РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОБУСА ЗИС-155

  Главная      Автомобили - ЗИС     Автобус ЗИС-155. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1952 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОБУСА ЗИС-155


Система управления автобусом состоит из рулевого механизма и рулевых тяг.

При сравнительно большой базе автобуса управляемые колеса имеют большие углы поворота, чем и обеспечивается высокая маневренность автобуса. Максимальный угол поворота внутреннего колеса 39°3(У.

Продольная рулевая тяга для соединения с сошкой руля и рычагом левого поворотного кулака с обоих концов имеет шаровые шарнирные соединения.

Устройство шарового шарнира продольной рулевой тяги показано на фиг. 83.

 

 

 

 

Фиг. 83. Продольная рулевая тяга:
I — левый рычаг поворотного кулака; 2 — шаровой палец; 3 — чехол сальника; 4 — прокладка сальника; 5 — регулировочная пробка; 6 — вкладыш; 7 — пружина; 8 — упор пружины; 9— пробка; 10 — масленка; 11 — трубчатая тяга; 12 — шаровой палец; 13 — рулевая сошка.

 

 

 

Зазор в шарнирном соединении, необходимый для нормальной работы, устанавливается регулировочной пробкой 5. При сборке регулировочная пробка 5 затягивается до отказа, а затем для свободного вращения шаровою пальца 2 отпускается на 1/2—3/4 оборота и фиксируется шплинтом.
 

Поперечная рулевая тяга (фиг. 84) имеет правую и левую резьбу по концам, на которые навертываются головки 9 и 12 с шаровыми пальцами. Наличие правой и левой резьбы на концах позволяет изменить длину тяги и регулировать схождение колес без разборки.

Головки не нуждаются в регулировании зазора, так как он устанавливается вкладышами головки автоматически по мере износа шарового пальца.



Рулевой механизм (фиг. 85, см. вклейку) состоит из глобоидального червяка и ролика. Среднее передаточное число 23,5. Для полного поворота из одного крайнего положения в другое необходимо сделать 51/2—6 оборотов рулевого колеса.

Глобоидальный червяк установлен на двух конических роликовых подшипниках, которые имеют плоскую базу и собираются о предварительным натягом. Беговые дорожки роликов выполнены непосредственно на концах червяка. Подшипники не имеют внутренних колец.

Верхний подшипник червяка опирается в буртик на картере, а нижний — прижимается крышкой. Под фланец крышки закладывают набор тонких стальных прокладок. При износе подшипников часть прокладок может быть удалена.

Ролик выполнен трехрядным для увеличения угла качания сошки и установлен на игольчатом подшипнике.

Пара — ролик и червяк — выполнена таким образом, что можно регулировать зазор в среднем положении сошки, практически разный НУЛЮ

 

Малый зазор в зацеплении средней части червяка с роликом нужен потому, что большую часть времени автобус движется по прямой.

При повороте вправо или влево зазор между червяком и роликом увеличивается, что предотвращает заклинивание рулевого механизма, возможное из-за неточности изготовления.

Для повышения износоустойчивости червяк, ролик и его ось изготовлены из легированной стали и закалены.

Вал сошки вращается в двух бронзовых втулках, запрессованных в картер и крышку. Для предотвращения перекосов и возможного при этом защемления вала сошки обе втулки обрабатываются одновременно.

Сошка установлена на конусе с мелкими шлицами и затянута гайкой.

Вал руля, трубчатого сечения, запрессован нижним шлицевым концом в червяк и развальцован. Верхний конец вала установлен в шариковом подшипнике, помещенном во внешней трубе руля. Рулевое колесо имеет три спицы и обод диаметром 550 мм. Рулевое колесо устанавливается на конусный конец вала, фиксируется шпонкой и затягивается гайкой.

В ступице рулевого колеса смонтирована кнопка электрического звукового сигнала. Картер рулевого механизма литой из ковкого чугуна имеет съемную боковую крышку, в которой расположена одна из втулок вала сошки.

Руль в сборе монтируется на переднем левом лонжероне каркаса основания автобуса при помощи штампованного стального кронштейна.

 

 

Фиг. 84. Поперечная рулевая тяга:
1 — шплинт; 2 — пробка; 3 — пружина; 4 — вкладыш; 5 — сальник; 6 — пружина сальника; 7 — левый рычаг поворотного кулака; 8 — шаровой палец: 9 — левая головка тяги; 10 — болты головки; 11 — труба тяги; 12 — правая головка тяги; 13 — правый рычаг поворотного кулака; 14 — масленка.

 

 

 

 

Фиг. 85. Рулевой механизм (сошка; условно повернута):

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..