы ремонтного производства и специалистов ремонтников.
В настоящее время крупнейшим поставщиком гаражного оборудования в
России является ЗАО «ГАРО-Трейдª, которое осуществляет поставки и сервис-
ное обслуживание оборудования, предназначенного для проведения техниче-
ского осмотра и ремонта автотранспортных средств. Их продукцию желательно
использовать при формировании проектируемого отделения оборудованием.
Информацию можно получить через интернет в открытом доступе по ссылке
http://www.garotrade.ru/production/.
В качестве примера ниже приводится подбор технологического оборудо-
вания для моторного участка.
Моторный участок предназначен для ремонта механизмов и отдельных
частей двигателя. Характерными работами при текущем ремонте двигателя
являются: замена поршневых колец, поршней, поршневых пальцев, замена вкла-
дышей шатунных и поршневых подшипников на вкладыши эксплуатационных
размеров, замена прокладки головки блока, устранение трещин и пробоев (в
сварочном отделении), притирка и шлифовка клапанов.
После выполнения текущего ремонта двигателя обязательно необходимо
проводить холодную и горячую обкатку с целью обеспечения надежной при-
тирки узлов и деталей после ремонта без нагрузки, что обеспечивает большую
их долговечность в эксплуатационных условиях. Выбор технологического обо-
рудования обуславливается видами выполняемых работ и техническими ха-
рактеристиками подвижного состава. Перечнень технологического оборудо-
14
вания для моторного отделения приведен в таблице
Таблица - Ведомость технологического оборудования
Наименование, обозначение, тип, модель обору-
Техническая ха-
Пло-
Кол-во
дования, оснастки
рактеристика
щадь
Стенд для испытания двигателей МПБ 32,7
1
200
кВт,
8,05
36602200
Стенд для ремонта двигателей 2164
1
1300846, пере-
1,09
движной
Прибор универсальный для правки шатунов мод.
1
Настольный
-
2211
Станок для расточки цилиндров двигателей мод.
1
275380, 1,5 кВт
0,1
2407
Станок для полирования цилиндров 2291А
1
425172, 1,5 кВт
0,07
Станок для шлифования клапанов 2414А
1
Настольный,
-
0,27 кВт
Универсальный прибор для шлифования клапан-
1
Настольный,
0,6
-
ных седел, 2215
кВт
Настольно-сверлильный станок НС-12А
1
0,6 кВт
-
Пневматическая дрель для притирки клапанов,
1
-
2213
Компрессометр, мод. 179
1
-
Передвижной гидравлический кран, 423М
1
750кг, 24001200
2,88
Круглошлифовальный станок
1
28001765
4,94
Моечная установка, мод. ОМ-5359 ГОСНИТИ
1
1200800
0,96
Пресс гидравлический ОКС-167IМ
1
1500640, 1,7 кВт
0,96
Приспособление для разборки и сборки головок
1
Настольный
-
цилиндров, мод.
Верстак слесарный на одно рабочее место, ОРГ-
2
1200800
1,92
1468-01-060А
Верстак слесарный на два рабочих места, ОРГ-
1
2400800
1,92
1468-01-070А
Стеллаж для хранения двигателей
1
45001200
5,4
Шкаф для хранения инструментов, ОРГ-1603
2
1590360
1,14
Шкаф для хранения материалов и измерительно-
1
1500400
0,6
го инструмента, ОРГ-1468-07/-040
Ларь для ветоши
1
800360
0,28
Ящик для песка
3
1000500
0,5
Огнетушители ОХП-10
2
-
Огнетушители ОУ-5
3
-
Раковина для умывания
1
-
Итого, площадь, занятая под оборудование 30,81 кв.м.
15
6 Расчет производственной площади объекта проектирования
Площадь отделения может быть определена двумя способами, по площа-
ди занимаемого оборудования и числу работающих производственных рабочих.
Площадь отделения, где нет машиномест, вычисляется по площади обо-
рудования и определяется по формуле
Коэффициент плотности расстановки оборудования принимается для
конкретного отделения. Его значения приведены в ниже приведенной таблице.
