ДВИГАТЕЛЬ ЗИЛ-5081.1000401 АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н - ЧАСТЬ 2

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Автомобиль ЗИЛ-131 Н и его модификации. Руководство по эксплуатации (С.И. Глазачев) - 1990 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

ДВИГАТЕЛЬ ЗИЛ-5081.1000401 АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131Н - ЧАСТЬ 2

 


Для обеспечения полного прилегания плоскостей головок к блоку надо соблюдать порядок затяжки болтов, указанный на рис. 12. Затягивать болты головок цилиндров следует равномерно в два приема. При смене прокладок надо очистить от отложений все отверстия для охлаждающей жидкости в головках цилиндров и блоке цилиндров', а также камеры сгорания. Прокладку крышки головки цилиндров следует устанавливать рифленой поверхностью к крышке головки цилиндров. Гайки крепления крышки головки нужно затягивать равномерно: момент затяжки должен быть равен 5 ... 6 Н-м (0,5 ... 0,6 кгс-м).

Для улучшения топливной экономичности двигателя применяются головки цилиндров с винтовыми впускными каналами и уменьшенным объемом камер сгорания. Степень сжатия повышена до 7,1.

При необходимости допускается замена этих головок цилиндров (изделие 130-1003012-20) головками цилиндров прежнего выпуска (изделие 130-1003012-Б) с одновременной заменой обеих головок и установкой на двигатель распределителя зажигания типа Р137. Нельзя устанавливать на двигатель головки разных типов, а также использовать прокладки прежнего выпуска (изделие

130-1003020-А) с головками, имеющими винтовые впускные каналы (изделие 130-1003012-20). Головки цилиндров 130-1003012-Б могут применяться как с новыми прокладками (изделие 130-1003020-10), так и с прокладками прежнего выпуска.

При установке распределителя Р137 и головок цилиндров прежнего выпуска метка шкива должна быть уста-ловлена у риски с цифрой 9 на указателе установки зажигания.

 

 

 

Рис, 12. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров

 

 

 

Поршни выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом. Окончательно поршень подбирают к гильзе, проверяя усилие, необходимое для протаскивания ленты-щупа толщиной 0,08 мм, шириной 10 ... 13 мм и длиной до 200 мм между стенкой цилиндра и поршнем, перевернутым и утопленным в цилиндр. Усилие на щупе должно быть в пределах 25 ... 50 Н (2,5 ... 5,0 кгс).



Поршневые пальцы — плавающие, фиксируются в поршне двумя стопорными кольцами. Пальцы изготовляют с высокой точностью и подбирают к поршням и шатунам, сортируя на четыре группы по наружному диаметру. Обозначение группы наносят краской на поршне — на внутренней поверхности (на одной из бобышек), на шатуне — на наружной цилиндрической поверхности малой головки, на пальце — на внутренней поверхности.

При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одной группы. Во избежание задиров на сопряженных поверхностях сборка пальца с поршнем должна проводиться при нагреве поршня до температуры 55 °С. Нельзя нагревать поршни открытым пламенем.

Поршневые кольца устанавливают по три на каждом поршне: два компрессионных и одно маслосъемное. Верхнее компрессионное кольцо хромировано по наружной цилиндрической поверхности. Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца выполнена конической; большее основание конуса устанавливают вниз (рис. 13). Маслосъемное кольцо состоит из двух плоских стальных дисков и двух расширителей — осевого и радиального.

При установке поршня в цилиндр двигателя плоские кольцевые диски 1 необходимо устанавливать так, чтобы их замки были расположены под углом 180° один к другому. При этом замки (стыки) осевого 2 и радиального 3 расширителей должны быть расположены (каждый) под углом 90° к ним, но не в зоне литых прорезей поршня.

При установке трех компрессионных колец на поршень их стыки (замки) следует устанавливать под углом 120° один к другому, а проточки на кольцах должны быть обращены вверх.

Конструкция и технология изготовления поршневых колец двигателей ЗИЛ при своевременном техническом обслуживании автомобиля обеспечивают работу двигателя до его капитального ремонта без смены колец. Преждеменная необоснованная смена поршневых колец нецелесообразна. Прежде чем принять решение о замене поршневых колец или сдаче двигателя в капитальный ремонт, надо устранить все внешние течи масла, промыть фильтр вентиляции картера, а также очистить от отложений трубку и клапан вентиляции картера и следить за расходом масла на угар.

Для выявления необходимости замены поршневых колец или отправки двигателя в капитальный ремонт следует пользоваться специальным диагностическим оборудованием (компрессометром, прибором К69-А и др.).

Для повышения срока службы двигателя следует применять только рекомендуемые руководством сорта топлива и моторного масла, своевременно промывать фильтрующие элементы воздушного фильтра и фильтра вентиляции картера, а также очищать трубку и клапан вентиляции картера, центробежный маслоочиститель.

Шатуны—стальные, двутаврового сечения. В нижней головке шатуна установлены сталеалюминиевые тонкостенные вкладыши толщиной 2l мм. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка.

Вкладыши изготовлены с высокой точностью. Операции шабрения, подпиливания стыков или применение прокладок при установке тонкостенных вкладышей не допускаются. В комплекте поршень—шатун в сборе, предназначенном для левой группы цилиндров, метка 11 (см. рис. 13) на стержне шатуна и метка 8 на днище поршня должны быть обращены в одну сторону, а в комплекте для правой группы цилиндров — в разные стороны.

При установке на двигатель поршня в сборе с шатуном канавка или метка на днище поршня должны быть всегда обращены в сторону переднего конца коленчатого вала.

Затягивать гайки болтов шатуна необходимо динамометрическим ключом; момент затяжки равен 56 ... 62 Н-м (5,6 ... 6,2 кгс-м). Для совмещения прорези гайки и отверстия в болте для шплинта допускается увеличение момента до 100 Н-м (10 кгс-м).

 

 

Рис 13. Поршень с шатуном:
1 - кольцевые диски маслосъемных колец; 2 — осевой расширитель; 3 - радиальный расширитель; 4 нижнее компрессионное кольцо; б — верхнее компрессионное кольцо; 6 — стопорное кольцо; 7 — поршневой палец; 8 — паз на днище поршня; 9 — поршень; 10 — шатун; 11 — метка на стержне шатуна; 12 бобышки на крышке шатуна

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..