КОНСТРУКЦИЯ РАБОЧИХ И СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗОВ И ПНЕВМАТИЧЕСКИХ АППАРАТОВ ПРИВОДА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

КОНСТРУКЦИЯ РАБОЧИХ И СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗОВ И ПНЕВМАТИЧЕСКИХ АППАРАТОВ ПРИВОДА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130



На рис. 84 показан тормоз заднего колеса автомобиля ЗИЛ-130. К фланцу кожуха полуоси на заклепках крепится литой чугунный суппорт 6, на котором установлены оси 5 колодок. На диаметрально противоположной стороне суппорта крепится опора 8 вала разжимного кулака 9, снабженная бронзовой втулкой и масленкой.

Каждая из двух тормозных колодок 2 опирается одним концом на среднюю шейку оси 5, эксцентричную по отношению к крайним опорным шейкам. Фрикционные накладки переменного профиля приклепываются к колодкам восемью латунными заклепками пистонного типа. На каждой колодке имеется по две фрикционных накладки. Толщина накладок в месте наибольшего износа, т. е. в средней части колодки, больше, чем у ее концов. Ширина фрикционных накладок заднего тормоза 140 мм.

На другом конце каждой колодки двумя винтами укреплена стальная опора 15 ролика И. Между роликами размещен разжимной кулак 9, имеющий S-образную форму. Колодки стягиваются двумя оттяжными пружинами 7.

Вал разжимного кулака 9 другим концом установлен в подшипнике с бронзовой втулкой, находящемся в кронштейне 13 тормозной камеры 14, закрепленном на картере заднего моста. На шлицевом конце вала разжимного кулака 9 устанавливается регулировочный рычаг 12, имеющий внутри червячный механизм с фиксатором, позволяющий регулировать зазор между тормозным барабаном 1 и фрикционными накладками, не снимая рычага.

Устройство тормоза передних колес показано на рис. 85. В переднем тормозе опорные оси 6 колодок 8 и опора 4 вала разжимного кулака крепятся на штампованном из стального листа щите 3, который болтами 9 притянут к поворотному кулаку 5 передней осн. Оттяжная пружина 7 стягивает колодки и прижимает их к разжимному кулаку 1. Вал разжимного кулака

1 переднего тормоза расположен в бронзовых втулках опоры 4, на фланце которой крепится тормозная камера 10.

Стояночный тормоз автомобиля ЗИЛ-130 изображен на рис. 86. Симметричные, отлитые из алюминиевого сплава колодки 1 и 10 с фрикционными накладками опираются на ось 6, закрепленную в кронштейне 3 тормоза. Кронштейн одновремен-но служит крышкой подшипника вторичного вала коробки передач. На концах колодок, соприкасающихся с разжимным кулаком 13, винтами закреплены стальные сухари 12. Пружины 5 и

11 прижимают колодки к разжимному кулаку 13 и оси 6.

На шлицевом конце вала разжимного кулака 13 имеется регулировочный рычаг 15, который тягой 16 с вилкой соединен

с нижним концом рычага 20 привода стояночного тормоза, установленного на картере коробки передач. Барабан 2 стояночного тормоза с фланцем 8 сидит на шлицевом конце вторичного вала коробки передач и закреплен на нем гайкой 7. К барабану крепится передний шарнир карданного вала.

Для предохранения тормоза от попадания в него масла из коробки передач на кронштейне 3 установлен резиновый сальник

4, а на фланце 8 — маслоотражательное кольцо. Штампованный из тонкой листовой стали щит 14, прикрепленный к кронштейну

3, защищает тормоз от попадания в него грязи.

Схема пневматического тормозного привода автомобиля ЗИЛ-130 приведена на рис. 87. Компрессор 1, установленный на

двигателе и приводимый в действие клиновидным ремнем от коленчатого вала двигателя, накачнвает сжатый воздух в воздушные ресиверы 6. Давление сжатого воздуха в диапазоне 6,0— 7,7 кгс/см2 ограничивается регулятором 2 давления, установленным непосредственно на компрессоре. Предохранительный клапан 7 предотвращает повышение давления сжатого воздуха в системе более 10 кгс/см2.

