Радиатор двигателя ЗИС-124 автобуса ЗИС-155

  Главная      Автомобили - ЗИС     Автобус ЗИС-155. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1952 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Радиатор двигателя ЗИС-124 автобуса ЗИС-155

 

 

 Радиатор трубчатого типа с латунными ребрами устанавливается на поперечине каркаса основания автобуса и крепится в трех точках: двумя болтами 62 к поперечине основания и тягой 51 от верхнего бачка радиатора к каркасу кузова. Под болты крепления 62 к поперечине основания и с обоих концов тяги 51 от верхнего бачка установлены спиральные пружины 50, амортизирующие радиатор при движении автобуса.

Входной патрубок верхнего бачка радиатора является одновременно и клапаном отопления. Выходной патрубок нижнего бачка радиатора и патрубок наливной горловины верхнего бачка литые, приклепаны к бачкам и пропаяны. Подводящий и отводящий трубопроводы радиатора соединены гибкими резиновыми шлангами с тканевыми прослойками. Шланги на концах закрепляются стяжными хомутами.

Для сообщения системы охлаждения с атмосферой при повышении или понижении давления пробка наливной горловины радиатора снабжена двухсторонним клапаном: выпускным (паровым) и впускным (воздушным). При установке пробки на наливной горловине корпус 6 клапанов (фиг. 50) прижат к прокладке наливной горловины 5, а пружинная шайба 4 пробки через прокладку 5

к ее верхнему торцу. В этом случае полость патрубка наливной горловины полностью изолирована от атмосферы.

Выпускной клапан открывается при образовании избыточного давления в системе охлаждения 0,2—0,26 кг/см2. При этом полость наливной горловины сообщается с атмосферой через контрольную (пароотводящую) трубку 60 (фиг. 48). При повышении давления в системе повышается и температура кипения воды (примерно до 108° С). Герметичность системы охлаждения обеспечивает уменьшение потерь воды на испарение.

Впускной клапан препятствует образованию разрежения при охлаждении системы, предохраняя тем самым бачки и трубки

радиатора от смятия под действием атмосферного давления. Впускной клапан открывается, сообщая полость горловины с атмосферой, при разрежении не выше 0,15 кг/см2. Клапан состоит из резиновой шайбы 8 (фиг. 50), которая закрывает отверстие в корпусе 6 клапанов и прижатой к нему пластинчатой пружины 9.

Резиновая шайба 8 фиксируется от перемещений стержнем 7, свободно пропущенным в отверстие корпуса 6. Для контроля за температурой в системе охлаждения на приборном щитке водителя установлен дистанционный термометр, датчик которого ввернут в патрубок 46 (фиг. 48) за выходным патрубком головки блока.

Нормальная температура в системе охлаждения, соответствующая наивыгоднейшей работе двигателя, должна быть в пределах 80—90° С.

Для создания благоприятных температурных условий двигателю в зимнее время — при низких температурах наружного воздуха, радиатор по всему периметру уплотнен специальной металлической рамкой. Впереди радиатора установлены жалюзи, при помощи которых можно регулировать количество охлаждающего радиатор воздуха и поддерживать температуру жидкости в системе охлаждения в указанных выше пределах. При работе с включенным отоплением в зимнее время, когда потребление тепла настолько велико, что температура в системе падает ниже 70° С, следует уменьшить интенсивность охлаждения жидкости в радиаторе, закрыв жалюзи.

Закрытие и открытие жалюзи осуществляется поворотами рукоятки 54 (фиг. 48), расположенной справа от водителя на боковой стенке капота двигателя. Для закрытия жалюзи рукоятку 54 следует поворачивать по часовой стрелке, а для открытия — против часовой стрелки.

В зависимости от температуры наружного воздуха водитель может регулировать степень прикрытия жалюзи радиатора таким образом, чтобы в системе охлаждения поддерживалась температура, благоприятствующая наиболее экономичной работе двигателя. Этим будет также обеспечиваться эффективная работа отопления.

При заполнении системы охлаждения жидкостью заново следует залить ее примерно на половину емкости, затем пустить двигатель, чтобы прокачать всю систему и после этого залить жидкость до полной емкости. При включении системы отопления необходимо довести уровень жидкости в системе до нормального.

Уровень жидкости в системе нужно проверять при работающем двигателе, чтобы была уверенность в прокачке всей системы. Вода для системы охлаждения должна быть чистой, по возможности мягкой и не содержать большого количества щелочных солей (не давать накипи).

Если приходится пользоваться жесткой водой, то необходимо смягчить ее следующим образом: растворить в 1 л воды 40 г каустической соды, развести указанный раствор в 60 л воды, профильтровать через ткань и залить в систему.

Открыть все сливные краники, для того чтобы освободить систему охлаждения и отопления автобуса от заполняющей ее жидкости. Расположение сливных краников показано на фиг. 54.

 

 

 

 

Фиг. 48. Система охлаждения двигателя

 

 

 

Фиг. 50. Пробка наливной горловины радиатора:
1 — резиновая шайба выпускного клапана; 2 — выпускной клапан; 3 — пружина: 4 — упорная пружинная шайба; 5 — прокладки пробки; 5 — корпус клапанов; 7 — установочный  стержень: 8 — резиновая шайба впускного клапана; 9 — пластинчатая пружина впускного клапана.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..