ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131 Н
Надежная работа автомобиля обеспечивается своевременным проведением
технического обслуживания и поддержанием автомобиля в чистоте.
Техническое обслуживание автомобиля по периодичности, выполняемым
операциям и трудоемкости подразделяется на следующие виды:
ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое
обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное
техническое обслуживание (СО).
Таблица З
Категория условий
эксплуатации
Условия работы
автомобиля
Коэффициент
корректирования периодичности то
I
1. Автомобильные
дороги I, 11, III
технических
категорий за пределами пригородной зоны на равнинной,
слабохолмистой и холмистой местности» имеющие цементобетонное и
асфальтобетонное покрытие
1,0
ІЇ
1.
Автомобильные дороги 1, II, III технических категорий за
пределами пригородной зоны в гористой местности, а также в малых
городах и в пригородной зоне (все типы рельефа, кроме горного),
имеющие цементобетонные и асфальтобетонные типы покрытий
2.
Автомобильные дороги I, II, III технических категорий за
пределами пригородной зоны (все типы рельефа, кроме горного), а
также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной
местности с покрытием из битумоминеральных смесей
3.
Автомобильные дороги III,
IV технических категорий за пределами пригородной зоны, имеющие
щебеночное и гравийное покрытие для всех типов рельефа, кроме
гористого и горного
0,9
111
1.
Автомобильные дороги I,
II, III технических категорий за пределами пригородной зоны,
автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне
(горная местность), а также в больших городах, имеющие
цементобетонные и асфальтобетонные покрытия
2.
Автомобильные дороги I,
II, III технических категорий за пределами пригородной зоны
(горная местность), автомобильные дороги в малых городах и в
пригородной зоне (все типы рельефа, кроме равнинного), а также
в больших городах (все типы рельефа, кроме горного), имеющие
покрытия из битумоминеральных смесей
3.
Автомобильные дороги III,
IV технических категорий за пределами пригородной зоны в
гористой и горной местности, автомобильные дороги в пригородной
зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (все типы
рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночное и
гравийное покрытия
0,8
4. Автомобильные дороги III, IV, V технических
категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в
пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (равнинная
местность), имеющие покрытия из булыжного и колотого камня, а также
покрытия из грунтов, обработанных вяжущими материалами
5. Внутризаводские автомобильные дороги с усовершенствованными
покрытиями
6. Зимники
1. Улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей
(горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и гордая
местность), покрытия из булыжного и колотого камня и из грунтов,
обработанных вяжущими материалами (все типы рельефа, кроме равнинного)
2. Автомобильные дороги V технической категории за пределами пригородной
зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов
(равнинная местность), имеющие грунтовое неукрепленное или укрепленное
местными материалами покрытие
3. Лесовозные и лесохозяйственные грунтовые, дороги, находящиеся в
исправном состоянии
1. Естественные грунтовые дороги, внутрихозяйственные дороги в сельской
местности, внутрикарьер-ные и отвальные дороги, временные подъездные
пути к различного рода строительным объектам и местам добычи песка,
глины, камня и т. п. в периоды, когда там возможно движение
Периодичность технического обслуживания автомобиля
для I категории условий эксплуатации устанавливается: ТО-1 через 4000 км
пробега;
ТО-2 через 16 000 км пробега.
Эту периодичность следует корректировать в зависимости от условий
эксплуатации автомобиля (табл. 3). Сезонное обслуживание выполняется 2
раза в год— весной и осенью. Перечень работ по каждому виду технического
обслуживания приведен в картах операций ТО.
КАРТЫ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
Наименование и
содержание работ
Технические
требования и указания
Приборы,
инструменты, приспособления и материала
Проверить
1.
Комплектность автомобиля
2.Уровень
масла в картере двигателя
3.Уровень
жидкости в системе охлаждения
4.
Герметичность систем двигателя: смазочной, питания, охлаждения,
впуска и выпуска
5.Состояние
тягово-сцепного устройства, соединений головЬк тормозных
систем и разъемов электрооборудования прицепа
6.Состояние
рессор
7.Состояние
колес и шин, при необходимости подкачать и удалить посторонние
предметы, застрявшие в протекторе
Техническое
состояние и оборудование автомобиля должны соответствовать
требованиям «Правил дорожного движения»
См. разд.
