Испытания на жесткость коробки передач автомобиля ЗИЛ-130

  Главная      Автомобили - ЗИЛ     Шасси автомобиля ЗИЛ-130 (Кригер А.М.) - 1973 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 


Испытания на жесткость коробки передач автомобиля ЗИЛ-130

Коробки передач испытывают на жесткость, чтобы определить деформации валов и картера при действии реальных нагрузок. Прогибы валов и обусловленные этим перекосы шестерен в плоскости зацепления определяли по возможности в местах установки шестерен. Наибольшее влияние на работу шестерен оказывают прогибы валов в плоскости их осей, приводящие к увеличению межосевого расстояния, и перекосы шестерен в плоскости, перпендикулярной к плоскости осей валов.

Жесткость валов является одним из основных факторов, определяющих прочность шестерен и влияющих на шум и вибрацию коробки передач в целом. Жесткость коробки передач

оценивают по прогибам валов и углам поворота шестерен в плоскости зацепления, замеренным в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Испытания коробки передач ЗИЛ-130 на жесткость проводили на крутильной машине. При подготовке коробки передач к испытаниям было сделано следующее: прошлифованы полосы шириной до 15 мм на глубину 0,1 -—0,2 мм в местах замеров у валов Для устранения их биения; прорезаны окна необходимых размеров в картере и крышке коробки передач для прохода удлинительных стержней ножки индикатора; удалены

все детали механизма переключения передач из крышки коробки передач; для удобства доступа к местам измерения прогиба вторичного вала на него вместо синхронизаторов в сборе установлены только каретки; вместо крышки заднего шарикоподшипника на первичный вал установлена дополнительная опора, обеспечивающая центрирование вала по переднему концу; индикаторы закрепляли на специально изготовленном жестком каркасе, независимом от картера коробки передач.

 

 

Рис. 14. Каркас с закрепленными индикаторами для испытания коробки передач на жесткость: а — вид слева; б — вид справа

 

 

Рис. 15. Удлинитель ножки индикатора с наконечником:
1 — удлинитель ножки индикатора; 2 — наконечник;
3 — участок вала со шлицами



Подготовленную таким образом коробку передач вместе с каркасом для индикаторов устанавливали на картер сцепления, закрепленный на монтажном угольнике (рис. 14). К первичному валу подводился крутящий момент от крутильной машины. Торможение вторичного вала при испытании (имитация нагрузки) производили с помощью двух дисковых тормозов.

Для замера деформации применяли механические индикаторы часового типа.

Для удобства доступа к зонам измерения на ножки индикаторов устанавливали специальные удлинители. Чтобы избежать западания во впадины шлицев вала удлинителей, на них навинчивали специальные наконечники с полусферической головкой (рис. 15).

Прогибы валов и смещение картера коробки передач замеряли на всех передачах, кроме прямой, при нормальном направлении вращения первичного вала. Нагрузка при испытании коробки передач изменялась ступенями через 10 кгс-м до максимальной 50 кгс-м. При этом сначала производилось обжатие коробки под нагрузкой до 50 кгс-м с последующей разгрузкой.

Показания индикаторов в каждом опыте записывали при непрерывном вращении валов. Фактический прогиб вала в каждом опыте определяли по максимальному показанию индикатора за вычетом предварительно измеренного биения вала в данной точке замера.

По фактическим величинам, характеризующим прогибы валов и их расхождение как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях (т. е. по углам непараллельности и скрещивания их осей), подсчитывало суммарный перекос шестерен в плоскости зацепления по следующей формуле:

 

 

21. Результаты испытаний коробок передач на жесткость

Параметры

3пл-130

ЗИЛ-120

Крутящий момент на первичном валу в кгс-м

41

40*

Суммарный прогиб валов в вертикальной (в числителе) и горизонтальной (в знаменателе) плос­костях при включении различных передач в мм:

 

 

первой .

0,21/0,54

0,27/0,51

второй .

0,16/0,46

0,22/0,31

третьей

0,11/0,27

0,19/0,17

четверто.I

0,08/0,15

заднего хода          

0,17/0,12

0,36/0,12

Угол перекоса шестерни первой передачи и зад­

 

 

него хода вторичного вала в рад          

0,00095

0,0015

Угол перекоса венца шестерни первой передачи

0,00074

0,0008

промежуточного вала в рад                 

* Крутящий момент дни га тел я ЗИЛ-120 равен 33 кгс.м.

 

 

В табл. 21 приведены результаты испытаний коробок передач ЗИЛ-130 и ЗИЛ-120 на жесткость. Анализ этих результатов позволяет сделать следующие выводы:

— максимальное расхождение валов в плоскости расположения их осей, характеризующее увеличение межцентрового расстояния, для коробки передач ЗИЛ-130 равно 0,21 мм; для коробки передач ЗИЛ-120 при крутящем моменте 40 кгс-м эта величина равна 0,27 мм;

— максимальный перекос шестерен наиболее нагруженной первой передачи в плоскости их зацепления для коробки передач ЗИЛ-130 равен 0,00095 рад, а для коробки передач ЗИЛ-120

0,0015 рад.

Таким образом, фактические прогибы валов в плоскости расположения их осей и угол перекоса шестерен в плоскости их зацепления при передаче максимального момента для коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 не превышают величин, рекомендуемых в технической литературе:

— суммарное расхождение валов в плоскости расположения их осей, характеризующее увеличение межцентрового расстояния, не более 0,2 мм;
 

 

 

— угол перекоса валов в плоскости, перпендикулярной к плоскости расположения их осей, или угол перекоса шестерен в плоскости зацепления не более 0,002 рад.

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..