ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АЗС

  Главная      Учебники - АЗС, Нефть     Автозаправочные станции: Оборудование (Волгушев А.Н.) - 2001 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

ГЛАВА 5.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АЗС

 


5.1. Основы природоохранительного законодательства




Задачи природоохранительного законодательства Российской Федерации определены законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.:

• регулирование отношений общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека;

• предотвращение экологически вредного воздействия любой деятельности;

• оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды;

• укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Центральное место в Законе отведено предупреждению нанесения вреда природной среде, стимулированию и обеспечению исполнения экологических требований. В этой связи он формулирует ряд новых положений и подходов к решению экологических проблем в стране. К ним относятся:

• создание экономического механизма охраны окружающей среды;

• регулирование государственной экологической экспертизы;

• установление требований относительно экологического воспитания и образования;

• установление ответственности за экологические правонарушения и возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Нормативы качества окружающей среды устанавливают предельные ве-личины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду. Они служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим и биологическим характеристикам. Эти нормативы должны быть научно обоснованы. Завышенные нормативы оборачиваются для государства огромными финансовыми и материальными затратами. Занижение их сопряжено с риском причинения ущерба здоровью людей и окружающей среде.
Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона «Об охране окружающей природной среды», согласно которой нормативы ПДК вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.

В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам. Так, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов даны в приложениях к «Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» от 16 мая 1974 г.

В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всех территорий России.

 

 

 

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды включают: нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, лимиты размещения отходов и др. Они определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, устанавливаемые для отдельных источников таких воздействий. Регулирование выброса загрязняющих веществ в природную среду является одним из правовых средств ее охраны. Загрязнение окружающей среды предприятиями нефтепродуктоо-беспечения, к которым относятся и АЗС, в пределах установленных для них нормативов — один из основных показателей правомерности их эксплуатации. Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации этих предприятий. .

Применительно к каждому из видов нормативов Закон «Об охране окружающей природной среды» определяет критерии их установления. Так, нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей предприятия, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающей природной среде (ст. 27 Закона).
Требования о нормировании вредного воздействия на состояние окружающей среды распространяется на все источники такого воздействия. Если, скажем, на АЗС имеется несколько источников вредного воздействия, то для

каждого из них устанавливаются нормативы выбросов и сбросов.

Общие требования, касающиеся разработки нормативов предельно допустимого вредного воздействия на природную среду, содержащиеся в Законе «Об охране окружающей природной среды», детализируются и развиваются природоресурсными законами, а также в «Порядке разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов», утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. и другими актами.

Как и проекты нормативов предельного использования природных ресурсов, проекты нормативов предельно допустимых вредных воздействий на состояние окружающей природной среды разрабатываются самими предприятиями-природопользователями.

 

 

Экологические меры охраны окружающей среды предусмотрены Законом «Об охране окружающей природной среды». В нем даны отсылки к другим актам законодательства РФ, которым детально регулируется применение отдельных мер. 

Основными подзаконными актами по вопросам платы за загрязнение окружающей среды являются:

• Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

• Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

• Базовые нормы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утвержденные Минпри-родой России 27.11.92 г. по согласованию с Министерством Экономики России и Минфином России.

Меры экономического стимулирования охраны окружающей среды регулируются также и налоговым законодательством (Законом РФ от 27.12.91 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» с изменениями от 31.12.95 г.).

 

 

Плата за природопользование является одним из основных принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей.

Во-первых, важнейшая цель платежей — стимулирование природополь-зователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят, и повышению эффективности их природоохранительной деятельности.

Законом «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20) устанавли-ваются два вида платежей за:

1. Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие -I виды загрязнения в пределах установленных лимитов.

2. Выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.

При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предусмотренные ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» и временно согласованные нормативы (ст. 45).

Определение размеров и взимание платы за загрязнение окружающей среды регламентируются на федеральном уровне постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г., «Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее - Порядок). ....

Порядок распространяет свое действие на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.

Исходными при определении платы за загрязнение являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирование полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитные загрязнения окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножение этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя надлежаще оформленного разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляется за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их -за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..