Определение эффективности тормозной системы в дорожных условиях автомобиля ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Определение эффективности тормозной системы в дорожных условиях автомобиля ЗИЛ-130

До недавнего времени единственным критерием эффективности тормозных систем автомобилей служил тормозной путь автомобиля при резком (аварийном) торможении со скорости 30 км/ч. Однако с увеличением массы автомобилей, скоростей движения, плотности транспортного потока на дорогах и распространения автопоездов одной этой характеристики для контроля эффективности тормозных систем стало недостаточно. В разных странах разрабатываются и действуют свои, нередко отличающиеся друг от друга нормы эффективности тормозных систем автомобилей и автомобильных поездов. В международном масштабе вопросами нормирования эффективности тормозов занимаются Автомобильный Комитет (ТС-22) Международной Организации по Стандартизации (ISO) и Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН. В рекомендациях и предписаниях этих организаций определены виды испытаний тормозных систем грузовых автомобилей и условия, при которых они должны проводиться.

Эффективность тормозного устройства определяется путем измерения тормозного пути или времени срабатывания тормозного устройства и среднего замедления автомобиля или автопоезда.

 

 

Испытание типа 0 — обыкновенное испытание на эффективность торможения на горизонтальном участке дороги, заключающееся в определении тормозного пути и замедления при резком интенсивном торможении с заданной скорости. Тормоза транспортного средства должны быть «холодными» (температура наружной поверхности тормозного барабана пли диска менее 100°С), а транспортное средство должно быть нагружено так, чтобы распределение нагрузки на его оси соответствовало техническим условиям; передача в коробке передач выключена.

Испытание повторяют на порожнем транспортном средстве, иа котором находится только водитель и иногда испытатель.

Испытание типа 0 проводят также с включенной передачей при нескольких скоростях движения. При этом самая низкая и самая высокая скорости равны соответственно 30 и 80% максимальной скорости транспортного средства.



Испытание типа I - испытание на потерю эффективности тормозов в результате их нагрева после многократных повторных торможений или одного длительного. Транспортное средство испытывается в груженом состоянии.

а. При многократных торможениях условия испытаний для грузовых автомобилей общим весом 3,5—12 тс следующие: скорость в начале каждого торможения равна 80% максимальной скорости, но не более 60 км/ч; скорость в конце каждого торможения составляет 50% скорости в начале торможения; время, прошедшее от начала одного торможения до начала следующего торможения (продолжительность одного цикла), 60 с; количество торможений (циклов) равно 20.

При этих испытаниях интенсивность торможений должна быть такой, чтобы при первом торможении достигалось замедление 3 м/с2. При всех последующих торможениях давление на привод (педаль тормоза) должно быть таким же, как и при первом торможении. Во время торможений включена высшая (но не ускоряющая) передача в коробке передач.

б. При непрерывном торможении испытания производятся

таким образом, чтобы количество поглощаемой тормозами энер-гии было равно количеству энергии, выделяемой ими за тот же промежуток времени, который необходим для прохождения груженым транспортным средством расстояния 1,7 км с постоянной скоростью 40 км/ч по дороге с уклоном 7% (по спуску).

В конце испытаний обоих видов (при нагревшихся тормозах) определяют эффективность рабочею тормоза (по условиям испытания типа 0 с выключенной передачей). Эта остаточная эффективность не должна быть ниже 80% предписанной эффективности и не ниже 60% величины, полученной в действительности для этого транспортного средства при испытании типа 0 с выключенной передачей. Таким образом, контрольный тормозной путь, полученный при испытании типа I:

 

 

 

Испытания типа II — испытания на потерю эффективности тормозов в результате торможения при затяжном спуске.

Испытания груженых транспортных средств должны производиться таким образом, чтобы количество поглощаемой тормозами энергии было равно количеству энергии, выделяемой за тот же промежуток времени, который необходим для прохождения груженым транспортным средством расстояния 6 км со средней скоростью 30 км/ч по дороге с уклоном 6%. Допускается использование тормоза-замедлителя, если транспортное средство обо-рудовано им. Должна быть включена такая передача, при которой частота вращения коленчатого вала двигателя не превышает максимальной величины, предписанной техническими условиями.

В конце испытания в тех же условиях, в которых было произведено испытание типа 0 с выключенной передачей, измеряют остаточную эффективность рабочего тормоза. Она не долж-на быть ниже 75% эффективности, предписанной для испытания типа 0 с выключенной передачей.

 

 

В табл. 73 приведены нормы эффективности рабочих тормозных систем, предписываемые правилами № 13 ЕЭК ООН. При разработке методики и программ испытаний тормозных систем завод им. И. А. Лихачева ориентировался на эти нормы *.

Для проведения испытаний типа 1а на автомобиле ЗИЛ-130 с прицепом требуется достаточно ровный, без уклонов и подъемов, без крутых поворотов и без интенсивного движения транспорта участок дороги длиной около 30 км. Найти такой участок не удалось. Поэтому было решено проводить испытания способом непрерывного торможения на спуске. Для испытаний типа 16 и II был выбран участок дороги, имеющий средний уклон 6,2% и переходящий далее в участок дороги с уклоном 3%.

Для того чтобы тормоза испытуемого автомобиля или автопоезда на данном реальном спуске поглотили и рассеяли то же

количество энергии, что и в заданных Правилами условиях, необходимо выдержать предписанную протяженность спуска, скорость движения и силу, движущую автомобиль по этому спуску. Обеспечение предписанных скорости и длины спуска на выбранном участке дороги затруднений не представляет. Сила, необходимая для движения автомобиля, может быть получена изменением его веса пропорционально отношению предписанного

уклона к уклону реального участка дороги.

 

 

Так как при испытаниях 16 контрольное торможение после спуска будет проходить не на горизонтальном участке, а на дороге с уклоном 3% и при этом вес автомобиля будет больше предписанного, то уменьшится замедление и увеличится тормозной путь. Поэтому потребуется корректировка полученных результатов контрольного торможения. В общем виде выражение расстояния, соответствующего тормозному пути на горизонтальном участке (в м), имеет вид

 

 

Практическая проверка корректировочных формул путем сопоставления тормозных путей и замедлений, замеренных при торможении холодными тормозами на горизонтальном участке дороги н на участках с различным уклоном, показала, что ошибка составляет не более 1,5%. Таким образом, очевидно, что выбранные участки дороги могут быть использованы для проведения испытаний типа I и II.

Тормозной путь автомобиля ЗИЛ-130 при испытании типа 0 составлял 24 м (при норме 29,2 м).

При испытании типа I тормозной путь автомобиля ЗИЛ-130, скорректированный по формуле (24), составляет 35,6 м, тогда как в соответствии с предписаниями он не должен превышать: по формуле (22)

 

 

 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что эффективность тормозной системы автомобиля ЗИЛ-130 достаточна и удовлетворяет международным нормам.

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..