содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
Испытания на изгибно-усталостную прочность коробки передач автомобиля
ЗИЛ-130
Испытания шестерен коробок передач на изгибно-усталостную прочность
являются основным видом стендовых испытаний, позволяющих воспроизводить
условия и режимы работы испытуемого объекта, наиболее близкие к
эксплуатационным. Одна
из главных задач этих испытаний — получить сравнительные данные по
долговечности шестерен, изготовленных из стали разных марок н по
различной технологии.
Испытания на изгибно-усталостную прочность проводили на стенде с
замкнутым силовым контуром (рис. 16). Для нагружения коробок передач при
испытаниях на этом стенде используется мощность, циркулирующая в
замкнутом контуре стенда и создаваемая в нем за счет угловой жесткости
элементов, закрученных с помощью планетарного нагружателя. Силовой
контур стенда состоит из двух однотипных редукторов, включенных в контур
с помощью торсионных валов, упругих муфт, индуктивного датчика и
нагружателя.
Рис. 16. Стенд с замкнутым силовым контуром для
испытания шестерен коробок передач на изгибно-усталостную прочность
При испытании на стенд одновременно устанавливаются и включаются в
силовой контур две коробки передач. Одна из них — испытуемая, работает в
режиме, соответствующем работе коробки передач на автомобиле, другая —
технологическая,
замыкает контур и работает с обратным направлением
вращения и силового потока.
Контроль за нагрузкой в контуре стенда в процессе испытаний
осуществляется с помощью индуктивного датчика и стрелочного прибора,
шкала которого протарирована в кгс-м.
Режим испытаний коробок передач автомобиля ЭИЛ-130 на стенде был принят
следующим (для всех передач): крутящий момент на первичном валу равен
крутящему моменту двигателя Ме = 41 кгс-м и частота вращения первичного
вала п = = 1480 об/мин.
Перед началом испытаний на принятом режиме коробки передач проходили
обкатку при нагрузке, равной 0,5 Ме, в течение 15—20 ч для каждой
испытуемой передачи. При этом происходила приработка сопряженных
поверхностей шестерен испытуемой передачи, что повышает их
работоспособность. В испытуемые коробки передач заливалось масло ТАп-15В
(МРТУ 38-1-185-65). Температура коробок передач поддерживалась в
пределах 70—80° С путем охлаждения их картеров водой.
Испытания по возможности вели непрерывно до выработки требуемых норм
долговечности или до поломки наименее прочной детали. Допускались
кратковременные остановки стенда для профилактического осмотра его узлов
и коробок передач. Принятые нормы долговечности (в ч) шестерен коробки
передач автомобиля ЭИЛ-130 из условия обеспечения пробега автомобилем
200 тыс. км приведены ниже (при Ме = 41 кгс-м и частоте вращения
первичного вала 1480 об/мин):
Шестерни постоянного зацепления............1650
Шестерни передач:
четвертой ...........................880
третьей ..............................440
второй................................250
первой..................................110
В табл. 22 приведены результаты испытаний шестерен, изготовленных из
сталей разных марок. Анализ результатов испытаний позволяет сделать
следующие выводы:
— упрочнение шестерен коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 наклепом
стальной дробью при принятом процессе термообработки повышает их
изгибно-усталостную прочность и долговечность в среднем в 10 раз.
Долговечность упрочненных стальной дробью шестерен соответствует
принятым нормам долговечности коробки передач;
— изгибно-усталостная прочность и долговечность шестерен первой
передачи, изготовленных из стали 25ХГМ и упрочненных стальной дробью,
несколько выше, чем шестерен из стали 12Х2Н4А без упрочнения.
На основании полученных результатов стендовых
испытаний для производства шестерен коробки передач были рекомендованы
стали 25ХГТ и 25ХГМ и упрочнение зубьев шестерен наклепом стальной
дробью.
22. Результаты испытаний шестерен коробки передач
ЗИЛ-130 на изгибно-усталостную прочность
содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
|