О СЕРТИФИКАЦИИ НЕФТЕПРОДУКТОВ

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     Автозаправочные станции: Оборудование (Волгушев А.Н.) - 2001 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

О СЕРТИФИКАЦИИ НЕФТЕПРОДУКТОВ



В настоящее время одним из необходимых условий функционирования современного цивилизованного рынка товаров и услуг является наличие на нем исключительно сертифицированной продукции.

Сертификат соответствия является подтверждением того, что продукция безопасна для потребителя и окружающей среды, является качественной, сопровождается необходимым набором сервисных и иных дополнительных услуг.

Именно высокое качество товаров, его безопасность, подтвержденная соответствующим сертификатом, обеспечивает солидное положение производителя (продавца) на современном интегрированном международном рынке. Товар, даже высококачественный, но не имеющий соответствующего сертификата, который выдан независимой уполномоченной третьей стороной для подтверждения его уровня качества и безопасности, может быть реализован только по низкой цене, зачастую ниже своей себестоимости.

Таким образом, современный рынок стимулирует производителя (продавца) идти на значительные затраты по сертификации своей продукции. При этом многие фирмы для солидности и весомости полученных сертификатов, заказывают проведение сертификационных испытаний одновременно двум-трем испытательным центрам, расположенным в разных странах.

Более того, современный менеджмент производства относит такие категории как «качество» и «безопасность для окружающей среды» в число производственных категорий, которые в современном производстве планируются, управляются, контролируются и непрерывно совершенствуются. Менеджмент качества наиболее полно изложен в известных международных стандартах серии ISO 9000, а менеджмент экологии - в международных стандартах серии ISO 14000.

Во многих зарубежных странах сертификация проводится в основном на добровольной основе. Так производитель, который внедрил у себя систему управления качеством по ISO 9000, может направить в орган по сертификации только декларацию о соответствии, в которой фактически берет на себя обязательства выпускать только качественную продукцию удовлетворяющую требованиям НТД. Орган по сертификации проводит выборочный контроль качества представленной на сертификацию продукции и по его результатам выдает сертификат. Другой путь - заявитель обращается в орган по сертификации за получением сертификата и согласовывает с уполномоченным органом номенклатуру показателей, которые проверяются испытательными лабораториями.

В отдельных странах очень узкая и потенциально опасная для населения и окружающей среды продукция подвергается обязательной сертификации. Номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается правительственными органами.

Производитель, который у себя внедрил систему качества ISO 9000 и менеджмент экологии, имеет право указывать это в рекламной и рекламно-технической информации, а внедрение ISO 14000 имеют право наносить на этикетку и отражать в сопроводительной документации, что реализуемая им продукция экологически безопасна. В европейских странах существует различная маркировка экологической безопасности, хотя сейчас дискутируется вопрос о введении единого для объединенной Европы знака экологической безопасности.

После 2000 года сфера применимости стандарта ISO 14000 должна все в более возрастающей степени охватывать полный цикл производства и утилизации изделия, т.е. следующую цепочку: разработка конструкторской документации - изготовление опытного образца и опытной партии - организация массового производства - эксп-луатация - сервисное обслуживание, ремонт и оперативный контроль за эксплуатацией - утилизация отработанных изделий.

В России, с наличием на рынке значительного качества низкокачественной или фальсифицированной под марки известных фирм продукции, пока преобладает обязательная сертификация. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, отражена в ряде Законов РФ: «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», «Об охране атмосферного воздуха», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления». Более детальный перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утвержден Постановлением Правительства РФ от13.08.97 «Об утверждении перечня товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации» и последующими ежегодными дополнениями этого «Перечня...». Если иметь в виду только горюче-смазочные материалы и спецжид-кости (ГСМ), то в ограничительный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, попали нефтепродукты и спецжидкости общетехнического назначения, выпускаемые в основном по ГОСТ. Огромная масса ГСМ, выпускаемых по ТУ, в этот ограничительный перечень не включена. Указанная продукция может сертифицироваться по добровольной схеме. Порядок прохождения обязательной сертификации ГСМ и родственной им продукции (природного, сжатого, сжиженного природного нефтяного газа) конкретизирован двумя Постановлениями Госстандарта РФ от 08.10.98 № 78 «Правила проведения сертификации нефтепродуктов» и от 21.08.2000 № 60 «Правила проведения сертификации газа». Согласно этим документам при обязательной сертификации проверяется соответствие сертифицируемой продукции всем показателям качества, приведенным в ГОСТ на данный продукт. При добровольной сертификации заявитель (продавец) согласовывает с соответствующим аккредитованным органом Госстандарта России номенклатуру показателей, на соответствие которым необходимо проверить сертифицируемую продукцию. По результатам сертификации выдается два документа - сертификат как таковой, удостоверяющий, что продукция соответствует по показателям требованиям НТД и лицензия на применение гостированного знака соответствия. Лицензия разрешает владельцу сертификата маркировать свою продукцию путем нанесения на этикетке, таре и в сопроводительной документации (товаротранспортных накладных) этого знака. Это означает, что реализуемая продукция сертифицирована Госстандартом России. Введены две различные окраски для документов, выдаваемых при обязательной и при добровольной сертификации. Обязательная сертификация - сертификат желтый, добровольная - голубой.

