ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ РАБОЧЕГО И СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗОВ И ИХ ПРИВОДА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

Глава X. ТОРМОЗА


ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ РАБОЧЕГО И СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗОВ И ИХ ПРИВОДА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130




На современных грузовых автомобилях наибольшее распространение получили барабанные тормоза с внутренним расположением колодок, помещенные непосредственно в колесах. К их преимуществам относятся: достаточно благоприятные условия

отвода тепла от поверхностей трения; возможность хорошей защиты тормозного механизма от повреждений и попадания пыли и грязи; хорошая технологичность деталей тормозного механизма, обеспечивающая необходимую точность и качество изготовления, что, в свою очередь, влияет на надежность и эффективность работы механизма; удобное размещение привода к тормозному механизму внутри тормоза, обусловливающее наиболее полное использование пространства внутри колеса для установки тормозного механизма; наличие достаточно большого количества хорошо зарекомендовавших себя конструкций тормозных механизмов барабанного типа, что позволяет остановиться на наиболее подходящей для каждого конкретного случая конструкции.

Для автомобилей семейства ЗИЛ-130 выбраны шины размером 260—508. При этих шинах и соответствующих им размерах обода, подшипников и ступицы наиболее целесообразным является барабан с внутренним диаметром (диаметром поверхности трения) 420 мм. Барабаны такого размера уже применялись на выпускавшихся ранее моделях (ЗИЛ-150, ЗИЛ-164). Кроме того, барабаны диаметром 420 мм входят в нормальный ряд диаметров тормозных барабанов, рекомендованный для применения на отечественных автомобилях, и этот размер является предпочтительным для класса автомобилей, в который входит автомобиль ЗИЛ-130.

Выбор конкретной конструктивной схемы колесного тормозного механизма в значительной степени зависит от типа привода, выбор которого, в свою очередь, зависит от массы автомобиля, его максимальной скорости, необходимого замедления при торможении, тормозного пути, наличия или отсутствия прицепа.

С увеличением массы автомобилей, их максимальной скорости, плотности автомобильных потоков на дорогах предъявляются все более высокие требования к тормозным качествам автомобилей. Это влечет за собой необходимость все большего увели -

чення мощности тормозов и, следовательно, соответствующего увеличения силы, прикладываемой к приводному механизму.

Водитель может приложить к тормозной педали усилие, достигающее 100—120 кгс. Однако частое пользование тормозами при таком усилии превратилось бы в утомительную работу. В предписаниях Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН максимальное усилие на тормозной педали ограничено 70 кгс, но и это все-таки довольно большое усилие, желательно, чтобы оно было меньше.

Вследствие этого на автомобилях общей массой более 6 т необходимо вводить в привод тормозов какой-либо усилитель. Существуют следующие основные типы тормозных приводов с усиливающими механизмами: гидравлический; гидравлический с насосом, гидравлический с вакуумным усилителем; гидравлический с пневматическим усилителем и пневматический.

Пневматические системы отличаются простотой конструкции н обслуживания, невысокой стоимостью, а также надежностью. Они позволяют сравнительно просто осуществлять связь тормозной системы тягача и прицепа. Воздух, необходимый для их действия, есть везде и в любых количествах. Пневматические системы обеспечивают для тормозов практически неограниченное приводное усилие. Кроме того, сжатый воздух можно использовать для других вспомогательных (не тормозных) устройств н механизмов: для накачки шин, для пневматических сигналов

и др.

К недостаткам пневматической системы следует отнести сравнительно большую массу ее узлов н агрегатов. Однако этот недостаток для грузовых автомобилей большой грузоподъемности по сравнению с преимуществами пневматической системы несущественен. По быстроте срабатывания приводного механизма современные пневматические системы успешно конкурируют с гидравлическими.

Ранее выпускавшиеся заводом им. И. А. Лихачева автомобили (ЗИЛ-150, ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157) снабжались пневматической тормозной системой. Завод располагает хорошо отработанными в конструктивном и технологическом отношении узлами пневматической системы и имеет достаточный опыт их изготовления. Пневматическая система имела положительные отзывы при эксплуатации автомобилей ЗИЛ. По указанным причинам для семейства автомобилей ЗИЛ-130 был выбран пневматический привод тормозов.

Перечисленные выше модели автомобилей имели колесные тормозные механизмы с разжимными кулаками, отличающиеся простотой устройства и обслуживания и высокой надежностью, хорошо себя зарекомендовали, что особенно важно, если учесть широкий диапазон климатических и дорожных условий нашей страны. Для автомобилей ЗИЛ-130 был выбран тормозной механизм такого же типа.

 

 

На автомобилях ЗИЛ-150, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-151 применялся дисковый стояночный тормоз, устанавливавшийся на карданном валу за коробкой передач. В дальнейшем на автомобиле ЗИЛ-164А этот тормоз был заменен более эффективным и надежным в эксплуатации барабанным тормозом. Барабанный стояночный тормоз был принят и для автомобилей ЗИЛ-130.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..