Срок службы автомобиля во многом зависит от своевременного и тщательного
смазывания, при условии применения сортов масел и периодичности смазывания,
указанной в карте смазывания. Точки смазывания показаны на рис. 104 (см.
вкладку). Чтобы гарантировать наилучшие условия работы агрегатов и
механизмов автомобиля, следует применять смазочные материалы марок,
рекомендованных в карте смазывания, а также строго соблюдать периодичность
пополнения и замены смазочных материалов. Чтобы избежать проникновения грязи
в механизмы, необходимо перед смазыванием очистить от грязи места смазывания
и тщательно протереть масленки смазываемых узлов. Узлы трения, не имеющие
масленок, смазываются при разборке или ремонте узла. ,
В карте смазывания приведены только те агрегаты и узлы, которые требуют
периодического смазывания при проведении плановых ТО.
После преодоления автомобилем брода или залитых водой рвов необходимо
проверить не попала ли вода в агрегаты. В случае обнаружения воды в
двигателе необходимо слить старое масло и залить новое в соответствии €
картой смазывания.
Из шарнирных соединений смазочный материал вымы-ваетея водой, поэтому при
работе автомобиля в воде следует чаще пополнять масленки смазочным
материалом.
Карта смазывания
Позиция на рис. 104
Точка смазывания
или заправки
Норма расхода
заправочного или смазочного материала на одну точку
Число точек
Наименование
основных
применяемых
материалов
Наимено
вание
материалов-
заменителей
Периодичность
обслуживания
Выполняемые работы
1
Картер
двигателя
8,5 л; при
включенном масляном радиаторе 9 л При смене масла следует
заливать соответственно 7 и 7,5 л, так как 1 л масла остается
в системе двигателя
1
Всесезонно до
техмпературы —30 °С применять масла М-бз/ЮВ (ДВ АСЗП-10В);
М-8-Bi.
При температуре ниже —30 °С — масло АСЗп-6
(M-43/6BJ
ЕО ТО-2 *
Проверить уровень
масла по щупу, при необходимости — долить
Сменить масло, при
работе автомобиля в нормальных условиях для этого:
1.Слить
отработанное горячее масло из картера двигателя и залить чистое
масло
2.Очистить
от отложений грязи внутреннюю поверхность крышки корпуса
центрифуги, промыть крышку, вставку и сетчатый фильтр в бензине
* При
постоянном применении масел М-8ВХ; М-6,/10В и М-4,/6В! срок
смены масла через 18 тыс. км пробега.
Позиция на рис. 104
Точка смазывания
или заправки
Норма расхода
заправочного или смазочного материала на одну точку
Норма расхода
заправочного или смазочного материала на одну точку
Число точек
Наименование
основных
применяемых
материалов
Вал
педали
сцепления
По потребности
1
Литол-24
8
Картер
коробки
передач:
1
Всесезонно масло
ТСп-15К
9
без коробки отбора
мощности с коробкой отбора мощности Картер раздаточной коробки
5,1 Л 6,7 л 3,3 л
1
Зимой при
температуре ниже —30 С масло ТСп-10
То же
20
Шлицы
карданных
валов:
0,18 кг
Литол-24
14
Шлицы
карданного
вала
рулевого
управления
Шарниры
рулевых
ТЯР
0,02 кг
1
Литол-24
15
По потребности
2
ъ
16
Подтип/ ники
ступиц колес
По 0,63 кг
6
17
Головки подвода
воздуха к шинам
По 0,09 кг
3
18
Пальцы
передних
рессор
По потребности
4
і
Позиция на рис. 104
Точка смазывания
или заправки
Норма расхода
заправочного или смазочного материала на одну точку
Число точек
Наименование
основных
применяемых
материалов
19
Ступицы балансирной
подвески
По 0,365 Л
2
Масло, применяемое
для коробки передач
20
Втулка и ролик
переключателей
По потребности
1
Литол-24
21
поворота Червячные
пары регулировочных' рычагов колесных
По 0,045 кг
2
і
22
тормозных
механизмов Валы разжимных кулаков (передних и задних)
По потребности
2
»
23
Стебель
крюка
сцепного
устройства
0,05 кг
2
Солидолы С
Наимено
вание
материалов-
заменителей
Периодичность
обслуживания
Выполняемые работы
2ТО-2
Проверить наличие
масла. Доливать до уровня контрольной пробки.