«Смазочная система»
Жидкость должна
находиться на уровне нижнего торца заливной горловины радиатора
Детали
тягово-сцепного устройства не должны иметь повреждений. Ось
защелки должна быть зашплинтована, а болт крепления оси собачки
затянут. После сцепки с прицепом защелка должна быть
зашплинтована штатным шплинтом или стальной проволокой
диаметром не менее 4 мм с последующей фиксацией ее в осевом
направлении
Давление в шинах
проверять манометром не реже одного раза в неделю.
Покрышки не должны
иметь порезов, разрывов, вздутостей и врезавшихся в протектор
предметов. Глубина рисунка протектора должна быть более 1 мм
Емкость для масла
Емкость для жидкости , Переносная лампа
1. Проверить состояние и натяжение ремней привода агрегатов
Приводные ремни не должны иметь расслоений, разрывов и
замасливаний. При нажатии на середину ветви каждого ремня с
усилием 40 Н (4 кгс) прогиб должен быть для ремня привода
генератора и гидравлического насоса 8 ... 14 мм, для привода
компрессора 5 ... 8 мм
КО S = 12X14, КО 5 = = 17X19, КН 5=17, КН S = 19, УГ 750 мм,
устройство К-403 для проверки натяжения ремней, материал
обтирочный, вороток
Наименование и
содержание работ
Технические
требования и указания **
Приборы,
инструменты, приспособления и материалы
1.Проверить
крепление стоек воздушного фильтра
2.Проверить
свободный ход педали сцепления
3.Осмотром
проверить герметичность коробки передач, раздаточной коробки и
мостов. Прочистить вентиляционные трубки коробки передач и
раздаточной коробки, сапун заднего моста
4.Проверить
состояние рессор, реактивных штанг и амортизаторов
5.При
систематической работе с прицепом. проверить осевой зазор крюка
тягово-сцепного устройства, шплинтовку гайки стебля крюка, износ
крюка и свободное вращение стебля. При эпизодической работе с
прицепом работу проводят через едно ТО*2
Свободный ход
педали сцепления должен быть в пределах 35 ... 50 мм; полный —
не менее 180 мм. Способ регулирования см. в базд. «Сцепление»
Каплепадение не
допускается. Запотева* ние не является признаком неисправности.
При подтекании масла проверить его уровень и, если нужно,
долить масло и прочистить вентиляционные трубки или
предохранительные клапаны Рессоры не должны иметь смещений и
поломок листов. Реактивные штанги не должны иметь погнутостей,
вмятин и трещин, а амортизаторы — подтекания жидкости. Не
допускается значительный износ втулок амортизатора
Осевой зазор должен
быть не более 0,5 ум; износ крюка — не более 5 мм.
Стебель должен поворачиваться с небольшим усилием при вращении
руками за крюк. Способ регулировки осевого зазора (см. разд.
«Рама»)
КО S
= 12, КО
S
= 13, КО
S
= 19
Линейка, КО 5 = 19X22,
КО S
= 27 X
30 или прибор К-446.
Переносная лампа,
обтирочный материал
Переносная лампа,
КО S
= = 14Х 17,
КО S= 24,
слесарный молоток
RY S =
22X30 b S = 32? RY S = 22X24? djhjujr
7. Проверить зазоры в соединениях карданного вала рулевого
управления и осевое перемещение рулевого колеса
8. Проверить крепление кронштейна насоса гидравлического
усилителя руля к блоку двигателя и насоса к кронштейну
9. Проверить зазоры в шарнирах рулевых тяг и состояние
уплотнителей шаровых пальцев
10. Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев,
затяжку контргайки регулировочного винта вала сошки (не нарушая
положение винта картера рулевого механизма), рычагов поворотных
цапф, гаек клиньев карданного вала рулевого управления, крышек
шарниров
Наименование и
содержание работ
Технические
требования и указания
Приборы,
инструменты, приспособления и материалы
1.Проверить
герметичность тормозного пневмопривода и состояние
трубопроводов и шлангов
2.Проверить
шплинтовку пальцев и величину хода штоков тормозных камер
3.Проверить
уровень электролита, при необходимости долить дистиллированную
воду. Очистить аккумуляторную батарею от грязи и следов
электролита, прочистить вентиляционные отверстия, проверить
крепление и надежность контакта наконечников проводов с
выводамиту поверхности генератора
15. Проверить плотность крепления всех разъемов экранирующих
шлангов проводов высокого напряжения и штепсельных разъемов
проводов низкого напряжения
16. Проверить и в случае необходимости отрегулировать содержание
окиси углерода (СО) в отработавших газах
17. Выполнить работы в соответствии с картой смазывания
Проверку
герметичности проводить по показаниям штатного манометра.