 

 

 

 

Рис. 84. Тормоз заднего колеса

 

 

 

Рис. 85. Тормоз переднего колеса

 

 

 

 

Pиc. 86. Стояночный тормоз:
I к 10 — колодки; 2 — барабан; 3 — кронштейн тормоза; 4 — сальник кронштейна; 5 — малая оттяжная пружина; 6 — ось колодок; 7 — гайка крепления фланца; 8 — фланец вторичного нала коробки передач; 9 — болт; 11 — большая оттяжная пружина; 12 — сухарь колодки; 13 — разжимной кулак; 14 — щит; 15 — регулировочный рычаг; 16 — тяга привода; 17 — зубчатый сектор; 18 — стопорная защелка; 19 — тяга стопорной защелки; 20 — рычаг привода стояночного тормоза; 21 — рукоятка рычага; 22 — коробка передач

 

 

 

 

Рис. 87. Монтажная схема пневматической системы:
I — компрессор; 2 — регулятор давления; 3 — пиевмодвигатель стеклоочистителя; 4 — выключатель стеклоочистителя; 5 — двустрелочный манометр; 6 — ресивер; 7 — предохранительный клапан; 8 — кран отбора
воздуха; 9 — педаль тормоза; 10 — комбинированный тормозной кран;
II — сливной кран; 12 — тормозная камера; 13 — разобщительный кран;
14 — соединительная головка

 



Комбинированный тормозной кран 10 соединен с помощью тяг и передаточного рычага с педалью 9 тормоза. При нажатии на педаль тормозной кран подает сжатый воздух из ресиверов в тормозные камеры 12, приводящие в действие колесные тормозные механизмы.

К соединительной головке 14, установленной на автомобиле-тягаче, может быть присоединена соединительная головка (типа Б по ГОСТу 4365—67) пневматической тормозной системы прицепа или полуприцепа. При приведении в действие тормозной системы автомобиля-тягача приводятся в действие также тормоза прицепа. Интенсивность действия тормозов автомобиля или автопоезда находится в прямой зависимости от величины усилия, приложенного к педали тормоза, и регулируется тормозным краном.

Па автомобилях ЗИЛ-130 установлен поршневой двухцилиндровый непрямоточный воздушный компрессор (рис. 88) одноступенчатого сжатия. Поршни компрессора алюминиевые, с плавающими поршневыми пальцами. От осевого перемещения в бобышках поршня пальцы фиксируются стопорными кольцами.

Блок цилиндров 6 компрессора и головка 10 блока охлаждаются жидкостью из системы охлаждения двигателя. Воздух из воздухоочистителя двигателя поступает в цилиндры компрессора через стальные пластинчатые впускные клапаны 19. Сжатый поршнями воздух вытесняется в пневматическую систему через расположенные в головке блока пластинчатые нагнетательные клапаны 13.

При достижении в пневматической системе давления воздуха 7,3—7,7 кгс/см2 регулятор давления подает сжатый воздух по каналу 23 в блоке цилиндров компрессора под плунжеры 24 разгрузочного устройства, которые, поднимаясь, открывают одновременно оба впускных клапана 19 цилиндров компрессора. В этом случае при вращении коленчатого вала компрессора поршни не подают воздух в систему, а перекачивают его из одного цилиндра в другой.

Когда давление воздуха в пневматической системе снизится до 6,0—6,4 кгс/см2, регулятор давления выпускает воздух из-под плунжеров 24 в атмосферу, они под действием пружины 21 опускаются, впускные клапаны садятся на седла и компрессор снова начинает нагнетать воздух в пневматическую систему.

Регулятор (рис. 89) работает следующим образом. При достижении верхнего предела давления воздух, преодолевая сопротивление пружины 2, поднимает впускной клапан 13 и прижимает выпускной клапан 14 к его седлу. По зазору между клапаном 13 и корпусом сжатый воздух поступает в канал разгрузочного устройства компрессора. Когда давление в системе упадет до нижнего предела, пружина 2, воздействуя на шток 5, возвращает клапаны 13 и 14 на прежние места. Поступление воздуха из системы в разгрузочное устройство компрессора прекращается, и воздух из этого устройства выпускается в атмосферу.

Регулятор давления, который расположен на блоке цилиндров компрессора, трубопроводами соединяется с воздушным ресивером. Для увеличения надежности и предотвращения загрязнения клапанов регулятор имеет фильтры 7 и 8 для очистки воздуха, установленные на входе и на выходе.

Для предохранения пневматической системы от чрезмерного повышения давления в случае выхода из строя автоматического регулятора давления

или разгрузочного устройства компрессора на одном из ресиверов установлен предохранительный клапан (рис. 60).

