Карданная передача автомобиля состоит из четырех карданных валов (рис.
43). Конструкция всех карданных валов одинакова (рис. 44); карданный вал
привода промежуточного моста имеет большие размеры, чем все остальные.
Каждый карданный вал представляет собой тонкостенную трубу, к одному
концу которой приварена неподвижная вилка шарнира, а к другому —
шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира. Все восемь
шарниров карданной передачи одинаковы по устройству
и состоят каждый из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки 16 и
крестовины 2, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках 14.
Шарниры не требуют пополнения смазочного материала в процессе
эксплуатации.
Для удержания смазочного материала и предохранения от загрязнения
подшипники снабжены уплотнением, состоящим из сальника радиального
уплотнения, вмонтированного в обойму подшипника, и из торцового
уплотнения, на прессованного на шипы крестовин.
Карданные валы имеют герметичное шлицевое соединение; смазочный материал
во внутренней полости втулки удерживается от вытекания заглушкой 6,
установленной в шлицевой втулке 7, а также резиновым 9 и войлочным 11
кольцами. Оба кольца предотвращают загрязнение шлицевого соединения.
Карданные валы динамически сбалансированы, балансировка осуществлена
приваркой балансировочных пластин 5 на обоих концах трубы.
При эксплуатации автомобиля необходимо выполнять следующее. .
1. Проверять- крепления фланцев карданных валов. Все болты крепления
должны быть затянуты моментом
80...90 Н-м (8...9 кгс-м).
2. При ослаблении крепления болтов опорных пластин подшипников
крестовины подтянуть их; момент затяжки должен быть равен 14...18 Н*м
(1,4...1,8 кгс*м).
3. Проверять зазор шлицевого соединения. При
большом зазоре вследствие изнашивания шлицев надо заменить вал.
При сборке карданного вала необходимо, чтобы стрелки, выбитые на
трубчатом валу и скользящей вилке, были расположены одна против другой.
Болты крепления опорных пластин игольчатых подшипников должны быть
затянуты и застопорены загибанием одного ушка замочной пластины к грани
головки каждого болта.
4. Строго соблюдать сроки смазывания шлицев карданной передачи,
указанные в карте смазывания. Для смазывания шлицевых соединений надо их
разобрать, промыть шлицы скользящей вилки и внутреннюю полость шлицевой
втулки, заложить в эту полость свежий смазочный материал и снова собрать
вал.
При смазывании шлицевого соединения следует использовать определенное
количество смазочного материала, указанное в карте смазывания.
При сборке шлицевого соединения необходимо следить за тем, чтобы
разрезные шайбы 12 войлочного кольца 11 были установлены так, что
разрезы в них были направлены в противоположные стороны.
В случае возникновения затруднений при перемещении карданных валов в
шлицевом соединении нужно выполнить следующее:
отвернуть гайку 10 сальника;
удалить лишний воздух из шлицевого соединения, для чего 3...4 раза
переместить скользящую вилку в шлицевой втулке и затем затянуть гайку
10.
При снятии карданного вала с автомобиля или при установке его на
автомобиль нельзя вставлять в шарнир монтажную лопатку или другие
предметы для провертывания карданного вала, так как при этом
повреждаются уплотнения, что может привести к преждевременному выходу из
строя карданных шарниров.
В эксплуатационный период разбирать шарнир следует только в случае
выхода из строя деталей шарнира. Для разборки шарнира следует
пользоваться специальным съемником. При использовании для разборки
молотка нарушается соосность отверстий в вилках шарниров, что резко
снижает долговечность шарниров.
Во время разборки надо следить за тем, чтобы не были повреждены торцовые
уплотнения. Установка поврежденных торцовых уплотнений в шарнир
недопустима, так как
при этом нельзя обеспечивать требуемый натяг
торцового уплотнения на посадочном пояске шипа. Сборку шарнира с
радиальными торцовыми резиновыми уплотнениями подшипников можно
выполнить одним из следующих способов.
1. Торцовое уплотнение предварительно запрессовать на два смежных шипа
крестовины, после чего крестовину вставить в вилку (фланец). Остальные
торцовые уплотнения установить на шипы через отверстия под подшипники в
вилках (фланцах) и напрессовать на посадочные пояски шипа.
2. Крестовину без торцовых уплотнений вставить в вилку (фланец), затем
на шипы крестовины через отверстия под подшипники в вилках (фланцах)
напрессовать торцовые уплотнения.
Для напрессовки торцового уплотнения на посадочный поясок шипа
необходимо пользоваться специальным приспособлением-оправкой (рис. 45).
Если в комплекте запасных частей торцовых уплотнений не имеется,
допускается устанавливать подшипники без торцового уплотнения,
однако при этом долговечность шарнира значительно
снижается.
Перед на прессовкой на шипы крестовин торцовых ,уплотнений закладывается
смазка № 158. В шарнирах переднего, заднего и основного карданных валов
смазочный материал закладывают в глухие отверстия шипов (1,1...1,3 г) и
в игольчатые подшипники (3,7...4,2 г), а в шарнирах привода
промежуточного моста — в глухие отверстия Шипов (3,6...4 г), в
игольчатые подшипники (4...4,5 г), в полость между рабочими кромками
торцового уплотнения (1,7...2 г).
Рис. 45. Оправки для напрессовки торцового
уплотнения на шипы крестовин мостов