ДОВОДКА ГАЗОБАЛЛОННОГО АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-138

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105 

 

 

ДОВОДКА ГАЗОБАЛЛОННОГО АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-138

Характеристика автомобиля ЗИЛ-138



На ранее выпускавшихся заводом газобаллонных автомобилях ЗИЛ-166В устанавливались универсальные двигатели, предназначенные для работы как на бензине, так и на сжиженном газе. Эти автомобили при переходе с бензина на сжиженный газ теряли 8—10% мощности, вследствие чего ухудшались тяговые качества автомобиля.

В настоящее время сжиженные нефтяные газы, являющиеся основным видом газообразного топлива для газобаллонных автомобилей, рассматриваются не как временный заменитель бензина, а как самостоятельный вид моторного топлива, обладающий рядом весьма существенных преимуществ перед бензинами. В частности, решение проблемы снижения токсичности отработавших газов в городах заставило автомобилестроителей в последние годы обратиться к производству газобаллонных автомобилей. В связи с этим произошел переход от универсальных газовых моделей двигателей к специальным, конструктивные параметры которых должны соответствовать физико-химическим свойствам газа. Завод совместно с НАМИ провел конструкторские и экспериментально-исследовательские работы по созданию специального газового двигателя и соответствующей топливоподающей аппаратуры для газобаллонного автомобиля ЗИЛ-138, являющегося газовой модификацией бензинового грузового автомобиля ЗИЛ-130.

На рис. 161 приведена принципиальная схема газобаллонной установки автомобиля ЗИЛ-138.

Сжиженный газ содержится в баллоне 19 в двух агрегатных состояниях: в нижней части баллона он находится в сжиженном состоянии, в верхней — в «спаренном (паровая подушка). При прогретом двигателе отбор газа производится из нижней части баллона; при пуске холодного двигателя — из верхней части баллона. Наполнение баллона сжиженным газом допускается не более чем на 90% геометрической емкости; 10%-ная паровая подушка необходима для свободного расширения жидкости при повышении ее температуры.

Из баллона газ (независимо от его агрегатного состояния) поступает через магистральный вентиль 18 к испарителю 2 сжиженного газа. В качестве источника тепла для подогрева испарителя используется горячая вода из системы охлаждения двигателя. Отбор воды для испарителя осуществляется из рубашки охлаждения компрессора тормозной системы. После испарения газ поступает через фильтр 11 в двухступенчатый газовый редуктор 10, на выходной полости которого смонтировано дозирующе-экономайзерное устройство 9, с помошью которого регулируется качество газо-воздушной смеси.

Газовый редуктор в сборе с фильтром и дозирующе-экономайзерным устройством, так же как и испаритель сжиженного газа, монтируется непосредственно на двигателе.

Для обеспечения компактного расположения газовой топливо-подающей аппаратуры редуктор установлен в перевернутом виде. Чтобы сохранить работоспособность редуктора в этом положении, стандартная коническая пружина разгрузочного устройства редуктора заменена пружиной с несколько

 

меньшим коэффициентом жесткости. Газ низкого давления из дозирующе-эко-номайзерного устройства поступает к двухкамерному газовому смесителю 6, откуда в смеси с воздухом засасывается в цилиндры двигателя. Трубка 7 соединяет впускной трубопровод двигателя с вакуумными полостями экономайзера и разгрузочного устройства редуктора.

Манометр 17 со шкалой на 25 кгс/см2 служит для определения количества газа в баллонах; манометр 16 со шкалой на 8 кгс/см2—для определения правильности работы первой ступени газового редуктора и отсутствия неисправностей отдельных элементов газобаллонной установки.

Кратковременная работа двигателя ЗИЛ-138 на бензине осуществляется с помощью карбюратора К- 16В, смонтированного сбоку проставки 13, установленной между впускным трубопроводом двигателя и газовым смесителем 6. Бензиновый бак емкостью 10 л обеспечивает запас хода автомобиля на бензине А-76 около 35—40 км. Подача бензина к карбюратору осуществляется с помощью топливного насоса.

На газобаллонном автомобиле ЗИЛ-138 установлен V-образный восьмицилиндровый двигатель со степенью сжатия 8, предназначенный для работы на сжиженных нефтяных газах.

Возможность повышения степени сжатия при работе на сжиженном газе позволила достаточно простыми средствами довести показатели двигателя ЗИЛ-138 до показателей базового двигателя ЗИЛ-130, что видно из его технической характеристики:

 

Рис. 161. Принципиальная схема газобаллонной установки автомобиля
ЗИЛ-138:
1 — шланг для отвода воды из испарителя; 2 — испаритель сжиженного газа; 3 — бензиновый бак; 4 — шланг для подвода воды в испаритель; 5 — трубка для подвода газа в систему холостого хода; 6 — газовый смеситель; 7 - - трубка для соединения вакуумных полостей экономайзера и разгрузочного устройства редуктора с впускной трубой двигателя; 8 — шланг основной подачи газа; 9 — дозирующе-экономайзерное устройство; 10 — двухступенчатый газовый редуктор; 11 — газовый фильтр; 12 — аварийный карбюратор; 13 — проставка для карбюратора; 14 — двигатель; 15 — бензиновый насос; 16 — манометр газового редуктора; 17 — манометр баллона; 18 — магистральный вентиль; 19 — баллон
для сжиженного газа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105