Отчет о спортивном водном походе походе (Минск 2018 год)

 

  Главная      Учебники - Разные 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет о спортивном водном походе походе (Минск 2018 год)

 

 

Отчет подготовлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к
составлению отчетов о спортивных туристских походах.
Рекомендуется руководителям походов для использования в работе.
Отчет
о спортивном водном походе по Псковской, Тверской и
Смоленской областям Российской Федерации и Витебской
области Республики Беларусь по маршруту: г.Минск
-
г.Витебск - г.Великие Луки - ж.д.ст.Жижица - оз.Кодосно -
р.Кодосна (Кодосница) - оз.Жижицкое - оз.Жакто - р.Жижица
- р.Зап.Двина -г.Витебск - г.Минск
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает,
что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.
СОДЕРЖАНИЕ
I Раздел: Справочные сведения о походе
1.1. Характеристика спортивного похода
5
1.1.1. Цели и задачи похода
5
1.1.2.Подробная нитка маршрута, протяженность активной части,
6
характеристика подъезда и отъезда
1.1.3. Список, фото участников группы
7
1.1.4. Дополнительные сведения
8
Список группового, личного снаряжения и ремнабора (Памятка)
8
Меню похода
10
Смета расходов на проведение похода
11
Список используемой литературы и картографического материала
11
1.2. Итоги похода
11
1.2.1. Выводы по выполнению туристской группой поставленных целей и задач
11
1.2.2. Рекомендации группам, желающим повторить данный маршрут
12
II Раздел: Описание технико-тактических действий
группы на маршруте
2.1. График движения группы
13
2.2. Характеристика ежедневного перехода
14
2.3. Тактико-технический уровень прохождения
51
III Раздел: Дополнительный
3.1. Напряженность
52
3.1.1. Тактико-техническое построение маршрута
52
3.1.2. Погодные условия
52
3.2. Полезность (общественно-полезная работа)
52
3.2.1. Охрана природы.
53
3.2.2. Пропаганда туризма
53
3.3. Дополнительная информация
53
3.3.1. Описание рек и озер по нитке маршрута.
53
Обзорная карта, диск и маршрутная книжка находятся в конце отчета
РАЗДЕЛ I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
1.1. Характеристика спортивного похода
1.1.1. Цели и задачи похода
Поход планировался в соответствии с календарём мероприятий т/к
Цели похода:
• совершить спортивный водный поход 1 к.с.
Задачи похода:
• популяризация и дальнейшее развитие водного спортивного
туризма;
• физическое развитие и укрепление здоровья, мотивация на
здоровый образ жизни;
При разработке маршрута учитывались наличие удобных подъезда и
отъезда, время похода, транспортные расходы, частичная освоенность
маршрута
(наличие картографического материала, географических и
технических описаний), заселенность и связанные с этим условия
безопасности при прохождении маршрута. Особенно следует отметить
путеводитель туриста-водника Семена Турецкого «По Западной Двине и ее
притокамª. В нем представлено подробное описание рек и озер,
иллюстративные и картографические материалы части нашего маршрута.
Путеводитель знакомит с достопримечательностями, которые встретятся на
пути, природой, прошлым и настоящим Придвинского края.
Походу предшествовал курс практических занятий
(подготовка
снаряжения, изучение маршрута, его особенностей, путей подъезда и
отъезда, составление меню и раскладки продуктов, их покупка и
расфасовка, комплектация ремнабора и медаптечки).
Для обеспечения безопасности на маршруте все участники имели
спасжилеты, байдарки имели профилактику по стрингерам и кильсонам,
обвязками и чалками, ёмкостями плавучести. В группе имелся спасконец.
Все участники были ознакомлены с Правилами проведения туристских
спортивных походов, Природоохранным кодексом туриста.
5
1.1.2. Подробная нитка маршрута, протяженность
активной части, характеристика подъезда и отъезда
г.Минск - г.Витебск - г.Великие Луки - ж.д.ст.Жижица - оз.Кодосно -
р.Кодосна (Кодосница) - оз.Жижицкое - оз.Жакто - р.Жижица - р.Зап.Двина -
г.Витебск - г.Минск
Протяженность активной части - 217км.
Варианты подъезда и отъезда.
Подъезд к началу маршрута:
1. Удобно, но относительно дорого нанять частный автотранспорт.
2. Дешевле, и достаточно удобно ехать на перекладных: электропоезд
Минск-Орша, дизель Орша-Витебск, автобус Витебск-Великие Луки,
поезд Великие Луки-ж.д.ст.Жижица.
Расписание движения
Время
Время
Дни
Маршрут
отправления
прибытия
курсирования
732БА Минск - Орша
07:42
10:03
Ежедн.
дизель Орша-Витебск
12:19
14:06
Ежедн.
Автобус Витебск-Великие Луки
16:30
20:05
Ежедн.
662АА Вел.Луки - жд ст.Жижица
21:30
22:22
Ежедн.
Отъезд после окончания маршрута:
1. Наше возвращение: поездом Витебск-Минск.
Расписание движения поездов
Время
Дни
Маршрут
Время прибытия
отправления
курсирования
626БА Витебск - Минск
21:38
6:32
Ежедн.
