Стартер автомобиля ЗИЛ-131Н

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобиль ЗИЛ-131 Н и его модификации. Руководство по эксплуатации (С.И. Глазачев) - 1990 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Стартер автомобиля ЗИЛ-131Н


Стартер (рис. 85) — герметичный. Для уплотнения стыка стартера с картером маховика на посадочном буртике стартера установлено резиновое уплотнительное кольцо.

 

 

 

 

Рис. 85. Стартер:
1- неподвижный контакт тягового реле; 2— подвижный контакт тягового реле; 3 — обмотка тягового реле; 4 — сердечник тягового реле с регулировочным винтом; 5 — рычаг выключения стартера; 6 — крышка стартера со стороны привода; 7 — упорное кольцо; 8 — шестерня привода; 9 — муфта свободного хода; 10 — вал привода; 11 — подводящая муфта привода; 12 — корпус стартера; 13 — стяжная шпилька; 14—якорь стартера; 15 — коллектор; 16 — крышка стартера со стороны коллектора; 17 —щетка

 

 

 

Включение стартера — дистанционное, через вспомогательное реле. Тяговое электромагнитное реле стартера замыкает контакты электрической цепи стартера и принудительно вводит шестерню привода (с муфтой свободного хода) в зацепление с зубчатым ободом маховика двигателя. Перемещение привода осуществляется по ленточной резьбе вала якоря.

Шестерня стартера выходит из зацепления под действием возвратной пружины, смонтированной в тяговом реле стартера. Тяговое реле снабжено дополнительным контактом КЗ, замыкающим накоротко добавочный резистор катушки зажигания во время работы стартера.

Предупреждение. Если стартер удерживать включенным после того, как двигатель начал работать, муфта свободного хода стартера может выйти из строя.

Для обеспечения надежной и безотказной работы стартера в условиях эксплуатации необходимо выполнить следующие операции.

1. При каждом втором ТО-2 проверить затяжку болтов крепления стартера к двигателю и при необходимости подтянуть их.

2. Проверить плотность и чистоту присоединений наконечников проводов к выводам реле стартера и выводам аккумуляторной батареи.

3. Через 110 тыс. км пробега при очередном ТО-2 снять стартер.

4. Разобрать стартер.

5. Проверить легкость перемещения привода по шлицам вала якоря.

6. Если привод туго перемещается по шлицам вала якоря, очистить от грязи, смазать шлицы вала якоря смазочным материалом, применяемым для двигателя.

7. Снять крышку со стороны коллектора.

8. Осмотреть коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь значительного под-гара.

9. Протереть коллектор в случае сильного загрязнения или подгара ветошью, смоченной в бензине.

10. Зачистить коллектор шлифовальной шкуркой

(П6, 15А4МА, ГОСТ 6456 — 82*), если грязь или под-гар не устраняются протиркой. ^

11. Проверить щетки на свободное (без заеданий) перемещение в щеткодержателях.

12. Измерить высоту щеток.

 

13. Заменить щетки, изношенные до высоты 6 ... 7 мм.

14. Проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, при необходимости —: ПОДТЯНУТЬ.

15. Проверить состояние контактной системы реле стартера, для чего снять кожух реле с контактами.

16. Очистить внутреннюю поверхность кожуха реле стартера от пыли.

17. Убедиться в свободной (с качкой) посадке контактного диска на штоке якоря реле.

18. Снять контактные болты, зачистить их и диск при значительном подгаре шлифовальной шкуркой или напильником, сняв неровности, вызванные подгаром, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности.

19. Повернуть контактные болты на 180° при значительном износе.

20. Закрепить контактные болты в кожухе реле.

21. Проверить затяжку винтов крепления. При необходимости подтянуть.

22. Продуть стартер сжатым воздухом.

23. Проверить величину осевого зазора якоря стартера, который должен быть не более 1 мм и обеспечивается установкой регулировочных шайб на шейку вала якоря со стороны привода.

