содержание ..
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89 ..
ПЛАТФОРМА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
Общая характеристика платформ
Бортовые автомобили-тягачи семейства ЗИЛ-130
выпускаются в двух основных модификациях: с платформой длиной
3750 мм — ЗИЛ-130 и с платформой длиной 4685 мм — ЗИЛ-130Г. Эти две
модификации путем различной комплектации основных платформ (наращивания
бортов, установки дуг и тента) трансформируются в семь разновидностей,
предназначенных для различных условий работы.
Длина платформы выбрана из расчета правильного
положения центра тяжести груза, обеспечения угла съезда и возможности
установки на платформу с необходимыми зазорами стандартизованных
контейнеров и поддонов.
Платформа автомобиля ЗИЛ-130 представляет собой площадку с жестко
закрепленным передним бортом. Задний и боковые борта откидные, на
шарнирах. В рабочем положении борта запираются угловыми запорами.
Платформа грузового автомобиля ЭИЛ-130Г имеет боковые борта, состоящие
из двух частей. На их стыке устанавливается откидная стойка с цепью,
предохраняющей борта от развала. Под боковые борта при откидывании
подкладываются фиксаторы, задний борт фиксируется на цепях.
Для увеличения объема платформы можно наращивать борта, а также
устанавливать дуги и тент. Последнее приобретает все более широкое
распространение.
Платформа, являясь универсальной, применяется для перевозки самых
разнообразных насыпных и затаренных грузов.
После незначительного переоборудования она может
служить и для перевозки пассажиров.
Масса платформы составляет 6—15% грузоподъемности автомобиля. В связи с
повышением коэффициента использования площади платформы имеется
тенденция увеличения ее размеров. Для уменьшения массы платформы ведутся
работы в следующих направлениях: создание рациональных конструкций с
максимальным использованием прочностных качеств материала; использование
легких сплавов, а также высокопрочных сталей в комбинации с
низкоуглеродистыми; применение платформ ковшового типа (без откидных
бортов), а также безбортовых платформ; поднятие задней части лонжерона
рамы и исключение продольных брусьев.
Модели грузовых автомобилей меняются примерно через 15—18 лет, поэтому
необходима глубокая проработка и унификация конструкции. Однако по этой
же причине накопление нужных данных происходит медленно и усложняется
поиск решений по снижению массы, особенно их экспериментальная проверка.
Одним из показателей, характеризующих рациональность конструкций
платформы, является ее тарная масса, т. е. отношение собственной массы
платформы к ее объему. В связи с этим при проектировании платформ
автомобилей ЭИЛ-130Г и ЗИЛ-130 был проведен анализ ряда конструкций уже
выпускавшихся и некоторых экспериментальных платформ с тремя откидными
бортами .
Приведенные в табл. 97 алюминиевые платформы,
имеющие тарную массу 50 кг/м3, представляют собой кузова ковшовых
самосвалов, сваренные из листа с задним откидным бортом с усилительными
ребрами. Эти конструкции мало приспособле-
ны для массового производства. Однако следует
обратить внимание, что тарная масса того же кузова, изготовленного из
стали, равна 140 кг/м3. Данные по этим кузовам приведены в табл. 95 для
подтверждения возможности уменьшения массы платформ путем изменения их
типа.
В настоящее время проведена большая работа по изготовлению бортов из
стали вместо дерева. Исследованы конструкции существующих стальных
бортов и произведен предварительный экономический расчет, который
подтверждает целесообразность такого перехода, так как только от
стоимости материала экономия составляет 15 р. 54 к. на комплект, а
трудоемкость снижается на 2,46 человеко-часов. При этом масса платформы
уменьшается на 40 кг.
содержание ..
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89 ..
|