Расчет двигателя легкового автомобиля

 

  Главная       Учебники - Нефть, АЗС      Расчет двигателя легкового автомобиля - 2018 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет двигателя легкового автомобиля

 

 

 

 









Содержание

Введение……………………………………………………………………..
1 Техническая характеристика двигателя-прототипа…………………….
2 Выбор исходных данных для проведения теплового, силового 
и прочностного расчётов. Расчёт характерных диаметров деталей КШМ.....…
3 Тепловой расчёт…………………………………………………………...
3.1 Процесс впуска………………………………………………………....
3.2 Процесс сжатия………………………………………………………...
3.3 Процессы сгорания и расширения……………………………………
3.4 Процесс выпуска………………………………………………………
3.5 Индикаторные показатели рабочего цикла………………………….
3.6 Эффективные показатели работы двигателя………………………...
3.7 Основные параметры двигателя………………………………………
3.8 Тепловой баланс……………………………………………………….
4 Кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма…………………………………………………………………………………
4.1 Расчёт и построение кривой перемещения поршня…………………..
4.2 Расчёт и построение кривой скорости поршня…………………………
4.3 Расчёт и построение кривой удельных сил инерции…………………..
4.4 Расчёт и построение суммарной кривой давления газов 
и удельных сил инерции……………………………………………………………
4.5 Расчёт и построение кривой крутящего момента одного цилиндра….
4.6 Расчёт и построение кривой крутящего момента двигателя в целом…
5 Уравновешивание двигателя………………………………………………
6 Расчёт деталей поршневой и шатунной групп на прочность…………..
6.1 Расчёт деталей поршневой группы……………………………………..
6.1.1 Расчёт сил………………………………………………………………
6.1.2Расчёт цилиндра………………………………………………………
6.1.3 Расчёт поршня……………………………………………………….
6.1.4 Расчёт поршневого пальца………………………………………….
6.2 Расчёт деталей шатунной группы…………………………………….
6.2.1 Расчёт поршневой головки шатуна…………………………………
6.2.2 Расчёт стержня и кривошипной головки шатуна…………………..
6.2.3 Расчёт шатунных болтов……………………………………………..
7 Сравнительная оценка разработанного и базового двигателей ……...
8 Дополнительная глава в соответствии с уровнем сложности…………
Список использованных источников………………………………………
Приложение А Результаты теплового, силового и 
прочностного расчётов…………………………………………………………….
Приложение Б Внешняя скоростная характеристика двигателя…………




Введение
Особенности и тенденции развития конструкций автомобильных двигателей полностью определяется требованиями, предъявляемыми к автомобилям промышленностью и потребителями. Эти требования сводятся к обеспечению максимальной производительности автомобиля, минимальной стоимости перевозок при надежной и безопасной их работе. Основные требования, предъявляемые к автомобильным двигателям, следующие:
1. Развитие необходимой мощности двигателя при различных скоростях движения автомобиля, обладание хорошей приемистостью при трогании автомобиля с места и при изменении его рабочих режимов.
2. Максимально возможная экономичность на всех режимах работы.
3. Простота конструкции, упрощающая условия выпуска и последующих ремонтов автомобильных двигателей и облегчающая условия их обслуживания и эксплуатации.
4. Низкая производственная стоимость автомобильных двигателей, снижение их веса.
5. Возможно меньший удельный и литровый вес двигателя, достигаемые без снижения надежности и долговечности его работы.
6. Малые габаритные размеры.
7. Максимально целесообразное уравновешивание двигателя и необходимая равномерность хода, высокая надежность и долговечность работы.
В соответствии с перечисленными требованиями конструкции автомобильных двигателей развиваются и совершенствуются в направлениях максимального их соответствия условиям эксплуатации, повышения экономичности и снижения себестоимости.
Линию развития современных автомобильных двигателей можно охарактеризовать следующим образом: увеличение литровой мощности двигателя при одновременном уменьшении его веса и габаритов и повышении экономичности. Для автомобильных двигателей это достигается, главным образом, за счет увеличения числа клапанов ГРМ, наддува, охлаждения надувочного воздуха, регулирования фаз газораспределения и высоты подъёма клапанов, изменения длины впускного коллектора, применения системы «турбокомпаунд», перехода на впрыскивание бензина непосредственно в цилиндр, электронного (микропроцессорного) управления как топливной аппаратурой, так и двигателем в целом.


1 Техническая характеристика двигателя-прототипа

 

 

Модель                                                                                                            

Тип                                                 

Число и расположение цилиндров                                                                        

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм                                                           

Рабочий обьём, л                                                                                                  

Степень сжатия                                                                                                        

Номинальная мощность, кВт                                                                                 

Номинальная частота вращения,  мин-1                                                              

Максимальный крутящий момент (Ме мах), Нм                                                  

Частота вращения коленчатого вала при 
Ме мах, мин-1 (0,55…0,72) nн                                                                     

Коэффициент приспособляемости (Кпр)                                                                 

Минимальный удельный эффективный расход топлива (ge min), г/кВт ч          

Частота вращения коленчатого вала при ge min, мин-1 (0,6…0.7) nн      

Минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу, мин-1               

Число клапанов на цилиндр                                                                                      

Наличие наддува                                                                                                   

Топливо                                                                                                                   

Масса незаправленного двигателя, кг                                                                   

 


 

2 Выбор исходных данных для проведения теплового, силового 
и прочностного расчётов. Расчёт характерных диаметров деталей КШМ

Из материала задания на курсовой проект заполняем таблицу 1

Таблица 1 – Исходные данные для теплового расчёта

 

Параметр

Значение

1

Номинальная эффективная мощность, кВт

 