На автомобили-тягачи, предназначенные для работы в составе автопоезда с прицепами или полуприцепами, устанавливается комбинированный тормозной кран (рис. 61). Этот кран состоит из двух секций, объединенных общим приводом. Одна секция управляет тормозами автомобиля-тягача, другая — тормозами прицепа или полуприцепа.

 

Комбинированный тормозной кран работает следующим образом.

В расторможенном положении конический резиновый впускной клапан 15 секции, управляющей тормозами прицепа, открыт под действием пружины 5 и седла 10, и сжатый воздух из ресиверов проходит в магистраль прицепа (стрелка А). Давление поступающего воздуха регулируется натяжением пружины 5. При достижении давления 4,8—5,3 кгс/см2, воздействующего на следящую диафрагму 9, пружина 5 сжимается и впускной клапан

15 перекрывает седло 14, прекращая дальнейшее поступление сжатого воздуха и увеличение давления в магистрали прицепа.

 

Впускной клапан секции, управляющей тормозами тягача, закрыт, а выпускной — (Тгкрыт. Тормозные камеры автомобиля через открытый выпускной клапан секции, управляющей тормозами тягача, и через выпускное окно тормозного крана сообщаются с атмосферой.

 

 

 

 

Рис. 88. Компрессор пневматических тормозов:
1, 2 и 15 — соответственно нижняя, передняя и задняя крышки картера; 3 — шкив; 4 — сальник; 5 — картер; 6 — блок цилиндров; 7 — шатун; 8 — поршень; 9 — поршневой палец; 10 — головка блока; 11 — пробка нагнетательного клапана; 12 — пружина нагнетательного клапана; 13 — нагнетательный клапан; 14 — седло нагнетательного клапана; 16 — уплотнитель; 17 — коленчатый вал; 18 — регулировочный болт; 19 — впускной клапан; 20 — шток впускного клапана; 21 — пружина коромысла; 22 — коромысло; 23 — канал подвода воздуха к разгрузочному устройству; 24 — плунжер; 25 — уплотнительные кольца; 26 — пружина впускного клапана

 

 

 

Рис.. 89. Регулятор давления:
1 — кожух; 2 — пружина регулятора; 3 — упорный шарик; 4 — регулировочный колпак; 5 — шток клапана; 6 — седло выпускного клапана; 7 — фильтр; 8 — металлокерамический фильтр; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — корпус; 11 — пробка фильтра;
12 — пружина клапана; 13 — впускной клапан; 14 — выпускной клапан; 15 — регулировочные прокладки; 16 — контргайка

 

 

 

Рис. 90. Предохранительный клапан:
1 — седло; 2 — корпус; 3 — шарик; 4 — пружина; 5 — контргайка; 6 — регулировочный винт; 7 — стержень

 

 

 

 

Рис. 91. Комбинированный тормозной кран:
А — в магистраль прицепа; Б — к тормозным камерам тягача; В — от ресивера; Г — в атмосферу; 1 — тяга привода; 2 — чехол; 3 — крышка корпуса рычагов; 4 — большой рычаг; 5 и 25 — следящие пружины; 6 — направляющая втулка штока; 7 — шток; 8 — корпус крана; 9 — диафрагма; 10 — седло выпускного клапана; И — уплотнительное кольцо; 12 — выпускной клапан; 13 — возвратная пружина клапана; 14 — седло впускного клапана; 15 — впускной клапан; 16 — пробка; 17 — рычаг ручного привода; 18 — крышка корпуса; 19 — клапан выпускного окна; 20 — диафрагма включателя стоп-сигнала; 21 — пружина включателя стоп-сигнала; 22 — неподвижные контакты; 23 — подвижный контакт; 24 — корпус включателя стоп-сигнала; 26 — стакан следящей пружины; 27 — малый рычаг; 28 — корпус рычагов; 29 — валик рычага ручного привода

 

 

 

 

