Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31.08.59 Офтальмология (2018 год)

 

  Главная      Тесты 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа государственной итоговой аттестации по специальности 31.08.59 Офтальмология (2018 год)

 

 

3
Содержание
I. Общие положения
II. Требования к государственной итоговой аттестации
III. Государственная итоговая аттестация
IV. Критерии оценки ответа выпускника
V. Рекомендуемая литература
3
4
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Программа государственной итоговой аттестации выпускников
основной профессиональной образовательной программы высшего
образования
- программы подготовки кадров высшей квалификации в
ординатуре по специальности
31.08.59 Офтальмология разработана на
основании:
− Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ от 02.03.2016) «Об
образовании в Российской Федерации» (опубликован в издании «Собрание
законодательства Российской Федерации», 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19,
ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014,
№ 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст.
3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14,
ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241;
2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78);
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
26.08.2014
№ 1102 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.59
Офтальмология
(уровень подготовки кадров высшей квалификации)»
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2014, № 34470);
− Приказа Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1258 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам высшего образования
- программам
ординатуры» (зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2014 № 31136);
− Приказа Минобрнауки России от 18.03.2016 № 227 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам высшего образования
- программам
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
(адъюнктуре),
программам
ординатуры,
программам
ассистентуры-стажировки»
(зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2016 № 41754);
− Устава Академии;
− локальных нормативных актов, регулирующих организацию и
проведение государственной итоговой аттестации.
1.2. Государственная итоговая аттестация в структуре программы
ординатуры
Государственная итоговая аттестация относится в полном объеме к
базовой части программы - Блок 3. Государственная итоговая аттестация - и
завершается присвоением квалификации врач- офтальмолог.
В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит подготовка к
сдаче и сдача государственного экзамена.
Трудоемкость освоения программы государственной итоговой
аттестации выпускников основной профессиональной образовательной
программы высшего образования - программы подготовки кадров высшей
4
5
квалификации в ординатуре по специальности
31.08.59 Офтальмология
составляет 3 зачетных единицы, из них: 2 зачетных единицы приходятся на
подготовку к государственному экзамену и
1 зачетная единица
-
государственные итоговые испытания в форме государственного экзамена.
II. ТРЕБОВАНИЯ
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Государственная итоговая аттестация выпускников основной
профессиональной образовательной программы высшего образования
-
программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по
специальности 31.08.59 Офтальмология должна выявлять теоретическую и
практическую подготовку врача-офтальмолога в соответствии с
требованиями ФГОС ВО по специальности.
Обучающиеся допускаются к государственной итоговой аттестации
после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом
программы ординатуры по специальности
31.08.59 Офтальмология.
Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию,
выдается диплом об окончании ординатуры, подтверждающий получение
высшего образования по программе ординатуры по специальности 31.08.59
Офтальмология.
Обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию в
связи с неявкой на государственную итоговую аттестацию по
неуважительной причине или в связи с получением оценки
«неудовлетворительно» отчисляются из организации с выдачей справки об
обучении как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению
образовательной программы и выполнению учебного плана.
Обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию в
связи с неявкой на государственную итоговую аттестацию по уважительной
причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или
государственных обязанностей, вызов в суд, транспортные проблемы (отмена
рейса, отсутствие билетов), погодные условия или в других случаях,
перечень которых устанавливается организацией самостоятельно), вправе
пройти ее в течение 6 месяцев после завершения государственной итоговой
аттестации.
III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Государственная итоговая аттестация проводится в форме
государственного
экзамена,
состоящего из двух этапов:
1)
междисциплинарного тестирования;
2)
устного собеседования по
дисциплинам и
(или) модулям образовательной программы, результаты
освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной
деятельности выпускников.
5
6
Государственная
итоговая
аттестация
включает
оценку
сформированности у обучающихся компетенций, предусмотренных
ФГОС ВО по специальности 31.08.59 Офтальмология (уровень подготовки
кадров высшей квалификации), путём оценки знаний, умений и владений в
соответствии с содержанием программы подготовки кадров высшей
квалификации в ординатуре по специальности 31.08.59 Офтальмология, и
характеризующих их готовность к выполнению профессиональных задач,
соответствующих квалификации - врач-офтальмолог.
Перечень компетенций,
оцениваемых на государственной итоговой аттестации
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать
следующими универсальными компетенциями (далее - УК):
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать
социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
готовностью к участию в педагогической деятельности по программам
среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего
фармацевтического образования, а также по дополнительным
профессиональным программам для лиц,
имеющих среднее
профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке
государственной
политики
и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать
профессиональными компетенциями (далее - ПК):
В профилактической деятельности:
- готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на
сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование
здорового образа жизни, предупреждение возникновения и
(или)
распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и
условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение
вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
- готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров,
диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми
и хроническими больными (ПК-2);
- готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий,
организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при
ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных
чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
- готовностью к применению социально-гигиенических методик сбора и
медико-статистического анализа информации о показателях здоровья
взрослых и подростков (ПК-4);
6
7
В диагностической деятельности:
- готовностью к определению у пациентов патологических состояний,
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с
Международной статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем (ПК-5);
В лечебной деятельности:
- готовностью к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании
офтальмологической медицинской помощи (ПК-6);
- готовностью к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных
ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
Вреабилитационной деятельности:
- готовностью к применению природных лечебных факторов, лекарственной,
немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в
медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
В психолого-педагогической деятельности:
- готовностью к формированию у населения, пациентов и членов их семей
мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и
здоровья окружающих (ПК-9);
В организационно-управленческой деятельности:
- готовностью к применению основных принципов организации и
управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и
их структурных подразделениях (ПК-10);
- готовностью к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с
использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
- готовностью к организации медицинской помощи при чрезвычайных
ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
При разработке программы ординатуры по специальности
31.08.59
Офтальмология все универсальные и профессиональные компетенции
включаются в набор требуемых результатов освоения программы
ординатуры.
I этап. Междисциплинарное тестирование
Междисциплинарное тестирование осуществляется по утвержденным
материалам фонда оценочных средств, разработанным в соответствии с
паспортом компетенций обучающихся по специальности
31.08.59
Офтальмология и размещенным в информационной
системе
организационного управления (далее - ИСОУ) Академии. Индивидуальное
тестирование обучающегося включает
100 тестовых заданий. Процедура
междисциплинарного тестирования осуществляется в компьютерных классах
Академии.
Примеры контрольно-измерительных материалов, выявляющих
результаты освоения выпускником программы ординатуры
7
8
1.Инструкция: выберите один правильный ответ:
Лечение абсцесса орбиты:
А. медикаментозная терапия;
Б. хирургическое лечение;
В. хирургическое и медикаментозное лечение;
Г. лучевая терапия;
Д. динамическое наблюдение.
Ответ: В.
2.Инструкция: установите соответствие между позициями, представленными
в обозначенных колонках. Для каждого буквенного компонента левой
колонки выберите пронумерованный элемент правой колонки. Каждый
пронумерованный элемент правой колонки может быть выбран один раз,
более одного раза или не выбран совсем.
