Тормоза колес регулируют, если не обеспечивается тормозной путь
автомобиля и одновременность действия тормозов всех колес.
При эксплуатации автомобиля из-за износа накладок и тормозных барабанов
увеличивается зазор между ними и увеличивается свободный ход педали
тормоза. Тем самым уменьшается эффективность действия тормозов, а
тормозной путь увеличивается.
Перед регулировкой вывешивают колесо (или мост) автомобиля и проверяют
правильность затяжки подшипников ступицы; тормоза должны быть холодными.
Регулировка тормозов колес может быть частичная или полная.
Частичная регулировка тормозов
Эта регулировка необходима при увеличении зазора между накладками
колодок и тормозными барабанами вследствие износа фрикционных накладок
колодок.
Повышенный -зазор обнаруживается по увеличенному ходу штоков тормозных
камер; нормальный ход штоков не должен превышать 35 мм.
Частичная регулировка тормозов осуществляется только вращением червяков
регулировочных рычагов.
При частичной регулировке вначале поворачивают червяк так, чтобы колесо
затормозилось, а затем поворачивают червяк в обратную сторону, пока
колесо не станет свободно вращаться от руки. Ход штока тормозной камеры
должен быть 15—35 мм; ходы штоков правых и левых тормозных камер каждого
моста должны быть наименьшими и мало отличаться один от другого. После
этого измеряют зазор между накладками колодок и тормозным барабаном.
Зазор у разжимного кулака должен быть не менее 0,4 ми, у осей колодок —
0,2—0,6 мм. При нажатии на педаль тормоза и ее отпускании (при наличии
сжатого воздуха в тормозной системе) штоки тормозных камер должны
перемещаться быстро, без заеданий. В отторможенном состоянии барабаны
колес должны свободно вращаться без касания накладок колодок.
Полная регулировка тормозов
Эта регулировка необходима после разборки и ремонта тормозов или при
ослаблении крепления осей колодок и нарушении концентричности рабочих
поверхностей тормозного барабана и колодок.
При полной регулировке ослабляют гайки крепления осей колодок и
поворачивают оси метками (нанесены на торцах) одну к другой, сблизив тем
самым эксцентрики осей; затем ослабляют
гайки крепления кронштейнов разжимных кулаков к
защитным дискам.
После этого подают сжатый воздух под давлением 1— 1,5 кгс/см2 в
тормозную камеру, нажимая на педаль тормоза при наличии воздуха в
тормозной системе или пользуясь компрессорной установкой пункта
технического обслуживания; если сжатого воздуха нет, вынимают палец
штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг, прижимают
колодки к тормозному барабану. Затем проверяют щупом через окно в
барабане плотность прилегания колодок к барабану на расстоянии 20—30 мм
от наружных концов накладок; щуп 0,1 мм не должен проходить сквозь всю
ширину накладки; если при этом обнаружится зазор, то его устраняют,
поворачивая ось колодок в ту или другую сторону. Не отпуская
регулировочный рычаг и удерживая оси колодок от проворачивания,
затягивают гайки осей и гайки болтов крепления кронштейнов разжимного
кулака. Прекратив и подачу сжатого воздуха (отпустив регулировочный
рычаг) и присоединив шток тормозной камеры, проводят частичную
регулировку тормозов, как указано выше.