Система электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131 НА

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобиль ЗИЛ-131 Н и его модификации. Руководство по эксплуатации (С.И. Глазачев) - 1990 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

Система электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131 НА - часть 1


Система электрооборудования автомобиля ЗИЛ-131 НА однопроводная: с корпусом (массой) автомобиля соединены отрицательные выводы источников тока.

Генератор — переменного тока 32.3701. Ниже приведены основные технические данные.

 

Номинальное напряжение, В..............................14

Начальная частота вращения якоря, при которой достигается напряжение 12,5 В, мин"1 (не более) при силе тока нагрузки, равной:

нулю..................................................900

40 А......................... 2000

Сила тока, А...............................60

 

 

 

Генератор устанавливают на автомобиле в комплекте о полупроводниковым регулятором напряжения 201.3702. На генераторе имеются следующие выводы: «+» для соединения в аккумуляторной батареей и нагрузкой; Ш — для соединения в выводом Ш регулятора напряжения; «—» для соединения с корпусом регулятора напряжения.

Обслуживание генератора, проверка выпрямительного блока, основные неисправности и способы их устранения даны в разделе «Электрооборудование».



Регулятор напряжения — бесконтактный, на полупроводниковых приборах. Во время эксплуатации он не требует каких-либо регулировок, и вскрывать его не следует.

Необходимо постоянно следить за чистотой поверхности корпуса регулятора и надежностью соединения его штепсельного разъема. Маркировка выводов регулятора нанесена на торце изолятора штепсельного разъема. При обнаружении неисправности в регуляторе напряжения регулятор заменить.


Аккумуляторная батарея имеет обычные пробки, используемые на автомобиле ЗИЛ-431410, а не гидростатические.


Система зажигания включает катушку зажигания Б114-Б, распределитель 46.3706 (при использовании головок цилиндров 130-1003012-Б, степень сжатия для которых равна 6,5, устанавливается распределитель Р137) с центробежным и вакуумным регуляторами, транзисторный коммутатор ТКЮ2-А добавочный двухсекционный резистор СЭ107, провода высокого напряжения свечи, а также выключатель зажигания. Зажигание — батарейное, контактно-транзисторное. Схема зажигания показана на рис. 99.


Катушка зажигания установлена под капотом на переднем щите кабины. Катушка имеет два выводных зажима обмотки первичной цепи. При установке катушки необходимо следить за плотностью присоединения проводов к зажимам и правильностью их подсоединения. К зажиму «К» надо подсоединить провода от одноименных выводов коммутатора и добавочного резистора, к выводу без маркировки — провод от коммутатора.

Катушка зажигания предназначена для работы только с транзисторным коммутатором. Применение катушек зажигания других типов недопустимо.

 

 

Добавочный резистор, состоящий из двух последовательно соединенных резисторов, установлен рядом с катушкой. При пуске двигателя стартером один из резисторов последовательной цепи автоматически замыкается накоротко, в результате чего напряжение в момент пуска увеличивается.

Необходимо следить за правильностью присоединения проводов к зажимам добавочного резистора, к зажиму В К присоединяют провод от стартера, к зажиму ВК-Б — провод от выключателя зажигания, а к зажиму К — провод от вывода катушки зажигания.

Распределитель имеет центробежный регулятор для автоматического изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и вакуумный регулятор для автоматического изменения угла опережения в зависимости от разряжения во впускном газопроводе. Для плавной регулировки угла опережения поворотом корпуса распределителя имеется октан-корректор, состоящий из двух пластин, одна из

которых прикреплена винтом к корпусу распределителя, а вторая — двумя болтами к корпусу привода.

Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса распределителя. Особенностью контактно-транзисторной системы зажигания является отсутствие в распределителе шунтирующего конденсатора.

В контактно-транзисторной системе зажигания через контакты прерывателя проходит только ток управления транзистора, а не полный ток катушки зажигания, благодаря чему полностью устраняются подгорание и эрозия контактов, и зачищать их не требуется. Следует особенно тщательно следить за чистотой контактов, так как сила тока, проходящего через них, весьма мала и при контактах, покрытых пленкой масла или окиси, не сможет пробить пленку.

При замасливании контактов необходимо промывать их чистым бензином. Если автомобиль длительное время не эксплуатировался и на контактах прерывателя образовался слой окиси, то контакты надо «засветлить», т. е. провести по ним абразивной пластиной или мелкой шлифовальной шкуркой со стеклянным покрытием, не допуская съема металла, так как это сокращает срок службы контактов.

Провода высокого напряжения марки ПВВП, идущие от распределителя к свечам, имеют изоляцию из поливинилового пластика и металлическую жилу. Подсоединение проводов к свечам осуществляется посредством наконечников типа СЭ110, в которых установлены резисторы.