Локализация перелома орбиты
Симптомы
А. Перелом нижней стенки
1. энофтальм;
орбиты
2. периорбитальная гематома;
Б. Перелом внутренней стенки
3. гематома верхнего века;
орбиты
4. анестезия области нижнего века, щеки,
В. Перелом верхней стенки
соответствующей стороны носа, верхней
орбиты
губы, десен;
Г. Перелом наружной стенки
5. диплопия;
орбиты
6. нарушение подвижности глаза при взгляде
кнутри;
7. крепитация в области скуловой кости;
8. ссадины и гематома в области нижнего
века;
9. подкожная эмфизема;
10. дислокация глазного яблока вниз или
аксиально
Ответ: А - 1, 4, 5, 8; Б - 2, 6, 9; В - 3, 10; Г - 7.
3.Инструкция: установите правильную последовательность. Ответы внесите
в таблицу в избранной последовательности. Установите последовательность
развития симптомов при варикозном расширении вен орбиты
А. расширение вен орбиты;
Б. атрофия орбитальной клетчатки;
В. замедление кровотока в орбитальных венах;
Г. энофтальм;
Д. отек орбитальных тканей.
8
9
Ответ:
1
2
3
4
5
А
В
Д
Б
Г
4.Инструкция: выберите все правильные ответы:
Человеческий лейкоцитарный антиген HLA-B27 ассоциируется с острым
передним увеитом и следующими заболеваниями:
А. анкилозирующим спондилитом (болезнь Бехтерева);
Б. остеохондрозом;
В. паховыми грыжами;
Г. синдромом Рейтера;
Д. псориатическим артритом.
Ответ: А, Г, Д.
II этап. Устное собеседование по дисциплинам и (или) модулям
образовательной программы, результаты освоения которых имеют
определяющее значение для профессиональной деятельности
выпускников
Устное собеседование является одной из форм проведения
государственного экзамена. Основой для устного собеседования являются
экзаменационные билеты, включающие:
1.
Контрольные вопросы, выявляющие теоретическую подготовку
выпускника.
2.
Контрольные задания, выявляющие практическую подготовку
выпускника.
3.
Ситуационная задача, выявляющая сформированность компетенций,
предусмотренных ФГОС ВО по специальности 31.08.59 Офтальмология.
Перечень контрольных вопросов, выявляющих теоретическую
подготовку выпускника
1.
Нормальная анатомия орбиты, стенки костной орбиты, содержимое
костных каналов и его связь с полостями черепа.
2.
Конъюнктивиты - этиология, клиника, лечебная тактика.
3.
Блефариты - классификация, тактика лечения.
4.
Функции фиброзной оболочки глаза, строение решетчатой пластинки.
5.
Слои роговицы, функции роговицы, современные методы
исследования.
6.
Герпетический кератит - клиника, лечение, профилактика.
7.
Клиника передних увеитов различной этиологии, системные синдромы,
сопровождающиеся развитием воспаления сосудистого тракта.
8.
Васкулиты сетчатки - клиника, диагностика.
9
10
9.
Диабетическая ретинопатия
- классификация, клиника, раннее
выявление, лечение.
10.
Гипертоническая ангиоретинопатия
- клиника, медикаментозное
сопровождение.
11.
Окклюзия центральной артерии сетчатки - клиника, лечение.
12.
Окклюзия центральной вены сетчатки и ее ветвей - основы патогенеза,
тактика лечения в острый период.
13.
Катаракта - виды микрохирургических вмешательств. Интраокулярные
линзы.
14.
Анатомия дренажной системы глаза.
15.
Первичная открытоугольная глаукома. Ранняя диагностика, объем
необходимого обследования.
16.
Первичная закрытоугольная глаукома - классификация, лечение.
17.
Отслойка сетчатки - симптомы, дифференциальный диагноз, лечебная
тактика.
18.
Виды хирургических вмешательств при глаукоме.
19.
Осложнения хирургии катаракты.
20.
Проникающие ранения глазного яблока - признаки, тактика.
21.
Контузии глазного яблока.
22.
Синдром сухого глаза - причины, диагностика, лечение.
23.
Анатомия и физиология зрительных путей.
24.
Оптический неврит - причины, лечение.
25.
Ишемические оптические нейропатии - клиника, диагностика, лечение.
26.
Хороидальная неоваскуляризация
- диагностика, антиангиогенная
терапия.
27.
Дакриоцистит - клиника, лечение.
28.
Опухоли придаточного аппарата глаза
- виды, дифференциальный
диагноз.
29.
Причины одностороннего экзофтальма.
30.
Виды внутриглазных опухолей, дифференциальная диагностика.
Перечень контрольных заданий, выявляющих практическую
подготовку выпускника
1.
Проведите исследование остроты зрения.
2.
Проведите исследование рефракции.
3.
Проведите исследование объема движения экстраокулярных мышц
глаза.
4.
Проведите исследование афферентных зрачковых нарушений.
5.
Дайте описание клиники острого приступа закрытоугольной глаукомы.
6.
Проведите тонометрию по Маклакову.
7.
Перечислите признаки воспаления сосудистой оболочки глаз.
8.
Перечислите препараты первого выбора для лечения впервые
выявленной открытоугольной глаукомы.
9.
Перечислите признаки проникающего ранения глазного яблока.
10
11
10.
Перечислите возможные причины острой потери зрения.
11.
Определите тактику ургентной помощи при остром приступе
глаукомы.
12.
Перечислите возможные причины болей в орбите.
13.
Перечислите клинические признаки воспаления роговицы.
14.
Проведите исследование тактильной чувствительности роговицы.
15.
Перечислите противовирусные препараты для лечения аденовирусной
инфекции органа зрения.
16.
Определите объем необходимого обследования пациента при
подозрении на глаукому.
17.
Опишите порядок исследования рефракции у детей и возможные
способы коррекции аномалий рефракции.
18.
Перечислите виды хирургических способов коррекции аметропий.
19.
Проведите исследование аккомодации глаза.
20.
Перечислите противопоказания к проведению микрохирургических
вмешательств на глазном яблоке при катаракте.
21.
Приведите описание клинических проявлений острого дакриоцистита.
22.
Перечислите возможные варианты доставки лекарственных средств к
тканям глазного яблока.
23.
Опишите клинические признаки химического ожога глаза и
неотложную помощь при этом состоянии.
24.
Перечислите противопоказания к проведению аппланационной
тонометрии.
25.
Проведите гониоскопию. Перечислите опознавательные зоны угла
передней камеры.
26.
Определите тактику ургентной помощи при окклюзии центральной
артерии сетчатки.
27.
Определите алгоритм ведения пациента с окклюзией центральной вены
сетчатки и ее ветвей.
28.
Методы диагностики и мониторирования макулярного отека сетчатки.
29.
Перечислите показания к лазерному лечению при окклюзии
центральной вены сетчатки.
30.
Опишите клинические признаки вторичной неоваскулярной глаукомы
и способы ее лечения.
Примеры ситуационных задач, выявляющих сформированность
компетенций выпускника, регламентированных образовательной
программой ординатуры:
Больная Р., 65 лет. В анамнезе контузионная травма правого глаза.