2

Номинальная частота вращения, мин-1

 

3

Число цилиндров

 

4

Низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг

44000

5

Температура воздуха на впуске, К

 

6

Давление воздуха на впуске, МПа

 

7

Количество углерода в 1 кг топлива, кг

0,855

8

Количество водорода в 1 кг топлива, кг

0,145

9

Количество кислорода в 1 кг топлива, кг

10

Количество азота в 1 кг топлива, кг

11

Молекулярная масса бензина, кг/кмоль

115

12

Показатель политропы сжатия

1,39

13

Показатель политропы расширения

1,25

14

Ход поршня, мм

 

15

Коэффициент избытка воздуха

 

16

Отношение S/D

 

17

Степень сжатия

 

18

Коэффициент скругления индикаторной диаграммы

0,96

19

Коэффициент тактности

4

20

Теплоёмкость отработавших газов, кДж/кмоль·˚

32

21

Теплоёмкость свежего заряда, кДж/кмоль·˚

29

22

Масштаб хода поршня, мм/мм

0,5

23

Масштаб давления индикаторной диаграммы, МПа/мм

0,04


 

Расчёт значений характерных диаметров выполняем после теплового расчета следующим образом:

Диаметр цилиндра (из теплового расчета) D =______ мм = _______ м.

Наружный диаметр поршневого пальца dп ,м = 0,31 D =

Внутренний диаметр поршневого пальца dв, м =0,55 dп =

Наружный диаметр втулки поршневой головки шатуна dвт, он же внутренний диаметр поршневой головки шатуна dвпг, м, dвтdп+4 =

Наружный диаметр поршневой головки шатуна dпг, м = dвт+12 = .

Наружный диаметр шатунного болта dб , м, по прототипу dб =_______.

Исходные данные для расчёта сил берём согласно таблице 2.

Исходные данные для расчёта цилиндра, поршня, поршневого пальца, поршневой головки шатуна, стержня и кривошипной головки шатуна, шатунных болтов принимаем согласно таблицам 3-8 соответственно.

Расчёты данных производим на компьютере по программам, разработанным на кафедре автомобилей и сервиса ФГБОУ ВПО «ВГЛТА». Результаты расчётов представлены в приложении А.

Таблица 2 – Исходные данные для расчёта сил

 

Параметр

Единицы

измерения

Значение

1

Расчётное давление конца

сгорания (pz)

МПа

 

2

Диаметр цилиндра (D)

м

 

3

Ход поршня (S)

м

 

4

Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна (λ)

 

5

Масса поршневого комплекта

кг

80·D=

6

Масса шатунной группы

кг

123·D=

7

Число шатунных болтов

2

8

Расчётная частота вращения

коленчатого вала (номинальная)

мин-1

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Исходные данные для расчёта цилиндра

 

Параметр

Единицы 
измерения

Значение

1

Диаметр цилиндра (D)

м

 

2

Расчётное давление конца сгорания (pz)

МПа

 

3

Материал цилиндра

 

СЧ 32-52

4

Допустимое напряжение разрыва

МПа

55,2

5

Перепад температур в стенке цилиндра

К

110

6

Схема цилиндра

 

3

 


 

Таблица 4 – Исходные данные для расчёта поршня

№ п/п

Параметр

Единицы измерения

Значение

1

Сила Р1 (из расчёта сил)

МН

 

2

Сила Р2 (из расчёта сил)

МН

 

3

Сила РЗ (из расчёта сил)

МН

 

4

Материал поршня

 

АК8

5

Предел прочности

МПа

450

б

Допустимое напряжение изгиба

МПа

45

7

Допустимое напряжение сжатия- разрыва

МПа

45

8

Допустимое напряжение среза

МПа

27

9

Допустимое напряжение в верхней межкольцевой перемычке

МПа

45

10

Максимальное действительное давление цикла (P) (определяется по величинерасчётного давления конца сгорания Рz).

 

МПа

P = 0,85Рz

Таблица 5 – Исходные данные для расчёта поршневого пальца

№ п/п

Параметр

Единицы измерения

Значение

1

Тип двигателя

1

2

Степень форсировки двигателя

3

3

Диаметр цилиндра (D)

м

 

4

Материал поршневого пальца

сталь 15Х

5

Предел прочности материала

МПа

700

6

Допустимое напряжение изгиба

МПа

238

7

Допустимое напряжение среза

МПа

126

8

Сила Р4 (из расчёта сил)

МН

 

9

Наружный диаметр поршневого пальца (dп)

м

 

10

Длина втулки шатуна (из расчёта поршня)

м

 

Таблица 6 – Исходные данные для расчёта поршневой головки шатуна

№ п/п

Параметр

Единицы измерения

Значение

1

Степень форсировки двигателя

3

2

Диаметр цилиндра (D)

м

 

 

Окончание таблицы 6

№ п/п

Параметр

Единицы измерения

Значение

3

Материал шатуна

сталь 45Г2

4

Предел прочности

МПа

700

5

Предел текучести

МПа

410

6

Предел усталости при растяжении – сжатии

МПа

220

7

Предел усталости при изгибе

МПа

500

8

Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна (λ)

м

 

9

Длина головки шатуна (из расчёта поршня)

 

 

10

Сила Р5 (из расчёта сил)

МН

 

11

Сила Р6 (из расчёта сил)

МН

 

12

Наружный диаметр поршневого пальца (dП)

м

 

13

Ход поршня (S)

м

 

Таблица 7 – Исходные данные для расчёта стержня и кривошипной головки шатуна

№ п/п

Параметр

Единицы измерения

Бензиновые двигатели

1

Диаметр цилиндра (D)

м

 

