Обслуживание рулевого управления автобуса ЗИС-154

  Главная      Книги - Автобусы ЗИС     Автобус ЗИС-154. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1949 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

Обслуживание рулевого управления автобуса ЗИС-154

 

1. Через каждые 4000 км пробега нужно проверять суммарный зазор рулевого управления, который характеризует состояние сочленений всех его элементов.

Суммарный зазор определяется величиной свободного (не вызывающего движения колес) поворота рулевого колеса, который не должен превышать 25° при неповернутых колесах.

Кроме того, нужно проверить все соединения механизма рулевого управления. Все выявленные неисправности следует устранить.

2. Два раза в год, или через каждые 24 000 км пробега, производить следующее:

а) заменять масло в картере рулевого механизма на зимнюю или летнюю марки, как указано в карте смазки; перед сменой масла нужно промыть картер керосином или бензином;

б) проверить зазор между червяком и роликом рулевого механизма и, в случае его значительного увеличения, произвести регулирование.
 

Через каждые 48000 км пробега или один раз в год должна производиться полная разборка рулевого механизма с последующей сборкой и регулированием.

Порядок этих работ остается тот же, что и для описанного ниже случая.

Регулирование рулевого механизма слагается: 1) из регулирования подшипников червяка руля и 2) регулирования зацепления рулевого механизма.

 

 

 

Регулирование подшипников червяка руля. Регулирование производится в следующем порядке:

1. Отвернуть болты, снять нижнюю крышку картера и вынуть прокладки.

 

 

2. Поставить нижнюю крышку и, прижимая ее рукой, замерить набором щупов зазор между крышкой и торцем картера (фиг. 81).

3. Подобрать набор толстых и тонких прокладок нижней крышки, равный по толщине замеренному зазору.

4. Поставить набор прокладок под крышку и завернуть болты. Слегка поворачивая рулевое колесо, нужно затянуть болты крышки.

5. При помощи пружинного динамометра, прикрепленного к ободу рулевого колеса, нужно измерить усилие, необходимое для поворота червяка. Усилие должно быть в пределах

0,3—0,8 кг на плече, равном радиусу колеса, т. е. 275 мм. Указанному значению усилий на ободе колеса должна соответствовать установка подшипников без осевого зазора, но в то же время и без сильного натяга,

Если усилие меньше допустимого, то следует снять лишние прокладки, если больше, — добавить.

 

 

Регулирование зацепления ролика и червяка руля должно производиться после регулирования подшипников червяка руля. Порядок регулирования следующий:

1. Снять стопорную скобу гайки крышки, отвернуть гайку крышки картера, вынуть подковообразную бронзовую упорную шайбу вала руля и снять регулировочные шайбы (фиг. 82).

2. Проверить затяжку болтов крышки картера.

3. Установить вал сошки в среднее положение путем поворота рулевого колеса на 2,25—3 оборота из любого крайнего положения.

4. Поставить в кольцевую канавку вала упорную шайбу и, прижимая вал сошки со стороны крышки рукой до соприкосновения ролика с червяком, замерить в этом положении в нескольких местах зазор между торцами упорной шайбы и крышкой картера.

Это должно обеспечить регулирование зацепления без зазоров в среднем положении.

5. Затем нужно подложить под упорную шайбу набор регулировочных шайб, равный по толщине замеренному зазору, надеть упорную шайбу, затянуть туго гайку крышки картера и законтрить ее стопорной скобой. Затяжку гайки необходимо производить тщательно, так как в противном случае регулировочные прокладки истираются, приходят в негодность и при этом нарушается правильность регулирования зацепления рулевого механизма.

 

6. Надеть сошку руля и проверить крайние положения (углы) сошки относительно среднего положения червяка. Угол поворота сошки из среднего положения в оба крайних ее положения не должен быть менее 45°.

7. Установив сошку, следует проверить зазор. Последний может совсем отсутствовать, либо быть не более 0,2 мм на конце сошки.

Затем нужно пружинным динамометром проверить усилие на плече, равном радиусу рулевого колеса 275 мм, которое необходимо для поворота руля. Усилие должно быть в пределах 1,5—2,5 кг.

Если усилие меньше допускаемого и зазор сошки больше, то следует снять лишние шайбы, если усилие больше, — добавить.

Один раз в год, или через 48 000 км пробега нужно производить демонтаж всего рулевого управления с автобуса, полностью разбирать его, промывать и проверять состояние деталей. В случаях необходимости следует заменять их новыми.

 

 

Фиг. 82. Регулирование зацепления червячной пары рулевого механизма:
1 — вал сошки руля с роликом; 2 — крышка руля; 3— регулировочные шайбы; 4— упорная шайба вала руля;
5—гайка крышки руля;
6—стопор гайки крышки руля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..