ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
АВТОМОБИЛЯХ-САМОСВАЛАХ (ЗИЛ-ММЗ-554)
С расширением объема автомобильных перевозок, с организацией стабильных
перевозок однотипных грузов растет потребность в специализированных
автомобилях, прицепах и полуприцепах.
Самыми распространенными из них являются автомобили-самосвалы. Их выпуск
в настоящее время составляет свыше 20% общего выпуска грузовых
автомобилей.
Особенности сельскохозяйственных грузов и грузов для сельского хозяйства
предъявляют особые требования к автомобилям. Наиболее массовыми
сельскохозяйственными грузами являются насыпные и навалочные грузы,
которые могут загружаться кузов автомобиля насыпью (навалом) без
тары, а разгружаться путем подъема кузова. Такой характер грузов делает
особенно рентабельным использование в сельском хозяйстве
автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов.
Сельскохозяйственные автомобили-самосвалы должны быть рассчитаны «а
эксплуатацию по всем видам автомобильных дорог, отнесенных к группе Б по
ГОСТ 9314—59. Они должны обеспечивать перевозку разнохарактерных грузов
и одновременно обладать повышенной надежностью, простотой обслуживания и
ремонта. Эксплуатируемые в сельском хозяйстве автомобили-самосвалы
ГАЗ-93Б, ГАЗ-САЗ-53Б, ЗИЛ-ММЗ-585К, ЗИЛ-ММЗ-585М по своей конструкции не
соответствуют современным требованиям.
Большое разнообразие грузов, которые перевозят, .как правило, одним и
тем же парком автомобилей, предъявляет требование универсальности
конструкции автомобилей-самосвалов, в первую очередь, его кузова.
Целесообразно иметь кузов прямоугольной формы с открывающимися боковыми
и задними бортами. Такие кузова приспособлены для перевозок как
насыпных, так и штучных грузов.
Большой объем перевозок на дальние расстояния по автомобильным дорогам,
где экономический эффект дает широкое использование автопоездов, делает
необходимым оборудование автомобилей-самосвалов узлами, обеспечивающими
работу с самосвальными .прицепами.
В комплекте автомобиля-самосвала должны быть предусмотрены съемные
надставные борта, увеличивающие геометрический объем кузова. Надставные
борта могут быть реечными с просветом между рейками не более 40 мм
(перевозка картофеля). Кузов должен быть герметичным, что обеспечивается
мягкими уплотнительными элементами в притворках бортов, которые должны
легко сменяться при износе. Должно быть 'Предусмотрено укрытие кузова
брезентовым тентом для предохранения грузов (минеральные удобрения,
зерно) от выдувания и воздействия атмосферных осадков.
Способы загрузки автомобилей-самосвалов весьма разнообразны. Как
правило, погрузка должна быть механизированной: из бункеров уборочных
машин, тракторными и колесными погрузчиками, экскаваторами, грейферами,
транспортерами. Штучные и затаренные в мешки грузы должны грузиться
кранами «ли автопогрузчиками, но часто грузы грузят вручную.
Погрузочная высота (уровень до верхней кромки бортов) должна быть не
более 2000 мм, уровень пола кузова — не выше 1250 мм. Это
обусловливается высотой погрузочных рамп складских помещений и высотой
платформ железнодорожных вагонов.
Должна быть предусмотрена трехсторонняя разгрузка кузова: боковые — для
работы с прицепом и задняя — при работе без прицепа. Основные боковые
борта должны открываться на нижних шарнирах, что уменьшает подсыпание
груза под колеса и обеспечивает удобство ручной погрузки. Конструкция
заднего борта должна предусматривать возможность открывания его как на
нижних, так и на верхних шарнирах, причем переналадка должна
осуществляться быстро и желательно без применения инструментов. Съемные
надставные борта должны открываться на верхних шарнирах (фартучного
типа), что обеспечивает их автоматическое открывание и закрывание.
Дно кузова должно быть плоским, без выступающих частей во избежание
повреждений корнеплодов при погрузке, обеспечения легкой очистки и мойки
кузова и для беспрепятственной, без зависания грузов разгрузки.
Промышленностью выпускаются в настоящее время две модели
сельскохозяйственных автомобилей-самосвалов ГАЗ-САЗ-53Б и ЗИЛ-ММЗ-554.
Наиболее полно удовлетворяет требованиям автомобиль-самосвал
ЗИЛ-ММЗ-554. Автомобиль-самосвал ГАЗ-САЗ-53Б не рассчитан на работу с
прицепами-самосвалами.