2

Внутренний диаметр поршневой головки (dвт)

м

 

3

Длина шатуна (L=2S)

м

 

4

Сила Р7 (из расчёта сил)

МН

 

5

Сила Р8 (из расчёта сил)

МН

 

6

Сила Р6 (из расчёта сил)

МН

 

7

Сила Р9 (из расчёта сил)

МН

 

8

Материал шатуна

Сталь 45Г2

9

Предел прочности

МПа

700

10

Предел текучести

МПа

410

11

Предел усталости при растяжении-сжатии

МПа

220

12

Предел усталости при изгибе

МПа

500

Таблица 8 – Исходные данные для расчёта шатунных болтов

п/п

Параметр

Единицы

измерения

Значение

1

Угол разъёма кривошипной головки

радиан

0

2

Сила R1 (из расчёта сил)

МН

 

3

Сила R2 (из расчёта сил)

МН

 

4

Число шатунных болтов

2

5

Материал болта

Сталь 40ХН

6

Предел прочности материала

МПа

1000

7

Предел текучести материала

МПа

800

8

Предел усталости при растяжении-сжатии

МПа

370

 

 

 


 

3 Тепловой расчёт

3.1 Процесс впуска

Давление в конце впуска pа  p0 – Δpa

Потери давления на впуске      

    ,

где β - коэффициент затухания скорости движения заряда в рассматриваемом сечении цилиндра; ξ вп  - коэффициент сопротивления впускной системы, отнесенной к наиболее узкому  ее сечению; ω вп - средняя скорость движения заряда в наименьшем сечении впускной системы, 95 м/с; ρ 0 - плотность заряда на впуске, кг/м3.

2 + ξ вп ) = 2 + 3,3 * (10 -4) *  n

ω вп  = 27 + 0,017 * n  ,

где n – частота вращения коленчатого вала,  мин -1.

Плотность заряда на впуске   

где в - удельная газовая постоянная воздуха, равная

,

где R = 8315 Дж/кмоль ° - универсальная газовая постоянная.

Коэффициент остаточных газов

.

Для двигателя без наддува   Т к = Т 0 .

Температура в конце такта впуска, К:          

.

Коэффициент наполнения

3.2 Процесс сжатия

Давления в конце сжатия, (МПа)                            pc =pa ε n1.

Температура в конце сжатия, (К)                            Tc = Ta ε n1 – 1.

Средняя молекулярная теплоемкость свежего заряда (кДж/кг)

mcv = 20.175 + 1.739 * 10 Tc

где Тc - температура в конце сжатия, К.

3.3 Процесс сгорания и расширения

Коэффициент молекулярного изменения горючей смеси

μ = M2 / M1

Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси 

Количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания топлива (кДж/кмоль град);                

mc’’v = (18.44 + 2.6α) + (15.5 + 13.8α) * 10 -4 Tz ,

где Tz - температура в конце сгорания.

Коэффициент использования тепла ξ для карбюраторного двигателя равен:

ξ = 0.96 – 2 * 10 -5 n ,

где n - частота вращения двигателя.

Температура в конце сгорания для карбюраторного двигателя:

Подставив в эти формулы mcv и, решив квадратные уравнения, находим температуру окончания сгорания Tz.

Максимальное теоретическое давление в конце сгорания, МПа,

Максимальное действительное давление в конце сгорания p z = 0.85 pz

Степень повышения давления λ = pz / pc

3.4 Процесс выпуска

Давление в конце расширения (МПа)                         pв = pz / ε n2

Температура в конце расширения (К)

Tв = Tz / ε n2 - 1

Проверка ранее принятой температуры остаточных газов

Температура остаточных газов не должна отличаться от ранее принятой более чем на 5 %, иначе необходимо ее изменить и снова повторить расчёт.

3.5 Индикаторные показатели рабочего цикла

Среднее индикаторное давление теоретической диаграммы (МПа):

Действительное среднее индикаторное значение (МПа)

Pi  = φ * PI   ,

где  φ - коэффициент cкругления (полноты) индикаторной диаграммы.

Индикаторная мощность (кВт)

N i = pi Vh * I *n / (30 τ).

где   pi – среднее индикаторное давление, МПа; Vh – рабочий объем одного цилиндра, i -  число цилиндров; n  - частота вращения коленчатого вала, мин -1; τ - тактность двигателя.

Индикаторный  КПД двигателя

 ,

где 0 – теоретически необходимое количество воздуха , α - коэффициент избытка воздуха; Hu - низшая теплотворная способность, мДж/кг; 
ρk -  плотность заряда на впуске, кг/м; ηv   - коэффициент наполнения.

Индикаторный расход топлива, (г/(кВт ч))

 

3.6 Эффективные показатели работы двигателя

Средняя скорость поршня

где S - ход поршня, м; n – частота вращения коленчатого вала, мин -1.

Среднее эффективное давление (МПа)

pe pi - pm

Механический КПД

η m = pe / pi

Эффективный КПД

η e = η i * η m.

Эффективный удельный расход топлива, /(кВт.ч)

.

3.7 Основные параметры двигателя

Литраж двигателя (л) 

Эффективная мощность 

Эффективный крутящий момент (Н м)  

Часовой расход топлива (кг/ч) G т Ne ge * 10 -3

Литровая мощность двигателя (кВт/л) Nл = Nе  /  Vл

Поршневая мощность двигателя (кВт/м2 ) 

где i – число цилиндров.

