Привод состоит из компрессора 1 (рис. 39), регулятора давления 2, трех
воздушных баллонов 7, 13 и 17, предохранительного клапана 3, манометра
10, тормозного крана 19, шести тормозных камер 23, разобщительного крана
14 и соединительной головки 15.
Компрессор автомобиля ЗИЛ-157К
Компрессор поршневого типа, двухцилиндровый, непрямоточный,
одноступенчатого сжатия, приводится в действие от двигателя автомобиля
клиновидным ремнем. Ремень привода компрессора натягивается перемещением
компрессора. Он установлен на головке блока двигателя п крепится тремя
шпильками, которые проходят через овальные отверстия в кронштейне.
Кронштейн является нижней крышкой картера 1 (рис. 41) компрессора. К
картеру прикреплен на шести шпильках чугунный блок 9, в цилиндрах
которого перемещаются поршни 19. Диаметр цилиндра 60 мм, ход поршня 38
мм. Поршни имеют по два компрессионных кольца 17 и одному маслосъемному
кольцу 14. В канавке поршня для маслосъемного кольца просверлены
отверстия для прохода масла. Поршни устанавливаются в цилиндры с зазором
0,05—0,1 мм. Поршневые кольца чугунные, имеют по внутреннему диаметру
проточки, которые при установке колец должны быть обращены вверх.
Стыки поршневых колец располагаются по окружности под углом 90° один
относительно другого.
Поршни и кольца выпускают двух ремонтных размеров с увеличением диаметра
на 0,4 и 0,8 мм по отношению к номинальному размеру.
Поршневые пальцы 16 плавающие, удерживаются в бобышках поршня заглушками
15, запрессованными в отверстия с обоих концов поршня.
Поршни соединены с коленчатым валом шатунами 10. Верхние головки шатунов
цельные, с бронзовыми втулками 18. Нижние головки разъемные, и в них
устанавливаются вкладыши 8, изготовленные из стальной ленты, покрытой
слоем антифрикционного сплава. Вкладыши шатуна выпускают ремонтных
размеров с уменьшением диаметра на 0,3 и 0,6 мм. Момент затяжки болтов
шатуна 1,5— 1,7 кгс * м.
Коленчатый вал установлен в картере 1 на двух шарикоподшипниках 3,
установленных в торцовых отверстиях картера. Передний подшипник
закрывается крышкой 2, в которой выполнены маслоотгонные канавки и
имеется резиновый самоподжимной сальник 6.
На переднем конце вала на сегментной шпонке 5 надет чугунный приводной
шкив, закрепленный гайкой. Шкив до установки
на вал статически балансируется. Задний подшипник
зафиксирован от осевых перемещений стопорным кольцом и прижат крышкой
55. 0тот подшипник крепится упорной гайкой 54, которая контрится
замочной шайбой.
Детали компрессора смазываются под давлением
маслом, подаваемым из главной масляной магистрали системой смазки
двигателя, с которой компрессор соединен подводящим и отводящим
трубопроводами. Масло поступает по трубопроводу через штуцер 52,
ввернутый в отверстие задней крышки 55 картера.
В торец коленчатого вала входит уплотнитель 53, прижимаемый к
внутреннему торцу крышки пружиной. Масло через отверстие в уплотнителе
проходит по сверлениям 7 коленчатого вала к подшипникам нижних головок
шатунов. Масло, вытекающее из зазоров, разбрызгивается и смазывает
стенки цилиндров, поршневые пальцы и шарикоподшипники коленчатого вала.
Излишек масла стекает в углубление крышки картера и затем по
трубопроводу в картер двигателя. Чугунная головка 30 блока съемная,
уплотняется паронитовой прокладкой и крепится к блоку на восьми
шпильках. В головке блока над каждым цилиндром расположено отверстие, в
которое ввернуто стальное седло 20 нагнетательного клапана.
Нагнетательные клапаны 21 (выпускные) пластинчатые, стальные,
прижимаются к седлам пружинами 22, установленными в направляющей выточке
пробки 24 клапана. Под пробки поставлены медные уплотнительные
прокладки.
Компрессор охлаждается жидкостью, подводимой из рубашки охлаждения
головки блока цилиндров двигателя. Охлаждающая жидкость поступает в
рубашку 13 охлаждения блока 9, которая окружает цилиндры, затем в
рубашку 25 охлаждения головки блока и сливается во всасывающую полость
водяного насоса. Система охлаждения компрессора заполняется только при
работающем двигателе. Воздух из воздушного фильтра двигателя поступает
по трубопроводу в камеру 37, расположенную в блоке цилиндров.
При ходе всасывания в цилиндре компрессора открывается впускной клапан
29 и воздух из камеры 37 проходит через канал 26, выполненный на верхней
плоскости блока под головкой блока, в цилиндр. В блоке над камерой 37
имеются два отверстия, в которые установлены седла 31, к которым
пружинами 28 прижаты впускные плоские клапаны 29. Эти клапаны
перемещаются в направляющих кольцах, и их ход ограничивается стержнями
27. Пружины 28 и стержни 27 расположены в сверлениях, выполненных в
головке блока. В отверстия блока под камерой 37 запрессованы латунные
втулки 58, в которых могут перемещаться плунжеры 36 штока разгрузочного
устройства. Каждый плунжер имеет по две канавки, в которые установлены
резиновые уплотняющие кольца 59.
В сверлении, выполненном в плунжере, устанавливается шток 32 впускного
клапана; шток перемещается в гнезде 34.
К гнездам прижато пружиной 33 коромысло 35 штоков.
Плунжеры 36 могут подыматься вверх под давлением воздуха, поступающего к
ним из регулятора давления по каналу 38 в блоке.