Для получения сопоставимых данных стендовых, лабораторно-дорожных,
пробеговых и эксплуатационных испытаний одновременно с газобаллонными
автомобилями испытывались также автомобили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-166В.
Динамические показатели сравниваемых автомобилей характеризуются
данными, приведенными в табл. 120, из которой следует, что интенсивность
разгона автомобиля ЗИЛ-138 такая же, как и у автомобиля ЗИЛ-130, и
значительно лучше, чем у автомобиля ЗИЛ-166В. Максимальная скорость
автомобиля ЗИЛ-138 не уступает скорости автомобиля ЗИЛ-130.
120. Время разгона автомобилей с места с переключением передач на пути 1
км в с
Масса перевозимого
груза-j-
+ общая масса прицепа в т
ЗИЛ-1 38 (сжиженный
газ)
ЗИЛ-130 (бензин
А-76)
ЗИЛ-166В (сжиженный
газ)
Без груза
52,3
54,4
62,8
4 • • •
63,3
64
78,5
4+6,4 .
80,3
80,8
95
Контрольный расход сжиженного газа определялся при
заездах с различными постоянными скоростями установившегося движения, а
также до полного выжигания газа в баллонах во время пробеговых и
эксплуатационных испытаний автомобилей.
В табл. 121 дается сравнение топливной экономичности автомобилей
ЗИЛ-138, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-166В по результатам заездов с установившейся
скоростью движения. Расходы на 100 км газа автомобилями ЗИЛ-138 на
12—21% меньше расходов бензина
автомобилями ЗИЛ-130 и на 10% меньше расходов газа
автомобилями ЗИЛ-166В при одинаковых нагрузках и условиях движения.
Пуск холодного двигателя, работающего на сжиженном газе, производится
всегда на топливе, отбираемом из парового пространства баллона; это
делает невозможным поступление к холодному двигателю жидкости,
переохлаждение и переобогаще-ние газо-воздушной смеси. Отсутствие затрат
тепла на испарение топлива является положительным фактором для пуска
двигателя, поскольку способствует повышению температуры газо-воздушной
смеси в конце сжатия. Поступление топлива к дозирующим элементам в
газообразном состоянии обеспечивает также получение горючей смеси
заданного состава. Таким образом процесс образования горючей смеси при
работе двигателя на газе создает благоприятные условия для его пуска.
Однако газообразное топливо обладает и некоторыми отрицательными
качествами. К ним относятся несколько более высокие температура
воспламенения и теплоемкость горючей смеси,
снижающая температуру конца сжатия.
Опыты показали, что при прочих равных условиях пуск двигателя на газе,
как правило, несколько труднее, чем на бензине. При температурах
окружающего воздуха выше 0°С пуск непро-гретого двигателя на
бутано-пропановом (бутилено-пропилено-вом) газе производится без
каких-либо затруднений. При температурах ниже 0°С необходим предпусковой
подогрев двигателя.
Во время испытаний автомобилей ЗИЛ-138 было отмечено, что при работе на
газе срок службы масла в картере двигателя значительно выше, чем при
работе на бензине. Лабораторный анализ масла после пробега 23 тыс. км
показал, что его физикохимические свойства практически не изменились, и
оно было пригодно для дальнейшей эксплуатации.
Основными причинами более медленного протекания процесса изменения
первоначальных свойств масла являются:
— невозможность образования конденсата топлива при температуре и
давлении, которые имеются в цилиндрах и масляном картере двигателя,
вследствие чего полностью исключается разжижение масла топливом и
понижение его вязкости;
— более полное сгорание топлива и значительно меньшее образование нагара
на днищах поршней и стенках камеры сгорания, в результате чего
уменьшается попадание механических примесей в масляный картер двигателя;
— меньший износ цилиндров и поршней двигателя и соответственно меньшее
количество продуктов сгорания попадает в масляный картер.