|
|
СТО Газпром 2-1.11-088-2006
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГАЗПРОМ"
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромэнергодиагностика"
Общество с ограниченной ответственностью "Информационно-рекламный центр газовой промышленности"
СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОКУМЕНТЫ НОРМАТИВНЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ОАО "ГАЗПРОМ"
МЕТОДИКА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ДИАГНОСТИРОВАНИЮ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭНЕРГОХОЗЯЙСТВА ОАО "ГАЗПРОМ"
СТО Газпром 2-1.11-088-2006
ОКС 29.020
Дата введения - 2007-07-25
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Газпромэнергодиагностика"
2 ВНЕСЕН Управлением энергетики Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО "Газпром"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО "Газпром" от 22 ноября 2006 г. № 350 с 25 июля 2007 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Введение
Настоящий стандарт определяет порядок технического диагностирования высоковольтных воздушных линий энергохозяйства ОАО "Газпром". Цель внедрения - развитие системы технического диагностирования энергетическогооборудования, необходимой для перехода к техническому обслуживанию и ремонту объектов энергетических хозяйств по техническому состоянию. Документ разработан в соответствии с "Правилами технической эксплуатацииэлектроустановок потребителей" [1] и СТО Газпром РД 39-1.10-083-2003 "Положение о системе технического диагностирования оборудования и сооружений энергохозяйства ОАО "Газпром".
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к периодичности, последовательности, составу и документальному оформлению работ по техническому диагностированию воздушных линий напряжением от 6 до 35 кВэнергохозяйства ОАО "Газпром". 1.2 Положения настоящего стандарта обязательны для применения структурными подразделениями, дочерними обществами и организациями ОАО "Газпром", осуществляющими эксплуатацию, проверку, техническоедиагностирование, техническое обслуживание и ремонт воздушных линий (ВЛ).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 839-80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия ГОСТ 6490-93 Изоляторы линейные подвесные тарельчатые. Общие технические условия ГОСТ 17.624-87 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения ГОСТ 22687.1-85 Стойки конические железобетонные центрифугированные для опор высоковольтных линий электропередачи. Конструкция и размеры ГОСТ 22687.2-85 Стойки цилиндрические железобетонные центрифугированные для опор высоковольтных линий электропередачи. Конструкция и размеры ГОСТ 22727-88 Прокат листовой. Методы ультразвукового контроля ГОСТ 22761-77 Металлы и сплавы. Методы измерения твердости по Бринеллю переносными твердомерами статического действия ГОСТ 23479-79 Контроль неразрушающий. Методы оптического вида. Общие требования ГОСТ 24379.1-80 Болты фундаментные. Конструкция и размеры ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения ГОСТ 26656-85 Техническая диагностика. Контролепригодность. Общие требования ГОСТ 26881-86 Аккумуляторы свинцовые стационарные. Общие технические условия ГОСТ 27004-85 Надежность в технике. Системы технологические. Термины и определения ГОСТ 27518-87 Диагностирование изделий. Общие требования ГОСТ Р 51177-98 Арматура линейная. Общие технические условия ГОСТ Р МЭК 896-1-95 Свинцово-кислотные стационарные батареи. Общие требования и методы испытаний. Часть 1. Открытые типы ГОСТ Р МЭК 60896-2-99 Свинцово-кислотные стационарные батареи. Общие требования и методы испытаний. Часть 2. Закрытые типы ИСО 9712:2005 Контроль неразрушающий. Квалификация и аттестация персонала СТО Газпром РД 39-1.10-083-2003 Положение о системе технического диагностирования оборудования и сооружений энергохозяйства ОАО "Газпром"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по соответствующему указателю стандартов, составленному на 1 января текущего года, и по соответствующим им информационнымуказателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, тоположение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями и сокращения. 3.1 воздушная линия; ВЛ: Устройство для передачи электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и подвешенным с помощью изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам и стойкам на инженерныхсооружениях. 3.2 дефект элемента ВЛ: Отдельное несоответствие элемента ВЛ требованиям, установленным нормативно-техническими документами. 3.3 диагностическая бригада: Группа специалистов (во главе с руководителем группы) специализированного диагностического центра или диагностической организации, имеющих необходимые полномочия, квалификацию итехнические средства для выполнения работ по техническому диагностированию. 