Раздаточная коробка (рис. 41) — механическая, имеет
две передачи. Переключают передачи раздаточной коробки рычагом 1 (рис.,
42), имеющим три положения. При перемещении рычага назад включена вторая
(прямая) передача, при перемещении рычага вперед включена первая
(понижающая) передача; среднее положение — нейтральное. Для
предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм
блокировки шарикового типа.
Для, облегчения управления автомобилем в сложных условиях движения по
бездорожью, а также для предохранения от перегрузок трансмиссии,
автомобиль имеет автоматическое управление включением переднего моста
при включении первой передачи раздаточной коробки. При включении первой
передачи раздаточной коробки выключатель 31, установленный на стержне 30
вилки включения первой передачи, замыкает электрическую цепь
электромагнитного пневматического клапана 2 и воздух от тормозного крана
через впускной клапан поступает в пневматическую камеру (см, рис. 41).
Мембрана воздействует на стержень скользящей каретки. Таким образом,
автоматически включается привод переднего моста. При выключении первой
передачи размыкается электрическая цепь электромагнита, закрывается
воздушный клапан, и возвратная пружина выключает передний мост.
При движении автомобиля (например, по скользкой дороге) на второй
передаче раздаточной коробки может потребоваться включение переднего
моста. В этом случае электрическая цепь электромагнита, управляющего
включением переднего моста, может быть замкнута принудительно при помощи
переключателя (крайний справа), установленного на переднем щите кабины.
Левое положение ручки переключателя соответствует включенному положению
переднего моста, правое положение— выключенному. На стержне камеры
включения переднего моста установлен выключатель 26, при замыкании
которого в кабине на щитке приборов загорается контрольная лампа. Лампа
загорается при автоматическом и принудительном включении переднего
моста.
В верхней части картера раздаточной коробки имеется люк с фланцем для
крепления коробки отбора мощности.
Отбор мощности осуществляется от шестерни 13
ведущего вала раздаточной коробки.
Заливают масло в раздаточную коробку через контрольно-заливное отверстие
до уровня его нижней кромки. Сливают масло через сливное отверстие, в
пробке 24 которого помещен магнит, притягивающий частицы металла,
попавшие в масло.
Для предотвращения вытекания масла из раздаточной коробки места выхода
всех валов уплотнены самоподжим-ными резиновыми манжетами с насечкой,
направление которой показано стрелкой на манжете. Манжета ведущего вала
с правым направлением насечки, а манжеты ведомого вала и вала привода
переднего моста — с левым. Манжета вала привода переднего моста,
находящаяся ниже уровня масляной ванны, дополнительно защищена
маслоотгонной
шайбой. Все стыки картера раздаточной коробки,
крышки подшипников и верхнего люка уплотнены специальной пастой.
При всех видах работ, связанных с разборкой раздаточной коробки, детали
картера следует собирать с предварительным покрытием их пастой.
При обслуживании следует проверять надежность крепления раздаточной
коробки. Необходимо также промывать и прочищать трубку вентиляции
картера коробки, установленную на крышке люка раздаточной коробки,
засорение которой может вызвать повышение давления
в картере раздаточной коробки, что приводит к
подтеканию масла через уплотнения. В раздаточной коробке необходимо
поддерживать нормальный уровень масла и своевременно менять его согласно
срокам, указанным в карте смазывания.