Конструкция кабины автомобиля ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

Конструкция кабины автомобиля ЗИЛ-130

Дверные зазоры. Признаком хорошо собранного кузова автомобиля является наличие заданных зазоров между корпусом кузова и перемещающимися элементами, такими, как двери, люки, капот и т. п.

Помимо внешнего вида, это при стабильной сборке дверей и кабин является и условием надежного уплотнения дверей. Соблюдение заданных зазоров в массовом производстве обеспечивается хорошей наладкой штампов и приспособлений, высокой технологической дисциплиной производства и контроля.

В табл. 89 приведены зазоры дверных проемов кабин отечественных и зарубежных автомобилей.

Уплотнение кабины. Кроме дверных зазоров в кабине уплотнены оконные проемы, люки, отверстия для рычагов и педалей управления и приводов и всех коммуникаций. Проемы и стекла ветрового и заднего окон кабины уплотнены сплошными фасонными профилями со вставным замком.

Стекла в проемах окон расположены соосно фланцам проемов. Зазор между фланцем и торцом стекла составляет 6,5 мм. При этом стекла хорошо уплотняются и фиксируются в проеме. Однако в указанном случае необходимо тщательное выполнение контура проема по периметру; допускаемое отклонение от теоретической кривой 1,5 мм, на проем «в свету» 3 мм. Опускные стекла дверей уплотнены стандартным резино-металлическим профилем, закрепленным в проеме стальными скрепками.

Уплотнитель форточки устанавливается в специальной рамке, что обеспечивает его надежное крепление и возможность производить подсборку уплотненных форточек до монтажа их на кабину.

Уплотнение вентиляционных люков крыши кабины и воздухозаборников передка выполнено в виде простых профилен из губчатой резины, приклеенной к крышке клеем 88НП. Крышка над

коробкой передач уплотнена при помощи формованной ленточной прокладки.

Особую группу представляют собой уплотнители педалей и рычагов управления. Из-за различных ходов педалей и сечений уплотняемых сочленений приходится создавать индивидуальные уплотнители.

Конструкцию уплотнения следует разрабатывать одновременно с компоновкой механизмов, так как должны учитываться монтажные отклонения кабины и педали и жесткость последней.

Педаль управления дроссельной заслонкой имеет гофрированный типа «гармоника» уплотнитель. Один конец его закреплен в овальном отверстии панели пола, другой перемещается вместе с педалью.

Рычаг коробки передач имеет двойное уплотнение: шаровой колпак между рычагом и крышкой коробки передач и «гармонику» между рычагом и крышкой люка кабины.

Герметичность стандартной кабины можно считать удовлетворительной, если она в течение 1 ч при разрежении воздуха в кабине 38 мм вод. ст. через все неплотности пропускает не более 600 м3 воздуха.

 

Одной из причин негерметичности кабин являются зазоры между панелями в сварочных швах. Грунтовка кабин окунанием в некоторой степени уменьшает зазоры, однако в кабинах, требующих повышенной герметичности, сварочные швы должны подвергаться специальной обработке герметиками.

Технология изготовления кабин зависит от типа производства. При штучном производстве затраты на инструмент и оснастку должны быть минимальными. В этом случае целесообразно поверхность кабины расчленять на мелкие детали, которые могут быть обработаны универсальным инструментом с максимальным применением ручного труда.

В условиях массового производства членение поверхности кабины на мелкие детали связано с необходимостью изготовления большого количества штампов. Это, в свою очередь, связано с увеличением числа сборочных и контрольных приспособлений, количества металла, уходящего в отходы, числа сборочных узлов и со снижением стабильности их размеров в сравнении с цельноштампованными деталями. При увеличении номенклатуры изделий требуются также более частые переналадки штампов, поэтому при выборе наружной формы кабины следует учитывать необходимость ее членения и проектировать разъемы таким образом, чтобы технология штамповки была оптимальной.

 



Масса кабины. В табл. 90 приведены массы кабины и оперения автомобиля ЗИЛ-130 и некоторых отечественных и зарубежных автомобилей.

