НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ
ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
Методические указания для выполнения контрольной работы
1
2016
В методическом пособии представлен пример теплового расчета бензинового двигателя позволяющий аналитически с достаточной степенью точности определить основные параметры двигателя. Выполнен пример аналитического метода построения индикаторной диаграммы.
Предназначены для бакалавров Инженерного института всех форм обучения по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Профиль: Автомобили и автомобильное хозяйство.
.
Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией Инженерного института (протокол №__ от __ ________20__ г.).
Введение
В соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего образования Российской Федерации дисциплина «Силовые агрегаты» является важной составной частью учебного плана обучения студентов по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Профиль: Автомобили и автомобильное хозяйство..
Рабочий цикл рассчитывают для определения индикаторных, эффективных показателей работы двигателя и температурных условий работы деталей, основных размеров, а также выявления усилий, действующих на его детали, построения характеристик и решения ряда вопросов динамики двигателя.
Результаты теплового расчета зависят от совершенства оценки ряда коэффициентов, используемых в расчете и учитывающих особенности проектируемого двигателя.
В методической разработке рассмотрен пример расчета дизельного двигателя, пример построения индикаторной диаграммы и пример кинематического и динамического расчетов аналитическим методом. В примерах расчетов не учитывается до зарядка и продувка цилиндров.
Основные исходные конструктивные и регулировочные параметры проектируемого двигателя, необходимые для проведения теплового расчета, а так же его показатели, которые должны быть реализованы, приведены в табл. П19.1.
Таблица П19.1
Тип двигателя |
Двигатель с искровым зажиганием |
Тип топливной системы |
Распределенное впрыскивание во впускной трубопровод |
Тип системы охлаждения |
Жидкостная |
Номинальная мощность Nе ном, кВт |
90 |
Номинальная частота вращения nном, мин-1 |
6 000 |
Степень сжатия |
9,0 |
Коэффициент избытка воздуха |
0,90 |
Число цилиндров |
4 |
Число клапанов на цилиндр |
4 |
Тип камеры сгорания |
Шаровая |
Таблица П19.2.
Вид топлива |
Элементный состав |
Молярная масса , кг/моль |
Для <1 К=МН2 /МСО |
Теплота сгорания Нu, МДж/кг |
|
gС |
gН |
||||
Бензин |
0,855 |
0,145 |
110 |
0,50 |
44,0 |
Количество воздуха, теоретически необходимого для полного сгорания топлива, рассчитывается на основании сведений о массовом составе топлива:
0 = = ;
L0 = = = 0,512 кмоль/кг.
Количество свежей смеси
М1 = кмоль/кг
Расчет проводится в киломолях на 1 кг топлива:
кмоль/кг;
кмоль/кг;
кмоль/кг;
кмоль/кг;
кмоль/кг;
кмоль/кг.
Суммарное количество продуктов сгорания в киломолях на 1 кг топлива
|
Проверка:
Таблица П19.3
Параметры |
Размерность |
Диапазон допустимых значений |
Выбранное числовое значение |
Условия на впуске: давление p0 температура Т0 газовая постоянная R |
МПа К Дж/(кг*K) |
- - - |
0,10 298 287 |
Параметры остаточных газов: давление pr температура Тr |
МПа К |
(1,05…1,25)p0 900…1 100 |
0,12 1 000 |
Температура подогрева заряда на впуске |
К |
0…20 |
5 |
Суммарный фактор сопротивления впускного тракта |
- |
2,5…4,0 |
3,0 |
Средняя за процесс впуска скорость смеси в наименьшем сечении впускного тракта (как правило, в клапане),v |
м/с |
600…100 |
80 |
Отношение теплоемкости остаточных газов к теплоемкости свежего заряда, |
- |
1,00…1,03 |
1,01 |
Коэффициент дозарядки |
- |
1,00…1,06 |
1,03 |
Плотность заряда на впуске
кг/м3.
Гидравлические потери во впускном трубопроводе
МПа.
Давление рабочего тела в конце такта впуска
МПа.
