ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

 

  Главная       Учебники - Нефть, АЗС      ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Методические указания для выполнения контрольной работы

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 2016


 

 

 

 

 

 

В методическом пособии представлен пример теплового расчета бензинового двигателя позволяющий аналитически с достаточной степенью точности определить основные параметры двигателя. Выполнен пример аналитического метода построения индикаторной диаграммы.

Предназначены для бакалавров Инженерного института всех форм обучения по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Профиль: Автомобили и автомобильное хозяйство.

.

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией Инженерного института (протокол №__ от __  ________20__ г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего образования Российской Федерации дисциплина «Силовые агрегаты» является важной составной частью учебного плана обучения студентов по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Профиль: Автомобили и автомобильное хозяйство..

Рабочий цикл рассчитывают для определения индикаторных, эффективных показателей работы двигателя и температурных условий работы деталей, основных размеров, а также выявления усилий, действующих на его детали, построения характеристик и решения ряда вопросов динамики двигателя.

Результаты теплового расчета зависят от совершенства оценки ряда коэффициентов, используемых в расчете и учитывающих особенности проектируемого двигателя.

В методической разработке рассмотрен пример расчета дизельного двигателя, пример построения индикаторной диаграммы и пример кинематического и динамического расчетов аналитическим методом. В примерах расчетов не учитывается до зарядка и продувка цилиндров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИМЕР ТЕПЛОВОГО РАСЧЕТА ДВИГАТЕЛЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ

 

1.1.Исходные данные для теплового расчета

 

                Основные исходные конструктивные и регулировочные параметры проектируемого двигателя, необходимые для проведения теплового расчета, а так же его показатели, которые должны быть реализованы, приведены в табл. П19.1.

 

Таблица П19.1

Тип двигателя

Двигатель с искровым зажиганием

Тип топливной системы

Распределенное впрыскивание во впускной трубопровод

Тип системы охлаждения

Жидкостная

Номинальная мощность Nе ном, кВт

90

Номинальная частота вращения nном, мин-1

6 000

Степень сжатия

9,0

Коэффициент избытка воздуха

0,90

Число цилиндров

4

Число клапанов на цилиндр

4

Тип камеры сгорания

Шаровая

 

 

1.2.Расчет характеристик рабочего тела

 

  1. Исходные данные для расчета характеристик рабочего тела приведены в табл.П19.2.

 

Таблица П19.2.

Вид топлива

Элементный состав

Молярная масса , кг/моль

Для <1 К=МН2 СО

Теплота сгорания Нu, МДж/кг

gС

gН

Бензин

0,855

0,145

110

0,50

44,0

 

  1. Определение количества свежей смеси.

        Количество воздуха, теоретически необходимого для полного сгорания топлива, рассчитывается на основании сведений о массовом составе топлива:

 

0 = = ;

L0 = = = 0,512 кмоль/кг.

 

Количество свежей смеси

 

М1 =  кмоль/кг

 

  1. Определение состава и количества продуктов сгорания.

Расчет проводится в киломолях на 1 кг топлива:

 

кмоль/кг;

 

 

кмоль/кг;

 

 

кмоль/кг;

кмоль/кг;

кмоль/кг;

кмоль/кг.

 

Суммарное количество продуктов сгорания в киломолях на 1 кг топлива

 

кмоль/кг.

 

 

  1. Определение молярных ( или объемных) долей компонентов продуктов сгорания:

                         

                         

       

 

Проверка:

  1. Определение теоретического коэффициента молярного изменения:

 

 

 

 

1.3 Расчет процессов газообмена

 

  1. Исходные данные для расчета процессов газообмена приведены в табл.П19.3

 

                Таблица П19.3

Параметры

Размерность

Диапазон допустимых значений

Выбранное числовое значение

Условия на впуске:

    давление p0

    температура Т0

      газовая постоянная R

 

МПа

К

Дж/(кг*K)

 

-

-

-

 

0,10

298

287

Параметры остаточных газов:

  давление pr

   температура Тr

 

МПа

К

 

(1,05…1,25)p0

900…1 100

 

0,12

1 000

Температура подогрева заряда на впуске

К

0…20

5

Суммарный фактор сопротивления впускного тракта

-

2,5…4,0

3,0

Средняя за процесс впуска скорость смеси в наименьшем сечении впускного тракта (как правило, в клапане),v

м/с

600…100

80

Отношение теплоемкости остаточных газов к теплоемкости свежего заряда,

-

1,00…1,03

1,01

Коэффициент дозарядки

-

1,00…1,06

1,03

 

  1. Определение параметров на впуске.

Плотность заряда на впуске

 

кг/м3.

 

  1. Определение давления рабочего тела в конце такта впуска.

Гидравлические потери во впускном трубопроводе

 

 МПа.

 

Давление рабочего тела в конце такта впуска

 

МПа.

 

Характерные значения pa находится в пределах 0,080…0,095.

  1. Определение коэффициента остаточных газов:

 

.

Характерные значения  находятся в пределах 0,04…0,06.

  1. Определение температуры заряда в конце такта впуска:

 

 

Характерные значения Та находится в пределах 310…340 К.

  1. определение коэффициента наполнения.

Коэффициент наполнения рассчитывается по заданным значениям p0, T0, ,,  и по ранее рассчитанным значениям pa, Ta,:

 

.

 

Характерные значения находятся в пределах 0,80…0,90.

 

1.4. Расчет процесса сжатия

 

  1. Выбор показателя политропы сжатия n1 (табл. П19.4).

 

Таблица П19.4

Параметры

Размерность

Диапазон допустимых значений

Выбранное число значение

Показатель политропы сжатия n1

-

1,34…1,38

1,36*

* Выбор числового значения n1 в данном случае обусловлен противоположным влиянием двух основных факторов: высокой частоты вращения двигателя и относительно высокой степенью его сжатия.

 

  1. Определение параметров рабочего тела в конце процесса сжатия:

 

МПа;

 

Характерные для ДиСЗ значение pc находятся в пределах 1,40…2,60 МПа, а Тс – в пределах 650…850 К.

 

1.5.Расчет процесса сгорания

 

  1. Исходные данные для расчета процесса сгорания приведены в табл.П19.5.

 

Таблица П19.5

Параметры

Размерность

Диапазон допустимых значений

Выбранное числовое значение

Низшая теплота сгорания топлива Нu

МДж/кг

-

44

Коэффициент выделения теплоты на участке видимого сгорания

-

0,85…0,92

0,85*

* Выбор числового значения в данном случае обусловлен противоположным влиянием с одной стороны частоты вращения n и степень сжатия , а с другой стороны – влиянием состава смеси .

  1. Определение потерь теплоты от неполноты сгорания (в расчете на 1 кг топлива):

 

МДж/кг.

 

  1. Определение теплоты сгорания рабочей смеси:

 

 МДж/кмоль.

 

  1. Определение действительного значения коэффициента молярного изменения рабочей смеси:

 

 

  1. Определение максимальной температуры процесса сгорания.

        Запишем уравнение первого закона термодинамики для процесса сгорания в ДсИЗ, приведенное к рабочему виду:

 

                                       ,                                    (1)

 

        где Uc – внутренняя энергия одного киломоля воздуха при температуре Тс;  – внутренняя энергия одного киломоля продуктов сгорания при температуре Тс; - внутренняя энергия одного киломоля продуктов сгорания при температуре Тz.

        Размерность величин Uc, , , Нсм – МДж/кмоль.

Определение максимальной температуры цикла Тz сводится к решению уравнения (1). Для применения аналитического метода решения необходимо найти числовые значения Uc, , .

        Используем линейные аналитические зависимости средних молярных теплоемкостей при постоянном объеме компонентов продуктов сгорания от температуры t, которые имеют следующий вид, кДж/(кмоль*К):

.