Постановление Госстандарта России от 08.10.98 № 78 рекомендует принимать на сертификацию только те нефтепродукты, которые имеют допуск к производству и применению Межведомственной комиссии Госстандарта России по допуску к производству и применению в России топлив, масел, смазок и спецжидкостей (МВК). В настоящее время новые учредительные документы о МВК находятся на рассмотрении в Минюсте РФ и после утверждения этих документов Минюстом РФ это требование из категории рекомендуемых перейдет в категорию обязательных требований.

В соответствии с ранее упомянутыми Постановлениями Госстандарта России нефтебазы, АЗС и другие торгующие организации не вправе принимать к хранению и на реализацию нефтепродукты и газ, не имеющие сертификата изготовителя (оптового поставщика). Дополнительной сертификации не подвергается продукция, уже имеющая сертификат, если она принимается на хранение без нарушения целостности заводской упаковки или пломбы поставщика. В этом случае сохраняет свою силу сертификат завода-изготовителя (поставщика). Продукция, которая на нефтебазе переливается в емкости для хранения, растаривается в более мелкую тару, подвергается компаундированию путем введения присадок и добавок и т. д., подлежит повторной сертификации. Повторная сертификация проводится для того, чтобы удостовериться, что выполняемые предприятием нефтепродуктообеспечения технологические опера-ции, коммуникации, пооперационный аналитический контроль и технологический регламент и техническая установка исключают смешение нефтепродуктов различных сортов и марок, попадание в них грязи, воды и т. д. Предприятие должно располагать резервными емкостями для хранения некондиционных нефтепродуктов, иметь утвержденные методики восстановления их качества или утилизации и т. д. С этой целью специалистами органа по сертификации проводится обследование нефтебазы и если она удовлетворяет предъявленным требованиям, то ей выдается сертификат не на конкретные партии нефтепродуктов (хотя и это возможно), а на определенный срок не более трех лет. Обязательной сертификации также подвергаются все импортные нефтепродукты вне зависимости от того разливается ли продукция в собственную тару, или реализуется в таре поставщика.

В соответствии с приказом Министра энергетики от 21.07.99 № 241 все предприятия нефтепродуктообеспечения отнесены к категории опасных объектов и производства и их деятельность должна быть лицензирована. Лицензии выдает Нефтяная инспекция Госэнергонадзора Минэнергегики РФ. Местные органы власти лицензируют работу АЗС по нормативным документам и требованиям, разработанным Минэнерго РФ.

Следует отметить, что в 1993-1995 гг., когда деятельность МВК была приостановлена, и функции Госстандарта России не были четко прописаны, в стране образовался некоторый «правовой вакуум» в области разработки НТД. Многие НПЗ, средние и малые предприятия выпустили огромное количество различных Технических условий (ТУ), по которым стали выпускать свои нефтепродукты. Так, автомобильные бензины выпускаются в настоящее время по двум ГОСТ и по более чем 25 ТУ, большинство которых содержит послабления и продукция, выпускаемая по этим ТУ, по отдельным показателям хуже, чем имеющиеся в ГОСТ на аналогичную продукцию.