Коэффициенты плотности расстановки оборудования
Наименование подразделения
Коэффициент плотности
Зоны ТО и ремонта
4,5
Кузнечно - рессорный цех
4,5 - 5,5
Сварочный цех
4,0 - 5,00
Моторный, агрегатный, шиномонтажный,
вулканизационный цеха
3,5 - 4,5
Слесарно - механический, аккумуляторный,
карбюраторный, электротехнический
3,0 - 4,0
Если отделение (зона ТО и ТР, кузовной, малярный и т.д.) имеет посты,
где размещаются автомобили, то его площадь определяется по выражению
Коэффициент плотности расстановки постов с автомобиле-местом может
быть принят 6 - 8, меньшее значение для автомобилей особо малой грузоподъ-
емности и легковых автомобилей, большее - для автомобилей особо большой
грузоподъемности. Если на пост для проведения ремонта или обслуживания
принимается автопоезд, то учитывается его площадь. Если на посту обслужива-
ется несколько типов автомобилей, то площадь принимается по большему зна-
чению.
Для определения размеров помещения отделения необходимо принять
его ширину. Исходя из строительных норм и правил (СНиП) принимается ши-
рина помещения равная В = 6 или 9 метров, тогда длина помещения L участка
составит:
L= F / B.
(3)
Высоту здания выбирается исходя из высоты автомобиля и способа его
обслуживания
(подъемник или канава) в соответствии с рекомендациями
ОНТП-01-91, которые приводятся в приложении А.
7 Расчет количества линий и постов в производственных зонах и от-
делениях
7.1 Расчет зон ЕО, ТО-1, ТО-2 и диагностики
Зона ЕО представляет собой, как правило, механизированную установку
для мойки автомобилей. Уборочные работы не механизированы.
Такт поста зоны ЕО определяется по выражению
Ритм производства определяется по выражению
где
- коэффициент использования рабочего времени линии, который мож-
но принять в пределах
= 0,90 - 0,8.
Если в результате технологического расчета, зона ТО-1 проектируется в
виде линии, то количество линий определяется аналогично как и в зоне ЕО.
Если суточная программа ТО-1 мала, поэтому зону следует организовать
на универсальных постах.
Такт поста ТО-1 определяется по выражению
где
- коэффициент использования рабочего времени поста, который мож-
18
но принять в пределах
= 0,90 - 0,8..
Количество универсальных постов в зоне ТО-2 насчитывается аналогич-
но расчету постов в зоне ТО-1.
Зона диагностики рассчитывается аналогично, в зависимости от того, как
она проектируется, на линии или на универсальных постах.
Если в результате расчета получается дробное число линий и постов, то
их число округляется до целого числа.
7.2 Расчет количества постов текущего ремонта
Количество постов ТР
(крепежные, регулировочные и разборочно-
сборочные работы) определится из выражения:
Количество постов в других производственных отделениях (малярное,
сварочное, шиномонтажное и др.) рассчитывается аналогично по выражению
(10).
19
8 Обоснование планировочного решения объекта проектирования
Расстановка автомобилей и оборудования при выполнении планировоч-
ного решения, должна соответствовать требованиям нормативной документа-
ции охране труда и в соответствии с рекомендациями, которые приведены в
Приложении 1 ОНТП-01-91.
При разработке конкретных технологических решений отдельных произ-
водственных зон и участков следует руководствоваться "Типовыми проектами
организации труда на производственных участках автотранспортных предприя-
тий", разработанных "Центроргтрудавтотрансом", другой нормативно техниче-
ской документацией и рекомендованной технической литературой.
В соответствие с общим планировочным решением производственного
корпуса и особенностями работы проектируемого отделения, оно должно рас-
полагаться в непосредственной близости от производственных подразделений с
которыми оно взаимодействует. Ниже приводится пример обоснования плани-
ровочного решения агрегатного отделения.
Отделение ремонта агрегатов и узлов автомобиля должно распола-
гаться в непосредственной близости от озоны ТО и ТР и склада запасных ча-
стей.
Отделение расположено в той части здания производственного корпу-
са, которая выходит на улицу, что позволяет с максимальной эффективно-
стью использовать естественное освещение.