Операция: удаление подвывихнутого мутного хрусталика с имплантацией
ИОЛ. Послеоперационные осложнения: гемофтальм, отслойка сетчатки, по
поводу которых проведены множественные оперативные вмешательства
(циркляж, криопексия, витрэктомия, введение перфторорганических
11
12
соединений (ПФОС) и эндолазеркоагуляция, удаление ПФОС и введение
силикона). Больная получала инстилляции дексаметазона и периодически
парабульбарнодипроспан. Через 2 года после последней операции обратилась
с жалобами на ухудшение зрения на левом глазу. Объективно: OD
(травмированный глаз) - картина хронического вялотекущего увеита, острота
зрения - неправильная светопроекция. OS - небольшая перикорнеальная
инъекция глазного яблока, на эндотелии множество преципитатов нижнем
сегменте роговицы, радужка отечна с единичными новообразованными
сосудами; фибрин на капсуле хрусталика; в стекловидном теле плавающие
помутнения. Глазное дно (OS) - ДЗН гиперемирован, границы смазаны, вены
расширены, в макулярной области отек, по периферии
мелкие
хориоретинальные очажки Далена-Фукса. Острота зрения - 0,2 н/к.
Инструкция: «Выберите один правильный ответ»
Наиболее вероятный диагноз (OS) в данном случае:
А. Грануломатозныйувеит;
Б. Симпатическая офтальмия;
В. Подострый приступ закрытоугольной глаукомы;
Г. Эндокринная офтальмопатия;
Д. Меланома хориоидеи.
Ответ: Б
Наиболее эффективный метод лечения в данном случае:
А. Системное назначение кортикостероидов;
Б. Энуклеация левого глаза;
В. Энуклеация правого глаза;
Г. Применение цитостатиков;
Д. Внутривенное введение антибиотиков широкого спектра действия.
Ответ: В
Очаги Далена-Фукса представляют собой:
А. Дистрофические очаги;
Б. Очаги пигментации;
В. Отек сетчатки;
Г. Гранулемы, расположенные между мембраной Бруха и пигментным
эпителием;
Д. Друзы.
Ответ: Г.
Примеры экзаменационных билетов для собеседования
12
13
Билет
1.
Виды хирургических вмешательств при глаукоме.
2.
Перечислите клинические признаки воспаления роговицы.
3.
Больная Р., 65 лет. В анамнезе контузионная травма правого глаза.
Операция: удаление подвывихнутого мутного хрусталика с имплантацией
ИОЛ. Послеоперационные осложнения: гемофтальм, отслойка сетчатки, по
поводу которых проведены множественные оперативные вмешательства
(циркляж, криопексия, витрэктомия, введение перфторорганических
соединений (ПФОС) и эндолазеркоагуляция, удаление ПФОС и введение
силикона). Больная получала инстилляции дексаметазона и периодически
парабульбарнодипроспан. Через 2 года после последней операции обратилась
с жалобами на ухудшение зрения на левом глазу. Объективно: OD
(травмированный глаз) - картина хронического вялотекущего увеита, острота
зрения - неправильная светопроекция. OS - небольшая перикорнеальная
инъекция глазного яблока, на эндотелии множество преципитатов нижнем
сегменте роговицы, радужка отечна с единичными новообразованными
сосудами; фибрин на капсуле хрусталика; в стекловидном теле плавающие
помутнения. Глазное дно (OS) - ДЗН гиперемирован, границы смазаны, вены
расширены, в макулярной области отек, по периферии мелкие
хориоретинальные очажки Далена-Фукса. Острота зрения - 0,2 н/к.
Инструкция: «Выберите один правильный ответ»
Наиболее вероятный диагноз (OS) в данном случае:
А. Грануломатозныйувеит;
Б. Симпатическая офтальмия;
В. Подострый приступ закрытоугольной глаукомы;
Г. Эндокринная офтальмопатия;
Д. Меланома хориоидеи.
Ответ: Б
Наиболее эффективный метод лечения в данном случае:
А. Системное назначение кортикостероидов;
Б. Энуклеация левого глаза;
В. Энуклеация правого глаза;
Г. Применение цитостатиков;
Д. Внутривенное введение антибиотиков широкого спектра действия.
Ответ: В
Очаги Далена-Фукса представляют собой:
А. Дистрофические очаги;
Б. Очаги пигментации;
В. Отек сетчатки;
13
14
Г. Гранулемы, расположенные между мембраной Бруха и пигментным
эпителием;
Д. Друзы.
Ответ: Г.
IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА ВЫПУСКНИКА
4.1. Критерии оценки при междисциплинарном тестировании:
Отлично - правильных ответов 90-100%.
Хорошо - правильных ответов 80-89%.
Удовлетворительно - правильных ответов 70-79%.
Неудовлетворительно - правильных ответов 69% и менее.
4.2. Критерии оценки ответов обучающихся при собеседовании:
Характеристика ответа
Оценка
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана
Отлично
совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в
свободном оперировании понятиями, умении выделить
существенные и несущественные его признаки, причинно-
следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне
понимания его в системе данной науки и междисциплинарных
связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен научным
языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию
обучающегося.
Практические (и/или лабораторные) работы выполнены в полном
объеме, теоретическое содержание курса освоено полностью,
необходимые практические навыки работы в рамках учебных
заданий сформированы, все предусмотренные программой учебные
задания выполнены, качество их выполнения оценено числом
баллов, близким к максимальному
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана
Хорошо
совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно
раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается
четкая структура, логическая последовательность, отражающая
сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об
объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной
науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным
языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в
определении
понятий,
исправленные
обучающимся
самостоятельно в процессе ответа или с помощью преподавателя.
Практические (и/или лабораторные) работы выполнены в полном
объеме, теоретическое содержание курса освоено полностью,
необходимые практические навыки работы в рамках учебных
заданий в основном сформированы, все предусмотренные
программой обучения учебные задания выполнены, качество
выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким
14
15
Характеристика ответа
Оценка
к максимальному
Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ.
Удовлетворительно
Логика и последовательность изложения имеют нарушения.
Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов.
Обучающийся не способен самостоятельно выделить
существенные и несущественные признаки и причинно-
следственные связи. Обучающийся может конкретизировать
обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения
только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует
поправок, коррекции.
Практические
(и/или лабораторные) работы выполнены,
теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые
практические навыки работы в рамках учебных заданий в
основном сформированы, большинство предусмотренных
программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из
выполненных заданий, возможно, содержат ошибки
Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания
Неудовлетворительно
по теме вопроса с существенными ошибками в определениях.
Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения.
Обучающийся не осознает связь данного понятия, теории, явления
с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы,
конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная.
Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не
приводят к коррекции ответа обучающегося не только на
поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
Практические (и/или лабораторные) работы выполнены частично,
теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые
практические навыки работы в рамках учебных заданий не
сформированы, большинство предусмотренных программой
обучения учебных заданий не выполнено либо качество их
выполнения оценено числом баллов близким к минимальному. При
дополнительной самостоятельной работе над материалом курса,
при консультировании преподавателя, возможно повышение
качества выполнения учебных заданий
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.
Астахов Ю.С., Даль Н.Ю. Офтальмоскопия, 2011.
2.
Кански Дж. Клиническая офтальмология. Систематизированный
подход. 2010.
3.
Национальное руководство по глаукоме.
/ Под ред. Егоров Е.А.,
Астахова Ю.С., Щуко А.Г. ГЭОТАР, 2008.
4.
Никифоров А.С., Гусева М.Р. Нейроофтальмология: руководство. Гэотар-
медиа, 2008.
15
16
5.