3.4 избыточная температура: Превышение измеренной температуры контролируемого узла одной фазы над температурой аналогичных узлов других фаз (с наименьшей температурой нагрева) или заведомо исправного узла. 3.5 контактное соединение; КС: Токоведущее соединение (болтовое, сварное, выполненное методом обжатия), обеспечивающее непрерывность токовой цепи. 3.6 коэффициент дефектности: Отношение измеренного значения превышения температуры нагрева контактного соединения к значению превышения температуры, измеренной на целом участке провода (шины), отстоящем отконтактного соединения на расстоянии не менее одного метра, либо на аналогичном участке провода (шины), находящемся в аналогичных условиях. 3.7 опорный башмак: Опорный узел места крепления стальной опоры к фундаменту, состоящий из вертикальных листов опорного башмака и опорной плиты. 3.8 подножник: Железобетонный фундамент, предназначенный для закрепления в грунте пространственных стальных опор. 3.9 превышение температуры: Разность между измеренной температурой нагрева и значением температуры окружающего воздуха. 3.10 техническое состояние объекта диагностирования: Состояние, которое характеризуется в определенный момент времени и в определенной среде значениями параметров, установленных технической документацией наобъект. 3.11 техническое диагностирование: Нахождение специалистами по техническому диагностированию мест отказов или неисправностей у объекта диагностирования и определение его фактического технического состояния поправилам, установленным соответствующей нормативно-технической документацией, с распознаванием причин изменения технического состояния с определенной погрешностью и прогнозированием дальнейшего техническогосостояния объекта диагностирования. 3.12 трасса ВЛ: Полоса земли, на которой сооружена ВЛ. БД - база данных БКС - болтовое контактное соединение Ж/б - железобетон ЗУ - заземляющее устройство КС - контактное соединение ПМО - программно-математическое обеспечение ЭУ – электроустановка
4 Общие положения
4.1 Объектами технического диагностирования в рамках данного стандарта являются: - фундаменты; - опоры; - провода, грозозащитные тросы; - линейная изоляция; - линейная арматура; - заземляющие устройства; - элементы грозозащиты; - трассы воздушных линий. 4.2 Работы по техническому диагностированию высоковольтных воздушных линий проводятся с целью решения следующих основных задач: - определение вида технического состояния; - поиск места отказа или неисправностей; - установление причин неисправностей, определение состава и срока ремонтно-восстановительных работ; - прогнозирование технического состояния, определение остаточного ресурса и составление рекомендаций по дальнейшей эксплуатации ВЛ. 4.3 Работы по техническому диагностированию выполняются экспертно-диагностическими центрами и диагностическими организациями (подрядчиками), для которых такой вид деятельности предусмотрен уставом и которыерасполагают необходимыми средствами технического диагностирования, нормативной и технической документацией на контроль и оценку оборудования по различным диагностическим параметрам в соответствии с СТО Газпром РД39-1.10-083 и имеют специалистов, обученных и аттестованных в соответствии с приложением 4 ПБ 03-440-02 [2] и ИСО 9712. Работы по техническому диагностированию выполняются по заказам ОАО "Газпром" или дочернихобществ и организаций ОАО "Газпром" (заказчиков). 4.4 По результатам работ по техническому диагностированию ВЛ производится ранжирование оборудования и конструкций по их остаточным эксплуатационным характеристикам с выделением их в следующие группы: - группа оборудования, характеристики которого позволяют продлить ресурс, включает в себя объекты с нормальными остаточными эксплуатационными характеристиками; - группа оборудования, требующего восстановительного ремонта, объединяющая объекты, остаточные эксплуатационные характеристики которых могут быть восстановлены в результате выполнения текущего или капитальногоремонтов; - группа оборудования, требующего замены, - объекты, остаточные эксплуатационные характеристики которых ниже нормируемых значений и не могут быть восстановлены в результате проведения ремонта, или ремонтэкономически нецелесообразен. 4.5 Периодичность технического диагностирования определяется, исходя из полученных результатов и эксплуатационной документации. 4.6 По окончании нормативного срока службы для определения объектов, требующих реконструкции, необходимо проведение технического диагностирования. 4.7 Работы по техническому диагностированию ВЛ необходимо планировать и проводить таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до истечения сроков эксплуатации элементов ВЛ, установленныхизготовителем. 4.8 Глубина поиска места отказа или неисправности должна соответствовать неразборным элементам ВЛ, а в случае трассы, фундаментов, опор, проводов и тросов - ограниченным участком данных элементов.
