Общая программа доводки автомобиля ЗИЛ-130 предусматривала исследование
возможности увеличения периодичности и изменения объема технического
обслуживания вследствие: изменения конструкции автомобиля ЗИЛ-130 по
сравнению с предшествующей моделью; применения новых смазочных и
лакокрасочных материалов; дальнейшего совершенствования конструкции
агрегатов в направлении создания узлов трения с постоянным запасом
смазки, с меньшим числом точек смазки, с лучшей доступностью к местам
регулировок и креплений; создания специальных стендов, съемников и
приспособлений, а также комплекта шоферского инструмента, способствующих
сокращению трудоемкости технического обслуживания; уточнения режимов
технического обслуживания, а также методик их установления.
В основу исследования были положены общие и частные методики
установления рациональных режимов технического обслуживания,
разработанные НИИАТ и согласованные с заводом и НАМИ.
Опыт доводки автомобиля ЗИЛ-130 показал, что периодичность и объем
технического обслуживания при данных условиях эксплуатации зависят от
усовершенствования конструкции автомобиля, повышения качества его
изготовления и т. п.
Поэтому с начала выпуска установочной партии автомобилей ЗИЛ-130 и до
настоящего времени интервалы пробега между техническими обслуживаниями
имеют тенденцию к увеличению (табл. 119).
Одновременно с изменением периодичности технического обслуживания
уточнялся перечень необходимых операций; операции, признанные на
основании обобщения опыта эксплуатации
необязательными, исключались; часть операций
переносилась из ежедневного обслуживания в ТО-1 и из ТО-1 в ТО-2.
Задача проводимых испытаний — выяснить, как увеличение периодичности
проведения ТО-1 и ТО-2 отразится на техникоэксплуатационных показателях
работы автомобилей и на общей экономической эффективности нх
использования. Предварительно такая задача решалась на небольшом
количестве автомобилей при заводских испытаниях, а затем уточнялась при
эксплуатации нескольких десятков и сотен автомобилей в конкретном
крупном автохозяйстве.
Для возможности сопоставления автомобили разбивались на условные группы
с различными интервалами пробега между техническими обслуживаниями. В
связи с тем, что изменение периодичности проведения ТО-1 и ТО-2 могло
отразиться на сроке службы автомобиля и его элементов до первого
капитального ремонта, а также на потерях, связанных с простоями
автомобилей из-за отказов, по каждой группе учитывались следующие
показатели: коэффициент использования рабочего времени; коэффициент,
учитывающий потери линейного времени; затраты на запасные части,
отнесенные к одному автомобилю.
Если в результате работы оказывалось, что увеличение периодичности
технического обслуживания автомобилей приводило к снижению расходов на
эксплуатацию автомобилей ЗИЛ-130 и не снижало их эксплуатационной
надежности, делался вывод о возможности утверждения этой периодичности
для данной категории условий эксплуатации.
Изменению периодичности технического обслуживания в ряде случаев
предшествовала работа по подбору новых сортов масел и смазок. В течение
ряда лет для системы гидроусилителя рулевого управления автомобиля
ЗИЛ-130 применялись разные сорта масел (летом турбинное 22, ГОСТ 32—53
или индустриальное 20, ГОСТ 1707—51 и зимой — веретенное АУ, ГОСТ
1642—50), которые необходимо было менять в зависимости от сезона.
В настоящее время во всех климатических зонах страны применяется
всесезонное масло Р по ТУ 38-1-110—67, разработанное заводом. В масле
содержатся присадки, обеспечивающие хорошие противоизносные свойства, а
также устойчивость по-
верхностей деталей против окисления. В связи с этим
менять масло до ремонта агрегатов рулевого управления не требуется.
Значительным изменениям подверглось трансмиссионное масло автомобиля
ЗИЛ-130. До создания нового сорта применялось трансмиссионное масло
ТАп-15, смену которого производили при втором ТО-2 (после пробега 10—18
тыс. км). В настоящее время для агрегатов трансмиссии применяется новое
трансмиссионное масло ТАп-15В, разработанное заводом; его смену
производят при шестом ТО-2 (после пробега 30—54 тыс. км). Это стало
возможным потому, что масло ТАп-15В изготовляется из сырья, очищенного
от асфальтосмолистых веществ, и имеет высокую стабильность против
окисления. Введенные в масло присадки обусловливают его хорошие
противоизносные и противозадирные свойства.
Если периодичность проведения ТО-1 и ТО-2 зависит от условий
эксплуатации автомобилей, то объем и трудоемкость операций этих
обслуживаний определяется главным образом конструкцией автомобиля и его
элементов.
Уже первые испытания опытных образцов автомобилей ЗИЛ-130 показали, что
объем работ ТО-1 и ТО-2 по ним значительно уменьшен по сравнению с
объемом работ но автомобилю ЗИЛ-164. Это объясняется сокращением числа
точек смазки, объема и номенклатуры крепежных и регулировочных работ, а
также усовершенствованием конструкции ряда узлов и деталей, повысившим
их надежность. К числу этих мероприятий относятся: применение
подшипников с постоянным запасом смазки (в узлах сцепления, коробки
передач, водяного насоса, карданного вала автомобиля и рулевого
управления и др.), увеличение периодичности смазки некоторых узлов и
деталей (подшипника промежуточной опоры карданного вала, шлицев
карданного вала трансмиссии, валика распределителя, валика водяного
насоса и др.), увеличение периодичности крепежных работ (крепление
рулевого колеса на валу, картера рулевого механизма и рулевой колонки,
крепление коробки передач к картеру сцепления, крыльев н кабины к раме,
крепление платформы и др.).
Сокращению трудоемкости технического обслуживания и ремонта
способствовало применение эмалей горячей сушки, повысивших долговечность
окраски кабины и существенно снизивших затраты на периодическую
подкраску автомобилей в эксплуатации.
Косвенно сокращению трудоемкости технического обслуживания и ремонта
автомобиля ЗИЛ-130 способствует разработанные заводом специальные
стенды, съемники и приспособления, часть из которых выпускается
объединением Росавтоспецобору-дование Министерства автомобильного
транспорта РСФСР.
Если трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта в начале
массового производства автомобилей ЗИЛ-130 принять за 100%, то в
результате совершенствования конструк-цип автомобилей, улучшения условий
их эксплуатации, обеспечения более совершенными эксплуатационными
материалами, уточнения режимов технического обслуживания трудоемкость
технического обслуживания снизилась на 28%, а текущего ремонта — на
20—25 % -