С целью борьбы с таким обилием ТУ и подъема качества выпускаемой продукции в 1999 году были разработаны Общие технические требования (ОТТ) на автомобильные бензины, закрепленные соответствующим ГОСТ. В 2000 году были разработаны Общие технические требования на моторные масла для автотракторных двигателей, также оформленные соответствующим ГОСТ. В стадии разработки находятся ОТТ на дизельные топлива и специальные жидкости для автотракторной техники.

В Постановлениях Госстандарта России, изданных одновременно с утверждением ГОСТ на ОТТ, предписывается, что впредь вся продукция, на которую имеются ОТТ и которая выпускается по ТУ, должна проводить обязательную сертификацию на соответствие ОТТ (в частности в настоящее время все бензины и все моторные масла).

Таким образом, в настоящее время Госстандарт России добивается достижения качества реализуемой продукции только административными методами, т. е. делается основной акцент на обязательную сертификацию.

Следует сказать, что в настоящее время Госстаидартом России и расширяется плацдарм для более широкого внедрения добровольной сертификации, в том числе и на основе декларации о соответствии. Так, вводятся в действие новые ГОСТ, являющиеся идентичными переводами известных международных стандартов ISO/МЭК, наряду с отечественными методами исследований и испытаний нефтепродуктов разрешено применять аналогичные методики ASTM, ISO, EN и другие. Последнее очень важно, так как в силу ряда причин многие отечественные методы испытаний нефтепродуктов не гармонизированы с аналогичными международными общепринятыми методиками испытаний. Это является одной из основных причин непризнания наших отечественных сертификатов на международном уровне. В силу этого ряд наших крупных нефтяных компаний с целью продвижения своей продукции на зарубежные рынки вынуждены обращаться к услугам зарубежных сертификационных центров. Так, стоимость зарубежного сертификата на моторное масло составляет сотни тысяч долларов. Перевод отечественных испытательных лабораторий на применение между-народных методик требует больших затрат на приобретение зарубежного дорогостоящего испытательного оборудования и такой переход естественно, может быть только постепенным и организационно подготовленным.

Расширение области обязательной сертификации возможно параллельно с более широким внедрением стандартов серии ISO 9000 по менеджменту качества, который постепенно переводится в разряд стандартов, обязательных к применению. В перспективе внедрение в России как обязательного стандарта стандартов серии ISO 14000 по менеджменту экологии.

В настоящее время в Российской федерации аккредитовано более 30 сертификационных центров, которые могут сертифицировать нефтепродукты и газ. Помимо центров, созданных при региональных подразделениях Госстандарта России (например «Тест-С.-Петербург») и его головных институтов, есть сертификационные центры, созданные на основе ЦЗЛ крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), промышленных предприятий или действующих в виде самостоятельных некоммерческих структур. Их перечень регулярно публикуется в периодических изданиях Госстандарта России и средствах массовой информации. Сертификаты, выдаваемые ими, вне зависимости от их территориального расположения, действительны на всей территории России.

Стоимость анализов устанавливается непосредственно самой лабораторией и не регламентируется Госстандартом России. Стоимость услуг по сертификации также строго регламентирована руководящими инструкциями Госстандарта.

Все изложенное по отечественной сертификации продукции относится к сертификационным центрам, аккредитованным Госстандартом России в системе аккредитации ГОСТ Р. Помимо этой общегосударственной системы аккредитации существует и ряд ведомственных систем аккредитации. К их числу относится Морской регистр России, система «Газсерт», действующая в системе «Газпрома», и ряд других. Хотя многие из них официально признаны Госстандартом России как таковые, однако до настоящего времени вопрос эквивалентности сертификатов, выданных разными системами сертификации, пока не отрегулирован.

В заключение, следует сказать, что область сертификации непрерывно совершенствуется. Госстандартом России ежегодно издаются документы, относящиеся к этой сфере деятельности. По этой причине, прежде чем подать заявку на сертификацию и ее правильно заполнить, целесообразно получить необходимые консультации в Органе по сертификации. Адрес одного из органов по сертификации нефтепродуктов, в составе которого работают высококвалифицированные нефтяники-химмотологи приведен в приложении к данному изданию.



Руководитель Органа по сертификации 

нефтепродуктов Автономной некоммерческой организации

«Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов»,

доктор технических наук, профессор, академик МАНЭБ Э. М. Мохнаткин
Материал предоставлен органом по сертификации нефтепродуктов Автономной некоммерческой организации «Центр сертификации топливно-энергетических ресурсов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..