3.8 Тепловой баланс

Общее количество теплоты, введенное в двигатель с топливом (Дж/с)

Теплота, эквивалентная эффективной  работе (Дж/с)

Теплота, эквивалентная индикаторной работе (Дж/с)

Теплота, унесенная с отработанными газами (Дж/с)

 

 

Q p = ( Gт / 3.6 )   M2 [mc’’v + 8.315 tг] – M1 [mc+ 8.315 t0]

где Gт  - часовой расход топлива; M2 - число молей продуктов сгорания, кмоль/кг топл.; mc’’v  - средняя молекулярная теплоемкость остаточных газов; tг =Т - 273 - температура остаточных газов, °С; М1  - число молей свежего заряда, кмоль/кг топл.; mc - средняя молекулярная теплоемкость свежего заряда;

Теплота, потерянная из-за химической неполноты сгорания топлива, для кар­бюраторных двигателей при α < 1 (Дж/с),

.

Теплота, передаваемая окружающей среде,

в = Q 0 – (Q i – Q p + Q н.с.).

4 Кинематический и динамический анализ кривошипно-шатунного механизма

4.1 Расчёт и построение кривой перемещения поршня

Перемещение поршня строим графически по методу Брикса.

При  ходе поршня S = 120 мм,  λ = 0,25 и μs  = 1мм/мм поправка Брикса 00’ равна          мм.

Построение кривой  не требует табличных значений.

Рисунок 4.1 – Построение кривой перемещения поршня

4.2 Расчёт и построение кривой скорости поршня

По заданию  n = 2460 мин-1, из теплового расчёта S = 120 мм = 0,12 м.

В этом случае:

w = 0,104 × 2460 = 255,84 с-1;

 м;

 м/с.

 

 

 

 

 

 

Таблица 9 - Результаты расчёта скорости поршня

п/п

, град.

П.К.В

, м/с

,мм

1

0

0

15,3

0

0,5

0

2

30

0,6083

15,3

9,3

0,5

18,6

3

60

0,9743

15,3

14,9

0,5

29,8

4

90

1,0

15,3

15,3

0,5

30,6

5

120

0,7577

15,3

11,59

0,5

23,2

6

150

0,3917

15,3

5,99

0,5

12

7

180

0

15,3

0

0,5

0

Рисунок 4.2 – Зависимость скорости поршня от его перемещения

4.3  Расчёт и построение кривой удельных сил инерции

Массы прототипа, совершающие возвратно-поступательное движение:

 кг

Диаметр цилиндра прототипа:                           мм.

Находим площадь поршня прототипа:  мм2.

Из задания на курсовой проект выписываем диаметр цилиндра проектируемого двигателя:  мм.

Находим площадь поршня проектируемого двигателя:

      мм2

Подсчитываем отношение площади поршня проектируемого двигателя к площади поршня прототипа       .

Подсчитываем подвижные массы проектируемого двигателя

 кг

Определяем значения постоянного коэффициента К

Таблица 10 – Результаты расчёта удельных сил инерции

п/п

j, град.п.к.в.

К

, МПа

мм

1

0  360   360  720

1,25

1,1

-1,375

0,05

-27,5

2

30 330  390   690

0,991

1,1

-1,1

0,05

-21,8

3

60 300  420   660

0,375

1,1

-0,41

0,05

-8,25

4

90 270  450   630

-0,25

1,1

0,275

0,05

5,5

5

120 24 480   600

-0,625

1,1

0,69

0,05

13,75

6

150 210 510  570

-0,741

1,1

0,82

0,05

16,3

7

180 180  540  540

-0,75

1,1

0,83

0,05

16,5

Строим кривую  (рис. 4.3).

 

 

Рисунок 4.3 – Кривая удельных сил инерции

4.4 Расчёт и построение суммарной кривой давления газов и удельных сил инерции

Суммарная удельная сила равна . Суммирование производится графически. Форма кривой приведена на рис. 4.4.

Рисунок 4.4 – Свернутые (в координатах ) и развернутые (в координатах ) индикаторные диаграммы, а также кривые удельных сил инерции () и удельных суммарных сил ():

а  -  для низкооборотного двигателя; б - для высокооборотного двигателя.

4.5 Расчёт и построение кривой крутящего момента одного цилиндра

Определяем значение постоянного коэффициента К.

Последовательно умножаем значения К на  и . Заносим полученные результаты в столбец . Делим максимальную величину  на 80 и получаем величину масштаба крутящего момента: 889/80 = 11,1. Округляем  и окончательно принимаем  = 10. Делим каждое из значений  на 10 и заносим в столбец , мм.

Таблица 10 - Результаты расчёта крутящего момента одного цилиндра дизеля

 

п/п

Угол     поворота,° к.в.

К

, мм

, мм

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

0

30

60

90

120

150

180

210

240

270

300

330

360

390

420

450

480

510

540

570

600

630

660

690

720

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

26

-27

-24

-11

8

16

17

18

17

16

9

-3

-4

61

55

35

12

16

25

29

27

21

7

-7

-20

-27

0

0,609

0,976

1

0,756

0,391

0

-0,391

-0,756

-1

-0,976

-0,609

0

0,609

0,976

1

0,756

0,391

0

-0,391

-0,756

-1

-0,976

-0,609

0

0

-379,6

-278,2

208

314,6

171,6

0

-171,6

-314,6

-234

75,4

62,4

0

871

889,2

312

314,6

254,8

0

-275,6

-413,6

-182

176,8

317,2

0

0

-38,0

-27,8

20,8

31,5

17,2

0

-17,2

-31,5

-23,4

7,5

6,2

0

87,1

88,9

31,2

31,5

25,5

0

-27,6

-41,4

-18,2

17,7

31,7

0

 

 

По данным табл. 11 строим кривую крутящего момента одного цилиндра (рис. 4.5).

