(фигура 88) служит для подачи сжатого воздуха
в тормозные камеры при торможении.
Привод тормозного крана осуществляется тормозной педалью из кабины
водителя. Внутренняя полость крана раз-делена упругой металлической
диафрагмой 5 на две части. Верхняя часть над диафрагмой постоянно
сообщена с атмосферой через отверстие 12.
Нижняя полость крана, постоянно соединенная с
тормозными камерами, может сообщаться или с атмосферой через клапан 7 (отторможенное
состояние колесных тормозов), или с воздушными баллонами через клапан 8
(состояние торможения колесных тормозов).
Верхние концы штоков клапанов 7 и 8 касаются коромысла
11, в среднюю часть которого упирается сферический упор диафграмы 4
тормозного крана.
Между рычагом крана 10 и диафрагмой расположен составной шток 2 с точно
тарированной цилиндрической пружиной 3.
Работа тормозного крана основана на следующем:
1. Тормозное усилие колесных тормозов пропорционально давлению сжатого
воздуха в тормозных камерах.
2. При любом неизменном положении тормозной педали давление воздуха в
тормозных камерах остается также практически неизменным (при условии
герметичности аппаратуры и тормозного крана).
Последнее осуществляется тормозным краном благодаря наличию упругой
диафрагмы и тарированной пружины штока крана.
При каком-то неизменном положении тормозной педали поступление сжатого
воздуха через нижнюю полость крана к тормозным камерам будет происходить
до тех пор, пока суммарная сила давления его на диафрагму снизу не
превысит силы противодавления, создаваемого пружиной штока крана. После
этого диафграма переместится вверх, клапан 8 закроется и поступление
сжатого воздуха прекратится, т. е. прекратится увеличение давления
воздуха в тормозных камерах.
3. Давление воздуха пропорционально ходу тормозной педали.
Большее перемещение тормозной педали вызывает ббльшее сжатие пружины
штока крана. Чтобы в этом случае диафрагма переместилась вверх и
закрылся клапан 8, требуется большая суммарная сила давления воздуха на
диафрагму в нижней полости, которая должна превысить противодавление
более сжатой пружины штока-крана.
Чередование рабочих процессов крана при затормаживании и оттормаживании
автобуса происходит в следующей последовательности.
При перемещении водителем тормозной педали рычаг
крана 10 нажимает на шток 2, который сжимает пружину 3 и через упор
диафрагмы 4 действует на коромысло 77, управляющее клапанами 8 и 7.
При перемещении диафрагмы и коромысла вниз сначала закрывается клапан 7
(прекращается сообщение нижней полости крана и тормозных камер с
атмосферой), а затем открывается клапан 8 и воздух из воздушных баллонов
поступает в нижнюю полость крана и к тормозным камерам.
Приток воздуха в тормозные камеры будет продолжаться до тех пор, пока
давление в нижней полости крана не преодолеет сопротивления пружины 3.
После этого диафрагма 5 и коромысло 77 переместятся вверх. При этом
впускной клапан
8 закроется. Приток сжатого воздуха и рост давления в полости крана и
тормозных камерах прекратится.
Если эффективность торможения необходимо увеличить, то, не возвращая
тормозную педаль в исходное положение, следует продолжить ее перемещение
вниз. При этом происходит дополнительное сжатие пружины 3,
преодолевается сопротивление от давления воздуха в нижней полости крана,
диафрагма и коромысло перемещаются вниз, происходит повторное открытие
впускного клапана 8 и возобновляется приток сжатого воздуха в кран и к
тормозным камерам. В этом случае так же поступление сжатого воздуха к
тормозным камерам будет продолжаться до тех пор, пока суммарная сила
давления сжатого воздуха на диафрагму не преодолеет сопротивление сжатой
пружины 3, после чего диафрагма и коромысло переместятся вверх и клапан
8 закроется.
При оттормаживании тормозная педаль отпускается, рычаг крана
возвращается в исходное положение, пружина штока крана разжимается,
диафрагма перемещается вверх, нагрузка на коромысло снимается и клапан 7
открывается.
Сжатый воздух из полости крана и тормозных камер через клапан 7
выпускается в атмосферу.