Офтальмология: Национальное руководство. Под ред. С.Э. Аветисова,
Е.А. Егорова, Л.К. Мошетовой, В.В. Нероева, Х.П. Тахчиди. - М.: ГЭОТАР-
Медиа, 2008. 944 с.
6.
Офтальмология: Национальное руководство. Краткое издание. Под ред.
С.Э. Аветисова, Е.А. Егорова, Л.К. Мошетовой, В.В. Нероева, Х.П. Тахчиди.
- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 736 с.
7.
Сергиенко В.И. и др. Топографическая анатомия и оперативная
хирургия головы и шеи. Гэотар-медиа. 2010.
8.
Чарльз С., Кальсада Х., Самойлов А.Н. Микрохирургия стекловидного
тела и сетчатки. 2012.
Дополнительная:
1.
Офтальмология. Учебник для ВУЗов/ ред. проф. Е.И.Сидоренко
-
ГЭОТАР-МЕД, 2003.
2.
Клинический атлас Травмы глаза. Гундорова Р.А. Кашников
В.В. Нероев; Новосибирск С.О. РАМН, 2005.
3.
Аветисов С.Э., Мамиконян В.В..Кераторефракционная хирургия. - М.,
Полигран, 1993.
4.
Аветисов Э.С. Близорукость, изд. второе. - М., «Медицина», 2002.
5.
Аветисов Э.С., Розенблюм Ю.З. Оптическая коррекция зрения. - М.,
1981.
6.
Астахов Ю.С. и др. Глазные болезни. СПб., 2004.
7.
Атлас глазных болезней / под редакцией Н.А.Пучковской/, - М., 1981.
8.
Балашевич Л.И. Глазные проявления диабета. - СПб., 2004.
9.
Балашевич Л.И. Рефракционная хирургия. - СПб, МАПО, 2000.
10. Близорукость, нарушения рефракции, материалы международного
симпозиума. М., 2001.
11. Бровкина А.Ф. Руководство по офтальмоонкологии. - М., 2001.
12. Бровкина А.Ф., Пачес А.И. Болезни орбиты. - М., 1995.
13. Ванштейн Е.С. Основы рентгенодиагностики в офтальмологии. - М.,
1967.
14. Волков В.В. Глаукома при псевдонормальном давлении. - М., 2001.
15. Воробьев А.А. и др. Клиническая анатомия и оперативная хирургия
головы и шеи. Элби, 2008.
16. Глазные болезни / под редакцией В. Г. Копаевой/, - М., 2003.
17. Гундорова Р.А. Кашников В.В. Повреждения глаз в чрезвычайных
ситуациях. - М., 2002.
18. Гундорова Р.А., Малаев А.А., Южаков A.M.. Травмы глаза.
- М.,
Медицина, 1986.
19. Гундорова Р.А., Нероев В.В., Антонюк С.В..Факоэмульсификация
травматических катаракт. - М., 2003.
20. Густов А.В. и др. Практическая нейроофтальмология. Н.Новгород, 2000.
21. Дедов И.И. и др. Сахарный диабет: ретинопатия, нефропатия. - М., 2001.
16
17
22. Джалиашвили О.А. и др. Первая помощь при заболеваниях и
повреждениях глаз. - СПб., 1999.
23. Захаров В.Д.. Витреоретинальная хирургия. - М., 2003.
24. Зиангирова Г.Г. и др. Опухоли сосудистого тракта глаза. М., 2003.
25. Катаргина Л.А. Архипова Л.Т. Увеиты. - М., 2004.
26. Кацнельсон Л.А, Танковский В.Э. Увеиты. - М., 1994.
27. Кацнельсон Л.А. Форофонова Т.И. Бунин А.Я. Сосудистые заболевания
глаза. - М., 1990.
28. Киваев А.А. Шапиро Е.И. Контактная коррекция зрения. - М., 2000.
29. Клиника, диагностика и лечение офтальмохламидиоза для врачей. - М.,
2004.
30. Клиническая физиология зрения. / под редакцией А. М. Шамшиновой,
А.А.Яковлева, Е.В.Романовой, - М., 2002.
31. Клинический атлас патологии глазного дна
/
под редакцией
Лысенко B.C. Канцельсон Л.А. / - М.: ГЭОТАР, 2004 г.
32. Коровенков Р.И. Глазные симптомы, синдромы, болезни (справочник).
СПб.,1999.
33. Куренков В.В. Руководство по эксимерлазерной хирургии роговицы. - М,
изд-во РАМН, 2002. 400 с.
34. Лойт А.А., Каюков А.В. Хирургическая анатомия головы и шеи,
Медпресс, 2006.
35. Майчук Ю.Ф. «Паразитарные заболевания глаз», - М., 1988.
36. Майчук Ю.Ф. Вирусные заболевания глаз. - М., 1981.
37. Махачева З.А. и др. СПИД и глаз. Махачкала, 2001.
38. Морозов В.И. Яковлев А.А.
«Фармакотерапия глазных болезней»
справочник. - М, 2001.
39. Наследственные и врожденные заболевания сетчатки и зрительного нерва
/ под редакцией Шамшиновой А.М., - М., Медицина, 2001.
40. Нестеров А.П. Глаукома. - М., 1995.
41. Петров С.Ю. Анатомия глаза и его придаточного аппарата, - М., 2003.
42. Пучковская Н.А. и др. Ожоги глаз. - М., 2001.
43. РабкинЕ.Б.. Полихроматические таблицы. Минск, 1998.
44. Работа офтальмолога в условиях чрезвычайных ситуаций. Пособие для
врачей. Сост.: Гундорова с соавт., - М., 2000. - 8 с.
45. Рациональная фармакотерапия в офтальмологии, руководство для врачей
/под редакцией Е.А. Егорова/ - М., из. Литтерра 2004.
46. РозенблюмЮ.З. с соавт. Компьютер и орган зрения. - М., 1999.
47. РозенблюмЮ.З..Оптометрия. 1996.
48. СёминаЕ.А.. Синдром ретробульбарного неврита. - М.: Издат., 1994.
49. Слонимский Ю.Б., Герасимов А.С.. Рефракционная сквозная пересадка
роговицы. Хирургия кератоконуса. Расчётные таблицы. - М., Новелла, 1992.
50. Сомов Е.Е. Клиническая анатомия органа зрения. - М., 2005.
51. Степанов А.В. и др. Контузия глаза. - СПб., 2005.
52. ТанковскийВ.Э. «Тромбозы вен сетчатки», - М., 2000.
17
18
53. Тарасова Л.Н. и др. «Глазной ишемический синдром», - М., 2003.
54. Трон Е.Ж. Заболевания зрительного пути. - М., 1965.
55. Федоров С.Н. и др. Глазные болезни, учебник, - М., 2000.
56. Флюоресцентная ангиография в диагностике, патологии глазного дна /под
редакцией Нероева В.В., Рябиной М.В., - М., 2005.
57. Фридман Ф.Е. с соавт. Ультразвук в офтальмологии. - М., 1989.
58. Хирургическое лечение кератоконуса. Методические рекомендации.
Сост.: Батманов Ю.Е. Слонимский А.Ю., - М., 2004. - 13 с.
59. Ченцова О.Б. Туберкулёз глаз. - М., Медицина, 1990. - 256 с.
60. Шамшинова А.М., Волков В.В. Функциональные методы исследования в
офтальмологии. - М., Медицина, 1998.
61. Шульпина Н.Б. Биомикроскопия глаза. -М., 1974.