 

 

Рис. 99. Схема контактно-транзисторной системы зажигания:
1 — транзисторный коммутатор; 2 — катушка зажигания; 3 — свеча зажигания; 4 — распределитель; 5 — резистор; 6 — выключатель зажигания; 7 — аккумуляторная батарея; VT1 — германиевый транзистор

 

 

Свечи зажигания А11-1 — неразборные, с резьбой М14Х 1,25 мм.
Не следует допускать продолжительной работы двигателя на режиме холостого хода g малой частотой вращения коленчатого вала и длительного движения автомобиля G небольшой скоростью на пятой передаче, так как при этом юбка изолятора свечи покрывается копотью, возникают перебои в работе (при последующих пусках холодного двигателя) и увлажняется загрязненная поверхность изолятора.

При закопченных свечах (когда на юбках изолятора копоть сухая) пуск холодного двигателя затрудняется; при увлажненной топливом поверхности изолятора пуск двигателя невозможен.

 

 

Исправная работа свечей в большой степени зависит от теплового состояния двигателя. При низкой температуре воздуха двигатель надо утеплять (использовать утеплительный капот, закрывать жалюзи радиатора). После пуска холодного двигателя не следует сразу трогать автомобиль с места, так как при недостаточном прогреве свечей могут появиться перебои в их работе.

При движении автомобиля после продолжительной стоянки перед переходом на высшие передачи необходимо использовать режим длительного разгона.

Свечи могут работать с перебоями также в тех случаях, когда не соблюдают правила пуска двигателя или когда во время движения допускают обогащение рабочей смеси топливом при прикрытии воздушной заслонки карбюратора.

При появлении перебоев в работе свечей надо прочистить их и проверить зазор между электродами, который должен быть в пределах 0,85 ... 1 мм (при эксплуатации зимой зазор рекомендуется уменьшать до 0,6 ...

0,7 мм). Чтобы отрегулировать зазор между электродами, надо подгибать только боковой электрод. При подгибании центрального электрода разрушается изолятор свечи.

Если электроды свечи сильно обгорели, желательно опилить их надфилем для получения острых кромок, так как при наличии острых кромок заметно снижается напряжение, необходимое для пробоя искрового промежутка свечи.

Неисправная работа свечей — одна из причин разжижения масла в картере двигателя. При обнаружении разжижения масла необходимо его сменить, проверить свечи и устранить неисправность.

В сроки, указанные в разд. «Техническое обслуживание автомобиля», необходимо выполнять следующее.

1. Проверять крепление проводов к приборам зажигания.

2. Очищать от грязи и масла поверхности распределителя, катушки зажигания, свечей, проводов и особенно все зажимы проводов.

3. Тщательно следить за чистотой внутренней и внешней поверхности крышки распределителя, так как на выходе контактно-транзисторной системы зажигания создается более высокое вторичное напряжение, чем на выходе стандартной системы. Следует протирать чистой

тряпкой, смоченной в бензине, крышку (снаружи и внутри)', электроды крышки, ротор и пластину прерывателя.

4. Проверять и, еели требуется, регулировать зазор между контактами прерывателя, который должен быть в пределах 0,3 ... 0,4 мм.

Во избежание поломки ребер, центрирующих крышку распределителя в корпусе, при снятии крышки нужно освободить обе пружинные защелки, крепящие крышку. Крышку нельзя закреплять в перекошенном положении.

5. Заливать (в сроки, указанные в карте смазывания) во втулку кулачка, в ось рычага прерывателя и на фильц кулачка масло, применяемое для двигателя. Для смазывания вала распределителя проворачивать крышку колпачковой масленки, заполненной пластичным смазочным материалом, на пол-оборота.

Обильно смазывать втулку, кулачок и ось рычага прерывателя не следует, так как в этом случае возможно забрызгивание контактов маслом, что вызывает образование нагара на контактах и перебои в зажигании.

6. Через одно ТО-2 или в случае возникновения перебоев в работе зажигания осмотреть свечи; при наличии нагара очистить их, проверить и отрегулировать зазоры между электродами, подгибая боковой электрод.

При ввертывании свечей в те гнезда, доступ к которым ограничен, для облегчения правильной установки резьбовой части целесообразно использовать ключ. Для этого свечу вставляют в ключ и слегка заклинивают кусочком дерева (спичкой), чтобы она не выпадала. После того как свеча будет ввернута в гнездо и затянута, ключ снимают с нее. Момент затяжки свечи 32 ... 38 Н-м (3,2 ... 3,8 кгс*м).

7. По мере надобности протирать пластмассовую крышку катушки и оребренную поверхность корпуса коммутатора, так как катушка зажигания, добавочный резистор, транзисторный коммутатор не нуждаются в специальном обслуживании, в процессе эксплуатации. Следить за исправностью проводки и надежностью крепления наконечников к зажимам катушки, резистора и коммутатора.

8. Проверять надежность фиксации проводов высокого напряжения в гнездах крышек распределителя и катушки зажигания, особенно центрального провода, идущего от катушки к распределителю.

При возникновении каких-либо неисправностей в работе системы зажигания нельзя пытаться менять местами

 

провода, присоеднйедные к коммутатору или резистору.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..