 

 

90. Масса кабин грузовых автомобилей

 

Грузоподъем­

Тип кабины

Масса кабины

Автомобиль

ность в г

нлн оперения в кг

ЗИЛ-150

4,0

Трехместная

270

ЗИЛ-130

5,5

»

223 (без сиденья) 262 (с сиденьем) 135 (оперение)

ГАЗ-51

2,5

Двухместная

215

МАЗ-200

7,0

Трехместная с деревян­

425

 

 

ным каркасом

510

МАЗ-525

25,0

Трехместная

Броквей

7,0

Двухместная

300

Додж С-ЗТА-8

 

Трехместная

215 (без сиденья)

 

 

121 (оперение)

Рио F22R-1

2

Двухместная

235 (без сиденья)

88 (оперение)

Форд 550

 

Трехместная, располо­женная над двигателем

530

Примечание. Кабины всех автомобилей, кроме кабин автомобилей МАЗ-200 цельнометаллические.



Толщина листа, применяемого для кабины, находится в пределах 0,9—1,2 мм. Изменение ее на 0,1 мм в ту или иную сторо-ну изменяет массу кабины почти на 10%, что составляет приблизительно 25 кг на автомобиль. Однако не следует увлекаться уменьшением толщины. Нельзя забывать требований прочности и долговечности.



Основные панели и каркасные детали кабины. Кабина состоит из наружных и внутренних панелей, снабженных в необходимых местах усилителями. Наружные панели, определяющие внешнюю форму, способы их соединения между coбoй и с внутренними панелями представляют для кузовщиков предмет постоянного технического и экономического поиска. В данном разделе описаны некоторые особенности основных панелей кабины.

К основным наружным панелям кабины относятся (рис. 126): 1 — панель крыши; 2 — боковые стойки передка; 3— наружная верхняя панель передка; 4— наружная нижняя панель передка; 5 — панель задка; 6—наружные панели дверей.

К основным внутренним панелям кабины относятся: 7 —
панель пола; 8 — панель передка; 9 — внутренняя нижняя панель передка; 10— внутренние стойки передка; 11 — верхняя панель проема; 12 — нижние боковины; 13 — крышка люка над коробкой передач; 14 — внутренние панели дверей; 15 — панели боковины; 16 — каркас пола; 17—каркас задка; 18 подстава сиденья.

При назначении толщины деталей следует учитывать их конструкцию, форму и размеры. Однако изучение сравнительных данных дает общую ориентировку (табл. 91).

 

 

 

 

Рис. 126. Детали корпуса кабины 3ИЛ-130

 

 

 

91. Толщина штампованных деталей кабин в мм

Детали

ЗИЛ-150

ЗИЛ-130

Додж

С-ЗТА-8

Наружные панели:

 

 

 

верхняя передка     

0,9

0,9

1,1

боковая передка                   

1,2

0,9

1,55

крыши    

0,9

0,9

1,0

задка      

0,9

0,9

1,1

двери     

0,9

0,9

1,2

Внутренние панели:

 

 

 

верхняя передка     

1,2

0,9

1,0

пола       

1,2

1,5

1,8

щита передка                       

1,7

1,5

1,4

подставы сиденья  

1,2

1,2

1,25

двери     

0,9

1,0

1,08

крышка люка над коробкой передач . . .

1,2

1,2

         

Каркас кабины (передок)

 

 

 

Стояка передка (навесная)    

1,2

1,5

1,9

Передняя внутренняя нижняя панель ....

1.2

1,2

1,2

Каркас кабины (задок)

 

 

 

Стойка задка (притворная)    

1,2

1.5

1,35

Верхний пояс задка              

1,2

1,5

1,4

Средний пояс задка              

1,2

Стойка задка         

1,1

1,2

 

Оперение

 

 

 

Облицовка радиатора            

1,2

1,2

1,13

Усилитель облицовки радиатора верхний

1,7

1,5

1,65

Держатель облицовки радиатора          

1,7

1,5

1,6

Панель крыла        

1,2

1,2

1,2

Панель капота                       

1,2

1,2

1,1

Брызговик                           

0,9

1,5

1,25

Подножка               . .

2,0

1,8

1,7

 

 

Панель крыши. Материал — сталь 08 толщиной 0,9 мм, габаритные размеры: 1093 X 1722 X 178 мм, масса 12,8 кг.