18
3
Содержание
I. Общие положения
II. Требования к государственной итоговой аттестации
III. Государственная итоговая аттестация
IV. Критерии оценки ответа выпускника
V. Рекомендуемая литература
3
4
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Программа государственной итоговой аттестации выпускников
основной профессиональной образовательной программы высшего
образования
- программы подготовки кадров высшей квалификации в
ординатуре по специальности
31.08.59 Офтальмология разработана на
основании:
− Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ от 02.03.2016) «Об
образовании в Российской Федерации» (опубликован в издании «Собрание
законодательства Российской Федерации», 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19,
ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014,
№ 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст.
3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14,
ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241;
2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78);
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
26.08.2014
№ 1102 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.59
Офтальмология
(уровень подготовки кадров высшей квалификации)»
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2014, № 34470);
− Приказа Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1258 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам высшего образования
- программам
ординатуры» (зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2014 № 31136);
− Приказа Минобрнауки России от 18.03.2016 № 227 «Об утверждении
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам высшего образования
- программам
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
(адъюнктуре),
программам
ординатуры,
программам
ассистентуры-стажировки»
(зарегистрировано в Минюсте России 11.04.2016 № 41754);
− Устава Академии;
− локальных нормативных актов, регулирующих организацию и
проведение государственной итоговой аттестации.
1.2. Государственная итоговая аттестация в структуре программы
ординатуры
Государственная итоговая аттестация относится в полном объеме к
базовой части программы - Блок 3. Государственная итоговая аттестация - и
завершается присвоением квалификации врач- офтальмолог.
В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит подготовка к
сдаче и сдача государственного экзамена.
Трудоемкость освоения программы государственной итоговой
аттестации выпускников основной профессиональной образовательной
программы высшего образования - программы подготовки кадров высшей
4
5
квалификации в ординатуре по специальности
31.08.59 Офтальмология
составляет 3 зачетных единицы, из них: 2 зачетных единицы приходятся на
подготовку к государственному экзамену и
1 зачетная единица
-
государственные итоговые испытания в форме государственного экзамена.
II. ТРЕБОВАНИЯ
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Государственная итоговая аттестация выпускников основной
профессиональной образовательной программы высшего образования
-
программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по
специальности 31.08.59 Офтальмология должна выявлять теоретическую и
практическую подготовку врача-офтальмолога в соответствии с
требованиями ФГОС ВО по специальности.
Обучающиеся допускаются к государственной итоговой аттестации
после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом
программы ординатуры по специальности
31.08.59 Офтальмология.
Обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию,
выдается диплом об окончании ординатуры, подтверждающий получение
высшего образования по программе ординатуры по специальности 31.08.59
Офтальмология.
Обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию в
связи с неявкой на государственную итоговую аттестацию по
неуважительной причине или в связи с получением оценки
«неудовлетворительно» отчисляются из организации с выдачей справки об
обучении как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению
образовательной программы и выполнению учебного плана.
Обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию в
связи с неявкой на государственную итоговую аттестацию по уважительной
причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или
государственных обязанностей, вызов в суд, транспортные проблемы (отмена
рейса, отсутствие билетов), погодные условия или в других случаях,
перечень которых устанавливается организацией самостоятельно), вправе
пройти ее в течение 6 месяцев после завершения государственной итоговой
аттестации.
III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Государственная итоговая аттестация проводится в форме
государственного
экзамена,
состоящего из двух этапов:
1)
междисциплинарного тестирования;
2)
устного собеседования по
дисциплинам и
(или) модулям образовательной программы, результаты
освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной
деятельности выпускников.
5
6
Государственная
итоговая
аттестация
включает
оценку
сформированности у обучающихся компетенций, предусмотренных
ФГОС ВО по специальности 31.08.59 Офтальмология (уровень подготовки
кадров высшей квалификации), путём оценки знаний, умений и владений в
соответствии с содержанием программы подготовки кадров высшей
квалификации в ординатуре по специальности 31.08.59 Офтальмология, и
характеризующих их готовность к выполнению профессиональных задач,
соответствующих квалификации - врач-офтальмолог.
Перечень компетенций,
оцениваемых на государственной итоговой аттестации
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать
следующими универсальными компетенциями (далее - УК):
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать
социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
готовностью к участию в педагогической деятельности по программам
среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего
фармацевтического образования, а также по дополнительным
профессиональным программам для лиц,
имеющих среднее
профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке
государственной
политики
и нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).
Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать
профессиональными компетенциями (далее - ПК):
В профилактической деятельности:
- готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на
сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование
здорового образа жизни, предупреждение возникновения и
(или)
распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и
условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение
вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
- готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров,
диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми
и хроническими больными (ПК-2);
- готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий,
организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при
ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных
чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
- готовностью к применению социально-гигиенических методик сбора и
медико-статистического анализа информации о показателях здоровья
взрослых и подростков (ПК-4);
6
7
В диагностической деятельности:
- готовностью к определению у пациентов патологических состояний,
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с
Международной статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем (ПК-5);
В лечебной деятельности:
- готовностью к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании
офтальмологической медицинской помощи (ПК-6);
- готовностью к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных
ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
Вреабилитационной деятельности:
- готовностью к применению природных лечебных факторов, лекарственной,
немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в
медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
В психолого-педагогической деятельности:
- готовностью к формированию у населения, пациентов и членов их семей
мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и
здоровья окружающих (ПК-9);
В организационно-управленческой деятельности:
- готовностью к применению основных принципов организации и
управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и
их структурных подразделениях (ПК-10);
- готовностью к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с
использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
- готовностью к организации медицинской помощи при чрезвычайных
ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
При разработке программы ординатуры по специальности
31.08.59
Офтальмология все универсальные и профессиональные компетенции
включаются в набор требуемых результатов освоения программы
ординатуры.
I этап. Междисциплинарное тестирование
Междисциплинарное тестирование осуществляется по утвержденным
материалам фонда оценочных средств, разработанным в соответствии с
паспортом компетенций обучающихся по специальности
31.08.59
Офтальмология и размещенным в информационной
системе
организационного управления (далее - ИСОУ) Академии. Индивидуальное
тестирование обучающегося включает
100 тестовых заданий. Процедура
междисциплинарного тестирования осуществляется в компьютерных классах
Академии.
Примеры контрольно-измерительных материалов, выявляющих
результаты освоения выпускником программы ординатуры
7
8
1.Инструкция: выберите один правильный ответ:
Лечение абсцесса орбиты:
А. медикаментозная терапия;
Б. хирургическое лечение;
В. хирургическое и медикаментозное лечение;
Г. лучевая терапия;
Д. динамическое наблюдение.
Ответ: В.
2.Инструкция: установите соответствие между позициями, представленными
в обозначенных колонках. Для каждого буквенного компонента левой
колонки выберите пронумерованный элемент правой колонки. Каждый
пронумерованный элемент правой колонки может быть выбран один раз,
более одного раза или не выбран совсем.
