Специальное оборудование автобуса ЗИС-155

  Главная      Автомобили - ЗИС     Автобус ЗИС-155. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1952 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

Специальное оборудование автобуса ЗИС-155

 

 Стеклоочистители. Два стеклоочистителя 8 (фиг. 136) пневматического действия установлены на правой и левой передних панелях снизу обеих секций ветрового стекла.

Стеклоочистители поршневые приводятся в действие сжатым воздухом от воздушной системы автобуса.

Давление воздуха, необходимое для нормальной работы стеклоочистителей, колеблется в пределах 2—3 кг/см2.

Для понижения давления воздуха и для приведения стеклоочистителя в действие между стеклоочистителями и трубопроводом «опушкой сети установлены два пусковых вентиля, по одному на

каждый стеклоочиститель. Вентили смонтированы на боковой панели слева от сиденья водителя.

 

 

Конструкция пускового вентиля показана на фиг. 154. Воздух м3 системы подводится в левую часть корпуса через угольник 1

Доступ воздуха в правую часть корпуса закрыт клапаном 2. На стержне клапана в правой части корпуса укреплен поршень 4 с уплотняющей кожаной манжетой. Справа на поршень давит пружина 5. Давление пружины на поршень можно изменять, воздействуя на нее регулировочной гайкой 6, ввернутой в корпус вентиля 3. Когда при ввертывании гайки усилие пружины будет больше усилия от давления воздуха на клапан 2, последний несколько откроется.

Через образовавшийся между клапаном 2 зазор воздух начнет поступать в правую часть корпуса, а из нее через угольник 7 к стеклоочистителю. Регулировочная гайка 6 имеет левую резьбу.

и поэтому для открытия вентиля ее нужно вращать против часовой стрелки, а для закрытия — по часовой стрелке. Таким образом,, изменяя проходные сечения в клапане 2 регулировочной гайкой 6У можно подбирать величину давления воздуха на выходе из вентиля, т. е. регулировать этим скорость движения стеклоочистителя.

Обычное давление воздушной сети 6—7 кг/см2 может быть понижено пусковыми вентилями в пределах до 1—4,5 кг/см2.

Достаточная в обычных условиях эксплуатации скорость работы стеклоочистителей равна примерно 30—50 двойным ходам щеток в минуту, очищающих стекла. Излишне высокая скорость заботы стеклоочистителя вызывает быстрый износ деталей.

Схема стеклоочистителя показана на фиг. 155 и 156. В цилиндре стеклоочистителя 5 находится сдвоенный поршень 12 с уплотняющими кожаными манжетами 13. Стержень, соединяющий оба поршня, имеет зубчатую рейку 11, с которой зацепляется зубчатый сектор 10. Зубчатый сектор 10 находится на оси 9 и стопорится винтом 8.

При передвижении поршня внутри цилиндра вправо и влево будет поворачиваться на некоторый угол зубчатый сектор 10

а вместе -с ним и ось 9. Оба конца оси 9 выходят наружу цилиндра. На наружном конце оси закреплен рычаг со щеткой, очищающей стекло Для сообщения движения поршню и изменения его направления служит передняя крышка цилиндра 1 с расположенными в ней впускным 18 и выпускным 4 клапанами.

От пускового вентиля воздух в крышку поступает по каналу 21 и подводится к впускному двухстороннему клапану 18. Если клапан 18 занимает левое положение, то воздух из канала 21 пойдет через ниппель 19 в левую часть цилиндра и заставит поршень двигаться вправо.

Для выпуска воздуха служит двухсторонний клапан 4, который работает параллельно с впускным клапаном 18. Оба клапана соединены стержнем 6, за который зацепляется вилка тяги 7, входящей во внутреннюю полость стержня поршня. При левом положении впускного клапана 18 выпускной клапан 4 займет также левое положение. В этом случае будет закрыт выход воздуха из левой полости цилиндра и сообщена с атмосферой правая полость цилиндра. Выход воздуха осуществляется по каналу 17 через ниппель 20, по каналу 22, через ниппель 3 и через отверстие 2 в атмосферу.

Поршень будет двигаться вправо до тех пор, пока загнутый конец тяги 7 не дойдет до ниппеля 15. Последующее движение поршня вправо переместит клапаны также вправо. При правом положении клапана 18 он перекроет ниппель 19, и воздух пойдет через ниппель 20 по каналу 17 в правую полость цилиндра. Поршень начнет перемещаться в обратном направлении — влево. В это время выпускной клапан 4, также находясь в правом положении, прекращает доступ воздуха в ниппель 3 от клапана 18 через ниппель 20 и открывает выход воздуха из левой полости поршня через ниппель 3 в атмосферу. Движение поршня влево будет продолжаться до тех пор, пока втулка 16 не дойдет до упора в заплечико вилки хвостовика. Дальнейшее перемещение поршня влево переместит клапаны также влево. Затем весь описанный цикл работы повторяется.

 

 

 

Фиг. 155. Стеклоочиститель (поршень в правом положении):
1 — передняя крышка цилиндра; 2 — отверстие в атмосферу; 3 — ниппель выпускного клапана; 4 — выпускной клапан; 5 — цилиндр стеклоочистителя; 6 — стержень; 7 — тяга управления клапанами; 8 — стопорный винт; 9 — ось; 10 — зубчатый сектор; 11 — зубчатая рейка; 12 — поршень; 13 — кожаная манжета; 14 — распорное кольцо; 15 — ниппель стержня; 16—втулка; 17 — канал правой полости цилиндра; 18 — впускной клапан; 19 и 20 — ниппели; 21 — канал подвода воздуха к стеклоочистителю; 22 — канал.

 

 

 

Фиг. 156. Стеклоочиститель (поршень в левом положении). (Обозначения см.
в подписи к фиг. 155).

 

 

 

 

 

 

Зеркала. Для лучшей ориентировки при вождении автобуса кузов оборудован зеркалами заднего вида: внутренним, расположенным над ветровым окном ппотив места водителя, и наружными, расположенными с левого и правого бортов впереди окна водителя и окна двери.

Штора кабины водителя. Чтобы внутреннее освещение в кузове не мешало работе водителя, стекло перегородки за сиденьем водителя имеет штору, которой можно закрывать стекло на любую высоту.

Ограждения и поручни расположены в нескольких местах кузова автобуса: ограждения расположены у входной и выгодной дверей; потолочные поручни расположены по периметру пассажирского отделения кузова и крепятся к потолку алюминиевыми кронштейнами. Все трубчатые стальные поручни хромированы и полированы. В местах соединений в трубки поручней запрессовывается деревянный стержень, закрепленный шурупами.

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..