ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ ТОРМОЗНЫХ МЕХАНИЗМОВ РАБОЧЕГО И СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗОВ И
ИХ ПРИВОДА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
На современных грузовых автомобилях наибольшее распространение получили
барабанные тормоза с внутренним расположением колодок, помещенные
непосредственно в колесах. К их преимуществам относятся: достаточно
благоприятные условия
отвода тепла от поверхностей трения; возможность хорошей защиты
тормозного механизма от повреждений и попадания пыли и грязи; хорошая
технологичность деталей тормозного механизма, обеспечивающая необходимую
точность и качество изготовления, что, в свою очередь, влияет на
надежность и эффективность работы механизма; удобное размещение привода
к тормозному механизму внутри тормоза, обусловливающее наиболее полное
использование пространства внутри колеса для установки тормозного
механизма; наличие достаточно большого количества хорошо
зарекомендовавших себя конструкций тормозных механизмов барабанного
типа, что позволяет остановиться на наиболее подходящей для каждого
конкретного случая конструкции.
Для автомобилей семейства ЗИЛ-130 выбраны шины размером 260—508. При
этих шинах и соответствующих им размерах обода, подшипников и ступицы
наиболее целесообразным является барабан с внутренним диаметром
(диаметром поверхности трения) 420 мм. Барабаны такого размера уже
применялись на выпускавшихся ранее моделях (ЗИЛ-150, ЗИЛ-164). Кроме
того, барабаны диаметром 420 мм входят в нормальный ряд диаметров
тормозных барабанов, рекомендованный для применения на отечественных
автомобилях, и этот размер является предпочтительным для класса
автомобилей, в который входит автомобиль ЗИЛ-130.
Выбор конкретной конструктивной схемы колесного тормозного механизма в
значительной степени зависит от типа привода, выбор которого, в свою
очередь, зависит от массы автомобиля, его максимальной скорости,
необходимого замедления при торможении, тормозного пути, наличия или
отсутствия прицепа.
С увеличением массы автомобилей, их максимальной скорости, плотности
автомобильных потоков на дорогах предъявляются все более высокие
требования к тормозным качествам автомобилей. Это влечет за собой
необходимость все большего увели -
чення мощности тормозов и, следовательно,
соответствующего увеличения силы, прикладываемой к приводному механизму.
Водитель может приложить к тормозной педали усилие, достигающее 100—120
кгс. Однако частое пользование тормозами при таком усилии превратилось
бы в утомительную работу. В предписаниях Европейской экономической
комиссии (ЕЭК) ООН максимальное усилие на тормозной педали ограничено 70
кгс, но и это все-таки довольно большое усилие, желательно, чтобы оно
было меньше.
Вследствие этого на автомобилях общей массой более 6 т необходимо
вводить в привод тормозов какой-либо усилитель. Существуют следующие
основные типы тормозных приводов с усиливающими механизмами:
гидравлический; гидравлический с насосом, гидравлический с вакуумным усилителем; гидравлический с
пневматическим усилителем и пневматический.
Пневматические системы отличаются простотой конструкции н обслуживания,
невысокой стоимостью, а также надежностью. Они позволяют сравнительно
просто осуществлять связь тормозной системы тягача и прицепа. Воздух,
необходимый для их действия, есть везде и в любых количествах.
Пневматические системы обеспечивают для тормозов практически
неограниченное приводное усилие. Кроме того, сжатый воздух можно
использовать для других вспомогательных (не тормозных) устройств н
механизмов: для накачки шин, для пневматических сигналов
и др.
К недостаткам пневматической системы следует отнести сравнительно
большую массу ее узлов н агрегатов. Однако этот недостаток для грузовых
автомобилей большой грузоподъемности по сравнению с преимуществами
пневматической системы несущественен. По быстроте срабатывания
приводного механизма современные пневматические системы успешно
конкурируют с гидравлическими.
Ранее выпускавшиеся заводом им. И. А. Лихачева автомобили (ЗИЛ-150,
ЗИЛ-164, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157) снабжались пневматической тормозной системой.
Завод располагает хорошо отработанными в конструктивном и
технологическом отношении узлами пневматической системы и имеет
достаточный опыт их изготовления. Пневматическая система имела
положительные отзывы при эксплуатации автомобилей ЗИЛ. По указанным
причинам для семейства автомобилей ЗИЛ-130 был выбран пневматический
привод тормозов.
Перечисленные выше модели автомобилей имели колесные тормозные механизмы
с разжимными кулаками, отличающиеся простотой устройства и обслуживания
и высокой надежностью, хорошо себя зарекомендовали, что особенно важно,
если учесть широкий диапазон климатических и дорожных условий нашей
страны. Для автомобилей ЗИЛ-130 был выбран тормозной механизм такого же
типа.
На автомобилях ЗИЛ-150, ЗИЛ-164 и ЗИЛ-151
применялся дисковый стояночный тормоз, устанавливавшийся на карданном
валу за коробкой передач. В дальнейшем на автомобиле ЗИЛ-164А этот
тормоз был заменен более эффективным и надежным в эксплуатации
барабанным тормозом. Барабанный стояночный тормоз был принят и для
автомобилей ЗИЛ-130.