ДВИГАТЕЛЬ ЗИЛ-5081.1000401 АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н - ЧАСТЬ 3

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобиль ЗИЛ-131 Н и его модификации. Руководство по эксплуатации (С.И. Глазачев) - 1990 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

ДВИГАТЕЛЬ ЗИЛ-5081.1000401 АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н - ЧАСТЬ 3

 

 

Коленчатый вал —стальной, с закаленными шейками, пятиопорный, с каналами для смазывания шатунных шеек (рис. 14) и полостями в шатунных шейках для очистки масла. Полости закрыты пробками с внутренним шестигранником под ключ. Момент затяжки пробок должен составлять не менее 30 Н-м (3 кгс-м). Пробка может выступать из вала не более чем на высоту фаски. Полости следует очищать при ремонте двигателя, связанном с демонтажом коленчатого вала.

Диаметр коренной шейки 74,5 мм, а шатунной 65,5 мм. Вкладыши коренных подшипников сталеалюминиевые, толщиной 2,5 мм, взаимозаменяемые на всех опорах, кроме задней.

 

 

 

Рис. 14. Коленчатый вал:
1 — противовес; 2 — пробка; 3 — грязесборник для очистки масла

 

 

Болты крышек коренных подшипников нужно затягивать динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть равен 110 ... 140 Н-м (11 ... 14 кгс-м). Проверять и в случае необходимости подтягивать болты крышек коренных подшипников надо каждый раз при снятии масляного поддона. При износе вкладышей шатунных или коренных подшипников надо обязательно одновременно заменять обе половины вкладышей. На передней коренной шейке в проточке блока цилиндров устанавливают две сталеалюминиевые упорные шайбы в виде двух полуколец каждая, предохраняющие вал от осевых перемещений! При осевом перемещении коленчатого вала более 1 мм упорные шайбы следует заменить новыми.

Коленчатый вал динамически сбалансирован в сборе с маховиком и сцеплением и в случае разборки должен собираться только в том же комплекте для исключения разбалансировки узла.

Маховик — чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера, прикреплен к фланцу заднего конца коленчатого вала шестью болтами. При сборке маховика с коленчатым валом надо иметь в виду, что одно из отверстий крепления маховика смещено на 2°. При креплении маховика к фланцу коленчатого вала следует равномерно затягивать гайки. Момент затяжки гаек болтов крепления маховика на фланце коленчатого вала должен быть равен 135 ... 150 Н-м (13,5 ... 15 кгс-м). Необходимо следить за тщательностью шплинтовки болтов крепления маховика. Шплинт должен плотно облегать торец болта.

Распределительный вал — стальной, с закаленными кулачками и шестерней привода распределителя зажигания, приводится во вращение парой зубчатых колес. Распределительный вал установлен на пяти опорах, снабженных втулками из биметаллической ленты. Для правильной взаимной установки шестерни коленчатого вала и зубчатого колеса распределительного вала нужно поставить их так, чтобы метки находились на одной прямой, соединяющей их центры (рис. 15).

Клапаны — верхние, расположены в головке цилиндров в один ряд, наклонно к оси цилиндров, приводятся в движение от распределительного вала через толкатели, штанги и коромысла. Клапаны изготовлены из жаростойкой стали; угол рабочей фаски седла впускного клапана 30°, выпускного — 45°; стержень выпускного клапана

имеет полость, заполненную натрием и закрытую заглушкой.

Выпускные клапаны для повышения срока их службы имеют износостойкую наплавку на посадочной фаске, а также принудительно проворачиваются во время работы двигателя специальным механизмом. Механизм вращения выпускного клапана показан на рис. 16.

При появлении стуков в клапанном механизме необходимо проверить и, если требуется, отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами, которые должны быть в пределах 0,25 ... 0,3 мм (для впускных и выпускных клапанов).

Регулирование зазоров в клапанном механизме осуществляется на холодном двигателе регулировочным винтом с контргайкой, расположенным в коротком плече коромысла.

Для регулировки зазора в клапанном механизме нужно установить поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) такта сжатия. При этом отверстие на шкиве коленчатого вала должно находиться под меткой «ВМТ» на указателе установки момента зажигания, расположенном на датчике ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала. В этом положении регулируют зазоры следующих клапанов: впускного и выпускного 1-го цилиндра; выпускного 2-го цилиндра; впускного 3-го цилиндра; выпускного 4-го цилиндра; .

выпускного 5-го цилиндра; впускного 7-го цилиндра; впускного 8-го цилиндра.

Зазоры у остальных клапанов регулируют после поворота коленчатого вала на 360° (полный оборот).

 

 

 

Рис. 15. Положение меток на зубчатых колесах при установке фаз газораспределения
Рис. 16. Механизм вращения выпускного клапана:
1 — выпускной клапан; 2 — неподвижный корпус; 3 — шарик; 4 — упорная шайба; 5 — втулка-фиксатор (распорная); 6 — пружина клапана; 7 — тарелка пружины клапана; 8 — сухарь клапана; 9 — дисковая пружина механизма вращения; 10 — возвратная пружина механизма вращения; 11 — наполнитель; 12 — жаропрочная наплавка рабочей фаски клапана; 13 — заглушка

 



Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма, обгоранню клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.

При любой разборке двигателя, прошедшего более 70 тыс. км, необходимо проверять состояние возвратных пружин и шариков механизма для вращения выпускного клапана.

При обнаружении на витках пружины следов изнашивания пружину необходимо повернуть изношенным участком вниз. При сборке механизма для вращения клапана надо обратить внимание на правильность установки шариков и пружин; пружины должны быть расположены позади шариков относительно выбранного направления вращения.

Коромысла клапанов —кованые, стальные, с бронзовой втулкой.

Толкатели клапанов — стальные, пустотелые. Для повышения надежности пары кулачок—толкатель на торец толкателя наплавлен специальный чугун. В нижней части толкателя просверлены отверстия для слива масла, попадающего в толкатель.

Штанги — стальные, с закаленными сферическими концами.

Впускной трубопровод — из алюминиевого сплава, общий для обоих рядов цилиндров, расположен между головками цилиндров и снабжен жидкостной полостью для подогрева смеси. Момент затяжки гаек крепления впускного трубопровода к головкам цилиндров должен быть в пределах 20 ... 25 Н-м (2,0 ... 2,5 кгс-м). Гайки

 

нужно затягивать равномерно, последовательно, крест-накрест.

Выпускные газопроводы — составные, чугунные, по одному с каждой стороны блока.

При сборке составного газопровода на двигателе необходимо соблюдать следующие условия: стык прокладки должен быть расположен под стяжным болтом хомута; ось болта, стягивающего хомут на коротком плече газопровода, должна быть перпендикулярна фланцам крепления газопровода к головке цилиндров; ось болта, стягивающего хомут на длинном плече газопровода, должна быть параллельна фланцам крепления газопровода к головке цилиндров. Болты устанавливают головкой вверх; момент затяжки болтов равен 14 ... 18 Н-м (1,4 1,8 кгс-м).

Затяжку гаек крепления составного выпускного газопровода к головке цилиндров надо проводить в такой последовательности: на среднем фланце сначала затянуть нижнюю гайку, затем верхнюю, момент затяжки составляет 44 ... 56 Н-м (4,4 ... 5,6 кгс-м); затем затянуть все гайки на крайних фланцах, момент затяжки 28 ... 36 Н-м (2,8 ... 3,6 кгс-м).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..