1.1.4. Дополнительные сведения
Список группового, личного снаряжения и ремнабора
(Памятка туристу-воднику)
Групповое снаряжение
Походное костровое и кухонное
Ремнабор
байдарочной группы
имущество
1
Байдарки
1
Клей
1
3 котла
2
Весла
2
Ацетон
2
2 крюка для крепления
3
Фартуки
3
Полотно ножовочное
перекладины
4
Юбки
4
Нитки капроновые
3
4 крюка для подвески котлов
5
Веревки для обвязки и чалки
5
Бумага наждачная
4
Терка для чистки котлов
6
Ремнабор
6
Плоскогубцы
5
Скатерть
7
Медаптечка
7
Шило
6
2 черпака
8
Карты, описание
8
Напильник
7
Лопатка большая деревянная
9
Палатки с пленкой на и под
9
Иголки
8
Доска разделочная
10
Групповой тент
10
Ножницы
9
Рукавицы х/б (пара)
11
Пила
11
Ключ на 10
10
Губка
12
Топор
12
Изолента
11
Открыватель консервов
13
Спасконец
13
Тесьма
12
Мешок полиэтиленовый для
14
Продукты
14
Профилактика
котлов
15
Походное костровое и кухонное
15
Болты с гайками (l = 40 мм,
13
Сумка для котлов
имущество
Ø 6 мм), шайбы
14
Моющее средство
16
Фотоаппарат
16
Шплинты
17
Книжка маршрутная
17
Булавка, иголка и нитки для
18
Горелка газовая с баллоном
ремонта одежды
19
Грабли
18
Моток медной проволоки
20
Запасное весло
19
Отвертка
21
Емкости плавучести
20
Скотч клеить байдарку
21
Сумка для ремнабора
8
Личное снаряжение байдарочника
Туалетные принадлежности
Что надо сделать к походу
1
Рюкзак
1
Паста зубная
2
Спальник
2
Щетка зубная
3
Коврик
3
Мыло
4
Спасжилет
4
2 полотенца
5
Сидушка
5
Бритва
6
Фонарь
6
Зеркало
7
"Шкертики" для завяз. и привяз. мешков
7
Бумага туалетная
8
Нож хозяйственный
8
Платок носовой
9
Спички (зажигалка)
9
Расческа
10
Мешки полиэтиленовые большие 6-7 на
10
Тряпка вытирать ноги, а в конце - мыть
байдарку
байдарку
11
Гермомешки из непромокаемой ткани 6-
7 на байд. (для сидения из коврика или
Обувь
спальника, продуктов, вещей, палатки,
1
Ботинки
рюкзаков с упаковкой)
2
Сапоги резиновые
12
Деньги
13
Личная медаптечка (свои лекарства,
Одежда
крем для рук и т.д.)
1
Костюм штормовой
14
Туалетные принадлежности
2
Костюм спортивный
15
Кружка, миска, ложка и мешок для них
3
Гидрокостюм (гидрошорты,
16
Собойка
гидротапочки,гидроноски)
17
Обувь
4
Рубашка
18
Одежда
5
Штаны
19
Веревка Ø 6-8 мм длиной 3,5-4 м для
6
Носки шерстяные
фиксации грузового отсека
7
Носки простые
8
Свитер
9
Шапочка шерстяная
10
Трусы, майки
11
Плащ из пленки (куртка
непромокаемая)
12
Штаны непромокаемые
13
Теплая куртка
14
Термобелье
9
Меню похода
1-й день
2-й день
3-й день
4-й день
на 1
на 1
на 1
на 1
Завтрак
Завтрак
Завтрак
Завтрак
чел.
чел.
чел.
чел.
1
Рис
90
1
Пшено
80
1
Гречка
90
1
Геркулес
80
2
Молоко конц.
1/8
2
Молоко конц.
1/4
2
Молоко конц.
1/8
2
Молоко конц.
1/4
3
Изюм
30
3
Курага
30
3
Изюм
30
3
Чернослив
30
4
Масло слив.
30
4
Масло слив.
30
4
Масло слив.
30
4
Масло слив.
30
5
Соль
2
5
Соль
2
5
Соль
2
5
Соль
2
6
Сыр
30
6
Сыр
30
6
Сыр
30
6
Сыр
30
7
Батон
50
7
Батон
50
7
Батон
50
7
Батон
50
8
Сахар
35
8
Сахар
35
8
Сахар
35
8
Сахар
35
9
Чай
3
9
Какао
15
9
Чай
3
9
Какао
15
10
Карамель
30
10
Карамель
30
10
Карамель
30
10
Карамель
30
Обед
Обед
Обед
Обед
1
Суп вермишелевый
1/3
1
Суп рисовый
1/3
1
Суп мясной
1/3
1
Суп столовый
1/3
2
Хлеб
50
2
Хлеб
50
2
Хлеб
50
2
Хлеб
50
3
Сало
50
3
Колбаса
50
3
Сало
50
3
Колбаса
50
4
Лук
10
4
Лук
10
4
Лук
10
4
Лук
10
5
Чеснок
3
5
Чеснок
3
5
Чеснок
3
5
Чеснок
3
6
Кисель
30
6
Чай
3
6
Кисель
30
6
Чай
3
7
Халва
30
7
Халва
30
7
Халва
30
7
Халва
30
8
Сахар
35
8
Сахар
35
8
Сахар
35
8
Сахар
35
Ужин
Ужин
Ужин
Ужин
1
Гречка
90
1
Рожки
90
1
Рис
90
1
Спагетти
90
2
Тушенка
1/8
2
Тушенка
1/8
2
Тушенка
1/8
2
Тушенка
1/8
3
Хлеб
50
3
Хлеб
50
3
Хлеб
50
3
Хлеб
50
4
Лук
10
4
Лук
10
4
Лук
10
4
Лук
10
5
Чеснок
3
5
Чеснок
3
5
Чеснок
3
5
Чеснок
3
6
Сахар
35
6
Сахар
35
6
Сахар
35
6
Сахар
35
7
Сухари
30
7
Печенье
30
7
Пряники
30
7
Сушки
30
8
Чай
3
8
Чай
3
8
Чай
3
8
Чай
3
9
Соль
2
9
Соль
2
9
Соль
2
9
Соль
2
10
Сгущенка
1/8
10
Сгущенка
1/8
10
Сгущенка
1/8
10
Сгущенка
1/8
11
Кетчуп (горчица, хрен)
10
11
Кетчуп (горчица, хрен)
10
11
Кетчуп (горчица, хрен)
10
11
Кетчуп (горчица, хрен)
10
10
Смета расходов на проведение похода.
1. Питание в походе и минимальные затраты на ремнабор и медаптечку
составили 11 руб. на одного участника на весь поход.
2. Проезд туда и обратно: 49 руб.
3. Байдарки, спасжилеты, палатки, спальники, коврики и др. снаряжение
бесплатно.
Всего затраты одного участника на поход 60 руб.
Список используемой литературы
и картографического материала
1. Голубая книга Беларуси (энциклопедия на бел.яз.), Минск, 1994 г.
2. С.Турецкий «Беларусь. По Западной Двине и ее притокамª. Путеводитель
туриста-водника. Мн, 2010г.
3. Правила вида спорта «Туризм спортивныйª, приняты решением Исполкома
ОО «РТССª, протокол № 7 от 18.02.2015г.
4. Карта «Псковская областьª, М 1:500000, Москва, 1994 г.
5. Карта «Витебск. Витебский районª, М 1:100000, Минск, 2015 г.
6. Карты М 1:100000 из Интернета
7. Отчеты из Интернета
1.2. Итоги похода.
1.2.1. Выводы по выполнению туристской группой
поставленных целей и задач
В целом маршрут несложен в спортивном плане и интересен в
краеведческом. У нас в группе все участники имели опыт водных походов
Принятые до похода меры по обеспечению безопасности на маршруте позволили
пройти его без травм.