Посты по ремонту агрегатов располагаются в центральной части по-
мещения. Это обеспечивает свободный доступ ремонтных рабочих к ремон-
тируемому агрегату в процессе ремонта.
Мойка деталей, их дефектовка и стеллажи для хранения сосредоточены
в одном месте, что представляет собой замкнутый технологический процесс.
Заточной станок оборудован местным вентиляционным отсосом. Это
существенно снижает запыленность помещения и позволяет более каче-
ственно выполнять сборку агрегатов автомобилей.
20
По периметру помещения размещаются те рабочие места, где положе-
ние рабочего, как правило, фиксировано.
Рабочие верстаки устанавливается вдоль стены, освещенной есте-
ственным светом. В этой части отделения установлен настольно-
сверлильный станок и пресс с ручным приводом. Рядом с рабочими местами
размещаются и шкафы для хранения инструмента, оснастки и приспособле-
ний.
Оборудование отделения расположено по площади помещения с учетом
требований нормативных документов по технике безопасности.
Планировочное решение агрегатного участка показано на листе графи-
ческой части дипломного проекта.
Образцы размещения оборудования производственных участков приво-
дятся в Альбоме типовых планировочных решений отделений АТП и СТОА.
21
Справочные данные
Приложение А
Высота помещений постов ТО и ТР, хранения подвижного состава до ни-
за выступающих строительных конструкций (ОНТП-01-91)
Высота помещения, метров
Не оснащенное крановым
Оснащенное крановым оборудованием
оборудованием
подвесным
Опорным
Тип подвижного состава
посты
посты
посты
посты на
напольные
посты на
напольные
напольные и
подъемниках
и. на кана-
подъемниках
и на кана-
на канавах
вах
вах
Автомобили легковые, автобусы
3,6
3,0
4,8
4,2
-
особо малого класса и автомо-
били грузовые особо малой гру-
зоподъемности
Автобусы малого, среднего,
5,4
4,2
6,0
5,4
-
большого и особо большого
класса
Автомобили грузовые малой и
5,4
4,2
6,0
5,4
-
средней грузоподъемности
Автомобили большой и особо
6,0
4,8
7,2
6,0
-
большой грузоподъѐмности
Автомобили-самосвалы грузо-
4,8
4,8
5,0
6,0
-
подъемностью
до 5 т вкл.
св. 5 до 8 т
6,0
6,0
7,2
7.2
-
св. 8 т
7,2
7,2
8,4
8,4
-
Автомобили-самосвалы карьер-
ные грузоподъемностью:
30 т
-
8,4
-
-
12,0
43 т
-
9,6
-
-
12,6
Примечания. 1. В таблице указана высота помещения для каждого типа
подвижного состава с учетом применения подъемно-транспортного оборудова-
ния номинальной грузоподъемности, необходимой для перемещения наиболее
тяжелого агрегата, узла.
2.
При оборудовании рабочих постов локальными подъемно-
транспортными средствами (монорельс с электроталью, кран консольный пово-
ротный), а также при применении передвижного напольного подъемно-
транспортного оборудования (электроавтопогрузчики, ручные краны) высота
помещения должна учитывать габаритные размеры и высоту подъема применя-
22
емого оборудования.
3. При обслуживании и ремонте смешанного парка подвижного состава
допускается установление высоты помещения с учетом подъема кузова автомо-
билей-самосвалов в межферменном пространстве с гарантированным предо-
хранением строительных конструкций от повреждения.
4. Высота помещений для автомобилей-самосвалов определена по габа-
риту поднятого кузова для напольных постов.
5. Высота помещения для хранения подвижного состава от пола до низа
выступающих строительных конструкций и до низа подвесного оборудования и
коммуникаций должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого по-
движного состава, но не менее 2 м.