24. Проверить зазор между шестерней и упорным кольцом, который при полностью втянутом якоре реле и устраненном зазоре шестерни в сторону коллектора должен быть равен 2,5 ± 1 мм.

Для проверки зазора плюсовой вывод аккумуляторной батареи соединить с выводом обмоток реле стартера, а минусовой вывод — с корпусом стартера. Якорь реле при этом втягивается и выдвигает шестерню привода. Устранить зазор шестерни легким отжатием ее в сторону коллектора и измерить зазор между торцом шестерни и упорным кольцом металлической линейкой.

25. Отрегулировать при необходимости зазор между шестерней и упорным кольцом, для чего выполнить следующее:

а) снять перемычку, соединяющую выводной болт на корпусе стартера с тяговым реле;

б) отвернуть четыре винта и снять с крышки со стороны привода реле вместе с якорем и регулировочным винтом;

 

в) при повышенном зазоре регулировочный винт якоря ввернуть, а при заниженном зазоре отвернуть (один оборот регулировочного винта соответствует перемещению шестерни вдоль оси якоря стартера на 1,7 мм);

г) установить реле на место, для чего сдвинуть рычаг в сторону корпуса так, чтобы в прорезь рычага могла войти ось серьги регулировочного винта, поставить реле на место и завернуть четыре винта;

д) поставить и затянуть перемычку;

е) проверить зазор между шестерней и упорным кольцом, как описано в п. 24.

Разборку стартера нужно проводить в следующем порядке.

1. С торца крышки со стороны коллектора отвернуть две гайки, отвернуть и вынуть две стяжные шпильки.

2. Вынуть четыре резиновые уплотнительные прокладки.

3. Снять крьшґку со стороны коллектора.

4. Отвернуть винты, крепящие выводы обмотки возбуждения и щетки к щеткодержателям, и вынуть щетки.

5. Отсоединить шину, соединяющую выводной болт стартера с контактным болтом реле.

6. Отвернуть четыре винта и снять с крышки со стороны привода реле вместе с якорем и регулировочным винтом.

7. Отвернуть три винта на крышке со стороны привода, снять заглушку оси рычага, вынуть ось.

8. Снять корпус.

9. Вынуть якорь вместе с приводом и рычагом из крышки; при этом снять с шейки вала якоря регулировочные шайбы и фигурную шайбу с буртиком.

10. Легким ударом по торцу цилиндрической упорной шайбы сдвинуть ее в сторону привода, затем с помощью отвертки раздвинуть пружинное замковое кольцо и вынуть его из проточки вала якоря. Снять пружинное кольцо, упорную шайбу и привод.

И. Снять промежуточный подшипник.

12. Перед сборкой заменить неисправные узлы и детали, прочистить и смазать вал якоря, вкладыши в крышках и промежуточном подшипнике.

13. Сборку стартера проводить в последовательности, обратной разборке.

14. Проверить стартер после сборки на стенде и на герметичность. Для проверки стартера на герметичность

 

привернуть уплотнительный кожух к приводной крышке и направить сжатый воздух внутрь стартера для создания избыточного давления воздуха 0,01 ... 0,02 МПа (0,1 ... 0,2 кгс/см2). Опустить стартер с кожухом в пресную воду комнатной температуры так, чтобы все части стартера находились в воде, а столб жидкости над стартером не превышал 50 мм. Провести испытание в течение 1 мин с момента погружения, при этом стартер 3 раза включается в работу на холостом ходу на 5 с с перерывами также 5 с. Стартер считается выдержавшим испытание на герметичность, если отсутствует систематическое выделение видимых пузырьков, воздуха из одного и того же места стартера или реле. Выделение пузырьков газа, возникающих на клеммах в результате, электролиза воды, не учитывается. Сменить резиновое уплотнение; при проверке герметичности постоянно выделяющиеся пузырьки воздуха свидетельствуют о нарушении герметичности в месте их выделения.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..