5 Порядок подготовки и проведения работ по техническому диагностированию высоковольтных воздушных линий
5.1 Настоящий стандарт устанавливает два этапа последовательно выполняемых работ по техническому диагностированию ВЛ. 5.1.1 Первый этап включает в себя: - сбор технической документации на обследуемую ВЛ; - ознакомление с условиями эксплуатации, дефектной ведомостью и технической документацией на обследуемую ВЛ; - составление плана работ, проведение инструктажа, оформление наряда-допуска; - подготовку и проверку приборов и диагностического оборудования для проведения измерений; - проведение визуально-оптического и измерительного контроля; - определение прочности металла элементов опор; - проведение контроля заземляющих устройств; - проведение теплового контроля; - оценку прочности бетона опор и фундаментов ультразвуковым методом; - составление схемы трассы ВЛ в электронном виде; - формирование термограмм, обработку и анализ результатов теплового контроля; - составление предварительного заключения о техническом состоянии ВЛ; - составление и подписание актов о проведенных работах. 5.1.2 Второй этап включает в себя: - обработку, анализ документации и результатов технического диагностирования; - разработку заключения о техническом состоянии и рекомендаций по результатам оценки технического состояния; - заполнение и обработку паспорта технического состояния оборудования; - ввод информации в базу данных. Рекомендуемый перечень работ по техническому диагностированию ВЛ приведен в приложении А. 5.2 Анализ технической документации 5.2.1 Анализ технической документации выполняется с целью: - ввода в паспорт технического состояния (приложение И) информации, содержащей технические характеристики и эксплуатационные сведения на этапе базовой паспортизации или уточнение этих сведений при периодическомконтроле в соответствии с СТО Газпром РД 39-1.10-083; - установления соответствия фактических условий эксплуатации обследуемого объекта паспортным данным; - определения динамики изменения технического состояния обследуемого объекта; - получения базовой информации для составления прогноза технического состояния, рекомендаций по эксплуатации и проведению ремонта. 5.2.2 Анализу подлежит следующая техническая документация: - документация изготовителя; - проект ВЛ; - схема электроснабжения объекта; - чертеж трассы; - журнал или ведомость дефектов; - протоколы штатных измерений и испытаний. 5.2.3 Особое внимание необходимо уделять анализу сведений о повреждениях и неисправностях элементов ВЛ. 5.2.4 Сведения об использовании технической документации и сведения о проводившихся испытаниях и ремонтных работах должны быть отмечены в Формуляре 2 и Формуляре 4 паспорта технического состояния соответственно. Форма паспорта технического состояния принимается в соответствии с приложением И. 5.3 Визуально-оптический и измерительный контроль 5.3.1 Визуально-оптический и измерительный контроль ВЛ проводится в соответствии с ГОСТ 23479 с целью выявления видимых деформаций элементов ВЛ, поверхностных или выходящих на поверхность дефектов и повреждений в материале конструкций ВЛ, образовавшихся при эксплуатации или монтаже. Визуально-оптический и измерительный контроль производится для трассы и следующихэлементов ВЛ: - фундаментов; - опор; - проводов, грозозащитных тросов; - линейной изоляции; - линейной арматуры; - заземляющих устройств; - элементов грозозащиты. 5.3.2 Визуально-оптический и измерительный контроль проводится в дневное время и независимо от наличия напряжения на ВЛ, в соответствии с приложением Б. 5.3.3 Визуально-оптический контроль производится невооруженным глазом и с применением оптических приборов: увеличительной лупы, в т.ч. измерительной, бинокля, фотоаппаратуры. Для измерительного контроляиспользуются: рулетки, линейки, штангенциркули, уровни, измерительные лупы. 5.3.4 Допускается применение других средств визуального и измерительного контроля при условии, что существуют инструкции и методики их применения. 5.3.5 Величины погрешностей применяемых средств измерения определяются по стандартам и техническим условиям на конкретные типы средств измерения. 