6. Высоту помещений постов ЕО следует принимать с учетом габаритных
размеров моечного и другого оборудования комплекса ЕО
23
Приложение Б
Распределение объемов ТО и ТР по видам работ (ОНТП-01-91)
Процентное соотношение по видам работ
автомобили
автомобили-
Виды работ ТО и ТР
автомобили
грузовые об-
прицепы и
автобусы
самосвалы ка-
легковые
щего назначе-
полуприцепы
рьерные
ния
ЕОс
Моечные
15
10
9
10
30
Уборочные
(включая сушку-
25
20
14
20
10
обтирку)
Заправочные
12
11
14
12
-
Контрольно-диагностические
13
12
16
1
15
Ремонтные
(устранение мелких
35
47
47
46
45
неисправностей)
Итого:
100
100
100
100
100
ЕОт
Уборочные
60
55
40
40
40
Моечные
(включая
сушку-
40
45
60
60
60
обтирку)
Итого:
100
100
100
100
100
ТО-1
Диагностирование общее (Д-1)
15
8
10
8
4
Крепежные,
регулировочные,
85
92
90
92
96
смазочные, др.
Всего:
100
100
100
100
100
ТО-2
Диагностирование углубленное
12
7
10
5
2
(Д-2)
Крепѐжные,
регулировочные,
88
93
90
95
98
смазочные, др.
Всего:
100
100
100
100
100
ТР
Постовые работы
Диагностирование общее (Д-1)
1
1
1
1
2
Диагностирование углубленное
1
1
1
1
1
(Д-2)
Регулировочные и разборочно-
33
27
35
34
30
сборочные работы
Сварочные работы
4
5
-
8
-
Для подвижного состава с метал-
-
-
4
-
15
лическими кузовами
с металлодеревянными кузовами
-
-
3
-
11
с деревянными кузовами
-
-
2
-
6
Жестяницкие работы
2
2
-
3
-
Для подвижного состава с метал-
-
-
3
-
10
лическими кузовами
с металлодеревянными кузовами
-
-
2
-
7
с деревянными кузовами
-
-
1
-
4
Окрасочные работы
8
8
6
3
7
Деревообрабатывающие работы
-
-
-
-
-
для подвижного состава с ме-
-
-
2
-
7
таллодеревянными кузовами
с деревянными кузовами
-
-
4
-
15
Итого:
49
44
50
50
65
Участковые работы
Агрегатные работы
16/15
17
18
17
-
24
Процентное соотношение по видам работ
автомобили
автомобили-
Виды работ ТО и ТР
автомобили
грузовые об-
прицепы и
автобусы
самосвалы ка-
легковые
щего назначе-
полуприцепы
рьерные
ния
Слесарно-механические работы
10
8
10
8
13
Электротехнические работы
6/5
7
5
5
3
Аккумуляторные работы
2
2
2
2
-
Ремонт приборов системы пита-
3
4
4
-
ния
Шиномонтажные работы
1
2
1
2
1
Вулканизационные работы
(ре-
1
1
1
2
2
монт камер)
Кузнечно-рессорные работы
2
3
3
3
10
Медницкие работы
2
2
2
2
2
Сварочные работы
2
2
1
2
2
Жестяницкие работы.
2
2
1
1
1
Арматурные работы
2
3
1
1
1
Обойные работы
2
3
1
1
-
Таксометровые работы
-/2
-
-
-
-
Итого:
51
56
50
50
35
Всего:
100
100
100
100
100
Примечания: 1. Распределение объема работ ЕО приведено применитель-
но к выполнению моечных работ механизированным методом.
2. В разделе "Участковые работы" для легковых автомобилей в числителе
указаны объемы работ для автомобилей общего назначения, в знаменателе - для
автомобилей-такси.
3. Дополнительные объемы работ по ЕО для газобаллонных автомобилей
следует распределять:
контроль на КПП - 50%
на посту выпуска (слива) газа - 50%
по ТР газовой системы питания:
постовые работы - 75%
в том числе снятие и установка баллонов - 25%
участковые работы - 25%
4. Для специализированного подвижного состава, оснащенного дополни-
тельным оборудованием, распределение объемов работ ТО и ТР следует произ-
водить с учетом специфики выполняемых работ.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) подразделяется на ЕОс, вы-
полняемое ежесуточно и ЕОт, выполняемое перед ТО-1, ТО-2 и ТР, связанным
25
с заменой агрегатов.