Фактический график движения минимально не совпал с запланированным
Полное совпадение просто нереально по многим причинам (условий подъезда и
подхода к началу маршрута и отъезда, погоды, физического и морального
состояния участников и т.д.). Имея полноценный картографический материал и
опыт ориентирования, а также прошлый опыт руководителя и участников похода,
осуществить аварийный выход с маршрута группа могла в любой точке.
Взятый в поход набор продуктов позволил организовать 3-х разовое горячее
питание Качеством и количеством все остались довольны.
Поход в большой степени способствовал установлению здорового образа
жизни (рациональное питание, большая физическая нагрузка, благоприятный
психологический микроклимат в группе и т.д.).
Хорошей организации привалов и биваков на маршруте способствовал
ответственный подход к комплектации личного и бивачного снаряжения.
Участники похода старались максимально соблюдать Природоохранный
кодекс туриста и надеются, что они нанесли Природе минимальный вред.
11
1.2.2. Рекомендации группам, желающим повторить
данный маршрут.
а) считаем, что подъезд и отъезд самый рациональный
. б) наш набор общественного и личного снаряжения (см. Памятку туристу-
воднику) позволяет достаточно комфортно и безопасно пройти маршрут даже при
плохих погодных условиях;
в) строго соблюдать Природоохранный кодекс туриста и Кодекс
путешественника;
г) предусматривать обязательно дополнительное время на краеведение,
особенно в межсезонье;
д) новичкам быть более внимательными при прохождении относительно
сложных для них участков. В нашем случае это перекаты, камни
(особенно
подводные), корчи и деревья в русле, , е) не забывать о возможном резком ухудшении
погоды. Наготове должна быть дополнительная теплая и непромокаемая одежда;
ж) использовать «туристские мелочиª: докупать продукты в пути, замачивать, а
лучше и подваривать крупы на ночь, пользоваться старыми кострищами, стойки,
перекладину и максимально возможное количество дров возить с собой.
з) данный маршрут может быть пройден достаточно подготовленной
группой
(сильной физически и тактически, целеустремленной и
дисциплинированной)!
12
II РАЗДЕЛ: ОПИСАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ГРУППЫ НА МАРШРУТЕ.
2.1. График движения группы.
День
Способ
Дата
Участок маршрута
Метеоусловия
Км
Краткая характеристика пути
пути
передвижения
г.Минск - г.Витебск - г.Великие Луки -
7.09
1
жд
ж.д.ст.Жижица
ж.д.ст. - оз.Кодосно - р.Кодосна -
Солнце, жарко,
Чистое русло, сваи, сплавины, ж.д. и
8.09
2
сплав
25
оз.Жижицкое - оз.Жакто - исток Жижицы
безветренно, дождь
автомосты
стоянка - р.Жижица - р.Зап.Двина - 3 км за
Камыши, мосты, упавшие деревья,
9.09
3
Малоблачно, тепло
сплав
28
д.Дубровка
чистое русло
Острова, быстрины, отдельные валуны
10.09
4
Стоянка - р.Зап.Двина - 1 км ниже д.Велищи
Солнечно, тепло
сплав
22
в русле
Перекаты, отмели, валуны по берегам,
11.09
5
стоянка - р.Зап.Двина - 1,5 км за д.Белоусово
Облачно, тепло
сплав
39
мост, топляки
12.09
6
Стоянка - р.Зап.Двина - д.Орляки
Прохладно, сыро, ветрено
сплав
36
Чистое русло
Стоянка - р.Зап.Двина - остров у
Прохлално, облачно,
13.09
7
сплав
24
Острова, валуны, мели, чистое русло
д.Островские
ветрено
Облачно, безветренно,
14.09
8
Стоянка - р.Зап.Двина - карьер «Руба»
сплав
25
Чистое русло
дождь
15.09
9
Стоянка - р.Зап.Двина - г.Витебск
Туман, облачно, дождь
сплав
18
Чистое русло, обнос ГЭС
16.09
10
г.Минск
жд
Итого активным
сплав
217о
способом передвижения:
13
2.2. Характеристика ежедневного перехода
7.09.2018г.
Электропоезд
732БА Минск-Орша. Дизель Орша-Витебск. Автобус Витебск-
Великие Луки. Поезд 662АА Великие Луки - ж.д.ст.Жижица.
Комфортная ночёвка в палатках возле здания станции.
8.09.2018г. Карта 1, М 1:100000.
Все встали в 6:00, сборы.
7:29.Сделали фото 1 и 2.
Отъезд на оз.Кодосно на УАЗ-469 местного перевозчика Виктора Константиновича.
Сборка байдарки, упаковка снаряжения.
8:49. Одновременно готовим завтрак на костре (фото 3-4).
11:38. Отошли от берега и чётко ориентируясь с помощью карты и компаса, прошли
оз.Кодосно (фото 5-7).
12:00. Вошли в р.Кодосна (Кодосница), (фото 8). На входе сваи бывшего моста, не
мешающие продвижению. Речка оказалась достаточно широкой и чистой на всём пути к
Жижицкому озеру.
12:39. Проходы под ж.д.мостом (фото 9-13), 13:18. под развалинами моста (фото
14) 13:45. и автомостом (фото 16-17) оказались тоже чистыми.
14:24-17:14. Оз.Жижицкое прошли в отличную погоду: солнце, жарко и
безветренно. К протоке в оз.Жакто шли вдоль деревень Нижельское и Спичино (фото 18-
24). При подходе к протоке начался дождь, поэтому снимки больше не делали. Мост
через протоку отсутствует, проход чистый.
Оз.Жакто осознанно прошли вдоль правого берега, зная о стоянке на мысу залива,
из которого вытекает р.Жижица.
Стоянка вполне приличная: ровные места для палаток, кострище, сухостоя
достаточно, вода в озере весьма чистая.
Можно с удовлетворением констатировать, что начало похода удалось.
физическое и морально-психологическое состояние группы отличное.
Прошли по воде 25 км. Отбой ранний по желанию.
Условные обозначения
Место начала и окончания маршрута
Место ночевки
Линия движения (сплав)
Место съемки и номер фото
Ф 1-2
14
Фото 1. На ж.д.ст.Жижица
Фото 2. Памятник воинам ВОВ
Фото 3. Сборка байдарки, паковка
Фото 4. Завтрак
Фото 5. Перед отходом
Фото 6-7. По оз.Кодосно
16
Фото 7.