Пневмопривод должен быть заполнен сжатым воздухом до давления
выключения регулятора 0,73 ... 0,8 МПа (7,3 ... 8,0 кгс/см2),
потребители сжатого воздуха и компрессор должны быть
выключены. Падение давлення
воздуха в
пневмоприводе не должно превышать 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)
в течение 30 мин при свободном положении органов управления
тормозного привода и 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) в течение
15 мин при включенных органах управления
Трубопроводы и
шланги тормозной системы не должны иметь вмятин, перегибов,
расслоений и потертостей
Способ регулировки
см, в разд. «Тормозные системы»
На поверхности
батареи и крышке не должно быть трещин, сколов и грязи. Уровень
электролита в батарее должен быть на 10 ... 15 мм выше
предохранительных щитков над сепараторами. Натяжение проводов
не допускается (это приводит к порче БЫ- водов и образованию
трещин в мастике)
торную
оатарею. Масла и грязи на поверхности генератора не должно быть
Плотность крепления всех разъемов экранирующих шлангов должна
обеспечить их герметичность. При подтягивании не допускается
перекручивание экранирующей оплетки
Содержание СО в отработавших газах не должно превышать 3 % при п
— 500 ... 600 мин 1 и 2 % при п = 1900 ... 2600 мин"*
Манометр,
переносная лампа
КО S
= 12, КО 5 =
19X24,
УГ 178X58,
ГТ S
= 19 и
S
= = 24,
линейка, динамометрический ключ
KOS=
12X14hS=
17X19,
КТ S
= 12 и
S= 14Х 17,
стеклянная трубка диаметром 3 ... 5 мм, проволочный стержень,
резиновые перчатки, ветошь, банка со смазочным материалом,
ареометр
5=14Х 17, КО
*S=19, обтирочный материал, волосяная щетка КО S = 19, отвертка
18.
Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов, систем,
приборов автомобиля на ходу или на посту диагностирования
Двигатель, прогретый до температуры охлаждающей жидкости 75
... 95°С, должен пускаться стартером после одной-двух попыток,
плавно увеличивать частоту вращения коленчатого вала при
увеличении подачи топлива и устойчиво работать. Подтекание
охлаждающей жидкости, масла к топлива, а также пропуск
отработавших газов в местах соединений не допускаются. Сцепление
должно включаться легко и полностью, без рывков и
пробуксовывания. Переключение передач в коробке передач должно
осуществляться без стуков и заеданий. В коробке передач не
должно быть слышно сильного шума. Система рулевого управления
должна работать легко, без заеданий и значительного свободного
хода. Тормозные системы должны обеспечивать эффективное
торможение автомобиля без заносов в пределах коридора
безопасности 3,5 м. Нагрев тормозных барабанов и ступиц не
должен быть значительным
Тахометр, газоанализатор, отвертка, 1\0 S — 9X11
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
1. Выполнить работы по ТО-1
2. Проверить крепление передних и задних опор двигателя и состояние
подушек опор
3. Проверить крепление головок блока цилиндров на холодном двигателе,
отрегулировать тепловые зазоры в газораспределительном механизме
4. Проверить и подтянуть крепление выпускного газопровода, приемных труб
и кронштейнов системы выпуска газов
5. Проверить крепление подвески радиатора системы охлаждения, состояние
н действие привода жалюзи радиатора и замка капота
6. Проверить состояние гофрированного патрубка, установленного между
воздушным фильтром и капотом; крепление карбюратора; исправность
механизма управления карбюратором, полноту закрывания и открывания
дроссельных заслонок. Проверить уровень топлива в поплавковой камере.
Отрегулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя
на режиме холостого хода
СНять фильтрующие элемент
топливного фильтра-отстойника и промыть его без разборки
8. Продуть сжатым воздухом фильтр тонкой очистки топлива
9. Проверить крепление коробки передач, раздаточной коробки и коробки
отбора мощности
10. Проверить крепление вентиляционных трубок и шлангов коробки передач
и раздаточной коробки
11. Проверить зазор в шарнирах и шлицевых соединениях карданной
передачи, состояние креплений опорных пластин игольчатых подшипников,
Проверить крепление фланцев карданных валов
12. Проверить крепления редукторов ведущих мостов
13. В случае большого износа протектора шин передних колес переставить
колеса
14. Проверить исправность работы предохранительного клапана
пневмопривода тормозов
1.Проверить
крепление тормозных камер, компрессора, воздушных баллонов и их
кронштейнов
2.Проверить
величину свободного и полного хода педали тормоза, рычага
стояночного тормоза
3.Проверить
крепление кабины и платформы к раме, крыльев, подножек,
брызговиков, топливных баков. (Для седельного тягача — крепление
седла)
4.Проверить
крепление электропроводов к выводам стартера, генератора и
регулятору напряжения; состояние коммутатора, катушки
зажигания, изоляторов свечей и проводов низкого и высокого
напряжения, при необходимости очистить их от пыли, грязи и
масла
5.Очистить
наружную поверхность распределителя от грязи и масла. Проверить
установку зажигания. Снять крышку и протереть внутреннюю
поверхность крышки распределителя, проверить состояние
контактов и зазор между ними
22. Вывернуть свечи. Проверить их
состояние, при необходимости очистить от нагара и отрегулировать
зазоры между электродами. Проверить съемные детали свечей. При
необходимости сменить резиновую уплотнительную муфту.
Неисправные свечи заменить 23/ Выполнить работы в соответствии с
картой смазывания
Свободный ход
педали 40 ... 60 мм, а при полном нажатии она не должна доходить
до пола на 10 ... 30 мм
Резиновые подушки
подвески кабины не должны иметь разрывов, трещин и сколов
Экраны должны быть
чистыми и плотно закреплены в разъемах. При проверке не следует
разбирать штекерные разъемы и оценивать состояние проводов их
подергиванием
Проверку установки
зажигания см. в соответствующем разделе руководства
Зазор между
контактами прерывателя должен быть равен 0,3 ... 0,4 мм (для
автомобиля ЗИЛ-131 НА)
Зазор между
электродами свечей зажигания должен быть равен 0,5 ... 0,65 мм.
Очистку изоляторов свечей от копоти и нагара проводить только
при наличии перебоев в работе двигателя
Переносная лампа,
КО
S
= =12X14,
S
= 17X19
и S
= = 19X24,
мерная
линейка, отвертка
Мерная линейка, КО
S
= = 17X19,
устройство для проверки свободного хода педали К-446
КО S
= ЮХ 12,
S
= 14Х 17,
S
= 19X22
и S
= 27 мм,
отвертка, молоток, плоскогубцы
Отвертка,
переносная лампа, обтирочный материал
Переносная лампа,
набор щупов, отвертка, пусковая рукоятка, обтирочный материал
Через одно ТО-2 дополнительно
1. Снять и промыть клапан и трубку системы вентиляции
картера двигателя
2. Прочистить сапуны и промыть фильтры насоса гидравлического
усилителя рулевого управления
3. Проверить направление светового потока фар
4. Проверить схождение передних колес
5. Проверить осевое перемещение ступиц на оси балансирной
подвески
2.Проверить
затяжку болта клем- мового соедгінения
сошки с шаровым пальцем
3.Проверить
крепление стартера
‘ Осевое
перемещение подшипников не допускается. Для поворота кулака
крутящий момент должен быть 5 ... 8 Н-м (0,5... 0,8 кгс*м), что
соответствует усилию 20 ... 24 Н (2 ... 2,4 кгс), приложенному к
отверстию рычага рулевой трапеции. Способ регулировки см. в
разд. «Ведущие мосты»
Ослабление
крепления стартера, а также крепление его проводов к зажимам
стартера и реле не допускается
Домкрат, КО S
= 19, НК.
S
= 19
КО
S= 19X22
КО S
= 12Х 14, КН
5 = 19
При четвертом ТО-2
1. Проверить компрессию двигателя
2. Снять и осмотреть датчик-распределитель
3. Осмотреть заклепочные соединения рамы. Проверить, нет ли
трещин на лонжеронах и поперечинах
4. Проверить крепления щек
башмаков ступиц задних рессор, всех кронштейнов задней подвески
и кронштейнов оси балансирной подвески
5. Проверить крепления стремянок передних и задних рессор,
реактивных штанг, ушков передних рессор, состояние резиновых
ограничителей хода мостов
6. При интенсивной работе с прицепом разобрать и осмотреть
детали сцепного устройства
7. Провести техническое обслуживание стартера, сняв его с
автомобиля
8. Провести техническое обслуживание генератора, сняв его с
автомобиля