26
Приложение В
Значения коэффициентов резервирования постов (ОНТП-01-91)
Коэффициент резервирования постов, КР, при количестве технологически совместимо-
го подвижного состава
св. 500 до
св. 1000 до
Тип рабочих постов
до 100
св. 100 до 300
св. 300 до 500
св. 2000
1000
2000
при количестве смен рабочего производства
1
23
1
23
1
23
1
23
1
23
1
23
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
ЕО (ЕОс и ЕОт)
1,8
1,4
1,5
1,25
1,35
1,18
1,2
1,1
1,15
1,03
1,1
1,05
ТО-1, ТО-2 общего и
1,4
1,2
1,25
1,13
1,17
1,09
1,1
1,05
1,07
1,04
1,05
1,03
углубленного диагно-
стирования
ТР (регулировочные и
1,8
1,4
1,5
1,25
1,35
1,18
1,2
1,1
1,15
1,08
1,1
1,05
разборочно-сборочные,
окрасочные)
сварочно-жестяницкие,
1,4
1,2
1,25
1,13
1,17
1,09
1,1
1,05
1,07
1,04
1,05
1,03
деревообрабатывающие
Численность рабочих, одновременно работающих на одном посту, чел (ОНТП-01-91)
27
Приложение Г
Коэффициент использования рабочего времени поста (ОНТП-01-91)
Коэффициент использования рабочего времени по-
стов, КИСП.
Тип рабочих постов
при числе смен работы в сутки
одна
две
три
Посты ежедневного обслуживания
- уборочных работ
0,98
0,97
0,96
- моечных работ
0,90
0,88
0,87
Посты первого и второго технического обслуживания
- на поточных линиях
0,93
0,92
0,91
- индивидуальные
0,98
0,97
0,96
Посты общей и углубленной диагностики
0,90
0,88
0,87
Посты текущего ремонта
- регулировочные, разборочно-сборочные (не оснащен-
0,98
0,97
0,96
ные специальным оборудованием),
сварочно-
жестяницкие, шиномонтажные, деревообрабатывающие
- разборочно-сборочные
(оснащенные специальным
0,93
0,92
0,91
оборудованием)
- окрасочные
0,90
0,88
0,87
Режим возвращения и выпуска подвижного состава (ОНТП-01-91)
Продолжительность пикового возвращения (выпуска) в течение суток, ч.
Количество подвижного состава
легковых автомо-
автобусов марш-
грузовых общего
ведомственный
билей-такси
рутных
пользования
транспорт
1
2
3
4
5
до 50
2
1,5
1, 5
10
св. 50 до 100
3
2,5
2,5
1,5
" 100 " 200
3,5
2,8
2,7
2,0
" 200 " 300
4,0
3,0
3,0
2,2
" 300 " 400
4,2
3,5
3,3
2,5
" 400 " 600
4,5
-
3,7
3,0
" 600 " 800
4,6
-
-
-
" 800 " 1000
4,8
-
-
-
св. 1000
5,0
-
-
-
28
Список литературы
1.
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава
автомобильного транспорта. Минтранс РСФСР. М. Транспорт, 1986.
2.
Нормативная (вторая) часть Положения о техническом обслуживании и
ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Минтранс
РСФСР. М., Транспорт, 1993.
3.
ОНТП 01-91. Отраслевые нормы технологического проектирования пред-
приятий автомобильного транспорта. - М. Гипроавтотранс, 1991 (продлены
до 2000 г.).
4.
Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных
предприятий и станций технического обслуживания. Учебник для вузов. 2-
е изд. М., Транспорт, 1993.
5.
Краткий автомобильный справочник. М., НИИАТ, 1994.
6.
Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. М.:
Транспорт, 1990.
7.
Автомобильный справочник. За рулем. М. 2000.
8.
РД-200-РСФСР-15-0174-81. Автотранспортные средства и агрегаты. Поря-
док разработки, построения, согласования, утверждения и внедрения ин-
струкций по техническому обслуживанию (ТО) и руководство по текуще-
му ремонту (ТР). М., 1983.
9.
Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автотранспортных
средств, Российская автотранспортная энциклопедия, т.3, М., изд.
1-е,
2000.
10.ЗАО «ГАРО-Трейдª: портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.garotrade.ru/about/.
29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////