Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого привода к
передним колесам автомобиля.
Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-157К
Рулевой механизм (рис. 37) состоит из следующих основных деталей:
картера 5, глобоидального червяка 6, трехгребневого ролика 12, вала руля
23, вала 13 сошки и трубы 9 рулевой колонки.
Рулевой механизм крепится на двух разъемных кронштейнах: снизу —
держателем картера в кронштейне 1, сверху — трубой рулевой колонки через
резиновое кольцо в верхнем кронштейне.
Нижний кронштейн приклепан к левому лонжерону рамы, а верхний крепится
болтами к передней стенке кабины.
Передаточное отношение рулевого механизма 23,5: 1 обеспечивается
глобоидальным червяком и находящимся с ним в зацеплении роликом 12.
Червяк 6 установлен в картере на двух конических роликоподшипниках 8, не
имеющих внутренних колец. Конические поверхности концов червяка служат
беговой дорожкой для роликов подшипников. Наружное кольцо нижнего
подшипника может перемещаться и прижимается к роликам крышкой 3 картера.
Подшипники регулируются с предварительным натягом с помощью
металлических регулировочных прокладок 4. Тонкие прокладки имеют толщину
0,05 и 0,1 мм. Ролик установлен в пазу головки вала 13 сошки на оси 10
на игольчатых подшипниках 11, состоящих из двух рядов иголок,
разделенных втулкой 14. Ось 10 ролика запрессовывается в головку вала
сошки и приваривается к ней. Между торцами ролика и стенками паза
головки на оси установлены упорные шайбы 2, предотвращающие выработку
торцов. Вал сошки вращается в трех втулках: две втулки 21 запрессованы в
картер, а третья 19 — в боковую крышку 20. Крышка центрируется по
отверстию, имеющемуся в картере рулевого меха-низма, и крепится к нему
болтами. Осевому перемещению вала сошки препятствует упорная шайба 17,
плотно установленная на конце вала в кольцевом пазу. Гайка 16,
навернутая на резьбу выступа крышки картера, прижимает упорную шайбу 17
и регулировочные прокладки 18 к торцу крышки картера; отвертыванию гайки
16 препятствует стопор 37, привернутый к крышке болтами.
Зацепление ролика с червяком регулируется изменением толщины набора
прокладок 18. Зазор в зацеплении ролика с червяком переменный:
наименьший (не более 0,05 мм) — при нахождении ролика в средней части
червяка (автомобиль движется по прямой) и увеличивающийся — при
перемещении ролика в крайнее положение при повороте рулевого колеса в ту
или иную сторону. Это необходимо потому, что наименьший зазор позволяет
водителю хорошо «чувствовать» дорогу при движении по прямой и увеличить
долговечность червяка, так как он изнашивается сильнее в средней части.
Увеличенный зазор в зацеплении дает возможность регулировать червячную
пару по мере износа.
В шлицованное отверстие червяка запрессован пустотелый вал руля 23.
Нижний конец вала развальцован, а верхний опирается на специальный
шарикоподшипник 35, установленный в трубе 9; труба запрессована в
отверстие картера.
Рулевое колесо 33 установлено на шпонке 25 на конусном конце вала и
закреплено гайкой 34. В выточке ступицы рулевого колеса установлена
кнопка 28 сигнала. К кнопке сигнала подведен провод 24, проходящий через
отверстие в крышке 3 и внутри-вала руля. В картер масло заливается через
резьбовое отверстие, закрываемое пробкой 7. Течь масла предотвращается
сальником 22, запрессованным в выточку держателя картера, и
уплотнительным кольцом 15, установленным между торцом гайки 16 и торцом
крышки 20 картера.