Продольная рулевая тяга автомобиля ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

Продольная рулевая тяга автомобиля ЗИЛ-130

Благодаря возможности применения по условиям прочности на автомобилях ЗИЛ-130 шарового пальца автомобиля ЗИЛ-164 были унифицированы шарниры продольных тяг этих автомобилей. Однако дорожные испытания и опыт эксплуатации, в первую очередь автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, показали, что долговечность шарниров с вкладышами старой конструкции недостаточна из-за интенсивного износа поверхностей трения. Кроме того, было установлено, что изогнутая по компоновочным соображениям продольная тяга подрезает тело хвостовика шарового пальца кромками окон.

Для повышения долговечности шарниров продольной тяги была несколько изменена ее конструкция. Увеличена поверхность трения шарниров новых тяг путем увеличения угла охвата шарового пальца вкладышами (рис. 67), что обеспечило:

— значительное снижение интенсивности износа шаровых пальцев и вкладышей (по результатам сравнительных эксплуатационных испытаний тяг, проведенных на автомобилях-самосвалах ЗИЛ-ММЗ-555 в тяжелых дорожных условиях, в 3,5—
3,8 раза);

— коренное изменение характера износа сферических поверхностей пальцев, при котором исключалась ступенчатая выработка по границам контакта с вкладышами, приводившая иногда в эксплуатации к заклиниванию шарнира;

— отсутствие сколов и выкрошиваний по периферии сферических поверхностей вкладышей.

Для уменьшения подреза шарового пальца тяга выполнена «уравновешенной», т. е. она изогнута так, чтобы центр ее тяжести лежал на оси между геометрическими центрами шаровых пальцев. Вследствие внедрения «уравновешенных» продольных рулевых тяг в 2—4 раза снизилась интенсивность «подреза» шарового пальца.

 

 

 

 

Рис. 67. Шарниры продольной рулевой тяги автомобилей ЗИЛ-130: а — выпускаемых вначале; б — выпускаемых в настоящее время





Ниже приведены расчетные напряжения в деталях шарнира продольной тяги при нагрузке его максимальным расчетным моментом на валу сошки.
Напряжение шарового пальца рычага в сечении наибольшего диаметра в заделке в кгс/см2:

изгиба............................3300

среза..............................................294

Напряжение смятия в шарнире в кгс/см2:

старой конструкции (расчетная площадь смятия равна 2,95 см2)..............................510

новой конструкции (расчетная площадь смятия равна 4,37 см2)...........................344

 


Следует особо отметить, что неправильная регулировка шарниров продольной рулевой тяги может привести к преждевременным поломкам шаровых пальцев. В эксплуатации были отмечены отдельные случаи поломок шаровых пальцев при крайне малых пробегах (450—2500 км). Анализ характера разрушения пальцев и последующие стендовые испытания показали, что причиной этих разрушений было нарушение инструкции, по которой пробку шарнира после затягивания до отказа надо отпустить на 'А оборота. При тугой затяжке пробки на шаровой палец действует дополнительный крутящий момент, возникающий даже при самых незначительных относительных поворотах шарнира.

По результатам стендовых испытаний шарнира с туго затянутой пробкой было установлено, что в этом случае предел выносливости шарового пальца уменьшается в 6 раз по сравнению с пределом выносливости шарнира, отрегулированного в соответствии с инструкцией.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..