5.3.6 Выбор условий контроля необходимо свести к обеспечению нормальных условий освещенности контролируемого объекта и взаимного расположения объекта контроля и аппаратуры в соответствии с ГОСТ 23479. 5.3.7 Операции контроля должны производиться с учетом климатических характеристик и требований размещения аппаратуры, изложенных в паспорте и инструкции по эксплуатации. 5.3.8 При визуально-оптическом контроле ВЛ проверяют отсутствие (наличие): - механических повреждений поверхностей элементов; - деформаций элементов конструкций; - трещин и других поверхностных дефектов, образовавшихся (получивших развитие) в процессе эксплуатации; - коррозионного и механического износа поверхностей; - фактов неправильного монтажа или эксплуатации. 5.3.9 При измерительном контроле состояния элементов ВЛ определяют: - размеры механических повреждений материала конструкций; - геометрические параметры элементов; - величины расстояний между элементами; - величины расстояний между элементами и объектами, находящимися в зоне ВЛ; - глубину коррозионных язв и размеры зон коррозионного повреждения, включая их глубину. 5.3.10 Для детального рассмотрения и фиксирования дефектов должен применяться цифровой фотоаппарат с оптическим увеличением не менее Ч12. 5.3.11 На основании полученных результатов и в соответствии с нормативно-технической документацией для данного типа ВЛ определяется техническое состояние элементов и состав ремонтно-восстановительных работ всоответствии с таблицей Б.1. 5.3.12 По результатам визуально-оптического и измерительного контроля оформляется Формуляр 5 паспорта технического состояния (приложение И). 5.4 Определение предела прочности металла элементов опор 5.4.1 Предел прочности металла элементов опор определяется косвенным методом - по значениям измерений твердости металла (приложение В). 5.4.2 Измерение твердости по Бринеллю производится переносными твердомерами ультразвукового или динамического действия непосредственно на элементах опор, испытывающих статические нагрузки. 5.4.3 Величины погрешностей применяемых средств измерения определяются по стандартам и техническим условиям на конкретные типы средств измерения. 5.4.4 Операции контроля должны производиться с учетом климатических характеристик и требований размещения аппаратуры, изложенных в паспорте и инструкции по эксплуатации. 5.4.5 В каждой контролируемой зоне должно быть сделано не менее трех измерений твердости по Бринеллю. 5.4.6 По среднеарифметическому значению твердости в зоне измерения в соответствии с ГОСТ 22761 определяется временное сопротивление, равное пределу прочности. 5.4.7 Полученные значения предела прочности сравниваются с нормативными значениями, указанными в проектной документации на соответствующую стальную конструкцию. 5.4.8 При несоответствии значений предела прочности металла нормативным требованиям проводятся дополнительные измерения. Количество дополнительных измерений определяют специалисты, проводящие измерения. Местоположение зон измерений твердости необходимо указать на карте контроля. 5.4.9 Результаты измерений и карты контроля заносятся в Формуляр 8 паспорта технического состояния (приложение И). 5.5 Контроль заземляющих устройств 5.5.1 Контроль заземляющих устройств производится с целью проверки соответствия параметров ЗУ нормативным требованиям РД 34.45-51.300-97 [3], ПУЭ [4]. 5.5.2 Основным параметром, характеризующим ЗУ ВЛ, является сопротивление ЗУ. 5.5.3 Дополнительными характеристиками ЗУ, с помощью которых производится оценка его состояния в процессе эксплуатации, являются удельное сопротивление грунта, интенсивность коррозионного разрушения, качество, надежность соединения и соответствие сечения элементов ЗУ нормативным требованиям. 5.5.4 В качестве основных приборов при измерениях параметров заземления опор ВЛ рекомендуются: измеритель сопротивления заземления и удельного сопротивления грунта, многофункциональные токовые клещи. 5.5.5 Кроме приборов, указанных в п. 5.5.4, могут быть применены приборы для измерения сопротивлений по методу амперметра-вольтметра, обладающие достаточной чувствительностью. 5.5.6 Величины погрешностей применяемых средств измерения определяются по стандартам и техническим условиям на конкретные типы средств измерения. 