Рисунок 4.5 – Зависимость крутящего момента одного цилиндра от угла поворота коленчатого вала

Так как Мк = РL, обратим внимание на точки, в которых либо сила (Р) либо плечо (L) равны 0. В этих точках момент равен 0 (рис. 4.6).

Рисунок 4.6 – Нулевые значения крутящего момента одного цилиндра


 

4.6  Расчёт и построение кривой крутящего момента двигателя в целом

Таблица 12 – Результаты расчёта суммарного крутящего момента двигателя

 

Число цилиндров

Точка

Углы, при которых суммируются ординаты крутящего момента

 

Значения ординат

крутящего момента

одного цилиндра

Сумма ординат, мм

 

 

 

4

1

2

3

4

5

6

7

0      180   360   540

30    210   390   570

60    240   420   600

90    270   450   630

120  300   480   660

150  330   510   690

180  360   540   720

0          0         0          0

-38,0   –17,2   87,1    -27,5

-27,8    -31,5   88,9    -41,4

20,8     -23,4   31,2    -18,2

31,5      7,5     31,5     17,7

17,2       6,2    25,5     31,7

0             0        0         0

0

4,3

-11,8

10,4

88,2

80,6

0

 

Суммируем значение ординат крутящих моментов в каждой строчке и записываем результат в крайний правый столбец табл. 12. На его основе строим кривую 

 

(рис. 4.7).

 

Рисунок 4.7 – Кривые крутящего момента двигателя в целом (суммарного крутящего момента)
 

Величина среднего крутящего момента двигателя равна

 мм

Рассчитываем величину среднего крутящего момента в натуральных единицах.

.


 

5. Уравновешивание двигателя [3]

Коленчатый вал однорядного четырехцилиндрового четырехтактного двигателя имеет колена, расположенные под углом 180° (рис. 5.1). Вал уравновешен, т.е. KR = 0 и MR = 0 .

 

 

 

 

 

Рисунок 5.1 – Однорядный четырехцилиндровый четырехтактный двигатель

 

 

 

 

Силы инерции первого порядка для первого и четвертого цилиндров

PjI = C cosφ,

а для второго и третьего цилиндров

PjI = C cos (180 + φ) = - C cosφ.

Следовательно, равнодействующая  ΣPjI = 0 . Благодаря симметричному расположению этих сил относительно середины вала и момент  jI = 0.

Силы инерции второго порядка для первого и четвертого цилиндров

P jII = λC cos 2φ,

а для второго и третьего цилиндров

jII = λC cos 2( 180 + φ ) = λC cos 2 φ.

Следовательно, все эти силы равны и всегда направлены одинаково. Их равнодействующая

Σ PjII = 4λC cos2φ.

Момент сил инерции второго порядка MjII = 0.


 

6. Расчёт деталей поршневой и шатунной групп на прочность

6.1 Расчёт деталей поршневой группы

6.1.1 Расчет сил

Максимальная сила, разрушающая головку поршня, мм,

где mпк – масса поршневого комплекта.

Максимальная сила давления поршня на цилиндр, МН

Сила, действующая на поршневой палец, МН

Сила инерции, разрушающая головку шатуна, МН,

,

где mш – масса шатуна.

Сила инерции, сжимающая шатун в минимальном сечении, МН,

Максимальная сила инерции возвратно-поступательного движения масс, МН

Максимальная сила, сжимающая стержень шатуна, МН

Максимальная сила, растягивающая шатун, МН,

Сила затяжки шатунного болта, МН,

где i – число шатунных болтов, Р9 – максимальная сила, растягивающая болт, МН, 

Максимальная действующая на болт сила, МН:

6.1.2 Расчет цилиндра

Цилиндр является одним из наиболее нагруженных деталей двигателя.

Напряжение растяжения в гильзе от действия максимального давления газов

.

Температурные напряжения в гильзе:

,

где DT – температурный перепад между внутренней и наружной поверхностями гильзы.

Суммарные напряжения в гильзе от давления газов и перепада температур:

– на наружной поверхности: ;

– на внутренней поверхности: .

Напряжение от действия давления газов на цилиндр по формуле Ляме

 

 

 

 

,

где h1 – наружный, h2 – внутренний радиусы цилиндра.

Напряжение сжатия при нижней опоре гильзы (от сжатия головки).

,

где Р3 – сила затяжки головки, приходящаяся на один цилиндр

Суммарное напряжение в цилиндре определяется по энергетической прочности.

 

6.1.3 Расчет поршня

В поршне проверяем три элемента:

1 Днище на изгиб;

2 Направляющую часть на удельное давление;

3 Отверстие под поршневой палец на удельное давление.

 

 

 

 

 

Рисунок 6.1 – Схема поршня

 

 

Расчет днища поршня

Днище поршня рассчитывается статически на изгиб.

Напряжение изгиба, МПа:

 <= [sизг]

 

 

где Мизг – изгибающий момент, МПа; Wизг – момент сопротивления изгибу, м3;

Мизг=1/3*pr  max*di3/8

Wизг=1/3*di/2*s2

pr maxpr

Преобразуя формулы, получаем толщины днища поршня:

 

 

 

s >= 0,7*(Di/2).

Допустимые напряжения изгиба принимаем, МПа, [sизг] = 0,268.

Допустимые напряжения сжатия-разрыва, МПа, sС,Р = 0,1sВ.

Допустимое напряжение среза, МПа, tcp = 0,06sВ.

Допустимое суммарное напряжение в верхней кольцевой перемычке, МПа

sS = 0,1sВ.

Максимальное действительное давление сгорания Рzg=0,85Pz, где Рz – расчетное давление конца сгорания.