Характерные значения pa находится в пределах 0,080…0,095.
.
Характерные значения находятся в пределах 0,04…0,06.
Характерные значения Та находится в пределах 310…340 К.
Коэффициент наполнения рассчитывается по заданным значениям p0, T0, ,, и по ранее рассчитанным значениям pa, Ta,:
.
Характерные значения находятся в пределах 0,80…0,90.
Таблица П19.4
Параметры |
Размерность |
Диапазон допустимых значений |
Выбранное число значение |
Показатель политропы сжатия n1 |
- |
1,34…1,38 |
1,36* |
* Выбор числового значения n1 в данном случае обусловлен противоположным влиянием двух основных факторов: высокой частоты вращения двигателя и относительно высокой степенью его сжатия.
МПа;
Характерные для ДиСЗ значение pc находятся в пределах 1,40…2,60 МПа, а Тс – в пределах 650…850 К.
Таблица П19.5
Параметры |
Размерность |
Диапазон допустимых значений |
Выбранное числовое значение |
Низшая теплота сгорания топлива Нu |
МДж/кг |
- |
44 |
Коэффициент выделения теплоты на участке видимого сгорания |
- |
0,85…0,92 |
0,85* |
* Выбор числового значения в данном случае обусловлен противоположным влиянием с одной стороны частоты вращения n и степень сжатия , а с другой стороны – влиянием состава смеси .
МДж/кг.
МДж/кмоль.
Запишем уравнение первого закона термодинамики для процесса сгорания в ДсИЗ, приведенное к рабочему виду:
, (1)
где Uc – внутренняя энергия одного киломоля воздуха при температуре Тс; – внутренняя энергия одного киломоля продуктов сгорания при температуре Тс; - внутренняя энергия одного киломоля продуктов сгорания при температуре Тz.
Размерность величин Uc, , , Нсм – МДж/кмоль.
Определение максимальной температуры цикла Тz сводится к решению уравнения (1). Для применения аналитического метода решения необходимо найти числовые значения Uc, , .
Используем линейные аналитические зависимости средних молярных теплоемкостей при постоянном объеме компонентов продуктов сгорания от температуры t, которые имеют следующий вид, кДж/(кмоль*К):
.
Значения коэффициентов аi и bi для различных газов приведены прил.2 для двух различных интервалов температуры. Интервал температур от 0 до 1500 оС используется для выдачи Uc,, а интервал от 1500 до 2800 оС – для выдачи .
В аналогичном виде представим среднюю молярную теплоемкость смеси продуктов сгорания с учетом объемных долей компонентов, кДж/(кмоль*К).
. (2)
Здесь
t = tc или t = tz;
(3)
(4)
Сначала вычислим левую часть уравнения (1), обозначив её за F1, МДж/кмоль:
,
для чего предварительно определим значение внутренней энергии воздуха при температуре tc, использовав значение коэффициентов a и b из прил. 2 для диапазона температур 0…1500 оС:
МДж/кмоль.
Для определение внутренней энергии продуктов сгорания при температуре tc найти коэффициент А и В из уравнения (2) по выражениям (3) и (4) с использованием значений коэффициентов a и b из прил.2 также в диапазоне температур 0..1500 ОС:
Теперь найдем значение внутренней энергии продуктов сгорания при температуре tc:
,
после чего вычислим значением F1 по формуле
Обозначим
Выражение для определения внутренней энергии продуктов сгорания при температуре tz имеет вид
(5)
С учетом введенного обозначения уравнение (5) будет иметь вид
Откуда значение температуры
(6)
Значение коэффициентов A и B из уравнения (6) находим по выражениям (3) и (4) с использованием значений коэффициентов a и b из прил.2, но уже в диапазоне температур 1500…2800 оС:
Таким образом, Тz = 2674 К.
Характерные значения Тz находятся в пределах 2600…2900 К.
Степень повышения давления в цикле определяется по формуле
.
Характерные значения находятся в пределах 3,20…4,20.
Тогда максимальное давление
.