6ТО-2
Сменить масло
Зимол
4ТО-2
Для смазывания
ролика и скобы снять крышку указателей поворота
Солидолы
2ТО-2
Отвернуть пробку,
ввернуть пресс-масленку и добавить смазочный материал в
червячные пары рычагов
»
ТО-2
Смазать через
пресс- масленки до появления
свежего смазочного
материала из зазоров, не допуская попадания его в тормозной
механизм
Солидолы
ТО-1
Смазать через
пресс-
Ж
масленку при работе
автомобиля с прицепом
ТО-2
Смазать при условии
эпизодической работы с прицепом
Позиция на рис. 104
Точка смазывания
или заправки
Норма расхода
заправочного или смазочного материала на одну точку
Число точек
Найменоване
основных
применяемых
материалов
26
Шарнирные
соединения
стеклоочи
стителя
Редуктор
лебедки
По потребности 2,4
л
і
*
Масло, применяемое
для двигателя
Масло, применяемое
для коробки передач
27
Ступицы
барабана
лебедки
По потребности
2
Литол-24
28
Вал
привода
барабана
лебедки
То же
2
і
Муфта
выключе
ния
барабана
лебедки
1
э
ТО-2
Ось вилки
выключения барабана лебедки
По потребности
1
Масло, применяемое
для двигателя
ТО-2
Направля
ющий
ролик
троса
лебедки
То же
2
Литол-24
»
ТО-2
ОБСЛУЖИВАНИЕ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131 Н
Во время эксплуатации автомобиля при низких
температурах воздуха (ниже минус 30 °С) следует:
1) применять для агрегатов трансмиссии масло, рекомендованное в карте
смазывания для районов Крайнего Севера;
2) заправлять систему охлаждения двигателей низко-замерзающей жидкостью;
3) пуск двигателя осуществлять только в применением предпускового
подогревателя;
4) перед троганием автомобиля в места после стоянки проверять состояние
масла в агрегатах и предварительно отогревать его, если оно застыло;
5) чтобы не повредить покрышки и не вывести из строя агрегаты
трансмиссии, начинать движение очень плавно, без рывков, и первые 15 ...
30 мин движения автомобиля двигаться со скоростью 5 км/ч при любой
включенной передаче в раздаточной коробке и первой или второй передаче в
коробке передач;
6) ставить автомобиль на стоянках в защищенные ш ветра укрытия;
закрывать облицовку радиатора; аккумуляторную батарею снимать и хранить
в теплом помещении;
7) перед применением лебедки отогреть картер;
8) не ставить автомобиль со сниженным давлением воздуха в шинах;
тщательно проверять герметичность системы во избежание снижения давления
в шинах во время стоянки автомобиля;
9) во избежание примерзания тормозных колодок к барабанам, перед
установкой на длительную стоянку рекомендуется просушить тормозные
механизмы, сделав несколько последовательных торможений; стояночный
тормоз не затягивать ни на автомобиле, ни на прицепе (или полуприцепе),
под колеса автомобиля (автопоезда) в этом случае необходимо подкладывать
упоры; спустить конденсат из тормозной системы автомобиля и прицепа (или
полуприцепа) через краны на воздушных баллонах.
При эксплуатации автомобиля в- пустынно-песчаных районах в условиях
сильной запыленности рекомендуется:
I) проводить техническое обслуживание, связанное с разборкой узлов в
полевых условиях, в укрытиях или палатках
2) заливать в систему охлаждения только мягкую и
профильтрованную воду;
3) ежедневно очищать предохранительные клапаны всех агрегатов-
4) очищать от пыли радиатор и двигатель;
5) через день очищать воздушные фильтры от пыли, промывать сетки,
проверять уровень и чистоту масла в воздушных фильтрах; при
необходимости заменять масло;
6) ежедневно проверять уровень электролита и своевременно доливать в
аккумуляторные батареи дистиллированную воду; регулярно очищать
поверхность батарей и отверстий пробок от пыли и грязи;
7) при контрольных осмотрах в пути особое внимание обращать на состояние
шин;
8) во время длительных стоянок при высокой температуре воздуха
допускается снимать аккумуляторные батареи с автомобилей и хранить их в
прохладном месте.