5.5.7 Операции контроля должны производиться с учетом климатических характеристик и требований размещения аппаратуры, изложенных в паспорте и инструкции по эксплуатации. 5.5.8 Измерение сопротивления ЗУ 5.5.8.1 Определение сопротивления, когда на ВЛ есть грозозащитный трос и его отсоединение невозможно или нецелесообразно, может проводиться по четырехполюсным схемам в соответствии с Г.3.1 (приложение Г): а) с независимым источником тока и измерительными приборами; б) с использованием измерителя сопротивления заземления. Производятся три измерения, при этом определяются три значения сопротивления R1, R2, R3. Сопротивление ЗУ находится по формуле (Г.1). 5.5.8.2 При небольших размерах ЗУ, когда ВЛ не имеет грозозащитного троса, определение сопротивления производится однократным измерением сопротивления ЗУ при расположении электродов по двухлучевой схеме, всоответствии с Г.3.2 (приложение Г). 5.5.8.3 Если заземление опоры ВЛ выполнено присоединением к общему заземляющему контуру, имеющему большие размеры, измерение сопротивления проводится в соответствии с Г.3.3 (приложение Г): а) по методу амперметра-вольтметра по схеме с использованием двух электродов (токового и потенциального); б) по четырехполюсной схеме с использованием измерителя сопротивления заземления и удельного сопротивления грунта. 5.5.8.4 Для измерения сопротивления ЗУ рекомендуется использовать многофункциональные токовые клещи, которые позволяют производить измерения только на одном проводе заземления без использования дополнительныхэлектродов, в соответствии с Г.3.4 (приложение Г). 5.5.8.5 Сопротивление заземляющих устройств опор ВЛ должно обеспечиваться и измеряться при токах промышленной частоты в период их наибольших значений в летнее время. Допускается производить измерение в другиепериоды с корректировкой результатов путем введения сезонного коэффициента, однако не следует производить измерение в период, когда на значение сопротивления заземляющих устройств оказывает существенное влияниепромерзание грунта. 5.5.9 Измерение удельного сопротивления грунта проводится: а) по четырехполюсной схеме с использованием измерителя сопротивления заземления и удельного сопротивления грунта в соответствии с Г.4.1 (приложение Г); б) по схеме с использованием трех электродов в соответствии с Г.4.2 (приложение Г). 5.5.10 Для выявления тенденции коррозии и прогнозирования срока службы заземлителей необходимо измерить электрохимический и поляризационный потенциал, удельное сопротивление грунта, определить наличие блуждающихтоков в земле. Измерения проводятся с помощью милливольтметра постоянного напряжения с входным сопротивлением в соответствии с Г.5 (приложение Г). 5.5.11 Результаты измерений заносятся в Формуляр 7 паспорта технического состояния (приложение И). 5.6 Тепловой контроль 5.6.1 При тепловом контроле температура элементов линейной изоляции и линейной арматуры ВЛ измеряется тепловизорами с разрешающей способностью не менее 0,1 °С, со спектральным диапазоном 8-12 μм в соответствии с РД34.45-51.300-97 [3]. 5.6.2 Операции контроля должны производиться с учетом климатических характеристик и требований к размещению аппаратуры, изложенных в паспорте и инструкции по эксплуатации. 5.6.3 Контролируемая тепловизором ВЛ во время проведения диагностических работ должна быть под напряжением. Контроль контактных соединений следует производить при нагрузке не менее 30% от номинальной РД 34.45-51.300-97 [3]. Контроль изоляции ВЛ следует начинать не ранее чем через шесть часов после подачи напряжения на ВЛ. 5.6.4 Тепловой контроль необходимо проводить при отсутствии солнца (в облачную погоду или ночью) и минимальном воздействии ветра в соответствии с приложением Д. 5.6.5 Дефектные места, фиксируемые с помощью тепловизора в виде термограмм, необходимо фотографировать в том же ракурсе. 5.6.6 Оценка теплового состояния ВЛ и ее частей в зависимости от условий их работы и конструкции может осуществляться: - по нормированным температурам нагрева (превышениям температуры); - избыточной температуре; - коэффициенту дефектности; - динамике изменения температуры во времени; - с изменением электрической нагрузки; - путем сравнения измеренных значений температуры в пределах фазы, между фазами, с заведомо исправными участками и т.