Расчет направляющей части поршня

Удельное давление юбки на цилиндр, МПа,

 

 

р = Nmax/(D*hЮ) <= [p],

Отсюда hЮ p*D/Nmax, м, где

Nmax – максимальная нормальная составляющая.

Расчет отверстия под палец

Удельное давление пальца на бобышку

р = pz/(2*dn*lб) <=[p].

Отсюда lб=pz/(dn*p), м.

Удельное давление пальца на втулку шатуна

pz/(dn*lг.ш)<=[p]

Отсюда lг.ш=pz/(dn*p), где lг.ш – длина головки шатуна, м.

Напряжение разрыва минимального сечения головки

 

t= pi/Fx-x <= [t],

где pi mx-x*R*

 

 

(1 + l), МН; mx-x – масса головки поршня с кольцами, расположенными выше сечения; х-х (сечение х-х проходит по центру масляных отверстий), определяется по геометрическим размерам или приближенно, принимая mx-x=(0,4…0,6)mn, кг, где mn – масса поршневой группы, кг.

wX-Xmax p*nX-Xmax/30,

где wX-Xmax – максимальная угловая скорость холостого хода двигателя, с-1Fx-x – площадь сечения, м2.

Напряжение среза в верхней кольцевой перемычке

sизг = 0,0045*pz max (D/hn)2, МПа.

Сложное напряжение в верхней перемычке

sS =, МПа; sS <= [sS].

Тепловой зазор головки

гD[1 + aцц - Т0)] - Dг [1 + aп г0)].

Тепловой зазор юбки

гD[1 + aц ц0)] - Dю[1 + aп г0)]

где aц и aп – коэффициенты линейного расширения материалов цилиндра и юбки поршня; Тц, Тг, Тю – соответственно температура стенок цилиндра, головки и юбки поршня в рабочем состоянии, К; Т0 – начальная температура цилиндра и поршня, К.

При получении отрицательных значений г и ю/ (натяг) поршень не пригоден к работе.

При нормальной работе поршня

 


 

г/=(0,002…0,0025)D

ю/=(0,0005…0,0015)D

6.1.4 Расчет поршневого пальца

Удельное давление на бобышку и втулку

Р = Рz/(dn*l)  <= [p]

= 2*lб или lг.ш

Внутренний диаметр пальца рассчитываем по допустимому напряжению изгиба

Тизг = Низн/Wизг  <= [tизг]

Wизг = 0,1dn3(1-a4), м3;    a=dB/dn

Отсюда dB adn.

Допускаемое напряжение изгиба, МПа, su=0,34*sB

Допускаемое напряжение среза, МПа:

t=0,6*0,23*1,3*sВ=0,18sВ

tсрz/(2fn)  <= [sср]

где 2fn – площадь поперечного сечения пальца, м2fn=A(dn2/4-dB2/4).

Овализация пальца

dn max=1,35Pz/(E*Cn)*[(1+a)/(1-a)]3*[0,1-(a-0,4)3];

dn max   <= [dn max]; a=dB/dn;

[dn max]=3,5*5, м.


 

6.2 Расчет деталей шатунной группы

6.2.1 Расчет поршневой головки шатуна

Поршневую головку шатуна рассчитываем:

1)     на усталостную прочность в сечении I-I от действия инерционных сил (без учета втулки), при работе двигателя на режиме nmax X-X,

2)     на напряжение, возникающее в головке от воздействия на нее запрессованной втулки.

3)     усталостную прочность в сечении А-А от действия суммарных сил и запрессованной втулки.

Расчет производим для случая, при котором амплитуда изменения суммарной силы максимальна. Предварительно наружный диаметр определяем по напряжению разрыва головки sр:

sр=pj/[(DH-DBH)*lг.ш]  <= [sp]

где pj – максимальная сила инерции (j=0)

В случае 1 нагружение производили переменной силой инерции масс поршневой головки шатуна mB и поршневой группы mn

Pj=-(mn+mB)**R*(cosj**cos2j), МН

Эта сила порождает в сечении I-I напряжение

smax=(mn+mЗ.Г)-w *[ R*(cosj**cos2j)/2h*lш

smin=0, т.е. напряжение изменяется по пульсирующему закону.

Напряжение по 2 от различных коэффициентов расширения характеризуется суммарным натягом

De =D+Dt,

где D - натяг посадки бронзовой втулки; Dt – температурный натяг.

Удельное давление от суммарного натяга на поверхности соприкосновения втулки с головкой:

Р=De/{d*[(dr2+d2)( dr2-d2)*m]/Ем+d*[(dr2+d2)( dr2-d2)* m]/EB},

где drddn – соответственно наружный и внутренний диаметр головки и внутренний диаметр втулки, м; m=0,3 – коэффициент Пуассона; EM=2,2*10-5 – модуль упругости стального шатуна, МПа; EВ=1,15*10-5 – модуль упругости бронзовой втулки, МПа.

Напряжение от суммарного натяга на внешней и внутренней поверхностях поршневой головки определяются по формуле Ляме:

р/=р*2d3/(dr2-d2), МПа;

i=p*(dr2+d2)/(dr2-d2), МПа.

Суммарная сила, растягивающая головку, достигает максимума при положении поршня в ВМТ во время начала впуска:

 


Рjn = -mn*R*w2(1+l), МН. 

Рисунок 6.2 – Распределение нагрузок на поршневую бобышку шатуна:

а – при растяжении, б – при сжатии

Без учета запрессованной втулки, напряжение в сечении А-А головки шатуна:

aj={2Mj*jM. З*(6rcp+hr)/[hr(2rcp+hr)]+Nj*jМ.З}*10-6/(lмnm), МПа;

rj={-2Mj*jM. З*(6rcp+hr)/[hr(2rcp+hr)]+Nj*jМ.З}*10-6/(lмnm), МПа.