Фото 8. Начало р.Кодосна
Фото 9-13. У ж.д.моста
Фото 10.
Фото 11.
Фото 12.
17
Фото 13.
Фото 14. Развалины моста
Фото 15. По камышам
Фото 16-17. Автомост
Фото 17.
Фото 18. Устье Кодосны
18
Фото 19-23. Лагерь отдыха
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24. Отдых у д.Спичино
9.09.2018г. Карта 2, М 1:100000. Все встали в 6:00.
7:46. Костёр, завтрак
(фото
25). За ночь неплохо восстановились.
Распогодилось.
8:10. Пакуемся (фото 26-27).
9:15. Выход (фото 28). Река довольно широкая, берега заросли камышом.
9:41. Остановились у железобетонного моста в д.Ямище (фото 29-31). Через
пару километров Жижица начинает сильно меандрировать по заболоченной равние
шириной до км.
11:42. Мост в д.Прилуки (фото 33). Кое-где у реки встречаются песчаные сухие
берега, где при желании можно встать на ночёвку.
20
12:05. Очередной отдых (фото 34), очень красивые места. Далее река по-
прежнему сильно меандрирует.
12:42. Деревянный пешеходный мост у д.Милошаты (фото 35), проход чистый.
14:18. Встали на обед на правом берегу. Берег немного вязкий, высокий, но для
организации обеда отличный, сухостоя очень много (фото 36-38).
17:15. В русле попадаются упавшие деревья, но они не мешают движению (фото
39). Ближе к устью течение становится сильнее, меандры круче.
17:47. Вышли в Зап.Двину (фото 41-42) и пошли вниз на запланированную
стоянку. До этого места симпатичные на вид берега для стоянки неудобны (или
слишком крутые, или сырые, заросшие кустарником и высокой травой). На левом
берегу минуем д.Шинково, а после прохождения справа охотхозяйства у д.Дубровка
до нашей стоянки примерно 3 км.
18:03. Ориентир стоянки - справа высокий косогор с соснами и тропинка,
ведущая наверх. Наверху удобное место для установки палаток, кострище, стол с
лавками, много сухостоя (фото 43).
Ночёвка. Поставили лагерь, собрали и сожгли мусор. Обильный ужин, отбой по
желанию, на троих у нас три палатки (фото 44-46).
За день прошли 28 км.
Физическое и морально-психологическое состояние группы отличное.
Фото 25. Завтрак
Фото 26-27. Паковка
Фото 27.
Фото 28. Выход
21
Фото 29-31. Автомост у д.Ямище
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32. По Жижице
Фото 33.Мост в д.Прилуки
Фото 34.
22
Фото 35. Мост у д.Милошаты
Фото 36-38. Обед
Фото 37.
Фото 38.
Фото 39. Проходимый завал
Фото 40. Финиш Жижицы
23
Фото 41-42. Слияние с Зап.Двиной
Фото 42.
Фото 43. Чалка на ночёвку
Фото 44-46. Лагерь
Фото 45.
Фото 46.
24
10.09.2018. Карта 3, М 1:100000. Общий подъём в 6:00.
8:38. Завтрак, паковка (фото 47-48). Погода отличная.
9:44. Перед отходом (фото 49).
Окрестные виды очень красивые. По берегам время от времени идут высокие
песчаные косогоры, поросшие высокими соснами. Много живописных островков,
поросших высокой густой травой. Для стоянки они непригодны, т.к. сложены из
крупных валунов, пересыпанных мелкими. Река радует участками с течением,
быстринами, отдельными валунами в русле. Красивый лес по берегам продолжаем
радовать глаз.
12:13. Периодически останавливаемся на отдых (фото 50).
Прошли мимо деревень Хлебаниха, Губа, Русаново.
Наша ночёвка запланирована на правом берегу в км за д.Велищи.
14:51. Мы на месте. Мыс с каменистым берегом, вверх ведет набитая рыбаками
тропа. Стоянка весьма приличная, но сильно замусоренная. Есть тумбочка в качестве
столика, кострище, много сухостоя, хорошие места для палаток. Встретили двух
рыбаков, приехавших из Смоленска (фото 52-56).
Ставим лагерь под раскидистым дубом, наводим порядок. Ужин, отбой по
желанию.
За день прошли 22 км.
Физическое и морально-психологическое состояние группы отличное.
Фото 47. Утренний лагерь
Фото 48. Паковка
Фото 49. Перед отходом
Фото 50. Очередной отдых
26
Фото 51. На реке
Фото 52-56. Стоянка
Фото 53.
Фото 54.
Фото 55.
Фото 56.
27
11.09.2018. Карта 4, М 1:100000. Все встали, как обычно, в 6:00. Погода хорошая,
облачно, но тепло.
7:21. Завтрак (фото 57), 8:20. паковка (фото 58).
8:43. Перед отходом (фото 59).
8:48. Счастье рыбака (фото 60).
9:27. Река становится более интересной, все больше быстрин, все отчётливее
валунные отмели по обоим берегам (фото 61). К д.Кресты берега окончательно стали
сплошь валунными.
9:33. У подвесного пешеходного моста в Крестах (фото 62). Сама деревня на правом
(псковском) берегу. Ниже моста река имеет спрямленное продолжение: узкое русло в
плотном обрамлении валунов. Двина пересекает здесь моренную гряду, имея врез в неё
глубиной около пятидесяти метров. В южной части Крестов (д.Боровка) с ориентиром в
виде заброшенной башни следует серия из не менее трёх выраженных валунных
перекатов. На наиболее значительном падение до полуметра и валы в 0,2-0,3 м.
Проходится всё просто, но маневр необходим.
10:05. Очередной отдых совместили с посещением в Боровке памятника ВОВ (фото
63-64). Кстати, на вопрос, что за башня, местная жительница ответила, что в советское
время здесь был льнозавод и «трикотажкаª. Идём дальше.
10:47. Встретили слева оборудованную стоянку (фото 65).
Течение есть и после перекатов (последний проходим близ д.Рубежник).
Виды на реке с сосновыми борами по-над пойменным террасам радуют глаз,
скорость возрастает.
11:44. Очередной отдых слева в устье Межи. Вид удручающий, всё забито топляком
(фото 66-68). Есть замусоренная рыбацкая стоянка. То, что приток значительный, видно
по Двине сразу - она становится шире в полтора раза. Много мелей с обильно
разбросанным топляком. Мы покидаем Тверскую и Псковскую области и переходим в
Смоленскую.
