Шлицевое соединение карданной передачи автомобиля ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Шлицевое соединение карданной передачи автомобиля ЗИЛ-130


Для повышения надежности шлицевого соединения необходимо уменьшение давлений на шлицы, хорошее центрирование их, не нарушающееся в процессе эксплуатации, а также обеспечение достаточной смазки и надежного уплотнения шлицев.

Уменьшение давлений возможно путем увеличения диаметра и числа шлицев. Для сохранения центрирования шлицев в эксплуатации его следует осуществлять по поверхностям, не участвующим в передаче крутящего момента. С этой целью в карданной передаче автомобиля ЗИЛ-130 применено герметичное соединение со шлицами эвольвентного профиля с центрированием по наружной поверхности шлицев и дополнительным центрированием внутренней поверхности шлицев втулки 20

(см. рис. 18) по гладкой цилиндрической шейке скользящей вилки 15. Таким образом, общая длина центрирующих поверхностей увеличивается. Принятая конструкция шлицевого соединения позволяет сохранять центрирование в процессе эксплуатации, так как оно осуществляется по поверхностям, не передающим крутящий момент и менее подверженным износу.

Герметичность шлицевого соединения достигается установкой в передней части шлицевой втулки завальцовываемой заглушки 21, а в задней части втулки резинового 16 и войлочного 5

сальников. Для более надежной защиты шлицевого соединения устанавливается защитная муфта 6.

Для смазки шлицев во внутреннюю полость шлицевой втулки при сборке закладывается 200 г смазки УС-1, ГОСТ 1033—51. При изменении длины карданного вала изменяются рабочие объемы полостей, расположенных по обеим сторонам шлицевого соединения. В результате изменения этих объемов смазка проникает к трущимся поверхностям.

Однако в процессе эксплуатации автомобиля ЭИЛ-130 имелись случаи износа и задира шлицевого соединения карданной передачи. В связи с этим появилась необходимость проведения специальных работ по определению влияния термообработки и различных поверхностных покрытий шлицев скользящей вилки на долговечность. Для этой цели был построен испытательный стенд, кинематическая схема которого приведена на рис. 21. На этом стенде шлицевое соединение при помощи рычажного устройства нагружается статическим крутящим моментом. Затем шлицевому соединению сообщается возвратно-поступательное движение от эксцентрикового привода.

Стенд оборудован динамометром для измерения нагрузки, тензодатчиками для определения осевых сил в шлицевом

соединении и электроимпульсным счетчиком для фиксации суммарного числа двойных ходов. Ниже приведена техническая характеристика стенда:



Мощность электропривода в л. с............10

Частота вращения вала электропривода

в об/мин....................................930

Передаточное число понижающего редуктора 7,44

Число двойных ходов в минуту............125

Максимальный ход шлицев в соединении в мм 160 Максимальная нагрузка в кгс-м............200





При испытании шлицевых соединений с различными скользящими вилками определяли продолжительность работы соединения до появления задира шлицев. Результаты испытаний следующие:

— долговечность незакаленной скользящей вилки, имеющей твердость НВ 255—285, составляет 7—9 ч;

— закалка шлицев скользящей вилки т. в. ч. до твердости HRC 42 (не менее) увеличивает ее долговечность до 50—52 ч;

— покрытие закаленных шлицев фосфатной пленкой повышает долговечность шлицевого соединения до 100—110 ч;

— применение комплекса мероприятий (закалка шлицев скользящей вилки т. в. ч. до твердости HRC 42—56, фосфатирование шлицев и покрытие фосфатного слоя твердой смазкой — дисульфидом молибдена) увеличивает долговечность шлицевого соединения до 550—570 ч.

Результаты стендовых испытаний были подтверждены дорожными испытаниями карданных передач на автомобилях. По результатам испытаний была внедрена закалка скользящей вилки с нагревом т. в. ч., антифрикционное фосфатирование шлицев скользящей вилки с последующей пропиткой фосфатного слоя твердой смазкой.

 

 

 

Рис. 21. Кинематическая схема стенда для испытания шлицевых соединений:
1 — электропривод; 2 — клиноременная передача; 3 — понижающий редуктор;
4 — опора эксцентрика; 5 — эксцентрик; 6 — опора качения; 7 — тарированная пластина с тензодатчиками: 8 — испытуемое шлицевое соединение: 9 — неподвижная опора с динамометрическим звеном; 10 — рычаг опоры; 11 — динамометр

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..