Суммарная сила, стягивающая головку,

РС.Ж=(Рzg-P0)Fn*Pjn=(Pz-P0)Fn-mnRw2(cosj+2cos2j), Н.

Радиальное давление от сжимающей силы

NСЖ 1СЖ*(NCЖ 0/ РСЖ)*соsj;

MCЖ 1= РСЖ*rcp*[MСЖ/( РСЖ*rcp)+(NСЖСЖ)*(1-cosjМ)].

NСЖСЖ*{NСЖ/ РСЖ+[sinjМ/2-(jМ/)*sinjМ-(1/А)*cosjМ]}

MСЖ= РСЖ*rcp*[MСЖ/(РСЖ*rcp)+(NСЖСЖ)*(1-cosjМ)-(sinjМ/2-jМ*sinjМ /p-

- сosjМ /p)].

Напряжение от суммарной сжимающей силы в сечении А-А:

– на внешнем волокне:

а сж=[2Mсж*jМ.З*(6rcp+nr)/nr/(2rcp+nr)+k*Ncж*jМ.З]*1*10-6/lш/hr, МПа.

– на внутреннем волокне

i сж=[-2Mсж*jМ.З*(6rcp+nr)/nr/(rcp+nr)+k*Ncж*jМ.З]*1*10-6/lш/hr, МПа,

где k – коэффициент, учитывающий наличие запрессованной бронзовой втулки.

Запас прочности изменяется в пределах 2,5…5 и определяется по формулам

ns =(t-1)/(s *aH+2s*sm);

nt =(t-1)/( t*aH+at*tm).

Размеры головки:

– внутренний диаметр головки равен наружному диаметру втулки, т.е:

DBH=d+2d,

где d – наружный диаметр поршневого пальца; d - толщина бронзовой втулки.

– наружный диаметр головки:

DH=(Pj/+[d]*lшDBH)/([ d]*lш),

где lш – длина верхней головки шатуна; [d]=40…50 МПа – допустимое напряжение разрыва головки; Рj – максимальное усилие разрыва головки.

6.2.2 Расчет стержня и кривошипной головки шатуна

Точный расчет кривошипной головки весьма затруднен вследствие невозможности полного учета влияния конструктивных факторов. Приближенный расчет кривошипной головки шатуна сводится к определению напряжения изгиба в среднем сечении крышки головки от инерционных сил Pjp (МН), имеющих максимальное значение в начале пуска (j=0) при работе двигателя на режиме максимальной частоты вращения при холостом ходе.

 

 

 


 

 

   

Pjp= -jR[(mn+mш.п)(1+l)+(mш.к-mкр)]*10-6,

где mкр~(0,20…0,28)mщ – масса крышки кривошипной головки, кг; mn – масса поршневой группы, кг; mш,п , mш,к – соответственно массы шатунной группы, совершающие возвратно-поступательное и вращательное движения, кг.

Напряжение изгиба крышки (МПа) с учетом совместной деформации вкладышей:

sизгPjp{0,023Сб/[(1+JB/J)Wизг]+0,4/Fг}

где Сб – расстояние между шатунными болтами. Сб=(1,3…1,75)dшш, м; JB=lktB3 и J=lk(0,5Cб-r1)3 – момент инерции расчетного сечения соответственно вкладыша и крышки, м4Wизг=lk(0,5Сб-r12)/6 – момент сопротивления расчетного сечения крышки без учета ребер жесткости, м3r1 – внутренний радиус кривошипной головки; dшш – диаметр шатунной шейки, м; tВ – толщина стенки вкладыша, м; Fr – суммарная площадь крышки и вкладыша в расчетном сечении, м2.

sизг принимается в пределах 100…3000 МПа.

Стержень шатуна рассчитываем на усталостную прочность в среднем сечении В-В от действия знакопеременных суммарных сил. Расчет ведем для Nmax.

Сила, сжимающая шатун, максимальна в начале рабочего хода при Pzg:

Рсжr+Pj=[Fn(Pzj-P0)-mjRw2(cosj+lcos2j)]*10-6,

где mj=mn+0,275mш – массы возвратно-движущихся частей КШМ.

Сила, растягивающая шатун,

Pp=Pr+Pj=[PrFn-mjRw2(1+l)]*10-6MH,

где Рг – давление остаточных газов.

От Рсж в сечении В-В возникает smax продольного изгиба.

В плоскости качания шатуна

,

где   – коэффициент, учитывающий влияние профильного изгиба шатуна в плоскости качания, sс = sвFср – площадь среднего сечения шатуна, в плоскости, перпендикулярной плоскости качания, м2.

где  Jy – момент инерции сечения В-В относительно оси у-у, лежащей в плоскости качания шатуна.

smax и smax x y не должны превышать 200…250 МПа для углеродных сталей. Минимальное напряжение, возникающее в сечении В-В от растягивающей силы Рр,

.

Запас прочности стержня и шатуна в плоскости качения hx и перпендикулярной плоскости Ку не менее 2,5

Размеры двутавра в минимальном сечении

где sв – предел прочности материала стержня.

Запасы прочности стержня шатуна в плоскости качания и в перпендикулярной плоскости определяем:

– по пределу усталости:

– при расчете по пределу текучести:

Предел прочности должен быть не ниже 1,5

При этом высота двутавра , ширина = 0,9Н, толщина элементов = 0,2H.

6.2.3 Расчет шатунных болтов

В четырехтактных двигателях болты, стягивающие половинки кривошипной головки шатуна, подвергаются растяжению от действия сил инерции поступательно двигающихся масс поршня и шатуна и вращающихся масс, расположенных над плоскостью разъема кривошипной головки.

