На первых опытных образцах автомобилей ЗИЛ-130 была установлена балка
передней оси, размеры которой впоследствии были изменены, так как после
проведения дорожных испытаний автомобилей, имевших нагрузку на переднюю
ось 2450 кгс, в балке были обнаружены остаточные деформации как от
кручения, так и от изгиба.
При усилении балки среднее сечение выбирали таким образом, чтобы
расчетные напряжения были ниже аналогичных напряжений в балке
автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-585 (шасси ЗИЛ-164АГ), так как скорость
движения новых автомобилей, а следовательно, и динамические нагрузки на
него возросли по сравнению с нагрузками на автомобили ЗИЛ-164А.
Испытания показали, что усиленная балка обладает достаточными прочностью
и надежностью при эксплуатации автомобиля в различных дорожных условиях.
Расчетные параметры и напряжения в среднем сечении балки передней оси
приведены в табл. 58.
58. Расчетные параметры и напряжения в балке передней оси
Поворотный кулак
Учитывая имеющиеся запасы прочности цапфы поворотного кулака автомобиля
ЗИЛ-164А, ее размеры для автомобиля ЗИЛ-130 оставили такими же, кроме
диаметра резьбового хвостовика, который был несколько увеличен.
Расчетные напряжения от изгибающих моментов в сечении у галтели шейки
внутреннего подшипника достигают следующих значений в кгс/см2:
От веса, приходящегося на переднюю ось 168
При торможении автомобиля ...........270
При заносе автомобиля..................4900
Усталостная прочность данных цапф поворотного кулака характеризуется
кривой усталости 1 (рис. 65). Предел выносливо-
сти цапфы при симметричном цикле нагружения б-1 = ±
10,5 кгс/мм2. Опыт эксплуатации автомобилей показал, что цапфы с такими
характеристиками усталостной прочности имеют достаточную
эксплуатационную долговечность. Однако в связи с тем, что поворотные
кулаки автомобиля ЗИЛ-130 после дополнительной механической обработки
используются также на автобусах ЛиАЗ и ЛАЗ, где на них действуют более
высокие нагрузки, чем на автомобиле ЗИЛ-130, долговечность цапфы кулака
была повышена путем накатки галтели. Кривая 2 усталости характеризует
поворотные кулаки с накаткой галтели цапфы. Применение накатки галтели
повысило долговечность цапфы более чем в 10 раз, а предел выносливости
ее ст—i = = ± 16,8 кгс/мм2.
Для оценки прочности проушин поворотных кулаков были проведены стендовые
программные испытания их вместе с рычагами. Эти испытания показали, что
усталостная прочность проушин не меньше усталостной прочности усиленных
рычагов (см. ниже).
Шкворневой узел передней оси автомобиля ЗИЛ-130
Шкворневой узел передней оси автомобиля ЗИЛ-130 имеет такие же размеры,
как и узел автомобиля ЗИЛ-164А, и полностью унифицирован для двухосных
грузовых автомобилей ЗИЛ.
Расчетные напряжения в деталях шкворневого узла приведены в табл. 59.
59. Расчетные напряжения в деталях шкворневого узла
Напряжения в кгс/см2
Нагрузка
Изгиба
в
шкворне
Среза
в
шкворне
Смятия во втулке
шкворня
Смятия в опорном
подшипнике
От веса,
приходящегося на переднюю ось в покое
735
80
45,7
63,5
От сил, возникающих
при торможении автомобиля
4500
485
280
106
Опыт эксплуатации показал, что данный шкворневой
узел при установке его на автомобиль ЗИЛ-130 обладает достаточной
долговечностью.