Характерные значения pz находятся в пределах 5…8 МПа.
Действительное значение максимального давления pzд, необходимое для выполнения динамических и прочных расчетов, определяем с учетом увеличения объема над поршнем к моменту достижения максимума давления:
.
При расчете процесса расширения для ДсИЗ считают, считают, что этот процесс протекает в течение всего хода поршня от ВМТ к НМТ. Сам процесс расширения условно считается политропным с постоянным показателям политропы n2.
Таблица П19.6
Параметр |
Размерность |
Диапазон допустимых значений |
Выбранное числовое значение |
показатели политропы расширения n2 |
- |
1,22…1,30 |
1,24* |
* Выбор числового значения n2, в данном случае обусловлен однонаправленным влиянием двух основных факторов: высокой частоты вращения двигателя и относительно высокой степенью сжатия. Эти факторы способствуют затягиванию процесса сгорания и, следовательно, определяют меньшие значения n2.
;
Характерные значения pb находятся в пределах 0,35…0,50 МПа, а характерные значения Tb – в пределах 1200…1600 К.
Проверку правильности выбора значений давления pr и температуры Тr остаточных газов по формуле
Отклонение расчетного значения температуры остаточных газов от ее заданного значения Tr =1000 К составляет 1,7%, т.е. находится в допустимых пределах (3…4%).
Таблица П19.7
Параметр |
Размерность |
Диапазон допустимых значений |
Выбранное числовое значение |
Коэффициент полноты индикаторной диаграммы |
- |
0,94…0,97 |
0,95* |
* Выбор данного числового значения обусловлен высоким скоростным режимом двигателя.
Определение расчетом давлений в характерных точках рабочего цикла позволяет построить расчетную индикаторную диаграмму за два хода поршня(сжатие и расширения). Такая диаграмма включает в себя условные политропные процессы сжатия и расширения, изохорный процесс подвода теплоты, а также изохорный процесс отвода теплоты.
Определяем расчетное среднее индикаторное давление:
Соответствующее уменьшение действительного среднего индикаторного давления pi по сравнению с расчетным значением piнс учитывается с помощью коэффициента полноты индикаторной диаграммы . В соответствии с выбранным значением = 0,95 получим:
Характерные для ДсИЗ без наддува значение pi = 0,9…1,2 МПа.
Для определения индикаторного КПД используется уравнение связи между средним индикаторным давлением pi и основными параметрами рабочего процесса (уравнение Б.С.Стечкина):
Здесь Hu – МДж/кг; l0 – кг/кг; pi – Мпа; р0 – кг/м3.
Тогда индикаторный КПД
.
Удельный индикаторный расход топлива
Характерные для ДсИЗ значения .
Предварительному выбору подлежат значения коэффициентов a и b эмпирической формулы для определения среднего давления механических потерь рм.п. и значение средней скорости поршня сп ( табл.П19.8).
Таблица П19.8
Параметры |
Размерность |
Диапазон допустимых значений |
Выбранное числовое значение |
Средняя скорость поршня сп |
м/с |
10…15 |
15* |
a |
МПа |
-0,070 |
- |
b |
МПа.с/м |
0,025 |
- |
* Выбор данного значения обусловлен высоким скоростным режимом двигателя.
Среднее давление механических потерь pм.п. условно считается линейной функцией средней скорости поршня сп в диапазоне частоты вращения, близкому к номинальному. Тогда, приняв сп = 15, получим
Среднее эффективное давление pe определяется по среднему индикаторному давлению pi и среднему давлению потерь рм.п.:
Характерные для ДсИЗ без наддува значения pe=0,75…1,05 МПа.
Механический КПД найдем по формуле
.
Характерные для ДсИЗ без наддува значения .
Эффективный КПД определяется по значениям индикаторного КПД и механического КПД :
Удельный эффективный расход топлива
.
Характерные для ДсИЗ без наддува значения находится в следующих пределах:
Часовой расход топлива
ном .
Размеры цилиндра определяются исходя из заданной эффективной мощности Ne, заданного скоростного режима nном и рассчитанного значения среднего эффективного давления ре.