Диаметр предварительно определяем из расчета на растяжение:

где Рd - максимальная нагрузка на один болт; sв – предел прочности материала болта.

Если , то принимаем шаг резьбы S = 1 мм, при  - S = 1,5 мм.

Определяем наружный диаметр резьбы

Принимаем путем округления до целой величины в миллиметрах стандартный наружный диаметр резьбы, а затем ее внутренний диаметр

Затем болт проверяем по запасу прочности.

 

 

 

Наряду с этим, болты испытывают растяжение от предварительной затяжки. При работе двигателя силы инерции Pjp стремятся разорвать болты. В связи с этим, они должны быть затянуты настолько, чтобы не была нарушена плотность соединения при действии этой силы:

Pпр=(2…3)Pjp/iб, МН,

где iб – число шатунных болтов.

Суммарная сила, растягивающая болт,

Pбпр+cРjp/iб, МН

где c - коэффициент основной нагрузки резьбового соединения: c=Kш/(Кбш), Кш – податливость стягиваемых частей шатуна; Кб – податливость болта.

По опытным данным, коэффициент c изменяется в пределах (0,15…0,25). С уменьшением диаметра шатунного болта значение c, как правило, уменьшается.

Максимальные и минимальные напряжения, возникающие в болте, определяем в сечении по внутреннему диаметру резьбы:

smax=4Рб/(pdB2),

smin=4Рпр/(pdB2),

где dB=d-1,4t – внутренний диаметр резьбы болта, мм; d – номинальный диаметр болта, мм; t – шаг резьбы, мм.

Для шатунных болтов значения запаса прочности не должны быть ниже 2.


 

7 Сравнительная оценка разработанного и базового двигателей

Таблица 13 – Сравниваемые показатели двигателей

 

 

Показатель

Двигатель

Базовый

Проектируемый

1 Тип двигателя

четырехтактный, бензиновый

четырехтактный, 
бензиновый,

2 Максимальная (номинальная) мощность Ne max, кВт

 

 

3 Частота вращения при максимальной мощности nNe max, мин-1

 

 

4 Максимальный крутящийся момент, Мк max, Н·м

 

 

5 Частота вращения при максимальном крутящемся моменте nМк max, мин-1

 

 

6 Минимальный удельный расход топлива gе, г/кВт·ч

 

 

6 Диаметр цилиндра, мм

 

 

7 Ход поршня, мм

 

 

8 Степень сжатия

 

 

9 Среднее эффективное давление, MПа

 

 

10 Литровая мощность, кВт/л

 

 

 

Двигатель __________ оборудован микропроцессорной системой впрыскивания топлива и зажигания, что позволило повысить степень сжатия с ___ до ___ единиц.

Из таблицы 13 следует, что минимальный удельный расход топлива увеличился с ____ до ______ г/кВт•ч, но вместе с этим возросла и литровая мощность двигателя. При увеличении минимального удельного расхода топлива в ____ раза максимальная мощность и максимальный крутящий момент двигателя возросли в ___ раза, что позволит значительно улучшить скоростные и динамические характеристики автомобиля.

Применение комплексной микропроцессорной системы управления впрыскиванием топлива и зажиганием привело к снижению неравномерности распределения топлива по цилиндрам, более полному сгоранию рабочей смеси, значительному снижению токсичности отработавших газов, а также улучшилась приемистость двигателя и запуск при низких температурах окружающей среды. Также увеличилась долговечность двигателя, т.к. система не допускает режимы работы двигателя, превышающие предельные.

 

 

 

 

 

 


 

Список использованных источников

 

1.      Филин, А.Н. Автомобильные двигатели. Курсовое и дипломное проектирование: учеб. пособие [Текст] / А.Н. Филин, Ю.М. Крохотин; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2005. – 156 с.

2.      Крохотин, Ю.М. Автомобильные двигатели [Текст]: методич. указания к выполнению курсового проекта для студентов дневного и заоч. обучения / Ю.М. Крохотин; Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО «ВГЛТА».– Воронеж, 2009. – 53 с.

3.      Колчин, А.И. Расчёт автомобильных и тракторных двигателей [Текст]: учеб. пособие для вузов. / А.И. Колчин, В.П. Демидов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 2002. – 496 с.

4.      Двигатели внутреннего сгорания: [в 3 кн.]: Учебник для студ. вузов. / Под ред. В.Н. Луканина. – М.: Высш. шк., 1995 - [кн.1]: Теория рабочих процессов – 369 с.

 

 


 

Приложение А Результаты теплового, силового и прочностного расчетов

 

         ВЛОЖИТЬ ВМЕСТО ЭТОГО ЛИСТА РАСПЕЧАТКУ РАСЧЕТА НА КОМПЬЮТЕРЕ, ВЫПОЛНЕННОГО В АУД. 97 ПО ПРОГРАММЕ, РАЗРАБОТАННОЙ НА КАФЕДРЕ. Заголовок «Приложение А…» вписать черной ручкой чертежным шрифтом.


 

Приложение Б Внешняя скоростная характеристика двигателя

 

ЭТО ОБРАЗЕЦ. ЗДЕСЬ ДОЛЖНА БЫТЬ ВАША ХАРАКТЕРИСТИКА.

Строится на основании данного примера по результатам теплового расчета (или в Excel, или карандашом на миллиметровой бумаге)

 

 

 

 

 

 

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (уровень бакалавриата),

профиль – Автомобили и автомобильное хозяйство

 

 

по дисциплине «Конструкция и основы расчета автомобильных двигателей»

 

 

2018 год
 

 

 

 

 

 

 

////////////////////////////