ЗАМКИ ДВЕРЕЙ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

ЗАМКИ ДВЕРЕЙ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

При выборе конструкции деталей замочной группы необходимо учитывать размеры и массу двери, расположение навесок (открытие дверей по ходу или против хода автомобиля), величину пространства для размещения узла, зазоры между торцами дверей и стоек, между направляющими стекол и панелями дверей, а также условия безопасности движения.

В зависимости от назначения автомобиля, масштаба выпуска и условий работы замка (расположения его за уплотнителем или до него, т. е. защищен он от пыли или нет) выбирают замок с большей или меньшей трудоемкостью изготовления. При небольшом выпуске автомобилей выгоднее замок, требующий большой механической обработки, которую можно производить на универсальном оборудовании, для автомобилей массового производства целесообразнее замок, состоящий в основном из штамповых деталей. Хотя для изготовления такого замка требуется дорогостоящая оснастка, однако, при массовом выпуске она быстро окупается.

В последнее время большое распространение получили неподвижно закрепленные наружные ручки в виде скобы, за кото-рую удобно браться при входе в кабину. Можно применять кнопочный привод или привод с подвижной скобой.

В автомобиле ЗИЛ-130 устанавливается неподвижная ручка с кнопочным приводом. Благодаря размещению запорного механизма в кнопке упростилась конструкция замка.

Компоновка замка с Г-образным корпусом имеет то преимущество, что на торцовой полке находятся все запирающие детали и детали наружного привода, а на другой полке, параллельной внутренней панели и располагаемой между нею и стеклом, находятся детали внутреннего привода.

В связи с ограничением допускаемой нагрузки на кнопку, необходимой для отпирания замка, ригельные замки не применяются, а применяются роторные, пальчиковые, кулачковые, скоб-ковые или крючковые запирающие устройства. Роторные запирающие устройства трудоемки при изготовлении, а пальчиковые (тоже трудоемкие), кулачковые и скобковые легко ломаются, если захлопнуть дверь с замком, поставленным в положение «заперто». Поэтому был выбран крючковый запор, простой и не имеющий указанного выше дефекта, так как крючок (точнее, защелка, имеющая крючок на конце) при захлопывании двери ударяется о наклонную плоскость личинки и убирается внутрь корпуса замка, а после прохождения зуба личинки выдвигается под действием пружины в свое нормальное положение и заскакивает за зуб.

Необходимым условием надежной работы крючкового замка двери автомобиля ЗИЛ-130 является точная фиксация положения замка относительно личинки, чтобы сила, действующая на крючок, проходила через центр вращения защелки. В противном случае составляющая этой силы в некоторых случаях может вывести защелку из зацепления с зубом личинки. Для обеспечения точной фиксации положения замка относительно личинки замок двери совмещен с установом в один узел.

Замки и всю замочную группу испытывают на специальных стендах, имитирующих условия работы замка в эксплуатации и в дорожных условиях на автомобилях.

На одном из стендов в укрепленной на станине вертикальной жесткой раме — проеме двери — установлена вращающаяся на вертикальной оси внутренняя жесткая рама — дверь. С помощью кулачкового привода и пружины дверь захлопывается с заданной силой 12 раз в минуту.

Специальный привод, работающий от того же кулачка, отпирает замок. В случае несрабатывания замка или привода стенд автоматически выключается. Счетчик регистрирует число захлопываний.

Два других стенда предназначены для проверки отпирания замка с помощью наружного и внутреннего приводов и представляют собой готовые двери с замками, к которым пристроены приспособления для приведения приводов в действие. Роль уплот-нителя, затрудняющего движение защелки, играет прикрепленная к ней пружина.

Стендовые испытания показали, что после 100 тыс. циклов замки оставались работоспособными (работоспособность замков автомобилей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-157К составляет 15000 циклов) .

Во время дорожных испытаний и в эксплуатации был выявлен ряд дефектов, которые не были замечены при первоначальных стендовых испытаниях. Так, из-за значительного износа зубьев личинки, изготовленной методом литья по выплавляемым

моделям из стали 25Л, пришлось ввести термообработку (улучшение) личинок. Иногда наблюдалось ослабление крепления рычага на оси, при этом замок, запертый на предохранитель, можно было отпирать снаружи. Это происходило потому, что конец рычага попадал не на прямой участок тяги, которая должна являться препятствием для дальнейшего движения рычага, а на ее закругленный конец. В результате нескольких нажатнй на кнопку наружной ручки рычаг отодвигал тягу, устраняя тем самым препятствие для своего движения вперед и для отпирания замка. С целью ликвидации этого дефекта конец тяги был несколько отогнут (рис. 119).

Из-за одностороннего приложения нагрузки к защелке замка при его отпирании возникает момент, прижимающий защелку к внутренней стороне окошка на боковой поверхности клина, вследствие чего необходимо приложить дополнительную силу для отпирания замка. Для устранения перекоса защелки в корпусе замка была сделана сферическая выдавка, по которой скользит

защелка. Трение защелки о выдавку значительно меньше, чем при скольжении защелки по боковой поверхности окошка, и на силу, необходимую для отпирания замка, практически не влияет.

Первоначально по аналогии с приводами ранее выпускаемых автомобилей поводок во внутреннем приводе замка ЗИЛ-130, имеющий шестигранное отверстие, свободно надевался на шестигранник оси и не соскакивал с нее, так как был заключен между корпусом и крышкой привода. Чтобы избежать проворачивания оси в поводке (из-за штамповочных сколов, недостаточного прижатия крышки привода к корпусу и других причин) несколько расширенный шестигранный поясок оси привода обжимается на поводке (рис. 120). При соответствующих размерах сила распрессовки этого соединения составляет не менее 180 кгс. Чтобы избежать продольного изгиба тяги, на поводке привода был установлен упор, ограничивающий поворот поводка (ход тяги) только на величину, необходимую для установки его на предохранитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..