п. Оценка проводится в соответствии с приложением Д. 5.6.7 Предельные значения температуры нагрева и ее превышения приведены в таблице Д.1. 5.6.8 Результаты измерений заносятся в Формуляр 6 паспорта технического состояния (приложение И). 5.6.9 Термограммы и фотографии заносятся в Приложение паспорта технического состояния (приложение И). 5.7 Оценка прочности бетона опор и фундаментов ультразвуковым методом 5.7.1 Прочность бетона опор и фундаментов определяется косвенным методом - по значениям скорости распространения продольных ультразвуковых волн в соответствии с приложением Е. 5.7.2 Оценка прочности непосредственно на железобетонных опорах и фундаментах металлических опор производится переносными ультразвуковыми приборами. 5.7.3 Величины погрешностей применяемых средств измерения определяются по стандартам и условиям на конкретные типы средств измерения. 5.7.4 Оценка прочности должна производиться с учетом климатических характеристик и требований размещения аппаратуры, изложенных в паспорте и инструкции по эксплуатации. 5.7.5 Оценке прочности подвергаются: - железобетонные опоры ВЛ на уровне 0, 100 и 200 см от уровня заделки в грунте с четырех сторон; - железобетонные фундаменты металлических опор ВЛ на уровне земли с четырех сторон. На каждом уровне с каждой стороны должно быть сделано не менее двух измерений в поперечном и продольном направлении относительновертикальной оси опоры или фундамента. За результаты принимается среднеарифметическое значение измерений в каждом направлении на каждом уровне. 5.7.6 Прочность бетона определяется по значениям скорости распространения ультразвуковых волн. Соотношение между скоростью распространения продольных ультразвуковых волн и прочностью бетона исследуемых конструкций определяют по экспериментально установленным градуировочным зависимостям "скоростьраспространения ультразвука - прочность бетона". 5.7.7 Полученные значения прочности бетона сравниваются с нормативными данными для конкретного объекта. 5.7.8 Результаты измерений заносятся в Формуляр 9 паспорта технического состояния (приложение И).
6 Методика принятия решений по результатам технического диагностирования
6.1 При проведении технического диагностирования ВЛ выявляются дефекты и определяются значения диагностических параметров. 6.2 Оценка текущего технического состояния ВЛ проводится на основе анализа технической документации и анализа параметров состояния элементов ВЛ, полученных при техническом диагностировании. 6.3 Определение технического состояния элементов ВЛ 6.3.1 Техническое состояние фундаментов определяется следующими параметрами: - наличием (отсутствием) просадки или набухания грунта вокруг фундаментов; - разностью вертикальных отметок верха подножников; - прочностью бетона конструкций; - разностью расстояний между осями подножников в плане; - шириной раскрытия трещин в бетоне; - наличием (отсутствием) оголения арматуры; - значением фактической площади поперечного сечения несущей арматуры; - наличием (отсутствием) пористости бетона; - наличием (отсутствием) отслоения поверхностного слоя бетона; - наличием (отсутствием) деформированных или срезанных анкерных болтов. 6.3.2 Техническое состояние опор определяется следующими параметрами: - наличием (отсутствием) просадки или набухания грунта вокруг приставок и опор; - прочностью металла элементов опор; - наличием (отсутствием) трещин в сварных швах; - прочностью бетона железобетонных стоек опор; - отклонением опор от вертикальной оси вдоль и поперек оси ВЛ; - углом наклона стоек портальных или одностоечных железобетонных опор вдоль или поперек оси ВЛ; - расстоянием между стойками железобетонной портальной опоры; - размером трещин в бетоне железобетонных стоек; - стрелой прогиба элементов металлических опор; - площадью поперечного сечения оттяжек; - тяжением в оттяжках; - степенью затяжки гаек и контргаек на анкерных болтах; - наличием (отсутствием) условных обозначений; - наличием (отсутствием) темных полос на бетоне; - наличием (отсутствием) оголения поперечной арматуры стоек железобетонных опор; - наличием (отсутствием) раковин в бетоне стоек железобетонных опор; - наличием (отсутствием) коррозии металлических элементов (деталей); - наличием (отсутствием) отслоения поверхностного слоя бетона стоек железобетонных опор; - наличием (отсутствием) лакокрасочного покрытия металлических опор; - наличием (отсутствием) или несоответствием гаек диаметрам анкерных болтов. 