Рулевое управление автобуса ЗИС-154

  Главная      Книги - Автобусы ЗИС     Автобус ЗИС-154. Инструкция по эксплуатации (Степанова Е.А.) - 1949 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

Рулевое управление автобуса ЗИС-154

 


Система управления автобусом состоит из рулевого механизма и рулевых тяг.

Для получения высокой маневренности автобуса, при сравнительно большой его базе управляемые колеса имеют большой угол поворота. Максимальный угол поворота внутреннего колеса 38°, при угле качания сошки 90°.

Продольная рулевая тяга имеет два сферических сухаря, зажимающих шаровой палец. При сборке регулировочная пробка затягивается до отказа, а затем для свободного вращения шарового пальца отпускается на 1/2 — 3/4 оборота и фиксируется шплинтом.

Поперечная рулевая тяга имеет правую и левую резьбу по концам, на которые навинчиваются головки с шаровыми пальцами. Наличие правой и левой резьбы на концах позволяет изменять длину тяги и регулировать сход колес без разборки.

Головки продольной рулевой тяги имеют эксцентричные сухари, попарно стягиваемыми пружинами. Такие головки не нуждаются в регулировании.

Поворотные рычаги установлены в поворотных кулаках на конусах со шпонками и затянуты гайками.

Шаровые пальцы сменные; они также установлены на конусах и затягиваются гайками. Диаметр сферы шарового пальца 36 мм.

Рулевой механизм (фиг. 80) состоит из глобоидального червяка и ролика. Передаточное число (среднее) 23,5. Для полного поворота из одного крайнего положения в другое необходимо сделать 5,5—6 оборотов рулевого колеса.

Глобоидальный червяк установлен на двух конических роликовых подшипниках, которые имеют плоскую базу и собираются с предварительным натягом. Беговые дорожки роликов выполнены непосредственно на концах червяка. Подшипники не имеют внутренних колец.

Верхний подшипник червяка опирается в буртик на картере, а нижний прижимается крышкой. Под фланец крышки закладывается набор тонких стальных прокладок. При износе подшипников часть прокладок может быть удалена.

В нижней крышке подшипника червяка расположена трубка, поднимающаяся выше уровня масла. Через эту трубку проходит провод от кнопки сигнала.

Ролик выполнен трехрядным для увеличения угла качания сошки и установлен на игольчатом подшипнике.

Глобоидальный червяк не может быть нарезан с дуговой образующей произвольного центрального угла, поэтому использован тройной ролик, который в крайних положениях выходит из зацепления правым или левым зубом, компенсируя недостающую длину дуги, образующей червяка.

Пара — ролик и червяк — выполнена таким образом, что можно регулировать зазор в среднем положении сошки, практически равный нулю.

Малый зазор в зацеплении средней части червяка с роликом нужен потому, что большую часть времени автобус движется по прямой.

 

При повороте вправо или влево зазор между червяком и роликом увеличивается, что предотвращает заклинивание рулевого механизма из-за возможной неточности изготовления.

Для повышения износоустойчивости червяк, ролик и его ось изготовлены из легированной стали и закалены.

Вал сошки вращается в двух бронзовых втулках, запрессованных в картер и крышку. Для предотвращения перекосов и возможного при этом защемления вала сошки обработка обеих втулок производится одновременно.

Сошка установлена на конусе с мелкими шлицами и затянута гайкой.

Вал руля (трубчатого сечения) запрессован нижним шлицевым концом в червяк и развальцован. Верхний конец вала установлен в шариковом подшипнике, помещенном во внешней трубе руля. Рулевое колесо имеет три спицы и обод диаметром 550 мм. Устанавливается рулевое колесо на конусный конец вала, фиксируется шпонкой и затягивается гайкой.

В ступице рулевого колеса смонтирована кнопка электрического сигнала. Картер рулевого механизма литой из ковкого чугуна, имеет съемную боковую крышку, в которой расположена одна из втулок вала сошки. В картер запрессован нижний конец внешней трубы руля. Руль в сборе монтируется на переднем левом лонжероне каркаса основания автобуса с помощью штампованного стального кронштейна.

 

 

 

Фиг. 80. Рулевой механизм (сошка условно повернута):
1- кронштейн рулевого механизма; 2— подшипник червяка; 3— червяк; 4— картер; 5—труба рулевой колонки; 6—крышка картера; 7—ролик; 8— вал руля; — подшипник верхней опоры вала руля; 10 — рулевое колесо; 11— вал сошки; 12— рулевая сошка; 13— гайка; 14—подшипник оси; 15— ось ролика; 16— нижняя крышка картера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..