13:51. Чалка на обед на левый берег напротив д,Поймище. Неплохое место с
хорошим выходом и полянкой. Но мы не ленимся и проходим еще метров сто дальше
вверх по дороге, где есть хорошее место в сосновом лесу террасы. Там и суше, и теплее,
есть столик с лавочками, много сухостоя (фото 69). Правда, место сильно захламлено.
После обеда минуем большую д.Селезни на левом берегу. Река опять здесь меняет
генеральное направление с южного на западное и юго-западное. За Селезнями Двина
течет широким солидным потоком среди красивых берегов. Коренные они редко, чаще -
склоны террас. По ним - смешанные леса, очень красивый участок с наличием стоянок
29
тянется до д.Белоусово. Проходим д.Климово.
18:01. Пройдя 1,5 км за д.Белоусово, становимся на ночёвку на хорошей стоянке
левого берега (фото 72-74).
За день прошли 39 км.
Физическое и морально-психологическое состояние группы отличное.
Фото 57-58. Завтрак, паковка
Фото 58.
Фото 59. Перед отходом
Фото 60. Рыбацкое счастье
Фото 61. По Зап.Двине
Фото 62. Подвесной мост в д.Кресты
30
Фото 63-64. Памятник ВОВ в д.Боровка
Фото 64.
Фото 65. Оборудованная стоянка
Фото 66-68. Устье Межи
Фото 67.
Фото 68.
31
Фото 69. Обед у д.Поймище
Фото 70-71. По Зап.Двине
Фото 71.
Фото 72-74. Стоянка
Фото 73.
Фото 74.
32
12.09.2018.
Карта 5, М 1:100000.
Как обычно, все встали в 6:00. Погода не радует. Прохладно, сыро, ветрено.
Несмотря на капризы природы, настроение у всех отличное. Руководитель был
тепло поздравлен с 70-ти летием. Немного грустно.
9:16. Утренний лагерь (фото 75-76).
10:20. Начали движение, ветер в лицо. Прошли деревни Узвоз, Ястреб 1-й,
Ястреб 2-й. Двина теперь вообще меряется поворотами, между ними следуют один за
другим протяженные прямые участки.
12:29. Приближаемся к Велижу. Проследовали мимо не слишком «живогоª
предприятия по левому берегу, за ним следует парк, далее частный сектор.
Поднялись на высокий берег и осмотрели памятник ВОВ (фото 77).
12:52. Подходим к первому автомосту в Велиже (фото 78).
14:06. Перед вторым новым автомостом делаем обед (фото 79-83).
16:54. Спасательный пост в д.Беляево (фото 85).
18:27. Среди дачников д.Верховье у уникального военного мерседеса (фото 86).
Прошли Мал.Верховье. пройдя д.Орляки, на ночёвку встали слева на отличной
стоянке с навесом и лавочкой, навесом над кострищем, столом и лавками. Хорошие
площадки для палаток, много сухостоя. Спилили пару сухих сосен. После ужина
развели приличный костер для согрева и сушки.
Прошли за день 36 км.
Физическое и морально-психологическое состояние группы отличное.
Отбой по желанию.
Фото 75-76. Утренний лагерь
Фото 76.
34
Фото 77. Памятник ВОВ в Велиже
Фото 78. Первый автомост в Велиже
Фото 79. Второй автомост в Велиже
Фото 80-83. Обед на окраине Велижа
Фото 81.
Фото 82.
35
Фото 83.
Фото 84. На реке
Фото 85. Спасательный пост
Фото 86. В д.Верховье
13.09.2018г. Карта 6, М 1:100000. Подъем всей группы в 6:00.
7:06. Утром прохладно и хмуро, облачно и ветрено, но дождя нет (фото 87).
7:09. Завтрак, сборы (фото 88-89).
10:10. Перед отходом (фото 90).
Быстро доходим до границы (1,5 км). От границы до д.Киселёво река течет через
красивый лес, встретили несколько неплохих стоянок. Иногда на реке встречаются
знаки навигации, которой здесь больше нет. Река широкая, встречается несколько
мелей, идти скучновато.
11:10. Отдых у беседки, от деревни остался только дикий сад (фото 91-92).
Прошли справа устье Усвячи. За её устьем сгрудилось несколько относительно
крупных островов с песчаными отмелями и густым высокотравьем, между островами
из воды торчат крупные чёрные валуны.
13:13. Подходим к Суражу (фото 93).
36
14:21. Сходили в центр посёлка (фото 94) по мосту через Касплю (фото 95). При
слиянии Каспли с Двиной на правом берегу находится археологический памятник -
городище IX-X в.в., обозначенный охранным знаком.
14:38. Зап.Двина в Сураже (фото 96). Работает паромная переправа. Работы по
укреплению берегов завершены.
16:55. Ближе к д.Островские облачность начинает разрываться, показывается
солнце.
18:36. Пройдя остров у Островских слева, на плановую ночёвку встали на
западном мысу большого острова (фото 97-98). Тропинка наверх. Наверху следов
стоянки нет, есть старая заросшая, но до нее далеко. Оборудуем свою стоянку. Место
ровное, мягкое, красивое, много сухостоя (фото 99-102).
За день прошли 24 км.
Физическое и морально-психологическое состояние группы отличное.
Фото 87. Расвет
Фото 88-89. Завтрак, сборы
Фото 89.
Фото 90. Перед отходом
38
Фото 91-92. Отдых у беседки
Фото 92.
Фото 93. Подходим к Суражу
Фото 94. Памятник ВОВ
Фото 95. Мост через Касплю
Фото 96. Зап.Двина в Сураже
39
Фото 97. Чалка на ночёвку
Фото 98. Вид на Зап.Двину
Фото 99-102. Лагерь
Фото 100.
Фото 101.
Фото 102.
40
14.09.2018г. Карта 7, М 1:100000. Подъем всей группы в 6-00. Погода
облачная, ветра почти нет (фото 104).
8:43. Перед выходом (фото 103).
До д.Хотоля (5,5 км) берега идут оголенные. Течение почти не помогает. Далее
на левом берегу маленькая деревня Рыбаки с солидным укреплением берега. Не
доходя 2,5 км до Курино, проходим новый карьер по разработке аллювиального песка
на надпойменной террасе реки. Разработка идет гидроразмывом. Рядом на погрузке
42
стоит плавкран, баржа и буксир (11:10, фото 105).
В Курино сельсовет, магазин, почта.
Начинаются долгожданные красивые места, уже хорошо различим Авдеевский
лес. По левому берегу следует ряд хороших стоянок.