        Значения коэффициентов аi и  bi  для различных газов приведены прил.2 для двух различных интервалов температуры. Интервал температур от 0 до 1500 оС используется для выдачи Uc,, а интервал от 1500 до 2800 оС – для выдачи .

        В аналогичном виде представим среднюю молярную теплоемкость смеси продуктов сгорания с учетом объемных долей компонентов, кДж/(кмоль*К).

 

                                                       .                                           (2)

Здесь

t = tc или  t = tz;

 

 (3)

       

      (4)

 

        Сначала вычислим левую часть уравнения (1), обозначив её за F1, МДж/кмоль:

 

,

 

для чего предварительно определим значение внутренней энергии воздуха при температуре tc, использовав значение коэффициентов a и b из прил. 2 для диапазона температур 0…1500 оС:

 

МДж/кмоль.

 

        Для определение внутренней энергии продуктов сгорания при температуре tc найти коэффициент А и В из уравнения (2) по выражениям (3) и (4) с использованием значений коэффициентов a и b из прил.2 также в диапазоне температур 0..1500 ОС:

 

        Теперь найдем значение внутренней энергии продуктов сгорания при температуре tc:

 

,

 

        после чего вычислим значением F1 по формуле

 

 

Обозначим

 

        Выражение для определения внутренней энергии продуктов сгорания при температуре tz имеет вид

 

                                                                                (5)

 

        С учетом введенного обозначения  уравнение (5) будет иметь вид

 

 

        Откуда значение температуры

 

                                                                 (6)

 

        Значение коэффициентов A и B из уравнения (6) находим по выражениям (3) и (4) с использованием значений коэффициентов a и b из прил.2, но уже в диапазоне температур 1500…2800 оС:

 

        Таким образом, Тz = 2674 К.

        Характерные значения Тz находятся в пределах 2600…2900 К.

  1. Определение максимального давления рабочего цикла.

Степень повышения давления в цикле определяется по формуле

 

.

 

        Характерные значения находятся в пределах 3,20…4,20.

        Тогда максимальное давление

 

.

 

        Характерные значения pz находятся в пределах 5…8 МПа.

        Действительное значение максимального давления pzд, необходимое для выполнения динамических и прочных расчетов, определяем с учетом увеличения объема над поршнем к моменту достижения максимума давления:

 

.

 

1.6. Расчет процесса расширения

 

        При расчете процесса расширения для ДсИЗ считают, считают, что этот процесс протекает в течение всего хода поршня от ВМТ к НМТ. Сам процесс расширения условно считается политропным с постоянным показателям политропы n2.

  1. Выбор показателя политропы расширения n2 (табл.П19.6).

 

Таблица П19.6

Параметр

Размерность

Диапазон допустимых значений

Выбранное числовое значение

показатели политропы расширения n2

-

1,22…1,30

1,24*

 

                * Выбор числового значения n2, в данном случае обусловлен однонаправленным влиянием двух основных факторов: высокой частоты вращения двигателя и относительно высокой степенью сжатия. Эти факторы способствуют затягиванию процесса сгорания и, следовательно, определяют меньшие значения n2.

 

  1. определение параметров рабочего тела в конце такта расширения:

 

;

 

 

        Характерные значения pb находятся в пределах 0,35…0,50 МПа, а характерные значения  Tb – в пределах 1200…1600 К.

  1. Проверка правильности выбора параметров остаточных газов.

Проверку правильности выбора значений давления pr и температуры Тr остаточных газов по формуле

 

 

Отклонение расчетного значения температуры остаточных газов  от ее заданного значения Tr =1000 К составляет 1,7%, т.е. находится в допустимых пределах (3…4%).

 

1.7. Определение индикаторных показателей двигателя

 

  1. Выбор исходных параметров (табл.П19.7)

 

Таблица П19.7

Параметр

Размерность

Диапазон допустимых значений

Выбранное числовое значение

Коэффициент полноты индикаторной диаграммы

-

0,94…0,97

0,95*

* Выбор данного числового значения обусловлен высоким скоростным режимом двигателя.

