содержание ..
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49 50
..
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОБУСА ЗИС-155
Система управления автобусом состоит из рулевого механизма и рулевых
тяг.
При сравнительно большой базе автобуса управляемые колеса имеют большие
углы поворота, чем и обеспечивается высокая маневренность автобуса.
Максимальный угол поворота внутреннего колеса 39°3(У.
Продольная рулевая тяга для соединения с сошкой руля и рычагом левого
поворотного кулака с обоих концов имеет шаровые шарнирные соединения.
Устройство шарового шарнира продольной рулевой тяги показано на фиг. 83.
Фиг. 83. Продольная рулевая тяга:
I — левый рычаг поворотного кулака; 2 — шаровой палец; 3 — чехол
сальника; 4 — прокладка сальника; 5 — регулировочная пробка; 6 —
вкладыш; 7 — пружина; 8 — упор пружины; 9— пробка; 10 — масленка; 11 —
трубчатая тяга; 12 — шаровой палец; 13 — рулевая сошка.
Зазор в шарнирном соединении, необходимый для
нормальной работы, устанавливается регулировочной пробкой 5. При сборке
регулировочная пробка 5 затягивается до отказа, а затем для свободного
вращения шаровою пальца 2 отпускается на 1/2—3/4 оборота и фиксируется
шплинтом.
Поперечная рулевая тяга (фиг. 84) имеет правую и
левую резьбу по концам, на которые навертываются головки 9 и 12 с
шаровыми пальцами. Наличие правой и левой резьбы на концах позволяет
изменить длину тяги и регулировать схождение колес без разборки.
Головки не нуждаются в регулировании зазора, так как он устанавливается
вкладышами головки автоматически по мере износа шарового пальца.
Рулевой механизм (фиг. 85, см. вклейку) состоит из глобоидального
червяка и ролика. Среднее передаточное число 23,5. Для полного поворота
из одного крайнего положения в другое необходимо сделать 51/2—6 оборотов
рулевого колеса.
Глобоидальный червяк установлен на двух конических роликовых
подшипниках, которые имеют плоскую базу и собираются о предварительным
натягом. Беговые дорожки роликов выполнены непосредственно на концах
червяка. Подшипники не имеют внутренних колец.
Верхний подшипник червяка опирается в буртик на картере, а нижний —
прижимается крышкой. Под фланец крышки закладывают набор тонких стальных
прокладок. При износе подшипников часть прокладок может быть удалена.
Ролик выполнен трехрядным для увеличения угла качания сошки и установлен
на игольчатом подшипнике.
Пара — ролик и червяк — выполнена таким образом, что можно регулировать
зазор в среднем положении сошки, практически разный НУЛЮ
Малый зазор в зацеплении средней части червяка с
роликом нужен потому, что большую часть времени автобус движется по
прямой.
При повороте вправо или влево зазор между червяком и роликом
увеличивается, что предотвращает заклинивание рулевого механизма,
возможное из-за неточности изготовления.
Для повышения износоустойчивости червяк, ролик и его ось изготовлены из
легированной стали и закалены.
Вал сошки вращается в двух бронзовых втулках, запрессованных в картер и
крышку. Для предотвращения перекосов и возможного при этом защемления
вала сошки обе втулки обрабатываются одновременно.
Сошка установлена на конусе с мелкими шлицами и затянута гайкой.
Вал руля, трубчатого сечения, запрессован нижним шлицевым концом в
червяк и развальцован. Верхний конец вала установлен в шариковом
подшипнике, помещенном во внешней трубе руля. Рулевое колесо имеет три
спицы и обод диаметром 550 мм. Рулевое колесо устанавливается на
конусный конец вала, фиксируется шпонкой и затягивается гайкой.
В ступице рулевого колеса смонтирована кнопка электрического звукового
сигнала. Картер рулевого механизма литой из ковкого чугуна имеет съемную
боковую крышку, в которой расположена одна из втулок вала сошки.
Руль в сборе монтируется на переднем левом лонжероне каркаса основания
автобуса при помощи штампованного стального кронштейна.
Фиг. 84. Поперечная рулевая тяга:
1 — шплинт; 2 — пробка; 3 — пружина; 4 — вкладыш; 5 — сальник; 6 —
пружина сальника; 7 — левый рычаг поворотного кулака; 8 — шаровой палец:
9 — левая головка тяги; 10 — болты головки; 11 — труба тяги; 12 — правая
головка тяги; 13 — правый рычаг поворотного кулака; 14 — масленка.
Фиг. 85. Рулевой механизм (сошка; условно
повернута):
содержание ..
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49 50
..
|