Предварительному выбору подлежит коэффициент короткоходности двигателя K=S/D (табл.П19.9).
Таблица П19.9
Параметр |
Размерность |
Диапазон допустимых значений |
Выбранное числовое значение |
Коэффициент короткоходности двигателя K=S/D |
- |
0,80…1,05 |
0,84* |
* Выбор данного значения обусловлен высокой частотой вращения двигателя в целях некоторого ограничения средней скорости поршня.
Используем известное выражение для определения эффективной мощности, кВт:
где ре – Мпа, iVh – л;n- мин-1; Ne – кВт;коэффициент тактности (для четырехтактных двигателей ).
Откуда
.
Рабочий объём одного цилиндра
Диаметр цилиндр
Полученный диаметр округляется до ближайшего целого значения D = 96 мм.
Ход поршня
Полученный ход поршня округляется до ближайшего целого четного значения S=80 мм.
Действительное значение средней скорости поршня cn определяется по значению хода поршня S (выраженному в метрах) и заданному скоростному режиму:
Расхождение полученной скорости поршня ранее принятым значением не превышает 10%, следовательно, пересчета механических потерь не требуется.
Эффективный крутящий момент определяется по значениям уточненной номинальной эффективной мощности Nе ном и номинальная частоты вращения nном:
.
Литровая мощность двигателя
Характерные для ДсИЗ без наддува значения лежат в пределах Nл = 35…55 кВт/л.
Полученные значения показателей и параметров двигателя сведем в табл.П19.10.
Таблица П19.10
Nе ном, кВт |
nном, мин-1 |
iVh,л |
|
S, мм |
D, мм |
S/D |
Nл,кВт |
рe, МПа |
ge,(г/кВт.ч) |
90,5 |
6000 |
2,315 |
9,0 |
80 |
96 |
0,84 |
39,1 |
0,782 |
342 |
По результатам теплового расчета строим индикаторную диаграмму (рис.П19.1)
Рис.П19.9.Индикаторная диаграмма проектируемого двигателя с искровым зажиганием.
Основная литература
1. Теория автомобильных двигателей//Тарасик В .П. Теория автомобилей и двигателей[текст]:Учебное пособие/В.П.Тарасик,М.П. Бренч.-2-е изд.,испр.-Минск: Новое знание; Москва: ИНФРА-М,2015.-Разд.I. – С 12-147.
2. Автомобильные двигатели [текст]: учебник для студ.вузов по спец. «автомобили и автомобильное хозяйство» и «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» /М. Г. Шатров[и др.]; под ред. М. Г.Шатров. – Москва: Академия, 2010. -464с. – Библиогр.:с. 458.
3. Автомобили: Учебник / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский; Под ред. А.В. Богатырева. - 3-e изд., стер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 655 с
Дополнительная литература
1. Суркин В. И. Основы теории и расчета автотракторных двигателей [текст]: курс лекций: учебное пособие/ В. И. Суркин. – Санкт-Петербург: Лань, 2013,-304с. – Библиогр.: с. 291-292.
2. Кулаков, А.Т. Особенности конструкции, эксплуатации, обслуживания и ремонта силовых агрегатов грузовых автомобилей [Электронный ресурс] / А.Т. Кулаков, А.С. Денисов, А.А. Макушин. - М.: Инфра-Инженерия, 2013. - 448 с.
3. Тракторы и автомобили: Учебник/А.В.Богатырев, В.Р.Лехтер - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 425 с.
Оглавление
Пример теплового расчета двигателя с искровым зажиганием
1.1.Исходные данные для теплового расчета
1.2.Расчет характеристик рабочего тела
1.3 Расчет процессов газообмена
1.6. Расчет процесса расширения
1.7. Определение индикаторных показателей двигателя
1.8.Определение механических (внутренних) потерь и эффективных показателей двигателя
1.9. Определение размеров цилиндра
1.10. Итоговая таблица основных показателей и параметров двигателя
///////////////////////////////////////