6.3.3 Техническое состояние проводов и грозозащитных тросов определяется следующими параметрами: - распределением температуры по длине провода; - значением фактической стрелы провеса провода, троса; - наличием (отсутствием) обрывов проволок в проводах и тросах; - наличием (отсутствием) повреждения изоляции проводов; - наличием (отсутствием) набросов посторонних предметов на провода и грозозащитные тросы. 6.3.4 Техническое состояние линейной изоляции определяется следующими параметрами: - распределением температуры элементов линейной изоляции; - величиной отклонения изолирующих поддерживающих подвесок от вертикального положения; - наличием (отсутствием) трещинообразования на изолирующем элементе; - наличием (отсутствием) боя фарфора или стекла изолятора; - наличием (отсутствием) загрязненности поверхности изоляторов. 6.3.5 Техническое состояние линейной арматуры определяется следующими параметрами: - распределением температуры контактных соединений и элементов арматуры, нагрев которых может быть обусловлен протеканием по ним электрического тока; - величиной расстояний между соединительными (ремонтными) зажимами в пролете; - наличием (отсутствием) трещинообразования, раковин, оплавлений, изгибов; - наличием (отсутствием) следов сплошной коррозии; - наличием (отсутствием) шплинтовки деталей сцепной арматуры; - наличием (отсутствием) смещения гасителей вибрации от мест установки, предусмотренных проектом. 6.3.6 Техническое состояние заземляющих устройств определяется следующими параметрами: - значением сопротивления цепи заземления; - значением удельного сопротивления грунта; - значением электрохимического окислительно-восстановительного потенциала; - площадью сечения заземляющих спусков; - надежностью соединения заземляющего проводника с опорой и заземлителем; - наличием (отсутствием) повреждений или обрывов заземляющих спусков на опоре и у земли: - наличием (отсутствием) коррозии металла элементов; - наличием (отсутствием) выступания заземлителей над поверхностью земли. 6.3.7 Техническое состояние элементов грозозащиты определяется следующими параметрами: - распределением температуры по высоте и периметру покрышки ограничителя перенапряжения; - надежностью соединения заземляющего проводника грозозащитного троса со спусками или телом опоры; - наличием (отсутствием) ожогов электрической дугой, трещин, расслоений и царапин наружной поверхности разрядников, ограничителей перенапряжения; - наличием (отсутствием) оплавлений на электродах внешнего искрового промежутка; - наличием (отсутствием) срабатывания разрядников, ограничителей перенапряжения. 6.3.8 Техническое состояние трассы ВЛ определяется следующими параметрами: - расстоянием по горизонтали между проводами ВЛ и кронами деревьев; - высотой растительности в зоне ВЛ; - наличием (отсутствием) засорения зоны ВЛ. 6.4 В зависимости от выявленных дефектов и значений диагностических параметров элементов ВЛ анализ может состоять из одного, двух или трех последовательно выполняемых этапов. 6.5 На первом этапе анализа проверяется соответствие значений диагностических параметров нормативным требованиям. 6.6 При соответствии диагностических параметров ВЛ требованиям эксплуатационной и нормативной документации техническое состояние ВЛ оценивается как "исправное" (И), и дальнейший анализ не проводится. Срок продления эксплуатации определяется сроком проведения следующего обследования, определенным в ходе технической диагностики. При несоответствии диагностических параметров требованиям эксплуатационной и нормативной документации проводится дальнейший анализ. 6.7 На втором этапе проверяется соответствие значений диагностических параметров критериям работоспособности в соответствии с приложениями Б, В, Г, Д. 6.8 При соответствии значений диагностических параметров критериям работоспособности состояние ВЛ оценивается как "неисправное работоспособное" (HP), и разрабатываются рекомендации по технической эксплуатации илипроведению |