 

  1. Определение расчетного и действительного средних индикаторных давлений.

        Определение расчетом давлений в характерных точках рабочего цикла позволяет построить расчетную индикаторную диаграмму за два хода поршня(сжатие и расширения). Такая диаграмма включает в себя условные политропные процессы сжатия и расширения, изохорный процесс подвода теплоты, а также изохорный процесс отвода теплоты.

        Определяем расчетное среднее индикаторное давление:

 

        Соответствующее уменьшение действительного среднего индикаторного давления pi по сравнению с расчетным значением piнс учитывается с помощью коэффициента полноты индикаторной диаграммы . В соответствии с выбранным значением = 0,95 получим:

 

 

        Характерные для ДсИЗ без наддува значение pi = 0,9…1,2 МПа.

  1. Определение индикаторного КПД и удельного индикаторного расхода топлива.

        Для определения индикаторного КПД используется уравнение связи между средним индикаторным давлением pi и основными параметрами рабочего процесса (уравнение Б.С.Стечкина):

 

 

        Здесь Hu – МДж/кг; l0 – кг/кг; pi – Мпа; р0 – кг/м3.

        Тогда индикаторный КПД

 

.

 

        Удельный индикаторный расход топлива

 

 

        Характерные для ДсИЗ значения .

 

1.8.Определение механических (внутренних) потерь и эффективных показателей двигателя

  1. Выбор исходных параметров.

        Предварительному выбору подлежат значения коэффициентов a и b эмпирической формулы для определения среднего давления механических потерь рм.п. и значение средней скорости поршня сп ( табл.П19.8).

 

Таблица П19.8

Параметры

Размерность

Диапазон допустимых значений

Выбранное числовое значение

Средняя скорость поршня сп

м/с

10…15

15*

a

МПа

-0,070

-

b

МПа.с/м

0,025

-

 

* Выбор данного значения обусловлен высоким скоростным режимом двигателя.

 

  1. Определение среднего давления механических потерь.

        Среднее давление механических потерь pм.п. условно считается линейной функцией средней скорости поршня сп в диапазоне частоты вращения, близкому к номинальному.              Тогда, приняв сп = 15, получим

 

 

  1. Определение среднего эффективного давления и механического КПД.

        Среднее эффективное давление pe определяется по среднему индикаторному давлению pi и среднему давлению потерь рм.п.:

 

 

        Характерные для ДсИЗ без наддува значения pe=0,75…1,05 МПа.

        Механический КПД найдем по формуле

 

.

 

        Характерные для ДсИЗ без наддува значения .

  1. Определение эффективного КПД и удельного эффективного расхода топлива.

        Эффективный КПД определяется по значениям индикаторного КПД и механического КПД :

 

 

        Удельный эффективный расход топлива

 

.

 

        Характерные для ДсИЗ без наддува значения находится в следующих пределах:

        Часовой расход топлива

ном .

 

1.9. Определение размеров цилиндра

 

        Размеры цилиндра определяются исходя из заданной эффективной мощности Ne, заданного скоростного режима nном и рассчитанного значения среднего эффективного давления ре.

  1. Выбор исходных параметров.

        Предварительному выбору подлежит коэффициент короткоходности двигателя K=S/D (табл.П19.9).

 

Таблица П19.9

Параметр

Размерность

Диапазон допустимых значений

Выбранное числовое значение

Коэффициент короткоходности двигателя K=S/D

-

0,80…1,05

0,84*

* Выбор данного значения обусловлен высокой частотой вращения двигателя в целях некоторого ограничения средней скорости поршня.

 

  1. Определение рабочего объема двигателя.

        Используем известное выражение для определения эффективной мощности, кВт:

 

 

 

где ре – Мпа, iVh – л;n- мин-1; Ne – кВт;коэффициент тактности (для четырехтактных двигателей ).

                       Откуда

.