Деталь представляет собой средней глубины штамповку с плоским фланцем по периметру, подъемом в передней части и продольными усилительными ребрами на поверхности. Оригинальной является форма фланца — соединения крыши с панелями кабины. Все ранее применявшиеся фланцы крыши имели недостатки, которые необходимо было устранить. Из табл. 92 следует, что при отдельном профиле водослива требуется применение паст, предотвращающих коррозию и протекание воды в кабину, а иногда сварка трех толщин металла, что вызывает дополнительные трудности при сборке.
Для изготовления водослива кабины автомобиля ЗИЛ-130 необходимы штампы высокого качества и их точная наладка, но сборка его проста и гарантируется надежное уплотнение сварочного шва без применения паст.

Форма водослива, имеющая отбортованный книзу фланец на участке задней прямой крыши, обеспечивает стекание грунта после «окунания» кабины.

 

92. Типы водосливов кабин

 



Наружная панель передка в сборе. Материал — сталь 08 толщиной 0,9 мм, габаритные размеры 589 X 1819 X 842 мм, масса 7,8 кг. Панель образует проем ветрового окна кабины, в который входит и нижняя часть, когда-то называвшаяся «торпедо». Для уменьшения отходов металла при штамповке принят сварной вариант панели. Она сваривается из четырех элементов: нижней панели, боковых стоек и верхнего козырька. При этом достигается высокая точность сопряжения деталей (до 1,5 мм по

контуру проема и до 2 мм по поверхности прилегания фланца), что гарантирует надежное уплотнение стекла в проеме.


Панель задка. Материал — сталь 08Ю толщиной 0,9 мм, габаритные размеры 1970 X 1341 X 150 мм, масса 16,6 кг. Деталь сделана цельной, охватывающей всю кабину по высоте и по ширине, от одного проема двери до другого.

Фланец, соединяющий панель с панелью крыши, имеет простую отбортовку, прилегающую к ней по плоскости. Как видно из

рис. 127, фланец задней панели позволяет регулировать ширину проема двери независимо от наличия отклонений в передних стойках и производить точечную сварку сбоку. Возможность регулировки проема двери по ширине является преимуществом конструкции.



Панели двери. Наружная панель двери. Материал — сталь 08 толщиной 0,9 мм, габаритные размеры 804 X 1366 мм, масса
6,4 кг.

Внутренняя панель двери. Материал — сталь 08 толщиной

1,0 мм, габаритные размеры 804 X 1366 мм, масса 6,5 кг.

Наружная и внутренняя панели корпуса двери (рис. 128, а) соединены между собой по верхней и боковым наружным кромкам путем забортовки фланцев и последующей точечной сварки, а по нижней кромке сваркой без забортовки.

Наличие дренажных отверстий во внутренней панели обеспечивает сток воды, что устраняет причину обычного для данного места очага коррозии.

Оконный проем двери выполнен с разбортовкой фланца проема внутрь двери.

Острые углы верхнего переднего контура двери образованы гибкой двух перпендикулярно расположенных кромок.

Неточности, допускаемые при гибке, компенсируются косыми фасками в углах наружной панели (рис. 128,6).

Наружные (правая и левая) стойки передка. Материал — сталь 08 толщиной 1 мм, габаритные размеры 130 X 500 мм, масса 0,387 кг. Деталь образует вертикальную часть проема ветрового окна кабины. Сечение передней части дверного проема и стойки обладает достаточной жесткостью, так как испытывает большое напряжение.

Внутренняя панель передка. Материал — сталь 08 толщиной 0,9 мм, габаритные размеры 1680 X 845 X X 520 мм, масса 7,0 кг. Предусмотрены два варианта панели: цельноштампованная и составная из четырех деталей аналогично наружной панели передка кабины.

Панель пола. Материал — сталь 08 толщиной 1,5 мм, габаритные размеры 1799 X 1114 мм, масса 25,00 кг. Панель с трех сторон имеет фасонные борта, а в передней части — обрезную кромку. В поперечном сечении панель представляет собой арку; в задней части панели в месте установки сидений приподнята горизонтальная площадка, усиленная ребрами.

Общая глубина пола получена предварительной вытяжкой примерно на 100 мм с последующей отгибкой бортов. Для некоторых моделей автомобилей отдельные неиспользуемые отверстия закрываются заглушками, что позволило применить единую кабину для большого числа модификаций автомобиля ЗИЛ-130.

 

 

 

 

Рис. 127. Способы соединения панели задка с каркасом

 

 

 

Рис. 128. Элементы корпуса двери: а — низ двери; б — верхний угол двери; I — внутренняя панель; 2 — дренажный канал; 3 — наружная панель; 4 — косая фаска

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..