Глава 7 КАБИНА, ОПЕРЕНИЕ И ПЛАТФОРМА АВТОМОБИЛЯ
ЗИЛ-157К
КАБИНА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-157К
Кабина автомобиля цельнометаллическая, штампованная, оварная, рассчитана
на размещение в ней трех человек.
Крыша, боковые стенки, задняя стенка до уровня спинок сидений и
наклонный пол снабжены картонной термоизоляцией. Двери и передние
боковины кабины имеют наружные и внутренние панели с воздушным
промежутком между ними, что также улучшает термоизоляцию кабины.
В передней части кабины установлены две ветровые рамы, правая рама
неоткрывающаяся, левая открывающаяся, удерживаемая в открытом положении
двумя держателями. Стекла ветровой рамы закаленные, типа «Сталинит».
В задней части кабины имеется неоткрывающееся окно, застекленное также
закаленным стеклом типа «Сталинит».
На переднем щите кабины устанавливаются приборы, ручки и и кнопки
управления системами автомобиля, а также вещевой ящик.
В верхней передней части кабины перед водителем расположены
протиеосолнечный козырек и два люка, облегчающие доступ к механизму
стеклоочистителя.
Стеклоочиститель 5 (рис. 86), работающий от сжатого воздуха,
устанавливается в верхней передней части кабины. Левая щетка приводится
в движение валиком 4 стеклоочистителя, а правая — с помощью тяги и двух
рычагов 3.
Рычажком 1 можно вручную приводить в движение щетки или устанавливать их
в крайнее положение.
В корпусе 18, герметически закрытом с двух сторон крышками 12 и 19,
помещаются два поршня 13 с кожаными манжетами 17, соединенные между
собой рейкой 14, находящейся в зацеплении с сектором 15. Сектор укреплен
на валике 4, на конце которого установлен рычаг щетки. В правой крышке
19 находится распределительный механизм, с помощью которого воздух под
давлением подается в камеры между тем или другим поршнем и
соответствующей крышкой, в то время как другая камера сообщается с
атмосферой. При этом поршень под действием разности давлений
перемещается, поворачивая сектор 15 и валик 4 вместе со щетками. Когда
поршень дойдет до одного из крайних положений, распределительный
механизм переключит подачу воздуха во вторую камеру, соединив первую с
атмосферной.
Сжатый воздух для привода стеклоочистителя подается
по трубке 2 от тройника манометра тормозной системы. Включается
стеклоочиститель вентилем, установленным на арматурном щитке кабины.
К пусковому вентилю-редуктору воздух подводится по трубке и штуцеру 25
и, пройдя кольцевую щель между клапаном и седлом, попадает в штуцер 26,
ведущий к стеклоочистителю. Клапан 24 ввернут в шток 22, имеющий манжету
23. Открытие клапана регулируется вращением винта 21, движение которого
через пружины 21 передается штоку 22, а вместе с ним и клапану 24.
Такая конструкция клапана обеспечивает возможность небольшого смещения
клапана и плотное прилегание его к седлу. Вентиль редуцирует давление
воздуха до допустимого для работы стеклоочистителя.
Если клапан открыт, воздух под давлением более 3,0— 3,5 кгс/см2 попадет
в полость между клапаном 24 и манжетой 23, отожмет манжету и приоткроет
клапан 24 настолько, что при работающем стеклоочистителе давление
подводимого к нему воздуха (до 7,3 кгс/см2) даже при полностью
отвернутом винте 21 не превысит допустимого.
Вращая головку вентиля влево, стеклоочиститель включается. При самом
крайнем отворачивании головки вентиля влево до отказа щетки
стеклоочистителя делают 60—70 двойных ходов в минуту.
В горизонтальной части пола кабины имеется люк для осмотра
аккумуляторной батареи и съемный пол для доступа к коробке передач, в
наклонной части — люк с крышкой для доступа к масленке подшипника муфты
выключения сцепления, люк с крышкой, через который проходят рулевая
колонка и педаль тормоза.
На подставу кабины, приваренную к полу, устанавливаются подушки сидений
для водителя и для двух пассажиров. На задней панели кабины
подвешиваются на петлях спинки сидений для водителя и для пассажиров.
Для удобства посадки подушки водителя и пассажиров могут быть
установлены в трех положениях на фиксаторах, закрепленных в
металлическом основании. Для этого в каркасе подушек имеется по три
отверстия, в которые входят фиксаторы. Спинка сиденья по наклону
устанавливается в двух положениях с помощью упорного бруса. Подушки и
спинки пружинные, поверх пружин уложен ватин, обтянутый дерматином или
автобимом. В подушке водителя имеются дополнительные пружины,
располо-женные под передней секцией основания каркаса, что обеспечивает
более удобную посадку и уменьшает усталость водителя.
При сжатии подушек воздух из них может выходить с сопротивлением только
через отверстия фиксаторов, в результате чего создается воздушная
амортизация подушек, которая поглощает резкие толчки при движении по
плохим дорогам.
На задней стенке кабины укреплены держатели солидолонагнетателя,
пусковой рукоятки и пилы. Спереди на правой боковой внутренней панели
приварены держатели топора. По особому требованию кабина может быть
оборудована держателем личного оружия водителя, в этом случае на полу
справа крепится подпятник, а на переднем щите — запор.
Двери кабины навешиваются на передних стойках каркаса кабины. Навески
имеют овальные отверстия для регулировки при установке дверей. По всему
проему двери уплотняются резиновыми уплотнителями, которые крепятся к
проему с помощью клея, штабиков и специальных держателей.
Двери кабины оборудованы замками, для открывания замков и дверей имеются
наружные и внутренние ручки. Правая дверь запирается снаружи ключом от
замка зажигания, а левая дверь запирается изнутри поворотом внутренней
ручки.