 

Рабочий объём одного цилиндра

 

 

  1. Определение размеров цилиндра.

        Диаметр цилиндр

 

 

        Полученный диаметр округляется до ближайшего целого значения D = 96 мм.

        Ход поршня

 

 

        Полученный ход поршня округляется до ближайшего целого четного значения S=80 мм.

  1. Определение средней скорости поршня.

Действительное значение средней скорости поршня cn определяется по значению хода поршня S (выраженному в метрах) и заданному скоростному режиму:

 

 

        Расхождение полученной скорости поршня ранее принятым значением не превышает 10%, следовательно, пересчета механических потерь не требуется.

  1. Уточнение рабочего объема двигателя и его мощности выполняется после определения размеров цилиндра и округления хода поршня S и диаметра D до стандартных значений:

 

 

 

  1. Определение эффективного крутящего момента и литровой мощности двигателя.

        Эффективный крутящий момент определяется по значениям уточненной номинальной эффективной мощности Nе ном и номинальная частоты вращения nном:

 

.

 

        Литровая мощность двигателя

 

        Характерные для ДсИЗ без наддува значения лежат в пределах Nл = 35…55 кВт/л.

 

1.10. Итоговая таблица основных показателей и параметров двигателя

 

        Полученные значения показателей и параметров двигателя сведем в табл.П19.10.

 

Таблица П19.10

Nе ном, кВт

nном, мин-1

iVh,л

S, мм

D, мм

S/D

Nл,кВт

рe, МПа

ge,(г/кВт.ч)

90,5

6000

2,315

9,0

80

96

0,84

39,1

0,782

342

 


По результатам теплового расчета строим индикаторную диаграмму (рис.П19.1)

Рис.П19.9.Индикаторная диаграмма проектируемого двигателя с искровым зажиганием.


Библиографический список

Основная литература

1.       Теория автомобильных двигателей//Тарасик В .П. Теория автомобилей и двигателей[текст]:Учебное пособие/В.П.Тарасик,М.П. Бренч.-2-е изд.,испр.-Минск: Новое знание; Москва: ИНФРА-М,2015.-Разд.I. – С 12-147.

2.       Автомобильные двигатели [текст]: учебник для студ.вузов по спец. «автомобили и автомобильное хозяйство» и «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» /М. Г. Шатров[и др.]; под ред. М. Г.Шатров. – Москва: Академия, 2010. -464с. – Библиогр.:с. 458.

3.       Автомобили: Учебник / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский; Под ред. А.В. Богатырева. - 3-e изд., стер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 655 с

 

Дополнительная литература

1.       Суркин В. И. Основы теории и расчета автотракторных двигателей [текст]: курс лекций: учебное пособие/ В. И. Суркин. – Санкт-Петербург: Лань, 2013,-304с. – Библиогр.: с. 291-292.

2.       Кулаков, А.Т. Особенности конструкции, эксплуатации, обслуживания и ремонта силовых агрегатов грузовых автомобилей [Электронный ресурс] / А.Т. Кулаков, А.С. Денисов, А.А. Макушин. - М.: Инфра-Инженерия, 2013. - 448 с.

3.       Тракторы и автомобили: Учебник/А.В.Богатырев, В.Р.Лехтер - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 425 с.


Оглавление

Введение. 3

Пример теплового расчета двигателя с искровым зажиганием.. 4

1.1.Исходные данные для теплового расчета. 4

1.2.Расчет характеристик рабочего тела. 4

1.3 Расчет процессов газообмена. 6

1.4. Расчет процесса сжатия. 8

1.5.Расчет процесса сгорания. 9

1.6. Расчет процесса расширения. 13

1.7. Определение индикаторных показателей двигателя. 14

1.8.Определение механических (внутренних) потерь и эффективных показателей двигателя  16

1.9. Определение размеров цилиндра. 17

1.10. Итоговая таблица основных показателей и параметров двигателя. 20

Библиографический список. 22

 


 

 

 

 

 

///////////////////////////////////////