Локализация перелома орбиты
Симптомы
А. Перелом нижней стенки
1. энофтальм;
орбиты
2. периорбитальная гематома;
Б. Перелом внутренней стенки
3. гематома верхнего века;
орбиты
4. анестезия области нижнего века, щеки,
В. Перелом верхней стенки
соответствующей стороны носа, верхней
орбиты
губы, десен;
Г. Перелом наружной стенки
5. диплопия;
орбиты
6. нарушение подвижности глаза при взгляде
кнутри;
7. крепитация в области скуловой кости;
8. ссадины и гематома в области нижнего
века;
9. подкожная эмфизема;
10. дислокация глазного яблока вниз или
аксиально
Ответ: А - 1, 4, 5, 8; Б - 2, 6, 9; В - 3, 10; Г - 7.
3.Инструкция: установите правильную последовательность. Ответы внесите
в таблицу в избранной последовательности. Установите последовательность
развития симптомов при варикозном расширении вен орбиты
А. расширение вен орбиты;
Б. атрофия орбитальной клетчатки;
В. замедление кровотока в орбитальных венах;
Г. энофтальм;
Д. отек орбитальных тканей.
8
9
Ответ:
1
2
3
4
5
А
В
Д
Б
Г
4.Инструкция: выберите все правильные ответы:
Человеческий лейкоцитарный антиген HLA-B27 ассоциируется с острым
передним увеитом и следующими заболеваниями:
А. анкилозирующим спондилитом (болезнь Бехтерева);
Б. остеохондрозом;
В. паховыми грыжами;
Г. синдромом Рейтера;
Д. псориатическим артритом.
Ответ: А, Г, Д.
II этап. Устное собеседование по дисциплинам и (или) модулям
образовательной программы, результаты освоения которых имеют
определяющее значение для профессиональной деятельности
выпускников
Устное собеседование является одной из форм проведения
государственного экзамена. Основой для устного собеседования являются
экзаменационные билеты, включающие:
1.
Контрольные вопросы, выявляющие теоретическую подготовку
выпускника.
2.
Контрольные задания, выявляющие практическую подготовку
выпускника.
3.
Ситуационная задача, выявляющая сформированность компетенций,
предусмотренных ФГОС ВО по специальности 31.08.59 Офтальмология.
Перечень контрольных вопросов, выявляющих теоретическую
подготовку выпускника
1.
Нормальная анатомия орбиты, стенки костной орбиты, содержимое
костных каналов и его связь с полостями черепа.
2.
Конъюнктивиты - этиология, клиника, лечебная тактика.
3.
Блефариты - классификация, тактика лечения.
4.
Функции фиброзной оболочки глаза, строение решетчатой пластинки.
5.
Слои роговицы, функции роговицы, современные методы
исследования.
6.
Герпетический кератит - клиника, лечение, профилактика.
7.
Клиника передних увеитов различной этиологии, системные синдромы,
сопровождающиеся развитием воспаления сосудистого тракта.
8.
Васкулиты сетчатки - клиника, диагностика.
9
10
9.
Диабетическая ретинопатия
- классификация, клиника, раннее
выявление, лечение.
10.
Гипертоническая ангиоретинопатия
- клиника, медикаментозное
сопровождение.
11.
Окклюзия центральной артерии сетчатки - клиника, лечение.
12.
Окклюзия центральной вены сетчатки и ее ветвей - основы патогенеза,
тактика лечения в острый период.
13.
Катаракта - виды микрохирургических вмешательств. Интраокулярные
линзы.
14.
Анатомия дренажной системы глаза.
15.
Первичная открытоугольная глаукома. Ранняя диагностика, объем
необходимого обследования.
16.
Первичная закрытоугольная глаукома - классификация, лечение.
17.
Отслойка сетчатки - симптомы, дифференциальный диагноз, лечебная
тактика.
18.
Виды хирургических вмешательств при глаукоме.
19.
Осложнения хирургии катаракты.
20.
Проникающие ранения глазного яблока - признаки, тактика.
21.
Контузии глазного яблока.
22.
Синдром сухого глаза - причины, диагностика, лечение.
23.
Анатомия и физиология зрительных путей.
24.
Оптический неврит - причины, лечение.
25.
Ишемические оптические нейропатии - клиника, диагностика, лечение.
26.
Хороидальная неоваскуляризация
- диагностика, антиангиогенная
терапия.
27.
Дакриоцистит - клиника, лечение.
28.
Опухоли придаточного аппарата глаза
- виды, дифференциальный
диагноз.
29.
Причины одностороннего экзофтальма.
30.
Виды внутриглазных опухолей, дифференциальная диагностика.
Перечень контрольных заданий, выявляющих практическую
подготовку выпускника
1.
Проведите исследование остроты зрения.
2.
Проведите исследование рефракции.
3.
Проведите исследование объема движения экстраокулярных мышц
глаза.
4.
Проведите исследование афферентных зрачковых нарушений.
5.
Дайте описание клиники острого приступа закрытоугольной глаукомы.
6.
Проведите тонометрию по Маклакову.
7.
Перечислите признаки воспаления сосудистой оболочки глаз.
8.
Перечислите препараты первого выбора для лечения впервые
выявленной открытоугольной глаукомы.
9.
Перечислите признаки проникающего ранения глазного яблока.
10
11
10.
Перечислите возможные причины острой потери зрения.
11.
Определите тактику ургентной помощи при остром приступе
глаукомы.
12.
Перечислите возможные причины болей в орбите.
13.
Перечислите клинические признаки воспаления роговицы.
14.
Проведите исследование тактильной чувствительности роговицы.
15.
Перечислите противовирусные препараты для лечения аденовирусной
инфекции органа зрения.
16.
Определите объем необходимого обследования пациента при
подозрении на глаукому.
17.
Опишите порядок исследования рефракции у детей и возможные
способы коррекции аномалий рефракции.
18.
Перечислите виды хирургических способов коррекции аметропий.
19.
Проведите исследование аккомодации глаза.
20.
Перечислите противопоказания к проведению микрохирургических
вмешательств на глазном яблоке при катаракте.
21.
Приведите описание клинических проявлений острого дакриоцистита.
22.
Перечислите возможные варианты доставки лекарственных средств к
тканям глазного яблока.
23.
Опишите клинические признаки химического ожога глаза и
неотложную помощь при этом состоянии.
24.
Перечислите противопоказания к проведению аппланационной
тонометрии.
25.
Проведите гониоскопию. Перечислите опознавательные зоны угла
передней камеры.
26.
Определите тактику ургентной помощи при окклюзии центральной
артерии сетчатки.
27.
Определите алгоритм ведения пациента с окклюзией центральной вены
сетчатки и ее ветвей.
28.
Методы диагностики и мониторирования макулярного отека сетчатки.
29.
Перечислите показания к лазерному лечению при окклюзии
центральной вены сетчатки.
30.
Опишите клинические признаки вторичной неоваскулярной глаукомы
и способы ее лечения.
Примеры ситуационных задач, выявляющих сформированность
компетенций выпускника, регламентированных образовательной
программой ординатуры:
Больная Р., 65 лет. В анамнезе контузионная травма правого глаза.