11:55. Очередной отдых (фото 107-108).
13:36. В районе д.Железняки на левом высоком берегу делаем обед (фото 109-
114). Тропа через разваливающийся мостик
(фото
115) ведёт к санаторию
«Железнякиª.
15:19. Далее река привела к неординарному деревянному строению на правом
берегу. Снизу видны перила к воде, беседка. Посещаем музейный комплекс
выдающегося живописца Ильи Ефимовича Репина, который 8 сезонов (1892-1900 г.г.)
находил пристанище в этом уголке, приобретенным на средства от продажи
знаменитых «Запорожцевª и ставшем одним из источников творческого вдохновения
(фото 116-120).
15:40. Перед отходом (фото 121).
16:33. Мост в пос.Руба (фото 122).
В старых отчетах и описаниях указывалось о начале рубских порогов (общая
высокая скорость течения, наличие не менее десяти участков ускорения течения с
валами до 0,3-0,4 м, отдельными валунами в русле вне фарватера). Многие
препятствия получили «персональныеª названия: Кресты, Ястреб, Медведск, Тяково,
Верховец, Бервен и др. Обо всём вышесказанном надо забыть. До самого Витебска
на Зап.Двине всё чисто и спокойно. Видимо, это «винаª Витебской ГЭС.
За мостом начался дождь, стемнело. Необходимо было становиться на ночёвку.
Встали на левом берегу в полутора км ниже моста. Намёка на стоянку нет, сделали
свою. Ровные площадки под палатки, сухостоя предостаточно, берег крутоватый, но
приемлемый. Пройдя перпендикулярно реке несколько десятков метров, попадаем на
берег закрытого и затопленного карьера «Рубаª.
За день прошли 25км.
Физическое и морально-психологическое состояние группы отличное.
Отбой по желанию.
Фото 103. Перед выходом
Фото 104. По Зап.Двине
43
Фото 105. Разработка песка
Фото 106. Дачи витебчан
Фото 107-108. Очередной отдых
Фото 108.
Фото 109-115. Обед
Фото 110.
44
Фото 111.
Фото 112.
Фото 113.
Фото 114.
Фото 115.
Фото 116-120. У Ильи Ефимовича Репина
45
Фото 117.
Фото 118.
Фото 119.
Фото 120.
Фото 121.
Фото 122.
46
15.09.2018г. Карта 7. М 1:100000. Подъем всех в 6:00.
6:54. Утро туманное (фото 123).
6:55. Завтрак, паковка (фото 124-128).
8:48. По берегам в основном пошли дачные посёлки (фото 129-131).
9:56. Отдых перед ГЭС (фото 132).
10:16. Разведка и обнос правым берегом Витебской ГЭС (фото 133-138). Обнос
левым берегом сооружений обводного канала запрещён знаком. Берег замощён
камнем и покрыт металлической сеткой, нижняя часть которой находится в воде.
Длину обноса справа укорачивает ручей, впадающий в Двину между
оздоровительным лагерем и станцией. Есть место, где можно переночевать: ровная
площадка, стол с лавками, кострище, мангал. Рядом хороший сосновый лес. Станция
расположена в десяти км от Витебска между деревнями Подберезье (слева) и
Лужесно (справа). Обнос плотины показан на снимке из космоса в конце отчета.
13:29. Идём дальше. За впадением Лужесянки дендропарком начинается
деревня Лужесно. Лишнего времени у нас нет, поэтому выбираем посещение Свято-
Покровской церкви и купание в купели (фото 139-141).
Далее постепенно втягиваемся в Витебск.
15:43. Финиш у Кировского моста (фото 142-144). Мост частично спас нас от
дождя. Разобрали байдарку, вымыли, протёрли и запаковали. Запаковали и рюкзаки.
Двумя ходками под дождём перебазировались на ж.д.вокзал.
В 21:38 поездом 626БА Витебск-Минск выехали домой. В Минске были в 6:32.
Переехали на базу Сурикова, 3, разложили и развесили мокрое снаряжение и
разъехались по домам.
Интересный поход окончен.
Всем спасибо. Да здравствует следующий!
Фото 123. Утренний пейзаж
Фото 124-127. Завтрак, паковка
47
Фото 125.
Фото 126.
Фото 127.
Фото 128. Перед отходом
Фото 129-131. Дачные посёлки
Фото 130.
48
Фото 131.
Фото 132. Отдых перед ГЭС
Фото 133-135. Витебская ГЭС
Фото 134.
Фото 135.
Фото 136-137. Обнос плотины
49
Фото 137.
Фото 138. Отдых
Фото 139. На подходе к Лужесно
Фото 140-141. Церковь в Лужесно
Фото 141.
Фото 142-144. Финиш
50
Фото 143.
Фото 144.
2.3. Тактико-технический уровень прохождения.
Согласно Правилам вида спорта «Туризм спортивныйª, принятым решением
Исполкома ОО «РТССª, протокол № 7 от 18.02.2015г. (см. раздел II «Классификация
спортивных туристских маршрутовª, таблица 2. Параметры категорийных походов),
продолжительность водного маршрута первой к.с. составляет 4(6)8 дней*.
*Продолжительность маршрута в днях - 4(6)8 - первая цифра для спортивных
групп; вторая цифра - нормативная продолжительность похода с учетом дневок;
третья цифра
- максимальная продолжительность с учетом увеличения
протяженности без увеличения сложности маршрута.
Протяженность водного маршрута первой к.с. - не менее 150 км.
Наши показатели: 217 км и 8 дней
Тактика преодоления маршрута базировалась на стратегических целях:
преодоление спортивного маршрута в заданные сроки и на необходимом уровне
безопасности.
Безопасности в походе уделялось самое серьезное внимание. На воде все
находились в спасжилетах, спасконец находился на байдарке руководителя.
О тактической грамотности маршрута свидетельствуют следующие показатели
(характеристики) похода:
• Тактика распределения сил и средств группы на маршруте: экипаж
скомплектовали достаточно удачно, поход прошли дружной группой. Собрались
на озере спокойно и своевременно, аналогично вернулись домой.
• Четко определили стоянки с учетом километража, наличия дров, воды,
докупки продуктов и т.д. Определили запасные стоянки.
• В группе все имели опыт в технике водного туризма (технические приемы
гребли, посадка на судно и высадка с него, отвал от берега и причаливание,
техника преодоления препятствий и т.д.).
• Тактика движения - «рванаяª.
• График ежедневных переходов составлялся руководителем на основе
многолетнего опыта и изучения отчетов и описаний.