При торможении усилие от тормозной педали через систему привода передается на рычаг 4, который перемещает шток 7, сжимая пружину 5. Седло 10 отходит от выпускного клапана 12 секции управления тормозами прицепа. Воздух из магистрали прицепа выходит в атмосферу через открытый выпускной клапан и выпускное окно тормозного крана (стрелка Г). При понижении давления в магистрали прицепа срабатывает воздухораспределительный клапан, установленный на прицепе, и приводит в действие его тормоза. Нижний конец рычага 4 нажимает на рычаг 27, который перемещает стакан 26 с помещенной внутри него пружиной 25. Эта пружина осуществляет упругую связь между стаканом 26 и седлом выпускного клапана, закрепленным на следящей диафрагме. Седло прижимается к выпускному клапану секции, управляющей тормозами тягача, затем при дальнейшем перемещении седла и клапана открывается впускной клапан этой секции. Воздух, подведенный из ресиверов через открытый впускной клапан, поступает по трубопроводам в тормозные камеры автомобиля, приводящие в действие колесные тормоза.

При растормаживании нагрузка с рычага 4 снимается; это позволяет пружине 5 переместить шток 7 в крайнее правое положение, прижать седло 10 к выпускному клапану 12 секции, управляющей тормозами прицепа, и открыть ее впускной клапан 15. В магистраль прицепа вновь поступает сжатый воздух и воздухораспределительный клапан прицепа производит расторма-живание прицепа. Одновременно закрывается впускной клапан и открывается выпускной клапан секции, управляющей тормозами автомобиля. Сжатый воздух из тормозных камер автомобиля через открытый выпускной клапан и выпускное окно тормозного крана выходит в атмосферу. Тормоза автомобиля растормаживаются.

Комбинированный тормозной кран имеет рычаг 17, соединенный с рычагом привода стояночного тормоза тягой с упругим звеном. При затормаживании тягача стояночным тормозом рычаг 17 поворачивает валик 29. Кулачок валика давит на вырез штока 7 и перемещает его, приводя в действие только секцию, управляющую тормозами прицепа. Таким образом, при затормаживании тягача стояночным тормозом происходит одновременное затормаживание колесных тормозов прицепа (при наличии сжатого воздуха в ресиверах прицепа).

Тормозные камеры (рис. 92) предназначены для преобразования энергии сжатого воздуха в механическую. Между корпусом / и крышкой 4 тормозной камеры зажата упругая резиновая диафрагма 2. При подаче сжатого воздуха через отверстие в крышке 4 диафрагма 2 прогибается и давит на расположенный за ней шток 3, соединенный с помощью вилки 7 с регулировочным рычагом разжимного кулака.

На соединительной магистрали прицепа расположен разобщительный кран (рис. 93), служащий для перекрывания магистрали прицепа в том случае, если автомобиль работает без прицепа. При повороте рукоятки 9 крана ее толкатель 8 перемещается по наклонным направляющим в верхней крышке крана и перемещает шток 6, открывающий и закрывающий клапан 4. При установке рукоятки 9 в поперечное положение клапан 4 закрыт, трубопровод, идущий от тормозного крана, перекрыт, а трубопровод от соединительной головки сообщается с атмосферой.

 

Соединительная головка (рис. 94) служит для соединения пневматических систем тягача и прицепа. Соединительная головка типа А, устанавливаемая на автомобиле-тягаче, выполняется в соответствии с ГОСТом 4365—67 и имеет клапан 3, находящийся в закрытом положении под действием пружины 2. Головка прицепа снабжена нажимным штифтом, который при соединении ее с го-


ловкой, установленной на тягаче, нажимает на клапан 3, открывая проход сжатому воздуху в магистраль прицепа.

 

 

Рис. 92. Тормозная камера с регулировочным рычагом:
1 —- корпус камеры; 2 — диафрагма; 3 — шток; 4 — крышка корпуса; 5 — возвратная пружина; 6 — уплотнительная шайба; 7 — вилка штока; 8 — корпус регулировочного рычага; 9 — червяк; 10 — шарик фиксатора; 11 — ось червяка; 12 — червячное колесо

 

 

 


Рис. 93. Разобщительный кран: а — кран закрыт; б — кран открыт; Б — от тормозного крана; В — к прицепу; Г — в атмосферу; 1 — пробка; 2 — корпус; 3 — пружина клапана; 4 — клапан; 5 — возвратная пружина; 6 — шток с диафрагмой; 7 — крышка; 8 — толкатель; 9 — рукоятка

 

 

 

Рис. 94. Соединительная головка с клапаном (типа А):
1 — корпус; 2 — пружина клапана; 3 — клапан; 4 — уплотнительная прокладка; 5 — крышка; 6 — гайка прокладки

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..