Операция: удаление подвывихнутого мутного хрусталика с имплантацией
ИОЛ. Послеоперационные осложнения: гемофтальм, отслойка сетчатки, по
поводу которых проведены множественные оперативные вмешательства
(циркляж, криопексия, витрэктомия, введение перфторорганических
11
12
соединений (ПФОС) и эндолазеркоагуляция, удаление ПФОС и введение
силикона). Больная получала инстилляции дексаметазона и периодически
парабульбарнодипроспан. Через 2 года после последней операции обратилась
с жалобами на ухудшение зрения на левом глазу. Объективно: OD
(травмированный глаз) - картина хронического вялотекущего увеита, острота
зрения - неправильная светопроекция. OS - небольшая перикорнеальная
инъекция глазного яблока, на эндотелии множество преципитатов нижнем
сегменте роговицы, радужка отечна с единичными новообразованными
сосудами; фибрин на капсуле хрусталика; в стекловидном теле плавающие
помутнения. Глазное дно (OS) - ДЗН гиперемирован, границы смазаны, вены
расширены, в макулярной области отек, по периферии
мелкие
хориоретинальные очажки Далена-Фукса. Острота зрения - 0,2 н/к.
Инструкция: «Выберите один правильный ответ»
Наиболее вероятный диагноз (OS) в данном случае:
А. Грануломатозныйувеит;
Б. Симпатическая офтальмия;
В. Подострый приступ закрытоугольной глаукомы;
Г. Эндокринная офтальмопатия;
Д. Меланома хориоидеи.
Ответ: Б
Наиболее эффективный метод лечения в данном случае:
А. Системное назначение кортикостероидов;
Б. Энуклеация левого глаза;
В. Энуклеация правого глаза;
Г. Применение цитостатиков;
Д. Внутривенное введение антибиотиков широкого спектра действия.
Ответ: В
Очаги Далена-Фукса представляют собой:
А. Дистрофические очаги;
Б. Очаги пигментации;
В. Отек сетчатки;
Г. Гранулемы, расположенные между мембраной Бруха и пигментным
эпителием;
Д. Друзы.
Ответ: Г.
Примеры экзаменационных билетов для собеседования
12
13
Билет
1.
Виды хирургических вмешательств при глаукоме.
2.
Перечислите клинические признаки воспаления роговицы.
3.
Больная Р., 65 лет. В анамнезе контузионная травма правого глаза.
Операция: удаление подвывихнутого мутного хрусталика с имплантацией
ИОЛ. Послеоперационные осложнения: гемофтальм, отслойка сетчатки, по
поводу которых проведены множественные оперативные вмешательства
(циркляж, криопексия, витрэктомия, введение перфторорганических
соединений (ПФОС) и эндолазеркоагуляция, удаление ПФОС и введение
силикона). Больная получала инстилляции дексаметазона и периодически
парабульбарнодипроспан. Через 2 года после последней операции обратилась
с жалобами на ухудшение зрения на левом глазу. Объективно: OD
(травмированный глаз) - картина хронического вялотекущего увеита, острота
зрения - неправильная светопроекция. OS - небольшая перикорнеальная
инъекция глазного яблока, на эндотелии множество преципитатов нижнем
сегменте роговицы, радужка отечна с единичными новообразованными
сосудами; фибрин на капсуле хрусталика; в стекловидном теле плавающие
помутнения. Глазное дно (OS) - ДЗН гиперемирован, границы смазаны, вены
расширены, в макулярной области отек, по периферии мелкие
хориоретинальные очажки Далена-Фукса. Острота зрения - 0,2 н/к.
Инструкция: «Выберите один правильный ответ»
Наиболее вероятный диагноз (OS) в данном случае:
А. Грануломатозныйувеит;
Б. Симпатическая офтальмия;
В. Подострый приступ закрытоугольной глаукомы;
Г. Эндокринная офтальмопатия;
Д. Меланома хориоидеи.
Ответ: Б
Наиболее эффективный метод лечения в данном случае:
А. Системное назначение кортикостероидов;
Б. Энуклеация левого глаза;
В. Энуклеация правого глаза;
Г. Применение цитостатиков;
Д. Внутривенное введение антибиотиков широкого спектра действия.
Ответ: В
Очаги Далена-Фукса представляют собой:
А. Дистрофические очаги;
Б. Очаги пигментации;
В. Отек сетчатки;
13
14
Г. Гранулемы, расположенные между мембраной Бруха и пигментным
эпителием;
Д. Друзы.
Ответ: Г.
IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА ВЫПУСКНИКА
4.1. Критерии оценки при междисциплинарном тестировании:
Отлично - правильных ответов 90-100%.
Хорошо - правильных ответов 80-89%.
Удовлетворительно - правильных ответов 70-79%.
Неудовлетворительно - правильных ответов 69% и менее.
4.2. Критерии оценки ответов обучающихся при собеседовании:
Характеристика ответа
Оценка
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана
Отлично
совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в
свободном оперировании понятиями, умении выделить
существенные и несущественные его признаки, причинно-
следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне
понимания его в системе данной науки и междисциплинарных
связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен научным
языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию
обучающегося.
Практические (и/или лабораторные) работы выполнены в полном
объеме, теоретическое содержание курса освоено полностью,
необходимые практические навыки работы в рамках учебных
заданий сформированы, все предусмотренные программой учебные
задания выполнены, качество их выполнения оценено числом
баллов, близким к максимальному
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана
Хорошо
совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно
раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается
четкая структура, логическая последовательность, отражающая
сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об
объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной
науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным
языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в
определении
понятий,
исправленные
обучающимся
самостоятельно в процессе ответа или с помощью преподавателя.
Практические (и/или лабораторные) работы выполнены в полном
объеме, теоретическое содержание курса освоено полностью,
необходимые практические навыки работы в рамках учебных
заданий в основном сформированы, все предусмотренные
программой обучения учебные задания выполнены, качество
выполнения большинства из них оценено числом баллов, близким
14
15
Характеристика ответа
Оценка
к максимальному
Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ.
Удовлетворительно
Логика и последовательность изложения имеют нарушения.
Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов.
Обучающийся не способен самостоятельно выделить
существенные и несущественные признаки и причинно-
следственные связи. Обучающийся может конкретизировать
обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения
только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует
поправок, коррекции.
Практические
(и/или лабораторные) работы выполнены,
теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые
практические навыки работы в рамках учебных заданий в
основном сформированы, большинство предусмотренных
программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из
выполненных заданий, возможно, содержат ошибки
Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания
Неудовлетворительно
по теме вопроса с существенными ошибками в определениях.
Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения.
Обучающийся не осознает связь данного понятия, теории, явления
с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы,
конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная.
Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не
приводят к коррекции ответа обучающегося не только на
поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
Практические (и/или лабораторные) работы выполнены частично,
теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые
практические навыки работы в рамках учебных заданий не
сформированы, большинство предусмотренных программой
обучения учебных заданий не выполнено либо качество их
выполнения оценено числом баллов близким к минимальному. При
дополнительной самостоятельной работе над материалом курса,
при консультировании преподавателя, возможно повышение
качества выполнения учебных заданий
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.
Астахов Ю.С., Даль Н.Ю. Офтальмоскопия, 2011.
2.
Кански Дж. Клиническая офтальмология. Систематизированный
подход. 2010.
3.
Национальное руководство по глаукоме.
/ Под ред. Егоров Е.А.,
Астахова Ю.С., Щуко А.Г. ГЭОТАР, 2008.
4.
Никифоров А.С., Гусева М.Р. Нейроофтальмология: руководство. Гэотар-
медиа, 2008.
15
16
5.
Офтальмология: Национальное руководство. Под ред. С.Э. Аветисова,
Е.А. Егорова, Л.К. Мошетовой, В.В. Нероева, Х.П. Тахчиди. - М.: ГЭОТАР-
Медиа, 2008. 944 с.