• Уровень воды средний, хороший опыт в ТВТ и достаточно грамотная
тактика движения позволили выполнить всё задуманное.
51
• Пример экономии времени: все вставали одновременно в 6:00. Это
давало возможность своевременно вставать на воду, что позволяло засветло
заканчивать дневной переход и успевать заготовить нужное количество дров. С
ними у нас ни разу не было проблем.
Предложенная тактика обеспечила относительно высокую скорость движения
при сохранении необходимого уровня безопасности.
III РАЗДЕЛ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ.
3.1. Напряженность.
3.1.1. Тактико-техническое построение маршрута.
В предпоходный курс теоретических и практических занятий входило: изучение
маршрута и его особенностей; путей подъезда и отъезда; оформление маршрутной
документации; распределение основных обязанностей в группе; детальное рассмотрение
перечня личного и группового снаряжения; составление меню и раскладки продуктов, их
покупка и расфасовка; комплектация ремнабора, медаптечки, доврачебная медицинская
помощь и т.д.
Все ночлеги планировалось организовать в полевых условиях для приобретения
соответствующего опыта жизнеобеспечения.
Маршрут должен был обладать относительно высоким (для условий Беларуси)
уровнем автономности.
Физическая трудность маршрута должна соответствовать уровню физической
подготовленности участвующих в походе туристов разного возраста.
При разработке маршрута учитывались наличие удобных подъезда и отъезда,
время похода, транспортные расходы, освоенность маршрута
(наличие
картографического материала, географических и технических описаний), заселенность и
связанные с этим условия безопасности при прохождении маршрута.
Для обеспечения безопасности на маршруте все участники имели спасжилеты,
байдарки имели профилактику по стрингерам и кильсонам, снабжены обвязками и
чалками, ёмкостями плавучести. В группе имелся спасконец.
Все участники были ознакомлены с Правилами проведения туристских спортивных
походов, Природоохранным кодексом туриста.
3.1.2. Погодные условия были вполне благоприятными.
3.2. Полезность (общественно-полезная
работа).
3.2.1. Охрана природы.
Участники похода старались максимально соблюдать Природоохранный кодекс
туриста. Всё оставляли после себя намного чище: хворост сжигали, консервные банки
отжигали, плющили и закапывали, кострища использовали старые, перед отходом
костры обязательно заливали
52
3.2.2. Пропаганда туризма.
Наши походные фотографии используются на стендах, выставляемых для
популяризации спортивного водного туризма на слётах ОАО «МПЗª, Заводского
района и г.Минска, материалы о наших походах освещаются в заводской
многотиражке «Одиннадцатьª, отчеты о походах размещаются на сайтах turstolica.by,
belpohod.by и др., а также принимают участие в чемпионатах г.Минска и РБ по
спортивному туризму,
3.3. Дополнительная информация
3.3.1. Описание озер и рек по нитке маршрута.
озеро Кодосно
Кодосно — озеро в Жижицкой волости Куньинского района Псковской области.
Площадь — 3,4 км² (336,2 га; с 7 островами
— 3,7 км² или 372,0 га).
Максимальная глубина — 3,4 м, средняя глубина — 2,2 м.
На берегу озера расположены деревни: Засеново, Хмелево, Бурая, Кодосно.
Проточное. Относится к бассейну реки Кодосница, притока Жижицы (бассейн
Западной Двины). Озеро на юге соединено рекой Кодосница с Жижицким озером.
Тип озера лещово-плотвичный с уклеей. Массовые виды рыб: щука, плотва,
окунь, лещ, густера, красноперка, ерш, налим, карась золотой и серебряный, линь,
уклея, язь, угорь, пескарь, вьюн, щиповка.
Для озера характерно: отлогие, крутые и низкие берега, местами заболочены, в
прибрежье - леса, луга, поля; в центре - ил, в литорали - песок, песок с галькой, камни,
заиленный песок; бывают локальные заморы
озеро Жижицкое
В юго-восточной стороне Псковской области расположено Жижицкое озеро. Оно
является вторым по величине среди озер Псковской области. Это довольно известное
озеро, которое считается «жемчужинойª этого края. Его площадь - 57,3 квадратных
километра, средняя глубина — 3 метра, а максимальная глубина — 7 метра. На озере
есть около 40 островков. Из Жижицкого вытекает река Жижица, которая впадает в
Западную Двину. Озеро во все времена было известно рыбой, до сих пор
насчитывается 23 вида пресноводных рыб. Но больше всего славу этого места всегда
поддерживал судак. По слухам именно жижицкий судак был частым блюдом на
царском столе. В 5 километрах от Жижицкого находится озеро Двинь-Велинское.
Южная сторона озера Жижицкое - это большие песчаные пляжи. Неподалеку
есть сосновый бор. На побережье есть несколько турбаз для отдыха. Поэтому сюда
каждое лето приезжают отдыхать местные жители, а также из города Великие Луки и
даже Москвы. Значительная часть района покрыта лесами, в которых в изобилии
грибы и ягоды.
Кстати, неподалеку, в селе Наумово жил великий композитор Мусоргский. В
53
Наумове и сейчас сохранилась усадьба, часть парка. Сейчас там открыт музей
Мусоргского М.П. Парк относился к типу искусственно разбитых английских парков с
аллеями и беседками из лип, с прудами, цветниками и декоративными кустарниками.
Граница усадьбы со сторон парка и сада обозначена двумя рядами елей. Недалеко от
усадьбы, немного в стороне от парка, на возвышении, растет старый дуб, которому
более 300 лет.
юго-восточной части озера, рядом с деревней Залучье, в древности
существовал город Жижец с оборонительными сооружениями. В XII в. Именно он был
центром всей волости. А в 1249 году в этих местах Александр Невский разбил
литовские войска. Сейчас на этом месте осталось только городище.
В 1965 году на берегу озера, в деревне Наумово был открыт археологический
памятник эпохи ранней бронзы. Это свайное поселение, аналогичное поселению
района Усвят. Здесь жили древние люди на протяжении 600 лет в III-II тысячелетии до
нашей эры.
озеро Жакто
Само по себе озеро Жакто не очень большой водоем. Его площадь составляет
почти пять квадратных метров. У озера есть несколько своих маленьких островков.
Вода в водоеме пресная и проточная. Жакто соединено с Жижицким озером
небольшой протокой. С противоположной стороны оно граничит с озером Двинье. Что
касается глубины, то на середине она достигает до четырех метров, а в прибрежной
зоне примерно два метра.
По берегам Жакто расположены четыре деревни
- Узмень, Чернаково,
Кочегарово и Ямище. Местные жители занимаются выращиванием овощей и
промыслом рыбы, которой здесь предостаточно. В Жакто водится окунь, судак, лещь,
щука, густера, сом, ерш, язь, вьюн, линь и многая другая. Но самой деликатесной
рыбой считается угорь. Его очень тяжело поймать, так же как и раков, которых здесь
хоть пруд пруди.
река Жижица
Жижица — река в Куньинском районе Псковской области, правый приток
Западной Двины.
Длина реки составляет около 25 км. Вытекает из юго-восточной части озера
Жакто (связано с Жижицким озером). Высота истока — 166,3 м над уровнем моря.
Далее течёт с изгибами сперва на юго-восток, затем на восток. После деревни
Прилуки, поворачивает в северо-восточном направлении, затем снова на юго-восток,
восток. После нежилой деревни Наполки, поворачивает на юг, затем на юго-восток. В
низовье, в южном направлении течения, погранично с Западнодвинским районом
Тверской области, впадает в Западную Двину. Берега извилистые, поросшие
кустарником и высшей водной растительностью. Дно песчаное, галечное, местами
выходы глины, имеются ямы глубиной до 6 м. Течение быстрое
Прибрежные деревни: Ямище, Ерохино, Прилуки, Мелюшаты, Зубари в составе
Каськовской волости Куньинского района.
У деревни Юхово (современное Ямище) на правом берегу реки Жижица было
обнаружено поселение людей эпохи позднего неолита.
54
река Зап.Двина
(ДЗЬВІНА) река в России, Беларуси и Латвии.
Длина 1020 км.
Площадь водозабора 87,9 тыс.км2.
Среднегодовой расход воды в устье 666 м3/с.
Общее падение реки на Беларуси 38 м.
Средний наклон водной поверхности 0,12 %.
Начинается на Валдайской возвышенности с оз. Каракино (Тверская обл.) на
высоте 221 м над уровнем моря, впадает в Рижский залив Балтийского моря.
Основные притоки на Беларуси: Усвяча, Оболь, Палата, Дриса (справа), Каспля,
Лучеса, Ула, Ушача, Дисна и Друйка (слева).
Протекает на Беларуси в основном с востока на запад по Суражской низине,
между Городокской и Витебской возвышенностью и на большем своем протяжении -
по Полоцкой низине.
Длина в границах Беларуси 328 км, площадь водозабора 33,2 тыс.км2.
Долина трапециевидной формы, возле г.п. Руба - каньонообразная. Ширина ее
в основном 3-4 км, вблизи впадения Улы и на крайней восточной части Беларуси
достигает 10-15 км. Глубина врезания меняется от 20-30 м до 40-50 м. В строении
долины чаще всего выделяется пойма и две (некоторые исследователи выделяют 3-
4) надпойменные террасы. Пойма в границах Суражской низины узкая - до 60 м.
Отличают 2 уровня: низкий (1,5-2 м над летним врезанием реки, заливается в
половодье каждый год) и высокий (4-5 м, заливается только после многоснежных зим).
Аналогичное строение сохраняется до Витебска, при чем ширина низкой поймы 40-50
м, а высокой - не превышает 15-20 м. Возле г.п. Руба пойма сужается до 10-20 м. На
Полоцкой низине она тоже узкая, с двумя уровнями: нижняя (2,5-3,5 м над летним
уровнем воды) шириной 5-10 м и верхняя (5-5,5 м) 15-20 м. Только на отдельных
участках пойма расширяется до 300-500 м (изредка до 3 км). Русло извилистое,
зарастает в основном возле берегов. Ширина его до устья реки Ула 60-120 м, изредка
до 190 м, возле границы с Латвией - 100-140 м, изредка до 240 м.
Судоходству по реке препятствуют пороги. порожистые участки попадаются в
месте слияния Дисны и Зап.Двины возле г. Дисна, а также возле г. Верхнедвинск.
Дно песчано-каменистое и песчаное или песчано-галечное. Берега умеренно
крутые, супесчаные, реже - песчано-глинистые с валунами, высотой до 8 м, изредка
до 22 м.
Питание реки смешанное (в основном снеговое, но с большой долей грунтового).
Особенность режима - высокое весеннее половодье, низкая летне-осенняя межень с
частыми дождевыми паводками. Зимняя межень устойчивая. На период весеннего
половодья припадает 56%, летне-осеннюю межень - 33%, зимнюю - 11% годового
стока. Весеннее половодье продолжается 60-70 дней (с конца марта до первой декады
июня). Средняя высота воды над самой низкой меженью 4,4-9 м, наибольший уровень
в границах Беларуси - 13,5 м (1931 г.). Летне-осенняя межень (продолжается 4-5
месяцев) нередко нарушается дождевыми паводками высотой до 6 м. Зимняя межень
- около 70-80 дней. Река замерзает в первой декаде декабря, ледолом - в первой
декаде апреля. Наибольшая толщина льда 50-78 см (февраль-март). Весенний
ледоход - 4-10 суток.
Наибольший расход воды возле Витебска - 3320 м3/с (1991 г.), Полоцка - 4060
м3/с (1956 г.), наименьший соответственно 8 м3/с (1940) и 25,4 м3/с (1938-1939 гг.).
Годовой сток зависших наносов - около 320 тыс. т.
55
Вода на протяжении года (за исключением периодов весеннего половодья и
летне-осенних паводков) гидрокарбонатно-кальциевого класса с резко выраженным
гидрокарбонатным характером. Для уменьшения загрязнения Зап.Двины на
промышленных и коммунальных предприятиях создаются очистительные
сооружения, ведется контроль за гидротехническим режимом реки, но состояние реки
пока не улучшается (в 1990 г. в г. Новополоцке случилась авария, которая оказала
отрицательное влияние на состояние ихтиофауны до самого устья реки).
В реке водятся щука, окунь, плотва, лещ, линь, карась обычный, верховодка,
густера; ценные виды - судак, минога ручьевая, форель ручьевая, голавль и др.
С древнейших времен Зап.Двина - важный торговый путь, в IX-XI вв. по ней
проходило одной их ответвлений пути «из варяг в грекиª.
На Зап.Двине (Довгаве) работают Кегумская, Плявинская и Рижская ГЭС. На
реке в границах Беларуси расположены города и поселки городского типа: Сурж, Руба,
Витебск (порт), Бешенковичи, Ула, Полоцк, Новополоцк, Дисна, Верхнедвинск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////