6.
Офтальмология: Национальное руководство. Краткое издание. Под ред.
С.Э. Аветисова, Е.А. Егорова, Л.К. Мошетовой, В.В. Нероева, Х.П. Тахчиди.
- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 736 с.
7.
Сергиенко В.И. и др. Топографическая анатомия и оперативная
хирургия головы и шеи. Гэотар-медиа. 2010.
8.
Чарльз С., Кальсада Х., Самойлов А.Н. Микрохирургия стекловидного
тела и сетчатки. 2012.
Дополнительная:
1.
Офтальмология. Учебник для ВУЗов/ ред. проф. Е.И.Сидоренко
-
ГЭОТАР-МЕД, 2003.
2.
Клинический атлас Травмы глаза. Гундорова Р.А. Кашников
В.В. Нероев; Новосибирск С.О. РАМН, 2005.
3.
Аветисов С.Э., Мамиконян В.В..Кераторефракционная хирургия. - М.,
Полигран, 1993.
4.
Аветисов Э.С. Близорукость, изд. второе. - М., «Медицина», 2002.
5.
Аветисов Э.С., Розенблюм Ю.З. Оптическая коррекция зрения. - М.,
1981.
6.
Астахов Ю.С. и др. Глазные болезни. СПб., 2004.
7.
Атлас глазных болезней / под редакцией Н.А.Пучковской/, - М., 1981.
8.
Балашевич Л.И. Глазные проявления диабета. - СПб., 2004.
9.
Балашевич Л.И. Рефракционная хирургия. - СПб, МАПО, 2000.
10. Близорукость, нарушения рефракции, материалы международного
симпозиума. М., 2001.
11. Бровкина А.Ф. Руководство по офтальмоонкологии. - М., 2001.
12. Бровкина А.Ф., Пачес А.И. Болезни орбиты. - М., 1995.
13. Ванштейн Е.С. Основы рентгенодиагностики в офтальмологии. - М.,
1967.
14. Волков В.В. Глаукома при псевдонормальном давлении. - М., 2001.
15. Воробьев А.А. и др. Клиническая анатомия и оперативная хирургия
головы и шеи. Элби, 2008.
16. Глазные болезни / под редакцией В. Г. Копаевой/, - М., 2003.
17. Гундорова Р.А. Кашников В.В. Повреждения глаз в чрезвычайных
ситуациях. - М., 2002.
18. Гундорова Р.А., Малаев А.А., Южаков A.M.. Травмы глаза.
- М.,
Медицина, 1986.
19. Гундорова Р.А., Нероев В.В., Антонюк С.В..Факоэмульсификация
травматических катаракт. - М., 2003.
20. Густов А.В. и др. Практическая нейроофтальмология. Н.Новгород, 2000.
21. Дедов И.И. и др. Сахарный диабет: ретинопатия, нефропатия. - М., 2001.
16
17
22. Джалиашвили О.А. и др. Первая помощь при заболеваниях и
повреждениях глаз. - СПб., 1999.
23. Захаров В.Д.. Витреоретинальная хирургия. - М., 2003.
24. Зиангирова Г.Г. и др. Опухоли сосудистого тракта глаза. М., 2003.
25. Катаргина Л.А. Архипова Л.Т. Увеиты. - М., 2004.
26. Кацнельсон Л.А, Танковский В.Э. Увеиты. - М., 1994.
27. Кацнельсон Л.А. Форофонова Т.И. Бунин А.Я. Сосудистые заболевания
глаза. - М., 1990.
28. Киваев А.А. Шапиро Е.И. Контактная коррекция зрения. - М., 2000.
29. Клиника, диагностика и лечение офтальмохламидиоза для врачей. - М.,
2004.
30. Клиническая физиология зрения. / под редакцией А. М. Шамшиновой,
А.А.Яковлева, Е.В.Романовой, - М., 2002.
31. Клинический атлас патологии глазного дна
/
под редакцией
Лысенко B.C. Канцельсон Л.А. / - М.: ГЭОТАР, 2004 г.
32. Коровенков Р.И. Глазные симптомы, синдромы, болезни (справочник).
СПб.,1999.
33. Куренков В.В. Руководство по эксимерлазерной хирургии роговицы. - М,
изд-во РАМН, 2002. 400 с.
34. Лойт А.А., Каюков А.В. Хирургическая анатомия головы и шеи,
Медпресс, 2006.
35. Майчук Ю.Ф. «Паразитарные заболевания глаз», - М., 1988.
36. Майчук Ю.Ф. Вирусные заболевания глаз. - М., 1981.
37. Махачева З.А. и др. СПИД и глаз. Махачкала, 2001.
38. Морозов В.И. Яковлев А.А.
«Фармакотерапия глазных болезней»
справочник. - М, 2001.
39. Наследственные и врожденные заболевания сетчатки и зрительного нерва
/ под редакцией Шамшиновой А.М., - М., Медицина, 2001.
40. Нестеров А.П. Глаукома. - М., 1995.
41. Петров С.Ю. Анатомия глаза и его придаточного аппарата, - М., 2003.
42. Пучковская Н.А. и др. Ожоги глаз. - М., 2001.
43. РабкинЕ.Б.. Полихроматические таблицы. Минск, 1998.
44. Работа офтальмолога в условиях чрезвычайных ситуаций. Пособие для
врачей. Сост.: Гундорова с соавт., - М., 2000. - 8 с.
45. Рациональная фармакотерапия в офтальмологии, руководство для врачей
/под редакцией Е.А. Егорова/ - М., из. Литтерра 2004.
46. РозенблюмЮ.З. с соавт. Компьютер и орган зрения. - М., 1999.
47. РозенблюмЮ.З..Оптометрия. 1996.
48. СёминаЕ.А.. Синдром ретробульбарного неврита. - М.: Издат., 1994.
49. Слонимский Ю.Б., Герасимов А.С.. Рефракционная сквозная пересадка
роговицы. Хирургия кератоконуса. Расчётные таблицы. - М., Новелла, 1992.
50. Сомов Е.Е. Клиническая анатомия органа зрения. - М., 2005.
51. Степанов А.В. и др. Контузия глаза. - СПб., 2005.
52. ТанковскийВ.Э. «Тромбозы вен сетчатки», - М., 2000.
17
18
53. Тарасова Л.Н. и др. «Глазной ишемический синдром», - М., 2003.
54. Трон Е.Ж. Заболевания зрительного пути. - М., 1965.
55. Федоров С.Н. и др. Глазные болезни, учебник, - М., 2000.
56. Флюоресцентная ангиография в диагностике, патологии глазного дна /под
редакцией Нероева В.В., Рябиной М.В., - М., 2005.
57. Фридман Ф.Е. с соавт. Ультразвук в офтальмологии. - М., 1989.
58. Хирургическое лечение кератоконуса. Методические рекомендации.
Сост.: Батманов Ю.Е. Слонимский А.Ю., - М., 2004. - 13 с.
59. Ченцова О.Б. Туберкулёз глаз. - М., Медицина, 1990. - 256 с.
60. Шамшинова А.М., Волков В.В. Функциональные методы исследования в
офтальмологии. - М., Медицина, 1998.
61. Шульпина Н.Б. Биомикроскопия глаза. -М., 1974.
18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////